Нравственная проблематика рассказов А. Костюнина
статья на тему
Обзор творчества современного писателя А. Костюнина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennaya_problematika_rasskazov_a._kostyunina.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бриляковская средняя школа»
Доклад на тему
«Нравственная проблематика рассказов А.В. Костюнина»
Выполнила: учитель русского языка и литературы Т.А. Чуланова
2017г.
Моё первое знакомство с творчеством А. Костюнина состоялось недавно, в прошлом учебном году на электронную почту школы пришло информационное письмо о литературном конкурсе «В купели белой ночи».
Из положения о Международном конкурсе я узнала сайт писателя, нашла информацию о нём, прочитала его рассказы, вошедшие в книгу «В купели белой ночи» .
В 2008 году сборник «В купели белой ночи» А. В. Костюнина был признан лучшей книгой года и рекомендован для включения в школьный курс «Уроки нравственности».
О жизни А. В. Костюнина я узнала не так много.
Родился А. Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей.
Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в городе Петрозаводске. На данное время Александр Костюнин - председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации.
Александр Костюнин - творческий человек, и творчество его разносторонне: он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями.
Писатель и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми.
За сборник «В купели белой ночи» Александру Костюнину было присвоено звание лауреата премии имени А.И. Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу и звание лауреата премии С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга Росси 2007 года» .
А.В. Костюнину удалось мастерски создать образы неповторимых, неоднозначных героев. Хочется понять, почему его рассказы о детских судьбах, самых обычных, не оставляют равнодушным, как удается писателю удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования. Может быть, потому что нравственные проблемы в рассказах А. Костюнина глубоки и актуальны.
Если зайти на сайт писателя и литературного конкурса , то можно увидеть, что сборник рассказов «В купели белой ночи» принята читателями всех возрастов. Её обсуждают, хвалят, восхищаются, высказывают недовольство, но равнодушной она не оставила никого.
Очень часто в своих произведениях автор обращается к теме детства, ведь дети и подростки воспринимают окружающий мир глубже и острее, чем взрослые.
Поэтому не случайно название книги с метафорическим названием «В купели белой ночи». Что такое купель? Купель – сосуд, в который погружается принимающий святое крещение, первый шаг к очищению от грехов.
Соприкосновение с природой Северного края, края «белых ночей», для автора, а вслед за ним и для нас, читателей, - это тоже открытие тайны, от которой на душе становится светлее.
Меня заинтересовало, чем же так нравятся современному читателю, (которого трудно чем-либо удивить) рассказы молодого, малоизвестного автора и почему именно его произведение было удостоено высокой награды. Я обратилась к творчеству Александра Костюнина и открыла для себя целый мир.
Композиция книги «В купели белой ночи» подчинена одной из главных задач: проследить, кто и что оказывает влияние на формирование Души ребенка.
Самые интересные и содержательные , на мой взгляд, рассказы «Рукавичка», «Совенок», «Поводырь» и эссе «Земное притяжение». Именно на них мне и хочется остановиться.
«Рукавичка» - пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим, нравственным подтекстом. И главной проблемой , которую ставит автор - это ответственность взрослых перед детьми и в целом- об ответственности человека за свои поступки, о непоправимости допущенных ошибок. Эпиграфом к рассказу служит цитата из Библии, а именно из Евангелия от Матфея, история предательства Иудой своего учителя Иисуса.
Сюжет рассказа обыден и прост: Алла Ивановна Гришина повела первоклассников на экскурсию в кабинет уроков труда. Учительница по домоводству сначала рассказала о своём предмете, а потом пустила по партам оформленные альбомы с образцами лучших детских работ. Там были сшитые и вязаные кофточки, рукавички, носочки, шарфики, брючки. Всё кукольного размера…. После урока труда пропала маленькая вязаная рукавичка. Кому-то из детей понравилась пушистая аккуратная вещичка. А потом началось ужасное… Чтобы выяснить, кто взял рукавичку, учительница устроила настоящий обыск и допрос с пристрастием,
Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. «Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды».
Своего апогея, высшей точки, достигает безобразная сцена, когда к столу подходит Юрка Гуров. Вот как об этом пишет автор:« Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас».
И вдруг всем становится понятно, что именно Юрка взял эту маленькую рукавичку, этот кусочек маленького счастья, семейного уюта, тепла, которого ему так недоставало.
Одно слово вор — и жизнь мальчика круто изменилась; его не поняли, не простили: «Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» - раскалённым клеймом было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. Он стал изгоем... Его по-человечески унижали». От него отвернулись все одноклассники, у него никогда не было школьных друзей
Ужасен финал этой истории: Став взрослым, Юра повесился.
Человек должен быть человеком в любое время, в какое он живет. Нужно было простить мальчика, Юру Гурова, потому что он немногословно просил этого прощения.
Рассказчик, в данном случае автор, став взрослым, осознаёт это и просит прощения у своего бывшего одноклассника…
«Юрка, Юрка... твоя судьба для меня - укор... И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу».
Главный герой гибнет оттого, что вокруг него люди, не желающие понять причины поступка, не видят своего предательства, равнодушные взрослые и дети, хладнокровно участвующие в казни одноклассника.
Писатель призывает быть милосердными и показывает , что осудить и изгнать человека проще, чем понять и простить, а ещё тяжелее признать свою неправоту, свою жестокость и раскаяться в этом.
Несомненно, роль учителя в нравственном воспитании ребенка очень важна. Именно эта проблема раскрывается и в эссе «Земное притяжение» , и в рассказе «Поводырь»
В «Рукавичке» представлен негативный образ учительницы.
К счастью, в других рассказах А. Костюнина перед нами предстают совершенно другие учителя, в которых автор выделяет лучшие черты людей этой профессии.
Казалось бы, неяркие , на первый взгляд, испытывающие материальные трудности. Так, у героини рассказа «Деньги» многодетная семья, и она в школе, уча детей добру и любви, дома не может свести концы с концами, у неё порой нет денег даже на хлеб, а на дворе лихие 90-е, безработица.
А учительница из рассказа «Вера» настолько беззащитна, что когда её уволили из-за факультатива по основам православия, то она долго не могла найти работу по специальности. Таков же и Антон Карлович , герой рассказа «Поводырь», который был абсолютно слеп. Чех по национальности, этот энергичный человек прививал любовь к музыке своим ученикам, для каждого из них находил особенное слово, чтобы поддержать, обучить. Он служил детям поводырем в мире музыки. Был темпераментным, неугомонным человеком в работе.
И эти три разных учителя превыше всего ставят любовь. Одна (из рассказа «Деньги») сплачивает ребят и взрослых, создает «одну большую семью», дарит каждому вырезанное из бумаги маленькое красное сердечко.
Другая (из рассказа «Вера») «построила совсем новый вид общения между детьми», научила их дарить маленькие радости друг другу, замечать в людях всё доброе, красивое. Общение детей она старалась построить так, чтобы каждый проявлял уважение к другому. Совместные вечера с родителями проходили непринужденно и интересно. После того, как ее уволили из обычной школы, она, любящая детей, не выбирая легкого пути, устроилась в школу – интернат для глухонемых детей. Она обучала детей азбуке , Азбуке любви. А слепой учитель музыки (из рассказа «Поводырь») сумел привить любовь к своему предмету терпением. Не одним днем, месяцами длилась учеба. Помимо уроков этот талантливый человек готовил все праздничные концерты вместе с ребятами. Он учил всех сельских детей: аварцев, азербайджанцев, лезгин. Музыка стала для них вторым языком межнационального общения.
На первый взгляд может показаться, что рассказ прост и понятен, но величие и глубина этого произведения в простоте, добре и той искренней правде, которую хочет раскрыть автор. Вчитавшись, понимаешь, что проблемой отношения к школьному учителю автор не ограничился; возникают другие проблемы такие, как: проблема одиночества стариков, проблема добра и зла, проблема верности и благодарности, проблема трудной учительской судьбы. Слепой учитель был прекрасным профессионалом, зная все музыкальные инструменты, с ним увлекательно было заниматься. Получалось: «Он, незрячий, ведет меня».3 Зоркости ему было не занимать: «Слепой видит Бога духом».4 Своим зорким сердцем, глубоко чувствующей душой, он вел своих учеников по жизни, уча не только музыке, но и добру, человечности, взаимопониманию.
Проблему другого рассказа, с которым мне хочется познакомить, можно определить как испытание на человечность
Автор предлагает задуматься об искренности, чистоте чувств, о разных проявлениях любви.
Так, в основе рассказа «Совёнок» лежит печальная история о легкомысленной женщине, продавщице Раисе, устраивающей личную жизнь и забывающей о своей маленькой дочери.
Казалось бы, название «Совенок» наталкивает читателя на красивый сюжет со счастливым концом.
Но уже в самом начале рассказа видим несоответствие: «жизнерадостный жёлтый домик-одуванчик» - это то, что видно снаружи, а внутри - огромные серые крысы, которые хозяйничают в доме. Уютная обитель была возведена... на месте бывшей помойки. При спешном строительстве нижние кирпичи служили фундаментом. Поэтому дом на глазах врастал в землю. Между полом и стенами появились щели. Это обстоятельство устраивало исконных обитателей... Огромных серых крыс. Свалка, где они раньше безраздельно хозяйничали, стараниями горожан обрела крышу в виде дома Именно в такой обстановке растут дети. Такие разные дети. Один - опекаемый и любимый, другая растет, как трава в поле. Наташа-Совёнок растёт на улице, потому что каждый вечер приходит новый «папа», и, чтобы не мешала развлекаться, Раиса выставляет дочку за дверь.
Писатель точно подбирает детали, показывающие отношение к этой девочке взрослых и мальчика-соседа. «На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Безотцовщина..., как говорят о главной героине окружающие.
Фрагменты из текста: «Мать заплетала ей [Совенку] косички раз в неделю. Очень туго, чтоб не растрепались».
«Совенок пошла в первый класс. Мать проводила ее до школы один раз, на этом провожания закончились».
«Раиса отдала Совенка в продленную группу, забирала последней».
«В темноте двора - прерывистое металлическое повизгивание: Совенок качается на качелях. Этот одинокий скрип в черной тишине щемит душу».
Сын рассказчика пытается помочь своей маленькой подруге пережить недетские беды.
Но именно он взял на себя ответственную функцию и отца, и матери этой маленькой запуганной девочки. Это он провожает ее в школу, проверяет уроки, играет и гуляет с ней, опекает и заботится о ней.
Писатель не стал подробно описывать, как живется Совенку с новым «папой». Он включает в повествование всего одну сцену — сцену наказания, которая показывает жестокость одних взрослых и трусость и нежелание вмешиваться других. «Дядя» Жора ставит провинившуюся малышку на колени на горох, оставляя ее в холодном углу на всю ночь
Рассказчик, находившийся в тот момент за стенкой, ничего не предпринял. Он, возможно, испытал угрызения совести, однако у него не хватило мужества вступиться за ребенка.
А как же поступает ребенок? Совенок не отгораживается от мира полностью, но, словно уходит в себя, посвящая в свои тайны соседского мальчишку, разделяющего с ней ее печали и радости. Вечерами через стенку они ведут разговоры. После наказания Совенок придумывает свою собственную сказку, которая помогает ей защититься от жестокости и пошлости мира и создать свой собственный мирок, в котором она обязательно найдет то, чего у нее никогда не было: отца, а вместе с ним семейное счастье — мама, папа, Совенок и юноша из сказки.
Вскоре семья рассказчика покидает убогий домик. После отъезда соседей Совенок подобрала на улице котенка, который теперь заменяет ей друга. Но тот однажды «напрудил» в Жоркины кеды. На глазах у ребенка сожитель убивает животное, бьет Раису... Нервное потрясение было настолько велико, что ребёнок теряет дар речи. Немота Наташки теперь символизирует беспомощность и бессилие света в этом жестоком мире.
Она замкнулась в себе вновь, как после ночи на горохе в углу, но вновь обрела того друга, который когда-то уже помог ей. Через несколько лет Наташа выходит замуж за Сергея.
А рассказчик-автор до сих пор чувствует свою причастность к горю маленького Совенка. Он не сумел найти в себе силы, чтобы противостоять произволу дяди Жоры, тогда, когда его сын смог помочь девочке найти себя в жизни, не сбиться с пути и не пойти по дороге ее матери.
Именно об этом и идет речь в произведении современного писателя А.Костюнина «Совенок». В этом небольшом по объёму рассказе затрагиваются такие актуальные проблемы, как: отношение « отцов и детей», проблема дефицита внимания и доброты, а порой и отсутствие взаимовыручка и помощи, проблема жизни детей в неполных семьях.
А сейчас я бы хотела дать краткий обзор ряда других рассказов
«Вальс под гитару»
В произведении «Вальс под гитару» подняты несколько немаловажных проблем современности: проблема жизни неполной семьи, отношения между ровесниками, проблема любви к ушедшим родным и близким. А объединяющим для этих проблем является вера в чудо, вера в свои силы и целеустремленность, что и показал автор в герое данного произведения.
«Офицер запаса»
А.Костюнин показал небольшой отрывок из жизни офицера в запасе, у которого после окончания войны в Афганистане началась личная война со своими эмоциями и чувствами.
В рассказе раскрывается несколько проблем, но главная сюжетная линия развивается во взаимоотношениях сына и его родителей. Сын, у которого отец долгое время был в Афганистане, лишён отцовской любви. Он рос «обласканным и зализанным» в окружении заботливой матери. Длительное отсутствие отца повлияло и на разгульное поведение мальчика, и на его характер. Здесь приходится выбирать приоритеты: или семья, или работа. Впрочем, так случается часто во многих семьях, когда один из родителей уделяет мало внимания своему ребенку.
«Полет летучей мыши»
В этом рассказе показана проблема одиночества, тяжелой судьбы эмигрантов в чужой стране.
«Колежма»
В рассказе А.Костюнина «Колежма» отражено множество проблем, нашедших
Нравственные проблемы | Произведения А.В. Костюнина |
Проблема ответственности взрослых перед детьми; проблема совести. | «Рукавичка» |
Проблема отношения к школьному учителю; межнационального общения; одиночество стариков; верности и благодарности. Проблема трудной учительской судьбы. | «Поводырь» «Вера» |
Проблема сохранения душевной щедрости и нравственной стойкости в тяжёлых жизненных обстоятельствах. Проблема отношения государства к своим гражданам. Проблема памяти. | «Деньги» |
Проблема дефицита внимания и доброты; жизни детей в неполных семьях. Проблема «отцов и детей». | «Совёнок» |
Проблема гуманного отношения к животным. | «Орфей и Прима», «Нытик» |
Проблема жизни неполной семьи. Поиск собственного жизненного пути, познание себя. | «Вальс под гитару» |
Тема воинской чести; взаимоотношения отцов и детей; бытовые проблемы | «Офицер запаса» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственная проблематика рассказа К.Г.Паустовского "Телеграмма"
На уроке анализируются нравственная проблематика рассказа, образы Катерины Петровны и Насти, художественные способы создания образов: приём контраста, пейзаж, интерьер, художественная деталь, эпитеты,...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...
Нравственная проблематика рассказа Р. Бредбери «Вельд»
Материалы к уроку по обучению анализу художественного текста и написанию текста в формате ЕГЭ по русскому языку (11 класс)...
Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"
Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...
Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс
Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс. Урок построен с учетом элементов р...
Урок литературы в 8 классе "Нравственная проблематика рассказа А.П. Платонова "Возвращение"
Урок литературы для обучающихся 8 класса. Учебник - Коровина В.Я. Урок был проведён в рамках городского семинара "Современные формы и методы приобщения детей к чтению"....
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....