Урок литературы по теме "Особенности композиции "Слова о полку Игореве"
материал по литературе (9 класс) по теме
Представлена разработка урока, в которой особенности композиции данного произведения рассматриваются в контексте цветовой символики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovo_o_polku_igoreve.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Рябовская СОШ»
План-конспект урока по литературе.
Тема:
«Особенности композиции «Слова о полку Игореве»»
Подготовила: Головчанова Ю.А.
2011 г.
Тема урока: Особенности композиции «Слова о полку Игореве»
Цель: познакомить учащихся с композиционными особенностями произведения.
Задачи:
дети научатся определять структурные части произведения, находить смысловую взаимосвязь частей, схематично изображать композицию;
на уроке будут формироваться навыки работы с текстом, нахождения в тексте необходимых для работы элементов, навыки логического и ассоциативного мышления;
посредством приобщения к художественному произведению будет воспитываться эстетический вкус, патриотизм.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедиа ( сопроводительные слайды с цветовыми словами, с символикой цвета), листы А 4, цветные карандаши, краски.
Форма проведения занятия: общеклассная.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
В течение почти двухсотлетнего изучения «Слова» о композиции этого памятника высказывались различные точки зрения: одни считали, что «Слово» не представляет собой цельного по построению и содержанию литературного произведения, что оно состоит из каких-то отрывков, внутренне не связанных между собой, не объединенных одной идеей, не имеющих сквозной сюжетной линии, определенной образной системы и т. д.; такой взгляд пытались обосновать представители скептического направления, которые глубоко не вникали в сущность и художественное своеобразие памятника. Другие исследователи, наоборот, утверждают, что не только по внешним чертам организации текста, его деления на определенные части, но и по структуре поэт. образности, по его внутренней основе «Слово» представляет собой стройную, логически последовательную, художественно многообразную и в то же время цельную композиционную систему, являющуюся непревзойденным образцом древнерусского словесного искусства.
Зачитать:
В обобщенной форме вторая точка зрения изложена Д. С. Лихачевым: «Композиция „Слова о полку Игореве“ при первом взгляде кажется очень сложной, а иногда и непоследовательной. Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц своего повествования к другим, постоянно меняет место действия, перенося его от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, а из Киева в различные русские земли, на некоторое время в Путивль, затем в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь — в Киев. Так же быстро меняется и время действия — автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и к предчувствиям грозного будущего. Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; эта патетическая часть сменяется лирической и интимной, а все произведение в целом завершается радостным и торжественным финалом.»
2.Беседа .
- Ребята, а вы согласны с утверждением Д.С. Лихачёва? Как Вы считаете: есть у этого произведения композиция или это собрание никак между собой не связанных глав? (Предполагаемый ответ : Да, согласны. У этого произведения есть композиция. В произведении можно выделить несколько частей, но все они связаны единой темой и общей основной мыслью. Чётко выделяются и элементы сюжета.)
- На какое количество смысловых частей можно разделить данное произведение?
( Предполагаемый ответ: Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки.) Учитель может добавить, что изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и о прошлом Русской земли. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна, прославлявшего воинские подвиги русских князей.
Отличия во взглядах исследователей на К. «Слова» сказались и на практике переводческой работы: у переводчиков как XIX, так и XX в. текст «Слова» разделяется на неодинаковое количество частей (глав, разделов, песен), причем в ряде случаев эти части получают самостоятельные названия в зависимости от их темы и содержания. (Урок сопровождается слайдами с отображением структуры произведения.)
3. Проверка домашнего задания.
На дом было задано выписать из текста(обозначив, что из какой главы выписано) все цветовые эпитеты и другие слова, обозначающие цвет.
Примерный список эпитетов и слов:
Вступление:
Серым волком, белый лебедь, облака.( Сделать вывод с ребятами о том, что преобладают светлые тона)
1 часть:
Шеломы позолочены, солнце, ночная тьма(солнечное затмение), синий Дон, золото, япанчами красными, копьё из серебра, чёрный ворон, кровяные зори, синие зарницы, кровавый посев.(Делаем вывод, как тема боевого настроя – золото – сменяется темой недобрых предзнаменований, а затем и темой боя, поражения – темные тона, кровь, красный цвет)
2 часть:
Сон Святослава: чёрная пелена, синее вино, серый ворон, сине-море.
Седины, реке кровавой, В темноту ночную, погас белый свет, ночь кругом,
Золотое слово Святослава: золотое слово, кровавая броня, серебряные седины, престоле золотом, золотом шелом блещет, серебряной струёй. (Вывод – преобладание золотого цвета – значение самого Слова Святослава)
Третья часть:
Плачь Ярославны: кровавые раны, синее море,заря, светлое солнце.
Побег Игоря из плена:ночь, серым волком, рассвет,серебряный берег, золотой стрелой, солнце. (Вывод: переход от печали к ликованию)
4. Индивидуальное выступление 2-х учащихся (Петровой Светы и Проскуряковой Алёны) Тема: «Символика цвета»
- 1 выступление:
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китая об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови»..
Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
- 2 выступление:
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.
Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, достатка, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом»
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.
Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.
Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это — «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества.
Обсуждение: - Играет ли символика цвета роль для раскрытия идейно-художественного своеобразия « Слова..»? (Да, поскольку можно проследить символичность употребляемых в слове цветов. Например, чёрный цвет появляется в трагических эпизодах, и красный является символом битвы, крови. Золотой или жёлтый – в первом, положительном значении)
5. Составление цветовой композиции «Слова о полку Игореве» Учащиеся цветными карандашами или красками на альбомном листе каждое цветовое слово обозначают полоской соответствующего цвета.
Итоги урока: Выставление и комментирование оценок.
Итоговые вопросы:
- о чём шла речь на уроке?
- как вы поняли, в чём заключается значение использования цветовых эпитетов в «Слове о полку Игореве»?
Вывод: художественные особенности композиции «Слова» прослеживаются и на уровне цвета. Ключевой момент «Слова» - «Золотое слово Святослава» выделяется наиболее яркими тонами. Строки, связанные с поражением Игоря и пленом – тёмные цвета. Значение цвета определяется общепринятой символикой цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»
Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...
Презентация. Литература. 9 класс. "Слово о полку Игореве"
Презентация об истории создания "Слова..". Композиция произведения...
Тест по литературе по теме "Слово о полку Игореве"
Тест к учебнику 9-го класса...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...