Урок "Изящной словесности"
план-конспект урока по литературе по теме
Урок "Изящной словесности". Открытый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izyashchnoy_slovesnosti.odt | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тоора-Хемская средняя школа
Учитель высшей категории
Попова Елена Владимировна
Тема. Урок «Изящной словесности.»
Цель: 1. повторение прилагательного и местоимения.
2. речевое, интеллектуальное и нравственное развитие речи.
Эпиграф. « До … Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько
точности, выразительности и красоты».
(Н.Г. Чернышевский)
«Всякое искреннее наслаждение
изящным есть уже само по себе
источник нравственных чувств.»
Ход урока.
Урок начинаю с записи слов А.И. Куприна:
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен.»
- I. Ученик ведет опрос по предложению:
- В чем смысл этого предложения?
- Есть ли в тексте прилагательные?
- Как вы определили, что они есть?
- К какому разделу прилагательных они относятся?
- Разберите по членам предложения.
Учитель: - Какова обычная функция прилагательных в предложении? - определение (какой?, какие?)
- А необычная? - краткая форма прилагательного - сказуемое (каков?, какова?)
Учитель: - Посмотрим, как метким, озаряющим словом пользовался
А.С. Пушкин:
(запись в тетрадях)
- Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит.
- (эпитетами).
Эпитет — самое меткое, самое свежее, самое нужное и озаряющее слово,
(на доске) которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
(в тетрадях)
- Подчеркните прилагательные:
А теперь подойдите сами к слову снег эпитетами. (учащиеся называют, лучшие записывают в тетради и на доске).
- А у поэта так:
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
- Как же «работают» прилагательные в этих текстах?
Ночью в саду у меня
Плачет плакучая ива,
Безутешная она,
Ивушка, грустная ива.
II. А теперь ответьте на вопрос, легко ли сейчас жить всем нам?
- А почему? (люди воюют друг с другом?)
- А что может спасти нас и весь мир от войн, кровопролития , жестокости?
- (учащиеся высказываются)
- - А вот великий русский писатель XIX века Ф.М. Достоевский считал, что «Красота спасет мир».
- Ведь как бы ни была тяжела и мерзостна жизнь, есть в ней и прекрасное.
Зачитайте и запишите себе мудрые мысли в которых встречается слово прекрасный:
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
(А.П. Чехов)
«Мой друг, Отчизне посвятил души прекрасные порывы!»
(А.С. Пушкин)
«Берегите наш язык, наш прекрасный, русский язык!»
(И.С. Турненев)
- А от чего же беречь язык надо?
(от засорения словами — паразитами, нецензурными словами.)
- Вот все эти писатели жили давно в XIX веке, но их мысли стали созвучны нашим, благодаря этим местоимениям:
- (мой, наш, нам, всё)
- Подумайте и скажите, что украшает нашу жизнь? (природа, растения,цветы)
- Да, цветы. Многие писатели, поэты обращались к теме цветов.
Вы дома должны были подыскать стихи о любимых вами цвета; принести открытки или рисунки о цветах.
- - Давайте проведем защиту ваших цветов.
III. (Дети читают стихи, демонстрируют рисунки, открытки.)
Побеждает тот, у кого наиболее красивый, изящный цветок, или стихотворение.
(Употребляются слова — имя прилагательное, местоимение, эпитеты).
- Может быть, кто-то хочет свое сочинение прочитать?
- Послушаем?
- Ребята! Как вам кажется, вечна ли красота?
- Какое у вас чувство, настроение возникло после знакомства с этими стихами рисунками?
- Л.Н. Толостой выразился очень кратко:
«Простота есть необходимое условие прекрасного.»
- Поговорим о красоте мира: красоте восходов и закатов, красоте цветущих яблонь, вишен, ромашковых полей, белых колокольчиков ландышей в сумрак елового леса, цветущей брусники вокруг старого пня, незабудки у ручья.
Мы же берем как символ красоты — розу, розовый куст и вспоминаем, кто из поэтов писал о розе.
С.Я. Маршак
О ней поют поэты всех веков
Нет в мире ничего важней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
- За лепесток заходит лепесток,
- И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья.
Прослушивается несколько стихов, читаемых учащимися.
- Итак, наш урок подходит к концу, спасибо, ребята, за хорошие, интересные работы. Надеюсь, этот урок надолго останется в вашей памяти, а ваша речь станет грамотнее, красивее, эмоциональнее.
Выводы, оценивание работ учащихся.
УРОК ОКОНЧЕН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...
Комментарии
"Изящная словесность"
речевое, интелектуальное и нравственное развитие речи