Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ларионова Ольга Анатольевна

Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но  поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков( урок закрепления)

Универсальные умения и навыки:

1.Личностные : оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

2.Познавательные:

А)Общеучебные : - формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;

Б)Логические : - анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

3.Коммуникативные УУД (обеспечивают социальную компетентность) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)

Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

4.Регулятивные УУД  обеспечивают самоорганизацию и регуляцию

познавательной и учебной деятельности . Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Цель: познакомить учащихся с творчеством Леонида Андреева и провести литературоведческий анализ рассказа «Петька на даче»

Задачи:

  •  пробудить интерес к личности и творчеству Л.Н.Андреева;
  • рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька      на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
  • пробудить в учащихся нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
  •  дать начальное представление о литературных приёмах ( пейзаж, контраст, портрет, деталь)
  • Провести литературоведческий анализ рассказа « Петька на даче»

Планируемый результат:  выявить тему, идею, проблемы рассказа «Петька на даче», определить основные литературные приёмы, написать синквейн.

Методы: диалогический, монологический, исследовательский, групповая работа

Оборудование: учебник « Литература. 5 класс. Автор –составитель  Г.С. Меркин» , презентации к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы на время урока попробовать стать литературоведами и поговорить об очень интересном писателе и его замечательном произведении.

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . Прошу вас обратить внимание на слайд:

 Вы дома читали роман « Вася в городе» ?

Автор этого произведения Андрей Леонидов?

Рассказ повествует о жизни молодого человека, лет двадцати, работающего в кафе официантом?

- Исправьте фактические ошибки

Учитель знакомит с понятиями «рассказ, роман»

Давайте определим тему сегодняшнего урока

  • Леонид Андреев.
  • Рассказ «Петька на даче»

Давайте определим учебные задачи на сегодняшний урок.  Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

  • 1.Узнать о жизни Леонида Андреева
  • 2.Провести литературоведческий анализ  рассказа « Петька на даче»
  • 3. Выявить проблемы, поднятые автором рассказа
  • 4. Познакомиться с новыми литературными терминами

 - Чтобы лучше представить личность писателя Леонида Андреева , проведём небольшую экскурсию в Дом-музей писателя , которую подготовила для нас группа экскурсоводов.

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.  Сообщения  экскурсоводов

 Работа с печатной тетрадью. А сейчас мы заполнил таблицу, внесём туда сведения, которые мы узнали на экскурсии.

 Взаимопроверка, сравнение с образцом. Анализ  результативности выполнения задания.

4. Этап применения и «прямого переноса» нового знания в  знакомой ситуации

- Рассказ « Петька на даче» написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих  своих произведений   Андреев не выдумывал,  у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране.

Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним  из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе  этих воспоминаний и был написан  рассказ «Петька на даче».

Давайте подумаем, какова композиция рассказа « Петька на даче» ? На какие смысловые части мы можем его разделить?
– Как вы озаглавили эти части? 
(1.  Петька в парикмахерской. 2. Жизнь  на даче. 3. Возвращение в город)

– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения)  повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая  по объёму)  – о его жизни на даче.Так почему же Л.Андреев назвал рассказ «Петька на даче»? В течение урока я предлагаю вам подумать над этим вопросом. К правильному ответу нам поможет прийти работа в группах.

5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Работа в группах.  Итак, наступает самый интригующий момент урока. На несколько минут вы станете учёными – литературоведами.

Кто такие литературоведы и чем они занимаются? Литературове́дение  наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Одним из таких учёных был Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

1 литературоведческая лаборатория  будет работать над  портретом Петьки, Вторая  исследует  занятия мальчика, найдёт характерные детали. Третья  проанализирует  пейзаж и укажет изобразительно-выразительные средства, используемые в данных эпизодах. Руководители лабораторий представят свои доклады.

Физкультминутка( после выступления первой группы)

Давайте представим себе, что мы находимся в лесу, который стал так близок Петьке.

Мы идём по лесу.  Повернули голову налево. Какое дерево мы видим? Теперь направо.

А это что за дерево? Идём дальше. Посмотрели наверх. Что это за птица поёт нам свою песенку? Сейчас мы пробираемся по кочкам мха. Посмотрели вниз. Кто или что  это у нас под ногами?  Мы вышли на поляну. Что мы видим? Нам надо наклониться или присесть, чтобы понюхать цветы.Ярко светит солнышко. Давайте поднимем руки вверх и поприветствуем его.

- Как вы думаете, одинаково ли изобразил писатель  поведение мальчика, его портрет, природу в  рассказе ?  ( Он как бы противопоставил  две части : в городе и на даче)

Контраст – франц. contraste  сопоставление противоположных качеств, способствующих их усилению, пробуждает в читателе желание рассуждать, сопереживать.

Какова же идея  рассказа « Петька на даче»?Скажите, а над какими вопросами автор нас приглашает подумать? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что  надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном  детстве своего героя , автор заставляет нас, читателей,  задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм,  безразличие,  и учит нас  таким нравственным качествам, как  : доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие

Давайте ответим на вопрос: почему рассказ назван « Петька на даче» ?

– Заглавием «Петька на даче»  автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью.  И   поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь

А какие чувства испытывали вы во время чтения этого рассказа?(Жалость, сочувствие, радость)

6  Домашнее задание: 1. Как вы думаете, а как бы мы  могли поддержать Петьку в его трудной ситуации?. Я предлагаю сказать ему несколько добрых слов и написать письмо.

2. У Леонида Андреева есть очень интересный рассказ о  несчастной собаке. Тем, кто не безразличен к судьбе животных, я предлагаю прочитать  рассказ « Кусака»

7. Рефлексия  Синквейн- – это стихотворение из 5 строк

    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Методическая разработка урока по теме: А.И. Солженицын рассказ "Матрёнин двор"

А.И. Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы Матрёны. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-прит...

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"....

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....