Урок нравственности в 6 классе на тему «Быть человеком» (литература)
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме
Цели:
- Образовательные: пробуждение у учащихся интереса к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве;
анализ прочитанных произведений.
2. Развивающие: знакомство с нравственными понятиями, выработка нравственных представлений о поведении человека.
Воспитывающие: воспитание нравственной личности, способной на добрые дела, способной отличать истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_byt_chelovekom.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Кумылженская СОШ №1
Кумылженского района Волгоградской области
Урок внеклассного чтения
в 6 классе
«Быть человеком»
Учитель русского
языка и литературы
Созинова И.Н.
Урок нравственности в 6 классе
на тему
«Быть человеком»
(литература)
Цели:
- Образовательные: пробуждение у учащихся интереса к нравственным вопросам, поднимающимся в литературе, искусстве;
анализ прочитанных произведений.
2. Развивающие: знакомство с нравственными понятиями, выработка нравственных представлений о поведении человека.
- Воспитывающие: воспитание нравственной личности, способной на добрые дела, способной отличать истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.
Оборудование: 1. Портреты В.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, С.Ожегова, А.Сент-Экзюпери, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, Ф.Кривина, В.Железникова, М.Зощенко;
компьютер, проектор
1. Высказывания о нравственности на плакате.
(Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, – бережное отношение к миру: к обществу, к природе. Д.Лихачёв
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Гегель
Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
(Апостол Павел)
2. Слайды с текстами по этапам урока.
3. Выставка книг по теме урока.
4. Лепестки для составления ромашки счастья.
Ход урока.
(Класс разбит на 5 групп, представляющих разные качества человека:
1 группа – нравственный человек;
2 группа – ложь, бесчестие;
3 группа – алчность, жадность;
4 группа – зависть;
5 группа – лесть, тщеславие.)
( СЛАЙД № 2 - «Урок нравственности «Быть человеком»)
- Вступительное слово учителя.
(СЛАЙД № 3 «Я – человек. Нельзя жить приятно, не живя вместе с тем нравственно»)
В природе много чудес, но главное чудо – это человек. Что значит быть человеком? Что значит жить нравственно? Об этом мы и будем говорить сегодня.
(СЛАЙД № 4 «Жить нравственно – значит совершать добрые поступки и не совершать плохих»)
Нравственность – это правила, определяющие поведение человека среди окружающих его людей и природы, выполнение этих правил, а также душевные качества человека. Жить нравственно – значит совершать добрые поступки и не совершать плохих. Человек может считаться счастливым только тогда, когда у него спокойная совесть.
- О чём рассказ В.Сухомлинского «Каждый человек должен»?
«Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря — отдыхать. Мама стелет постель ни полке для себя и на отдельной полке — для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
— Мама, вы говорили, что поезд ведёт машинист. А кто же ночью ведёт поезд?
— Ночью тоже ведёт поезд машинист.
— Как? — удивляется Петрик. – Неужели он ночью не спит?
- Не спит, сынок.
— Мы спим, а он не спит? Целую ночь? — еще больше удивляется Петрик.
— Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
— Но как же это так? – не может понять Петрик. — Ведь спать-то ему хочется?
— Хочется, но он должен вести поезд). Каждый человек— должен. Посмотри в окно, видишь: вон а поле пашет поле тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что они должен работать ночью.
— И я должен? — спрашивает Петрик.
— И ты должен.. - Что же я должен?
— Быть человеком, — ответила мама. - Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть».
- Зачитаем последние строки. Что можно добавить к словам мамы?
(- Быть человеком – это значит творить добро.
- Быть человеком – совершать добрые дела и т.п.)
- За нарушением общественного порядка следят органы власти, за поведением в школе – учителя, дома – родители. А кто же следит за отношением к окружающему? (Наша совесть.)
- Как же вести себя, чтобы не было стыдно перед своей совестью? Ещё в древнейшем памятнике литературы «Библии» прозвучали 10 заповедей, которые должен соблюдать народ.
(СЛАЙД № 5 «10 заповедей»
1. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим
2. Не делай себе кумира.
3. Не произноси имя Господа твоего напрасно.
4. Шесть дней работай, а седьмой посвяти Господу Богу своему.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.)
- Как звучит «золотое» правило?
(СЛАЙД № 6 «Не желай другому того, чего не желаешь себе»)
Л.Н.Толстой писал, что простое правило нравственности состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе, и как можно больше самому служить другим.
- В.Сухомлинский в рассказе «Самое важное – это заставить себя чувствовать» говорит о науке общения.
«Учился а одной школе в четвертом классе Генка. Какой бы вопрос ни поставила учительница, Генка сразу дает полный ответ и «пять» получает. Писал Генка лучше всех, решал задачи быстрее всех.
Но не любили товарищи Генку: слишком уж выставлял напоказ он свой ум. Ответит на вопрос учительницы и так посмотрит на класс, будто говорит: «Я самый умный».
Весною класс собрался в поход. Радовались дети: сколько удовольствия дает им путешествие и ночевка в лесу!
Думали-гадали, какие вещи в поход брить, как обед варить, как ночлег устроить. И решили: брать надо в лес на двух ребят одно одеяло, одну миску. Быстро разобрались по парам. А с Генкой никто не хочет ни одеяла одного брать, ни из одной миски обед есть.
Заплакал Генки, подошел к учительнице и говорит:
— Я же никому слова плохого не сказал... за что же меня невзлюбили? Учительница ответила:
— Нелегкое дело — заставить себя говорить. Еще труднее — заставить себя молчать.
И еще труднее — заставить себя думать. Но самое трудное -- это заставить себя чувствовать. ;
— Как же мне заставить себя чувствовать? — спросил Генка.
— Надо видеть людей другими глазами. Ты радуешься, что 'ты умнее всех, а надо горевать, что нет умнее тебя. Потому что каждый, считающий себя самым-самым, становится, в конце концов, одиноким.
— Спасибо за науку, -- сказал Генки. — А в лес мне как же — идти с товарищами? — Иди. Бери своё одеяло, свою миску и начинай свою новую жизнь. Открывай глаза на людей и учись видеть их по – другому».
- В чём же суть науки общения? (Зачитать)
Чтобы избавиться от недостатков, надо постоянно работать над собой.
- (СЛАЙД № 7
«Бесчестный человек омерзителен для всех добродетельных людей»).
- Кто такой честный человек?
- Вспомните пословицы о правде.
(СЛАЙД № 8 Пословицы о правде.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Правда светлее солнца.
- Правду, что шило в мешке, не утаишь.
- Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
- Неправда наружу выйдет.
- Враньё не приведёт в добро.
- Лжецу и в правде не верят.)
- А почему люди лгут?
Ложь бывает двух видов: из лучших побуждений и из худших побуждений. В первом случае люди стремятся защитить близких от горькой правды, не огорчать их. А во втором случае много причин: трусость, корысть, хвастовство, ложное понимание чувства товарищества.
- Приведите примеры из литературных произведений.
(В. Железников «Чучело», Л.Н.Толстой «Косточка», М.Зощенко «Не надо врать»)
- Чтение рассказа Ф.Кривина «Почему наша улица не совсем прямая?»
«Наша улица старалась быть прямой, потому что прямота — это очень хорошее качество. И вот она шла, шла, все время стараясь быть прямой, пока не наткнулась на лесок, который мы теперь называем парком.
— Если я пройду через лесок, то придется погубить деревья, — подумала улица. А ведь лесок может быть парком. Красивым городским парком.
И улица чуть свернула в сторону.
Потом она опять шла, шла, стараясь быть прямой, пока не наткнулась на старинное здание, которое построили еще тогда, когда нашей улицы не было на свете.
— Чтобы мне идти прямо, нужно снести это здание, — подумала улица. — Но как его сносить? Ведь это же памятник архитектуры!
И она немножко свернула в сторону, чтобы сохранить городу памятник архитектуры. Потому что памятник архитектуры — это память города о прошлых временах, и не может город остаться без памяти.
Так шла наша улица. Прямо, но не совсем. Не всегда прямо. Хотя прямота — это очень хорошее качество. Но она не должна все сметать на своем пути. Кое-что она должна сохранять на своем пути. Вот почему наша улица не совсем прямая».
- Что хотел сказать автор своим рассказом?
- Почему улица изменила направление?
- Каким же должен быть честный человек?
(СЛАЙД № 9 «Стремись быть честным»
- честный человек не обманывает товарищей, родных и близких;
- не скрывает свои ошибки и неправильные поступки, а чистосердечно признаётся в них;
- не берёт чужого, не присваивает найденную вещь;
- честный человек жалеет других, и если уж надо сказать горькую правду, он делает это деликатно, не радуясь чужой ошибке или беде)
III. (СЛАЙД № 10 «Нет в мире яда алчности страшней, и нет порока скупости гнусней.»
Джами.)
- Кого мы называем жадным или скупым человеком?
- Перескажите кратко рассказ В.Сухомлинского «Жадный мальчик» от лица героя.
!'.
«Жил на свете очень жадный мальчик. Идет он улицей, видит, продают мороженое
Стал мальчик и думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого — вот было бы хорошо».
Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушки и спрашивает:
— Это ты хотел сто порций мороженого?
Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:
— Да... Если бы кто дал деньги…
— Не. нужно денег. — сказал дедушка — Вон за той ивой — сто порций, мороженого.
Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с книжками уронил на землю. Под деревом стоял ящичек с мороженым. Мальчик быстро насчитал сто сверточков, завернутых в серебристую бумагу.
От жадности у мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию. Больше есть не мог, у него заболел живот.
- Что же делать? — думает мальчик.
Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими сверточками. Но они не поместились портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет. Съел еще две порции. Поплелся к школе.
Зашел в класс. Положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.
У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль отогнала жадность: разве можно отдать такое добро кому-то?
Сидит мальчик над портфелем, а из него течет. А жадный мальчик думает: неужели такое богатство погибнет?
. Пусть думает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок — жадность. Это очень страшный червячок».
Жадность – недоброе качество.
(СЛАЙД № 11 «Пословицы о жадности»
- У скупого зимой снега не выпросишь.
- Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.
- Скупой богач беднее нищего.
- Убогого одна нужда гнетёт, скупого – две (убожество и жадность).
- Лучше своё поберечь, чем чужое прожить.)
- Кого из литературных героев вы можете назвать жадным?
- Слушание русской народной сказки «Клад». (Читать не до конца).
- Продолжите повествование сказки.
- Красит ли жадность человека? Как окружающие относятся к жадным людям?
- (СЛАЙД № 12 «Мир грязен, завистью живя одною. Там губят правду, почитая зло. Цюй Юань»).
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
*** В кухне злится повариха,
Злится у станка ткачиха…
- Продолжите следующую строку. (И завидуют оне государевой жене»).
- Что такое зависть?
В «Словаре русского языка» С.Ожегова есть объяснение.
(Слайд № 13 «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
С. Ожегов
Зависть – яд для души».)
Другими словами, когда кому-то хорошо, а у нас от этого портится настроение, значит, мы завидуем. А это плохо.
- Вспомним главу из Библии «Каин и Авель». Что породила зависть в этой истории? (Зло.)
- Приведите примеры из литературы, где встречается зависть.
Зависть может быть чёрной – самой опасной. Человек, ею обладающей может причинить вред другому.
- Пример чёрной зависти - трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
К чему привела зависть в ней?
Зависть «белая». В этом случае человек не желает зла тому, кому завидует, а радуется за него и старается сам добиться таких же успехов.
- Подумайте, когда вы позавидовали и дайте себе оценку.
- (СЛАЙД № 14 «Благородной душе противна лесть». )
Эти слова принадлежат древнегреческому драматургу Еврипиду.
- Кто скажет, что такое лесть? Посмотрите ответ.
(СЛАЙД №15 «Лесть – лицемерие, угодливое восхваление».)
(Инсценирование басни И.А.Крылова «Кукушка и Петух»)
- Можно ли героев басни считать честными? (Неблаговидно и смешно хвалить друг друга, когда это незаслуженно).
- Вспомните мораль к другой басне Крылова, где баснописец описывает, что такое лесть. («Ворона и Лисица»).
(СЛАЙД № 16 «Мораль басни «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец
всегда отыщет уголок.)
Лесть некрасива, но некоторым людям она приятна. Каким людям? (Тщеславным, т.е. тем, кто стремится к славе, к почёту, кто преувеличивает свои достоинства, считает себя лучше других. Такие люди вызывают, как правило, нелюбовь окружающих).
- Прочитаем отрывок по ролям из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
:
На второй планете жил честолюбец.
- О, вот и почитатель явился, - воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.
Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.
— Добрый день, — сказал Маленький принц.
— Какая у вас забавная шляпа.
Это чтобы раскланиваться, — объяснил честолюбец. — Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.
— Вот как? — промолвил Маленький принц: он ничего не понял.
— Похлопай-ка в ладоши, — сказал ему честолюбец. Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся,
«Здесь веселее, чем у старого короля», — подумал Маленький принц.
И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.
Так минут пять подряд повторялось, одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.
— А что надо сделать, чтобы шляпа упала? — спросил он.
Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
— Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? — спросил он Маленького принца.
— А как это — почитать?
— Почитать — значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
— Да ведь на твоей планете больше и нет никого!
— Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!
— Я восхищаюсь, — сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, — но что тебе от этого за радость?
И он сбежал от честолюбца.
- Приятен ли Маленькому принцу человек со второй планеты? Почему?
(СЛАЙД № 17 «О скромности»
- Чем человек умнее, тем он скромнее.
Античный афоризм.
- Скромность – украшение мудрости.
Японская пословица.
- Скромность каждому к лицу.
Русская пословица.)
- Заключительный этап урока. Выводы.
Сегодня мы заострили внимание на тех качествах, которые прижились в нашем обществе. А оценку им и другим, характерным для человека чертам, вы сейчас дадите, выбрав, на ваш взгляд, положительные и отрицательные качества из предложенного списка.
(СЛАЙД № 18 «Качества характера человека».
гордость подвижность трудолюбие
зависть медлительность леность
мечтательность вежливость наглость
сдержанность рассудительность тщеславие
аккуратность решительность скромность
откровенность вдумчивость верность
искренность заботливость глупость
капризность злопамятность жадность
упрямство нерешительность равнодушие
развязность трусость доброта
холодность мудрость умение дружить
грубость застенчивость патриотизм
лживость уступчивость предательство
упорство смелость старательность
обидчивость правдивость ответственность)
- Каждая группа «рисует» портрет положительного героя и героя с «плохими» чертами. (Зачитывают).
- А теперь каждый составит свой цветок счастья, где напишет лучшие, по его мнению, качества, в сердцевине же – самое главное для человека.
(СЛАЙД №19 Ромашка доброго человека)
- Выставление отметок.
- Домашнее задание
- Написать сочинение – миниатюру «Какой человек способен на добрые дела?».
- Вн. чтение. Произведения А.Алексина (по выбору учащихся)
Список используемой литературы
- «Детская Библия»
- С.Ожегов «Словарь русского языка»
- Железников В. «Чучело»
- Журнал «Школьная библиотека». №3 март 2006.
- Зощенко М. «Не надо врать», «Галоша»
- Кривин Ф. «Почему наша улица не совсем прямая?»
- Крылов И.А. Басни. М: Дет.лит. 1984
- Народные русские сказки.- Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984.
- Пушкин А.С.Маленькие трагедии. – М.: Худ.лит., 1974.
- Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Политиздат, 1989.
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц.
- Старинные русские пословицы и поговорки. – М: Дет. лит. !984
- Сухомлинский В. Хрестоматия по этике. – М: Педагогика, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе по теме "Внешность человека. Одежда."
Урок по теме "Внешность человека. Одежда." с использованием мультимедийного проектора. На уроке использована проектная работа....
Урок в 5 классе по теме "Внешность человека".
Открытый урок в рамках муниципального профессионального конкурса "Педагог года города Егорьевска - 2008" 12. 02 2008 года...
Обобщающий урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"
Урок может быть использован при обобщении темы "Антропогенез" в 11 классе...
Конспект открытого урока в 6 классе на тему : "Потребности человека".
Данный урок восьмой в теме "Человек в социальном измерении"....
Урок в 11 классе по теме "Происхождение человека"
разработка урока в 11 классе...
Урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"
Методическая разработка урока...