Урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"
методическая разработка по биологии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Эволюция человека».
Цели: Создать условия для сформирования представлений учащихся о далеких предках человека, их развития в связи с изменяющимися условиями среды.
Планируемые результаты:
Личностные: Научиться определять место человека в системе органического мира.
Метапредметные: а) коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
б) регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; научится основам саморегуляции эмоциональных состояний.
в) познавательные: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов, объектов; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные: Иметь представление о далеких предках человека, их особенностях, этапы эволюции человека в связи с изменяющимися условиями среды.
Вопрос: Почему человек – это биосоциальное существо?
Подводит учащихся к формулированию темы.
Принимают участие в обсуждении.
Познавательные: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов, объектов.
Смысловое чтение: определять главную тему, общую цель
3. Целеполагание.
Тема – эволюция человека.
Задание классу:
Придумать вопросы (записаны на доске) к теме урока, которые начинаются словами:
Какие ……. ? Задание для 1 ряда.
Почему……..? Задание для 2 ряда.
Что ……….? Задание для 3 ряда.
Самый интересный вопрос записывает на доске.
Работают сначала парами, потом вчетвером. Придумывают вопрос и выбирают самый интересный.
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
4. Изучение нового материала.
Знакомит с предшественниками человека: первыми плацентарными млекопитающими, насекомоядными, парапитеками и дриопитеками, используя слайды презентации.
В ходе беседы выясняет, какие приспособления появились у обезьян для жизни на деревьях;
почему дриопитеки спустились с деревьев.
Участвуют в обсуждении.
Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Организует групповую работу для изучения строения и образа жизни австралопитеков, древнейших, древних и первых современных.
«Получены письма от наших далеких предков. Прочитайте их и материалы п. 4.19. учебника и заполните таблицу в рабочих листах». Приложение.
Работают с текстами учебника и «письмами», обсуждают и заполняют таблицу.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Смысловое чтение: сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте.
Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
Заслушивает сообщения учащихся.
Каждая группа рассказывает о своей работе, остальные слушают и заносят сведения в сводную таблицу.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Познавательные: проводить отбор и систематизацию информации.
Подводит учащихся к выводу.
1.Что происходило с объёмом головного мозга человека и почему?
2. Как изменялся быт человека?
3. Какие факторы (биологические или социальные) усиливали свое воздействие на эволюцию человека?
Вывод: В процессе эволюции снижается роль биологических факторов и возрастает роль социальных.
Принимают участие в обсуждении. Записывают вывод.
Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Закрепление
Организует обсуждение вопросов:
1. Какая из схем, на ваш взгляд, является наиболее точной? (слайд)
2. Расставить модели людей в порядке их эволюции.
Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, работают с моделями.
Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных анализировать модели и схемы для решения задач;
6. Подведение итогов.
Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?
Регулятивные: осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия.
7. Домашнее задание.
Учебник п. 4.19. Пересказ.
Записывают домашнее задание.
8. Рефлексия.
Аплодисменты:
Пусть похлопают себе те, кто доволен своей работой на уроке, у кого все получилось.
А теперь те, у кого сегодня не все получалось, но в целом – неплохо.
Аплодируют себе и всем.
Регулятивные: научится основам саморегуляции эмоциональных состояний
Приложение «Письма от предков».
1. Австралопитеки.
Мы являемся прямым предком человека. Мы -австралопитеки, но нас ещё называют южными обезьянами. Это потому, что наши останки нашли у озера Рудольф в Кении. Строение нашего организма напоминало современного человека. Например, строение тазового пояса и бедра схоже с таковым у современного человека, и мы уже способны были передвигаться на задних лапах. У нас был хорошо развит большой палец, и мы могли захватывать интересующие нас предметы. Но мы были слабее, чем другие животные, у нас не было органов защиты (острых мощных зубов, рогов, когтей), и мы уступали в физической силе крупным животным. Это вынудило нас использовать в качестве средств защиты и добычи пищи предметы окружающей среды, что, возможно, и стимулировало повышение умственной активности и увеличение мозга.
Мы – австралопитеки, населяли Африку 1,5 – 5,5 млн. лет назад и были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.
2. Древнейшие люди.
Я – питекантроп, или Человек прямоходящий (Homo erectus), обнаружен в 1891 году на острове Ява. Вскоре в Китае был найден мой родственник – синантроп. Жили мы около 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Левое полушарие у нас было больше правого, что является подтверждением праворукости. Красавцами нас не назовёшь: нижняя челюсть со скошенным подбородком, сильно выступающая вперёд. Объём мозга значительно меньше, чем у современного человека – 800-1400 см .
Мы жили в пещерах, жгли костры, готовили пищу, делали орудия для труда и охоты. Плохо, что мы не умели добывать огонь, и у нас в племени был ответственный за поддержание огня. Если огонь угасал, то мы посыпали ему голову пеплом и изгоняли из племени. Вскоре он погибал.
3. Мы – древние люди, неандертальцы. Нас так назвали потому, что наши первые останки найдены в долине реки Неандр в Германии, ареал наш довольно велик. Жили мы в ледниковую эпоху 200 - 30 тыс. лет назад. Селились по берегам рек и озер, под навесами скал, в холодном климате предпочитали жить в пещерах, которые часто приходилось отвоёвывать у пещерных медведей, львов и гиен. Мы придумали и изобрели много орудий труда, с которыми ходили на охоту. К тому же мы уже не ходили нагишом, а шили себе одежду из шкур животных. В наших племенах мы заботились о больных и старых. Позднее умерших соплеменников мы начали хоронить.
Говорят, что наши северные соплеменники обладали большей мыслительной способностью (объём нашего мозга равен объёму мозга современного человека) и дали начало современному человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"
Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...
урок 8 класс "Климат и человек"
Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...
Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...
Урок 9 класс. Конституционные права человека.
изучить конституционные права гражданина России; развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысли,.формирование правовой культуры;воспитани...
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7 Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...
Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком"
Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком" соотвествует аналогичной теме в учебнике по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н. К презентации прикреплена технологич...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...