Нравственная проблематика рассказа К.Г.Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Лютина Галина Валентиновна

На уроке анализируются нравственная проблематика рассказа, образы Катерины Петровны и Насти, художественные способы создания образов: приём контраста, пейзаж, интерьер, художественная деталь, эпитеты, выразительность и лаконизм языка.  Цель урока: побудить учащихся задуматься над вечными вопросами добра и зла, любви к ближнему и равнодушия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennaya_problematika_rasskaza_paustovskogo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок 2.   Нравственная проблематика и глубокий гуманистический смысл рассказа  «Телеграмма». Образы Катерины Петровны и Насти. Художественные способы  создания образов: прием контраста, пейзаж, интерьер, художественная деталь, эпитеты; выразительность и лаконизм языка.

            Цели  урока:

                        - побудить школьников задуматься над вечными проблемами добра и зла, любви к ближнему и равнодушия;

                        - раскрыть глубокий драматизм и тонкий психологизм рассказа;

            - на основе стабильного и вдумчивого внимания к художественному тексту         раскрыть образы главных героев произведения, художественное       своеобразие,  проследить  за  авторской  позицией

         Оборудование:   репродукции портретов   К. Г. Паустовского, репродукция  картины И.Н. Крамского «Неизвестная».

                                                Ход урока.

         

 I.   Словарная  работа.         Комментарий.

              Ветхий — разрушающийся или пришедший в негодность.

              «Вестник Европы» — ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

              Крамской Иван Николаевич (1837-1887) — русский живописец,
один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, автор известных полотен «Неутешное горе», «Христос в пустыне»,  «Неизвестная»,  портретов Л Н. Толстого, Н.А. Некрасова и др.

              Гюго Виктор Мари (1802-1885) — французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «Труженики моря» и др.

              Стеклярус — разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

              Утиль — отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

              Ридикюль (устар.) - женская сумочка.

              Салоп — старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

             Керосинка — керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

             Сольвейг — героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе — означает   «Солнечный путь»).

             Пустельга — 1. хищная  птица  из  семейства  соколиных;

                               2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

              Ветла  -  вид  ивы.        

             Интерьер  -  внутреннее  помещение  в  здании.

             Деталь  художественная  -  изобразительная  или  выразительная  подробность  изображенного  мира  художественного  произведения,  с  помощью  которой  автор  выделяет  характерную  черту  героя,  а  также  выражает  свою  позицию

             

.

 

        II. Реализация  домашнего  задания. Беседа.

       

                 Учитель. Что в рассказе о Паустовском вам показалось самым
интересным, запоминающимся? ( Ученики высказывают свои мысли).

   

              Учитель. А что вам показалось самым волнующим, пронзитель-
ным?   Какой отклик нашел (и нашел ли?) он в вашей душе?  

      (Учитель с согласия учеников зачитывает отдельные эссе, написанные ими дома).

 

          Ш.  Слово  учителя.   Произведения  искусства,  как  говорил  сам  Паустовский,  «прозрачный,  сверкающий  всеми  цветами  спектра и  крепкий,  как  сталь,  кристалл».

   Создатель  этого  кристалла  -  автор.  Как  писатель  Паустовский  очень  своеобразен  и  самобытен.  Рассказ « Телеграмма»  дает  замечательную  возможность  проследить  за  емкостью  слова  писателя,  сосредоточиться  на  авторском  «Я»,  выявляющем  себя  во  всем  многообразии  взаимосвязей  основных  компонентов  текста: в  композиции,  в  отборе  и  внутреннем  сцеплении  эпизодов,  в  сопоставлении  характеров,  в  речи  персонажей,  в  специфике  деталей,  интерьера  и  других  художественных  средств.  Постижение  авторской  позиции – дело  нелегкое,  особенно  если  голос  автора,  как  в «Телеграмме»,  почти  не  слышен.  Наша  задача  на  уроке  -  проникнуть, говоря  словами  Белинского, «в  тайну  личности»  писателя,  понять  своеобразие  его  таланта – то,  что  принято называть  творческой  индивидуальностью.

        IY.  Анализ  рассказа  в  форме  беседы.

               

                 1. Углубление  восприятия  произведения.

                 Учитель. Какие нравственные проблемы ставит писатель в своем рассказе?  Согласны ли вы с одним из критиков, который считает, что основная проблема рассказа — это взаимоотношения детей  и родителей?

     (Ученики говорят об основных нравственных проблемах: о добре, истинной
и ложной человечности, совести, равнодушии, об убежденности в святости матери в жизни человека, о взаимоотношениях между близкими).

               

                 2.  Самостоятельная  работа  учащихся.

                           Задание:  композиционно рассказ четко делится на несколько частей (сам писатель выделяет их).  Какие это части?  Озаглавьте  их  и  подберите   эпиграфы. Определите кульминацию рассказа.

                   Три части.  1 часть,     Мать. « Эх,  горе  ее горькое,  страданье неписаное!»;

                                          2 часть.    Дочь.  « Эх,  ты,  сорока!»;

                                          3 часть.    Телеграмма. «За  добро  плати  добром,  не  будь  

                                                            Пустельгой».                                                                                                  

                    Кульминация рассказа — получение Катериной Петровной телеграммы,            отправленной Тихоном от лица Насти.

     

              Учитель.  Кратко  перескажите  содержание  каждой  из  частей.        

         (  Ученики  кратко  пересказывают  каждую  часть,  а  также  эпилог  рассказа).

                     

                     3.  Постижение  авторской  позиции.

                               

               Учитель. Что для писателя является главным: описание действия
или описание  внутреннего мира своих героев?

       (Описание внутреннего мира, душевного состояния героев.)

     

              Учитель.     Назовите персонажей произведения.

   (Катерина Петровна, Настя, Тихон, Манюшка, молодая учительница, скульптор Тимофеев).

            Учитель. Бесспорно, что главными героями рассказа являются  Катерина Петровна и Настя, мать и дочь. Давайте поговорим об образе матери, вчитываясь в текст: посмотрим, как рассказывает  о  ней  писатель  - от внешнего облика до внутреннего состояния; обратим внимание на художественные средства создания трогательного
образа Катерины Петровны.

                      4.  Характеристика  Катерины  Петровны. Роль  художественных  деталей,   интерьера  в  характеристике  главной  героини.

             Учитель.    Какие художественные детали, продуманно используемые писателем, показывают, насколько немолода эта женщина?

      (Она  совсем старушка; помнит похороны Гюго (а это было в 1885г.),
у нее сохранились различные предметы старины, которые она дарит
приглядывающей за ней соседской девочке Манюшке: «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу». Это предметы туалета светской женщины начала XX века. У  нее сохранились и предметы старинной одежды и аксессуаров, например салоп, ридикюль; на столе в комнате лежит старый журнал, издававшийся с середины XIX в.  до 1918 г, -   «Вестник Европы»).

         

            Учитель. Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Чем
она живет?  Как проходят ее дни?

      (Она вся в воспоминаниях о прошлом и о дочери, живущей в Ленинграде и лишь изредка навещающей ее.  У нее уже нет ни сил, ни желания что-либо делать, она сидит одна в пустом доме, «перебирая какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле», сидит так тихо, что — еще одна художественная деталь — «мышь, обманутая тишиной, выбегала из-под печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух» ).

     

            Учитель. Обратите внимание, как посредством описания дома,
где живет Катерина Петровна, деталей интерьера Паустовский передает основную мысль о   забытой старости и одиночестве?  Какие  эпитеты  подбирает?

      (Старый, ветхий дом, ветхие вещи,  горький  запах нетопленых печей, «пыльный»
«Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный
самовар, немытые окна, «где между рам лежали истлевшие и черные листья», продавленный диван,  потускневшие  от  времени  картины – вот  приметы  уходящей  жизни,  неухоженности,  неуюта).  

     

                              Анализ  пейзажа,  обращение  внимания  на  философский  подтекст  описания  природы.

              Учитель. Один из исследователей творчества  писателя говорил, что «у Паустовского-пейзажиста нет мертвой природы. Ее живые картины всегда согреты любовью, теплым участием»; «пейзаж является действующим лицом рассказа», — считает
другой критик. Какую роль,  по-вашему, играет в рассказе  «Телеграмма» пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета  преобладают?  Почему?

         ( Пейзаж в рассказе подчеркивает внутреннее состояние Катерины Петровны. Действие происходит поздней осенью, но это не та осень, которую любили многие поэты — «Любимая пора! Очей очарованье!..» — а осень, символизирующая умирание природы. Параллелизм:  увядающая природа — увядающая, уходящая жизнь Катерины Петровны. В рассказе — осень жизни героини.   Не случайно преобладающие  цвета — желтый, серый, черный; все размыто, расплывчато,  как и на душе у Катерины Петровны.  В  настоящем  у  неё  нет  никакой  радости,  только боль  одиночества – и  потому  равнодушное  ожидание  смерти.  Художественные детали подчеркивают мысль об угасании жизни
Катерины Петровны, как и об угасании жизни в природе:  образ клена —
«старого», «облетевшего, озябшего» (его когда-то, юной девушкой-
хохотушкой, посадила Катерина Петровна), метафора «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю»; образ маленького подсолнечника у забора, «который все доцветал и не мог доцвести и осыпаться», — все это символически передает ощущение старо-
сти и одиночества Катерины Петровны.

      Эпитеты, глаголы также содействуют созданию ощущения пронзительной безысходности, безрадостности: «октябрь был на редкость холодный, ненастный», «спутанная трава» в саду (некому ухаживать за садом), тучи «тащились»; дождь «назойливо сыпался», «ветер  сбивал последние листья», «бесприютная ночь», «позабытые звезды»).

         

            Учитель. А как она выглядит, главная героиня рассказа? Как не-
сколькими штрихами, через портрет писатель также подчеркивает мотив одинокой старости?

    ( Сгорбленная, маленькая, плохо видит — «в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода» — так в народе говорят о плохо видящем человеке).

             

             Учитель.   Подберите  синоним  к  слову  «маленькая».

                                (Беззащитная).

            Учитель.  Катерина  Петровна  так  и не  получила  ответа  от  дочери  на  своё  письмо.  Она   сразу поняла, что и  телеграмма, которую принес ей Тихон, написана не Настей.  Как она отреагировала на нее?

       (Искренне благодарна Тихону «за доброе слово, за ласку»).

         

              Учитель. Теперь уже ничего не связывает старую женщину с жиз-
нью. Она жила только надеждой на встречу с Настей. Поняв, что
дочери ей не дождаться, она «с трудом отвернулась к стене, потом
как будто уснула».   На этой пронзительной ноте заканчивает писатель рассказ о жизни Катерины Петровны.

  Учитель.        Что вы можете сказать об этой старой женщине  ее характере,
ее личности?

    (Деликатный, внимательный к окружающим, интеллигентный человек, старающийся никого не обременять своими заботами и трудностями, любящая и всепрощающая мать. Очень лаконично и точно передает это Паустовский через художественные детали, (пейзаж,  портрет,  интерьер,  через  композицию  и описание образа мыслей и действий Катерины Петровны: всю боль держала в себе;  когда Тихон уходил, «начинала тихонько плакать»; лишь «одна-единственная слезинка» скользила по виску и пряталась в седых волосах; все время молчала.  И дочери не хотела мешать: у молодых свои дела, поэтому очень редко писала ей,  хотя думала о ней  постоянно).

 

            Учитель. Почувствовали ли  Вы  отношение  автора?  Как  оно  передано?

               (  Повествователь  в  рассказе  находится  в  позиции  наблюдателя.  Однако незримое  его  присутствие  ощущается  в  каждом  слове.  За  простой,  внешне  бесстрастной  манерой  повествования  скрывается  глубокое  сострадание  автора к  одиноко  доживающей  свой  век  женщине).

 

                              5. Характеристика  Насти.

             Учитель  А Настя? Что мы узнаем о ней?  Что  в её  внешнем  облике  подчеркивает  автор?  Чем она  занимается?  

       («Художники  звали  ее  Сольвейг  за  русые  волосы  и  большие  холодные  глаза».  Сольвейг  -  в переводе  означает  «Солнечный   путь».  Но  авторское  определение  «холодные»   контрастно  этому  имени.  Солнце  не  может  быль  холодным.  Все  время  Настя  отдает  любимой  работе  в  союзе  художников.)

         

             Учитель. Давайте прочитаем последнее письмо матери далекой
Насте и посмотрим, как отреагировала на него дочь. Подумайте,
почему именно так? Как это выражает суть характера Насти?

      (Учитель  либо заранее подготовленный ученик читает предсмертное письмо Катерины Петровны. После этого ученики находят в тексте фрагмент, где говорится о том, как отреагировала Настя на письмо,  а  потом  и  на  полученную  телеграмму.

       Спрятала в сумочку, не читая; прочитала, только вернувшись с работы домой;  «скомкала  телеграмму  и  нахмурилась»).

 

           Учитель. В чем, по-вашему, причина невнимания, равнодушия, если не сказать более — жестокости Насти по отношению к матери,   самому близкому человеку?

    (На первый взгляд, чрезвычайно важные дела в Союзе художников,
занятость на работе; на самом деле — черствость,  нежелание утруждать себя
лишними заботами, хлопотами — ехать в переполненных электричках, томиться от скуки с больной матерью и пр.)

          Учитель.  Характеризуя  Настю,  писатель прибегает к приему контраста. Вспомните, когда это происходит. Прочитайте фрагмент текста, наиболее наглядно показывающий это. Что помогает подчеркнуть этот художественный прием?

       (Внимание к проблемам молодого скульптора - и жестокое равнодушие к проблемам матери. Действие достигает кульминации, когда Настя, под гром аплодисментов в ее честь, такой заботливой, чуткой и внимательной, вытащившей из забвения талантливого скульптора, читает телеграмму о том, что умирает ее мать, умирает, по существу,
от тоски и забвения такой «чуткой» дочери. Подчеркивается несоответствие поступков Насти и похвалы; открывается истинное под видимым,   ложным.)

       

          Учитель.   Как  вы  думаете,  почему  Настя  так  самоотверженно  («будем  драться»)  помогает  скульптору  Тимофееву?  Она,  по  вашему  мнению,  бескорыстна?  Как  это  сочетается  с  холодным  безразличием  к  матери?  Учитывая  наши  наблюдения,  попытаемся  создать  словесный  портрет  Насти.

          (Сравнение  с Сольвейг  оказалось  ошибочным  по  сути.  Сольвейг  могла  «взгядом  светлый  праздник  вызвать  в  чьей-нибудь  душе,  отличалась  добротой  и  верностью.  Настя  праздник  устраивает, а  «глаза  холодные».  Глаза – зеркало  души.  Выставка  предоставляла  самой  Насте  выдвинуться,  стать  значимой,  прославиться.)

            Учитель.   Многим  людям  свойственно  желание  сиать  значительным.  А  Насте ?   Она  к  таким  относится?..  « Эх ты,  сорока!» - что  вы  слышите  в  этих  словах?  Почему  «сорока»?

         (Трещотка,  легкомысленная  птица»)

             Учитель.    Кстати,  это и  подсознательная  самооценка  Насти.  «Не  будь пустельгой», - говорит  Тихон  Манюшке, но  ситуация  и  интонация  произнесения  этих  слов  позволяют  предположить,  что  Тихон  считает  таковой  именно  Настю.  Вспомним  значение  слова «пустельга».

             Вывод.  Итак,  Настя  казалась  «Сольвейг» (доброй,  верной,  нравственно  чистой),  а  на  самом  деле – сорока,  пустельга.  Испытания  на  истинную  человечность  Настя  не  выдерживает.  В  этом  ее  трагедия,  в  этом  причина  чувства  непоправимой  вины.  Невыносимой  тяжести,  которая  посещает  ее  после  смерти  матери  и  которая  поселится  в  ее  душе  навсегда.

       

                Y.    Домашнее задание.        

     

        1.  Подготовьте  рассказы  о  других  героях  ( о Тихоне,  Манюшке,  молодой  учительнице).

        2. Прочитайте главу «Зарубки на память» из повести Паустовского «Золотая роза». Сопоставьте (в плане сходства и различия)жизненный материал, легший в основу рассказа «Телеграмма», и сам рассказ. Основные моменты сопоставления кратко запишите в тетрадь. (Группа  учеников).

       3. Подберите стихи, посвященные матери. (Группа  учеников)

       4. Найдите в толковом словаре и выпишите в тетрадь значения слов "совесть", "чуткий", "внимание", "забота".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Нравственная проблематика рассказа Р. Бредбери «Вельд»

Материалы к уроку по обучению анализу художественного текста и написанию текста в формате ЕГЭ по русскому языку (11 класс)...

Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"

Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но  поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...

Нравственная проблематика рассказов А. Костюнина

Обзор творчества современного писателя А. Костюнина....

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс.  Урок построен с учетом элементов р...

Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"

Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению"....

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....