Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по рассказу Л.Андреева "Петька на даче" | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков( урок закрепления)
Универсальные умения и навыки:
1.Личностные : оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
2.Познавательные:
А)Общеучебные : - формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;
- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее;
Б)Логические : - анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
3.Коммуникативные УУД (обеспечивают социальную компетентность) Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)
Умение формулировать вопрос (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
4.Регулятивные УУД обеспечивают самоорганизацию и регуляцию
познавательной и учебной деятельности . Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Цель: познакомить учащихся с творчеством Леонида Андреева и провести литературоведческий анализ рассказа «Петька на даче»
Задачи:
- пробудить интерес к личности и творчеству Л.Н.Андреева;
- рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);
- пробудить в учащихся нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание;
- дать начальное представление о литературных приёмах ( пейзаж, контраст, портрет, деталь)
- Провести литературоведческий анализ рассказа « Петька на даче»
Планируемый результат: выявить тему, идею, проблемы рассказа «Петька на даче», определить основные литературные приёмы, написать синквейн.
Методы: диалогический, монологический, исследовательский, групповая работа
Оборудование: учебник « Литература. 5 класс. Автор –составитель Г.С. Меркин» , презентации к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы на время урока попробовать стать литературоведами и поговорить об очень интересном писателе и его замечательном произведении.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся . Прошу вас обратить внимание на слайд:
Вы дома читали роман « Вася в городе» ?
Автор этого произведения Андрей Леонидов?
Рассказ повествует о жизни молодого человека, лет двадцати, работающего в кафе официантом?
- Исправьте фактические ошибки
Учитель знакомит с понятиями «рассказ, роман»
Давайте определим тему сегодняшнего урока
- Леонид Андреев.
- Рассказ «Петька на даче»
Давайте определим учебные задачи на сегодняшний урок. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
- 1.Узнать о жизни Леонида Андреева
- 2.Провести литературоведческий анализ рассказа « Петька на даче»
- 3. Выявить проблемы, поднятые автором рассказа
- 4. Познакомиться с новыми литературными терминами
- Чтобы лучше представить личность писателя Леонида Андреева , проведём небольшую экскурсию в Дом-музей писателя , которую подготовила для нас группа экскурсоводов.
3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Сообщения экскурсоводов
Работа с печатной тетрадью. А сейчас мы заполнил таблицу, внесём туда сведения, которые мы узнали на экскурсии.
Взаимопроверка, сравнение с образцом. Анализ результативности выполнения задания.
4. Этап применения и «прямого переноса» нового знания в знакомой ситуации
- Рассказ « Петька на даче» написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране.
Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».
Давайте подумаем, какова композиция рассказа « Петька на даче» ? На какие смысловые части мы можем его разделить?
– Как вы озаглавили эти части? (1. Петька в парикмахерской. 2. Жизнь на даче. 3. Возвращение в город)
– Итак, мы выяснили, что в рассказе можно выделить 3 части. Две из них (большая часть произведения) повествуют о жизни Петьки в городе, а одна (меньшая по объёму) – о его жизни на даче.Так почему же Л.Андреев назвал рассказ «Петька на даче»? В течение урока я предлагаю вам подумать над этим вопросом. К правильному ответу нам поможет прийти работа в группах.
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Работа в группах. Итак, наступает самый интригующий момент урока. На несколько минут вы станете учёными – литературоведами.
Кто такие литературоведы и чем они занимаются? Литературове́дение — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Одним из таких учёных был Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
1 литературоведческая лаборатория будет работать над портретом Петьки, Вторая исследует занятия мальчика, найдёт характерные детали. Третья проанализирует пейзаж и укажет изобразительно-выразительные средства, используемые в данных эпизодах. Руководители лабораторий представят свои доклады.
Физкультминутка( после выступления первой группы)
Давайте представим себе, что мы находимся в лесу, который стал так близок Петьке.
Мы идём по лесу. Повернули голову налево. Какое дерево мы видим? Теперь направо.
А это что за дерево? Идём дальше. Посмотрели наверх. Что это за птица поёт нам свою песенку? Сейчас мы пробираемся по кочкам мха. Посмотрели вниз. Кто или что это у нас под ногами? Мы вышли на поляну. Что мы видим? Нам надо наклониться или присесть, чтобы понюхать цветы.Ярко светит солнышко. Давайте поднимем руки вверх и поприветствуем его.
- Как вы думаете, одинаково ли изобразил писатель поведение мальчика, его портрет, природу в рассказе ? ( Он как бы противопоставил две части : в городе и на даче)
Контраст – франц. contraste сопоставление противоположных качеств, способствующих их усилению, пробуждает в читателе желание рассуждать, сопереживать.
Какова же идея рассказа « Петька на даче»?Скажите, а над какими вопросами автор нас приглашает подумать? (О том, как люди должны относиться друг к другу; что надо быть добрее, уметь сострадать).
– Так, повествуя о трудном детстве своего героя , автор заставляет нас, читателей, задуматься о тех нравственных проблемах, которые наблюдаются в обществе: безрадостное детство, чёрствость души, эгоизм, безразличие, и учит нас таким нравственным качествам, как : доброта, чуткость, сострадание, прощение, терпимость, доброжелательность, милосердие
Давайте ответим на вопрос: почему рассказ назван « Петька на даче» ?
– Заглавием «Петька на даче» автор подчёркивает важность этого события для героя. Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. И поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь
– А какие чувства испытывали вы во время чтения этого рассказа?(Жалость, сочувствие, радость)
6 Домашнее задание: 1. Как вы думаете, а как бы мы могли поддержать Петьку в его трудной ситуации?. Я предлагаю сказать ему несколько добрых слов и написать письмо.
2. У Леонида Андреева есть очень интересный рассказ о несчастной собаке. Тем, кто не безразличен к судьбе животных, я предлагаю прочитать рассказ « Кусака»
7. Рефлексия Синквейн- – это стихотворение из 5 строк
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления
Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня" составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...
Методическая разработка урока по теме: А.И. Солженицын рассказ "Матрёнин двор"
А.И. Солженицын. Рассказ "Матрёнин двор". Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы Матрёны. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-прит...
Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
Методическая разработка урока-презентации в 11 классе по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"....
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....