Урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Измайлова Нафсет Ахмедовна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evolyutsiya_cheloveka.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                        Тема: «Эволюция человека».

        Цели: Создать условия для сформирования представлений учащихся о далеких предках человека, их развития в связи с изменяющимися условиями среды.

        Планируемые результаты:

        Личностные: Научиться определять место человека в системе органического мира.

        Метапредметные: а) коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

б) регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; научится основам саморегуляции эмоциональных состояний.

в) познавательные: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов, объектов; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

        Предметные: Иметь представление о далеких предках человека, их особенностях, этапы эволюции человека в связи с изменяющимися условиями среды.

        Вопрос: Почему человек – это биосоциальное существо?

Подводит учащихся к формулированию темы.

Принимают участие в обсуждении.

        Познавательные: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов, объектов.

Смысловое чтение: определять главную тему, общую цель

3. Целеполагание.

Тема – эволюция человека.

        Задание классу:

Придумать вопросы (записаны на доске) к теме урока, которые начинаются словами:

Какие ……. ? Задание для 1 ряда.

Почему……..? Задание для 2 ряда.

Что ……….? Задание для 3 ряда.

        Самый интересный вопрос записывает на доске.

Работают сначала парами, потом вчетвером. Придумывают вопрос и выбирают самый интересный.

        Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

        Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

        4. Изучение нового материала.

Знакомит с предшественниками человека: первыми плацентарными млекопитающими, насекомоядными, парапитеками и дриопитеками, используя слайды презентации.

        В ходе беседы выясняет, какие приспособления появились у обезьян для жизни на деревьях;

почему дриопитеки спустились с деревьев.

        Участвуют в обсуждении.

Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

        Организует групповую работу для изучения строения и образа жизни австралопитеков, древнейших, древних и первых современных.

«Получены письма от наших далеких предков. Прочитайте их и материалы п. 4.19. учебника и заполните таблицу в рабочих листах». Приложение.

Работают с текстами учебника и «письмами», обсуждают и заполняют таблицу.

        Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

        Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

        Смысловое чтение: сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте.

        Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

        Заслушивает сообщения учащихся.

        Каждая группа рассказывает о своей работе, остальные слушают и заносят сведения в сводную таблицу.

        Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

        Познавательные: проводить отбор и систематизацию информации.

        Подводит учащихся к выводу.

1.Что происходило с объёмом головного мозга человека и почему?

2. Как изменялся быт человека?

3. Какие факторы (биологические или социальные) усиливали свое воздействие на эволюцию человека?

        Вывод: В процессе эволюции снижается роль биологических факторов и возрастает роль социальных.

Принимают участие в обсуждении. Записывают вывод.

Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

         Закрепление

Организует обсуждение вопросов:

1. Какая из схем, на ваш взгляд, является наиболее точной? (слайд)

2. Расставить модели людей в порядке их эволюции.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, работают с моделями.

Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных анализировать модели и схемы для решения задач;

6. Подведение итогов.

Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

Регулятивные: осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия.

7. Домашнее задание.

Учебник п. 4.19. Пересказ.

Записывают домашнее задание.

8. Рефлексия.

Аплодисменты:

Пусть похлопают себе те, кто доволен своей работой на уроке, у кого все получилось.

А теперь те, у кого сегодня не все получалось, но в целом – неплохо.

Аплодируют себе и всем.

Регулятивные: научится основам саморегуляции эмоциональных состояний

        Приложение «Письма от предков».

                        1. Австралопитеки.

        Мы являемся прямым предком человека. Мы -австралопитеки, но нас ещё называют южными обезьянами. Это потому, что наши останки нашли у озера Рудольф в Кении. Строение нашего организма напоминало современного человека. Например, строение тазового пояса и бедра схоже с таковым у современного человека, и мы уже способны были передвигаться на задних лапах. У нас был хорошо развит большой палец, и мы могли захватывать интересующие нас предметы. Но мы были слабее, чем другие животные, у нас не было органов защиты (острых мощных зубов, рогов, когтей), и мы уступали в физической силе крупным животным. Это вынудило нас использовать в качестве средств защиты и добычи пищи предметы окружающей среды, что, возможно, и стимулировало повышение умственной активности и увеличение мозга.

Мы – австралопитеки, населяли Африку 1,5 – 5,5 млн. лет назад и были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

                        2. Древнейшие люди.

        Я – питекантроп, или Человек прямоходящий (Homo erectus), обнаружен в 1891 году на острове Ява. Вскоре в Китае был найден мой родственник – синантроп. Жили мы около 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Левое полушарие у нас было больше правого, что является подтверждением праворукости. Красавцами нас не назовёшь: нижняя челюсть со скошенным подбородком, сильно выступающая вперёд. Объём мозга значительно меньше, чем у современного человека – 800-1400 см .

Мы жили в пещерах, жгли костры, готовили пищу, делали орудия для труда и охоты. Плохо, что мы не умели добывать огонь, и у нас в племени был ответственный за поддержание огня. Если огонь угасал, то мы посыпали ему голову пеплом и изгоняли из племени. Вскоре он погибал.

                        3. Мы – древние люди, неандертальцы.                         Нас так назвали потому, что наши первые останки найдены в долине реки Неандр в Германии, ареал наш довольно велик. Жили мы в ледниковую эпоху 200 - 30 тыс. лет назад. Селились по берегам рек и озер, под навесами скал, в холодном климате предпочитали жить в пещерах, которые часто приходилось отвоёвывать у пещерных медведей, львов и гиен. Мы придумали и изобрели много орудий труда, с которыми ходили на охоту. К тому же мы уже не ходили нагишом, а шили себе одежду из шкур животных. В наших племенах мы заботились о больных и старых. Позднее умерших соплеменников мы начали хоронить.

Говорят, что наши северные соплеменники обладали большей мыслительной способностью (объём нашего мозга равен объёму мозга современного человека) и дали начало современному человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

урок 8 класс "Климат и человек"

Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Урок 9 класс. Конституционные права человека.

изучить  конституционные права  гражданина России;  развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысли,.формирование  правовой культуры;воспитани...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком"

Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком" соотвествует аналогичной теме в учебнике по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н. К презентации прикреплена технологич...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...