Конспект открытого урока в 6 классе на тему : "Потребности человека".
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Данный урок восьмой в теме "Человек в социальном измерении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Потребности человека. | 24.6 КБ |
Презентация | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока в 6 классе
Нам всё равно всего мало.
Чак Паланик
Учитель: Хабарова Л.В.
Тема урока: «Потребности человека».
Форма урока: комбинированный урок в форме практикума.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике его развития.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся: различать виды потребностей; классифицировать, раскрывать основные черты духовного мира человека; оценивать действия человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; применять полученные знания и умения.
Метапредметные УУД
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Местоположение урока в планировании:
Данный урок восьмой в теме: «Человек в социальном измерении».
Прогнозируемый результат: закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.
Оборудование урока: Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание» 6 класс, фото - карточки с потребностями,
Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, реальные и мнимые потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.
Ход урока
I. Мотивация.
Здравствуйте. Я предлагаю вам обернуться, так чтобы зафиксировать взглядом самую дальнюю точку. А теперь повернитесь ко мне и снова обернитесь. Теперь зафиксируйте ещё более дальнюю точку.
У кого получилось расширить свою диагональ?
Так вот дорогие мои, человек всегда может расширить свои возможности. У вас была одна точка и вы смогли расширить свою диагональ, а это значит , что вы сейчас смогли добиться ещё большего результата!!! В сможете расширить свои возможности, расширить свои знания о человеке.
Учитель: И так вы сейчас, вчера и в будущем постоянно выполняете различные упражнения, выполняете работу, приобретаете знания. Каким понятием можно объединить все это
Ученик : Деятельностью.
Учитель: Почему вы так решили?
Ученик: Мы изменили свои возможности. Выполняли специальное упражнение. Занимались деятельностью.
Учитель: Так что такое деятельность?
Ученик: - это изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.
Учитель: Слайд №1. Ради чего человек занимается деятельностью?
Ученик: Удовлетворить свои потребности.
Учитель: Слайд №1.Вот мы и открыли тему сегодняшнего урока. Потребности человека. (Обращение к эпиграфу урока)
"Нам всё равно всего мало".
Чак Паланик
Учитель: : Слайд №2. Прием "Градусник". Узнать мнение ребят, согласных или несогласных с этой точкой зрения.
Подойдите к той части класса где на градуснике красный цвет, те кто считает, что нам всегда всего мало. Остальные, те кто считает, что мы можем окончательно удовлетворить свои потребности, подойдите к той части класса, где на градуснике белый цвет.
Учитель: Хорошо. Спасибо. Я узнала ваше мнение.
Учитель: Слайд №3. "Нам всё равно всего мало".
Так ли это?! И почему? И изменится ли ваше мнение в конце урока?
II. Изучение нового материала. Записать тему урока в тетради. Озвучить цель урока.
1. Ассоциации к понятию «Потребность». Слайд №4.
Учитель: Когда я говорю о потребностях, какие ассоциации она у вас вызывает?
Ученик: Нужда, желание, необходимость, голод, нехватка, нужность, надо, зависимость итд.
2. Работа над понятийным аппаратом. Слайд №5.
3. Игра «Бюро находок». Слайд №6.
Материалы: карточки с изображением людей и разными возможными их потребностями.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Учитель держит поднос с карточками (на одних карточках изображены люди, на других – предполагаемые их потребности). Учитель просит детей взять по одной карточке и по сигналу (по хлопку) найти сверстника с подходящей по смыслу карточкой. Собственник ищет свой нужный ему предмет. ( Например: дедушка и очки, менеджер и компьютер, школьница и тетрадь и т.д.) Басня "Лебедь, рак и щука - воз", басня "Ворона и лисица" - кусочек сыра, Басня "Мартышка и очки"- очки
Воспитатель задает вопросы:
– Что такое потребности? (То, что человек хочет иметь.)
– Почему для девочки выбрали куклу, а не швейную машинку?
Давайте назовем особенность потребности.(индивидуальны)
–– Можно поменять: маме – швейную машинку, а швее – сумку? (Да.)
– Почему?
– Папе – компьютер и телефон, а менеджеру – автомобиль? (Да.)
- Значит ещё какую особенность имеют потребности? Общие.
– Объясните свой ответ.
– От чего зависят наши потребности? (от того, каким видом деятельности человек занимается)
- Какое значение имеют потребности? (удовлетворяют желания человека и выступают в качестве мотива деятельности).
- Среди всех перечисленных, какие особые потребности вы увидели, услышали?(особые потребности для людей с ограниченными способностями).
Вывод: Слайд №6. Записать в тетрадь.
1. Потребности индивидуальны.
2. Потребности выступаю в качестве мотива деятельности человека.
3. Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.
4. Слайд № 7. Работа в группах. "Строители дома"
У вас на партах карточки с потребностями. Распределите потребности по мере их поступления у человека, от простого к сложному, от низших к высшим потребностям, в иерархическом порядке , начиная с рождения ребенка на газете. Объясните, почему вы их так распределили?
5. Слайд №8. Работа с текстом. Работая с текстом учебника на стр.34, выделите виды потребностей и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу. Разделить на 3 группы. У каждой группы распечатано название одного вида потребностей. Нужно правильно сопоставить потребности на фото с видом потребности.
Виды потребностей | Характеристика |
1.Биологические или физиологические, или материальные.(Все то, что необходимо для существования человека) | Воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. |
2.Социальные(определяют принадлежность человека к обществу, к какой либо группе) | Потребность в общении, семье, труде. |
3. Духовные (все то, что необходимо для духовного развития) | Познание окружающего мира, получение знаний умений, достижение гармонии и красоты. |
Можно ли перешагнуть через какую - ни будь из ступеней этой пирамиды?
Вывод: Слайд №9, 10. Потребности иерархичны, поступательны, расширяются по мере развития человека в обществе.
6. Работа с раздаточным материалом. Конверты. Разложите картинки в два конверта и подпишите название каждого конверта по
объединяющему признаку. Как мы их подпишем? Объясните, почему вы так поступили!?
Слайд №11. Потребности бывают реальные и мнимые (неразумные).
Реальные потребности – это потребности, удовлетворение которых необходимо для жизни и развития.
Мнимые потребности на самом деле не являются для нас жизненно необходимыми и являются в большей мере нашими желаниями.
В жизни мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится выбирать, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим.
Вывод: Слайд №12.Поддерживают организм человека и способствуют его развитию.
7. Слайд № 13. Игра "Восстанови историю".
Представьте, что вы археологи. При раскопках вы обнаружили предметы. Ваша задача определить собственника предмета и определить к какому историческому периоду общества этот человек относится.
Примеры: - первобытное общество(
- древность(княгиня Ольга из Повести временных лет- горящая птица, Владимир - красное солнышко- меч, ,.)
- средние века
- современность("Человек хвастун" - ларчик )
Вывод: . Слайд № 14.Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.
III. Рефлексия. Оцените справедливо свою работу на уроке. Опустите один из кружочков в ящик: Красный - Работал активно, с интересом.
Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не всегда успевал.
Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.
- Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.
- Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.
- Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности
III.Итог урока. Сделать вывод.
- Потребности индивидуальны и общие.
- Потребности выступают в качестве мотива деятельности, заставляя человека планировать.
- Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.
- Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.
- Потребности иерархичны, расширяются по мере развития человека в обществе.
Итак, возвращаемся к эпиграфу урока "Нам всё равно всего мало".
Чак Паланик
Учитель: Что нам мало и почему. Потребностей, так человек в обществе живет, общается и развивается, приобретает знания, меняется его роль а значит и меняется его потребности.
Учитель: Скажите, чтобы бы уважали, считались с мнением этого человека, чтобы пополняли свои знания умения навыки в обществе какой вид потребности важнее всего? Духовные самые высшие потребности к которым мы должны стремиться.
Д.З -& 4, стр. 33-35, задачи 4-5. Работа в рубрике "Жил на свете человек" на стр. 35.
Подписи к слайдам:
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс Урок № 8 «Нам все равно всего мало» Чак Паланик
«Градусник» «Нам всё равно всего мало» Чак Паланик Красный – согласны с мнением автора. Белый – не согласны с мнением автора.
Тема : ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Цель урока : Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике его развития человека. Проблема : "Нам всё равно всего мало". Чак Паланик Так ли это?! И почему? И изменится ли ваше мнение в конце урока?
Игра – «Ассоциация» Потребность
Игра – «Ассоциация» Нужность Нехватка Мотив Зависимость
Потребность Откройте «Словарь». Стр. 109. Задания Прочитайте определение понятия. Найдите существительные. Найдите прилагательные. Найдите местоимения. Нужда, необходимость. Осознаваемая, биологическая, социальная, духовная. Для поддержания организма, для развития личнос ти
Игра «Бюро находок» Вывод: Особенности потребностей Потребности индивидуальны. Потребности выступаю в качестве мотива деятельности человека. Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.
Работа с текстом учебника в группах. Стр. 34. 1. В ыделите виды потребностей и дайте характеристику. 2. Сопоставьте каждый вид потребности с примером на фото. 3. Распределите виды потребностей по мере их поступления у человека, от простого к сложному, от низших к высшим потребностям, в иерархическом порядке. «Строители пирамиды потребностей» 1 группа. Биологические 2 группа. Социальные 3 группа. Духовные
Можно ли перешагнуть через какую - ни будь из ступеней этой пирамиды? Пирамида потребностей
Духовный мир – высшая ступень пирамиды потребностей - это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Формируется в процессе познания. Духовный мир у каждого уникален. Духовно богатый человек стремиться к знаниям.
Особенности потребностей Вывод: 4. Потребности иерархичны, поступательны, расширяются по мере развития человека в обществе.
«Два конверта» Реальные Развитие личности Самосовершенствование Мнимые Разрушение личности Деградация
Деградация личности Признаки: Минимум желаний. В основном только биологические потребности; Считают, что их мнение непоколебимо и не подлежит критике и обсуждению; Язык беден, они используют элементарные речевые обороты;
Особенности потребностей Вывод: 5. Поддерживают организм человека и способствуют его развитию.
Игра "Восстанови историю» Представьте, что вы археологи. При раскопках вы обнаружили предметы. Ваша задача определить собственника предмета и определить к какому историческому периоду общества этот человек относится.
Игра "Восстанови историю» 1. Первобытность 3. Средневековье 2. Древность 4. Современность
Особенности потребностей Вывод: 6. Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс Урок № 8 «Нам все равно всего мало» Чак Паланик
«Градусник» «Нам все равно всего мало» Чак Паланик Красный – согласны с мнением автора. Белый – не согласны с мнением автора.
Рефлексия Красный - Работал активно, с интересом. Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не всегда успевал. Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.
Молодцы !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по английскому языку Тема: "Говорим о родственниках. Активизация лексики по теме «Семья»" по УМК «Enjoy English»: М. З. Биболетова, 6 класс
Данный план-конспект урока может помочь учителю при подготовке к уроку по теме "Семья" по УМК "Enjoy English": М. З. Биболетова, 6 класс...
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...
План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"
Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ "ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА" 5 КЛАСС ФГОС
Открытый урок по обществознанию "Загадка человека" 5 класс по ФГОС с использованием технологии критического мышления...
Разработка открытого урока по обществознанию для 6 класса по теме "Потребности человека"
Разработка открытого урока по обществознанию для 6 класса по теме "Потребности человека". Автор учебника Л.Н.Боголюбов...
урок по обществознанию в 6 классе на тему: "Потребности человека"
Цели: 1. раскрыть понятие «потребности» и объяснить учащимся виды потребностей;2. умение анализировать текст, делать самостоятельные выводы на основе полученных данных;3. во...
Конспект открытого логопедического занятия на лексическую тему: «Тело человека» в средней логопедической группе
Логопедическое занятие на лексическую тему: «Тело человека» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Тело человека».Коррекционно-развива...