Разработка урока по литературе "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ооржак Милана Ивановна

Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n.tolstoy._kavkazskiy_plennik.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тээлинская средняя общеобразовательная школа имени В.Б.Кара-Сала

Бай-Тайгинского района

Методическая разработка урока

по теме:

«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».   

Сравнительная  характеристика героев рассказа».

5 класс.

Используемые технологии: ИКТ-технологии

(презентация, мультимедийный проектор).

Тээли-2015 год

Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».   Сравнительная  характеристика героев рассказа.

Цель: составить сравнительную характеристику героев

Задачи:

- научить выбирать материал из текста в соответствии с темой и анализировать его;

- составить сравнительную характеристику героев;

- определить мотивы  поведения героев.

Ход урока:

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Беседа
  • Работа в группах
  • Работа с таблицей
  • Работа над сравнительной характеристикой героев
  • Подведение итогов урока

  • Домашнее задание
  • Организационный момент

Организационный момент.

Проверка домашнего задания: на презентации даны иллюстрации к произведению, пересказать проиллюстрированные  фрагменты текста (см. слайды 2-6). Какие иллюстрации понравились вам? Как бы вы изобразили героев?

Беседа:

Почему жизнь аула показана через воспоминания Жилина?

Что говорит о том, что у народов нет внутренней вражды?

Чем нравится рассказчику Дина?

За что ценили горцы Жилина?

Почему Жилин взялся за рукоделие?

Работа в группах:

1 группа: Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар (цитаты)

2 группа: Сцена выкупа. Почему татары назвали Костылина  смирным? Справедливо ли сказано о Жилине – джигит, а о Костылине – смирный?

3 группа: Найти глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину в 3 и 4 главе.

4 группа: Сцена побега. Какую фразу несколько раз повторяет Жилин? Что это добавляет к его характеристике?

Обсуждение полученных результатов.

Работа с таблицей:

У вас дана табличка с героями, покажите стрелочками их взаимоотношения, над стрелками укажите испытываемые друг к другу чувства.

Проверим результаты, внимание на слайд  (открывается  таблица на слайде 7).

Подумаем  над фамилиями героев. Почему выбраны именно такие фамилии?

Фамилии героев находятся в паре, даже рифмуются. Внимание на слайд

Запись в тетрадь:  Жилин (жила – прочное соединение мышц) – крепкий, выносливый человек.

Костылин (Костыль – опора для хромых) – слабый, нуждается в опоре. Фамилия – дополнительная характеристика, выражающая отношение автора.  (см. слайд 8)

Работа над сравнительной характеристикой героев:

Теперь обобщим все сказанное о героях и  поработаем в тетради  над сравнительной характеристикой  (по мере заполнения на слайде 9 открывается информация).

Подведение итогов урока: С точки зрения автора, человек сам отвечает за свою судьбу, каков характер такова и судьба.

Домашнее задание: сочинение «Жилин и Костылин – разные судьбы».

Организационный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Разработка урока №1 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: развитие мышления, воображения, творчества, навыков самостоятельной работы; совершенствование навыков монологической и диалогической речи; активизация лексики по теме; восп...

Разработка урока №2 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Цели: активизация изученной лексики по теме, обобщение знаний о способностях. Знакомство с отношением некоторых британских сверстников к способностям. Воспитание потребности к коллективной работ...

Разработка урока №3 по теме: «Хобби» (7 класс, УМК Кузовлев В.П., серия 5-11, "Просвещение-2009) 7 класс

Тема: “My Hobby”Цели: воспитание потребности к коллективной работе; стимулировать как устную, так и письменную речь; развить умения воспринимать на слух с общим охватом содержания; расширение кр...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...