Песня кубанскому казачеству (по поэзии Ивана Вараввы)
материал по литературе (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Песня Кубанскому казачеству | 42 КБ |
krasoty_kubani.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Песня кубанскому казачеству
(по поэзии Ивана Вараввы)
Выполнила
учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ №14
Тимашевского района
Краснодарского Края
Гребенюк Татьяна
Васильевна.
2012 год.
Песня Кубанскому казачеству
(по поэзии Ивана Вараввы)
О мать моя,
Земля моя, Кубань!
Ты хлеб пекла, детишек колыхала,
Из века в век печально провожала
Сынов своих на подвиг и на брань.
И.Варавва.
Передо мной небольшой томик стихотворений И.Вараввы. Листаю не торопясь страницы, и глаза невольно останавливаются на строках:
Славны хлопцы – запорожцы,-
Рано, рано.
Славны хлопцы – запорожцы,-
Да раненько!
Я задумалась, кто такие «хлопцы- запорожцы»? Почему о них пишет кубанский поэт?
Ответ на эти вопросы я нашла в других его сборниках стихов:
Становили черноморцы
У таманской крутизны
Под казачьим лютым солнцем
Запорожские челны…
Ещё в далёком 18 веке запорожские казаки обосновались на Кубани и вошли в состав Кубанского Казачьего войска под именем черноморцев.
Кто же он, певец земли казачьей? Сам поэт вспоминает: «Дед мой, Никита Савельевич, в прошлом казак Второго Запорожского полка Кубанского казачьего войска, в гражданскую войну, в боях на реке Маныч, был ранен и оставлен на излечение на хате у дальних родственников в донской слободе Новоботайской. Выздоровев, домой на Кубань он не вернулся, а перевёз на Дон всё своё семейство. Здесь, в тогдашней слободе Новоботайской, я и родился 5 февраля 1925 года.
А в голодный 33-й год отец с матерью, взяв за руки малолетних сыновей, пешком отправились к своим истокам – на родину Кубань!
Всё выпало на долю поэта: и голод, и холод, и война, и разруха. «Не по ровному, широкому и гладко укатанному шляху проходила моя жизнь, »- вспоминает И. Варавва.
Всё было в жизни у меня:
Свой кров, и дом, и сад
Моя семья, моя родня –
Во всём свой лад
И склад.
Ещё в студенческие годы поэт определил основной мотив своей поэзии: «Я свою судьбу, давно уже решил. Поеду домой, в станицу, песни казачьи послухаю. Может, что и напишется!»
Жизненный выбор был сделан правильно. И кубанская песня стала главным в его творчестве:
И эта песнь усатых предков
Во мне смеялась и жила,
В сиянье звезд, раскинув ветви,
Как сад весенний зацвела.
Меня заинтересовало, почему Варавва обратился именно к казачьей песне? И ответ нашла у самого поэта: «В песнях – сама история, большая душа народная. Я их познал с колыбели».
В кубанских песнях воспеты степные курганы, скрывающие многие страницы истории народов и племен, заселявших наш благодатный край. Эти песни поведали нам о древнерусском Тмутараканском княжестве Мстислава Храброго, о смелых черкасских всадниках князя Темрюка, отправившихся с миссией упросить Ивана Грозного взять под могучую руку России их свободолюбивый народ, о мятежных казаках – некрасовцах, нашедших себе пристанище на Кубани.
Хороша казачья песня, вольна, как птица, широка, как степь. Поэтому и обращается к ней И.Варавва. Сам поэт считает, что наиболее содержательная его книга – «Песни казаков Кубани». В этот сборник вошли собранные Вараввой в станицах и хуторах нашего края народные песни.
Вот уже который раз я перелистываю страницы сборника казачьих песен поэта. Передо мной встают образы славных воинов- казаков, храбро сражавшихся на море и на суше с турецкими султанами, крымскими ханами, польской шляхтой, зорко охранявших рубежи Руси:
Далеко от родимой сторонушки
Служат храбрые наши казаченьки,
Охраняют казаки Отечество –
Берегут они Русь христианскую.
Отстаивая свободу родной земли, все бросал казак: и дом, и хозяйство, и казачку, и детей. Его не трогали даже слезы любимой.
- За Кубань иду!
Гей, сивый мой коник,
Дорогой степною
Играй подо мною –
Казачка, прощай.
Мою душу затронула «Дума про Морозенко». Этот герой покорил меня своей храбростью, мужеством, отвагой, казацкой удалью. Это настоящий русский богатырь:
У того у Морозенка
Шабелька с насечкой.
Где проехал Морозенко –
Кровяная речка…
Не отстают от него и казак Супрун, который
… собрал войско
Славно Запорожское
Да пошел орду он бить.
Ой, бил казак,
Да бил Супрун,
Ой, бил он и рубал.
Не может не вызвать восхищение удалой казак Голота, который отважно бьётся со злым татарином:
Вынимает сабельку
Из ножон,
Глядь – а у татарина
Дух вон!
Самому поэту в жестокой войне с фашистами пришлось отстаивать родную «батьковщину». Отсюда, с берегов Кубань-реки, «донесли до Эльбы удаль и отвагу земляки».
Много полегло казаков за родимый край, но они освободили израненную советскую землю от фашистов. Им, кубанским казакам, павшим в неравной борьбе, поэт Варавва
спел свою песню:
Край родной,
Родное поле
Парни сберегли,
На пшеничном
На раздолье
Грудью полегли.
И сейчас ветераны-казаки, прожившие трудную жизнь, испытавшие лихолетье, отшагавшие по военным дорогам до Победы, готовы откликнуться на первый зов Отечества:
И если злобный враг зловещей силой
Встревожит Родины поля,
Пусть будет для врага его могилой
Земля отцов – моя земля.
Они делают все, чтобы возродилось казачество. Ведь казаки во все времена были той реальной силой, которая готова биться « за правое дело и жизнь народа, за горстку Кубанской земли!»
Земля, родина, труд, поход, битва, любовь, дети, горечь разлуки, радость встреч, красота милой Кубани, тоска по дому в далеких походах, плуг и сабля, отвага и нежность – все это близко и дорого сердцу казака.
Любовь к родине, к матери и дивчине не делима в песнях Ивана Вараввы. Да и вообще, разве мог казак жить без «дивчины», без «криницы», без «дома», без «калины», без «мамы»?
Бейся, коник, бейся,
Гей, бейся, выбивайся, -
К отцу, родной матери,
Коник, возвращайся.
Не так к отцу – матери,
Гей, как ко всей родине,
Гей, как к одной дивчине.
Казак, главный герой песен поэта, всей душой и всем сердцем любит природу родного края, словно к божествам обращается к ветру, орлу и соколу, к родимой степи, ведет задушевную беседу со своим другом – конем, с матерью, женой или невестой, родной землей.
Начало свое казак видит в « сердце радужном радостной мамы, «в материнских слезах», «в жизни праведной мамы», а середину свою – в «материнской причастности к сыну».
Для кубанского казака мать и родина едины.
Моя славная мама,
Как и все беззаветные люди, -
Беспредельна и вечна,
Как вечна под солнцем земля.
Иван Варавва любит землю, Кубанскую землю, до самозабвения. Он называет её матерью, которая и в радости, и в горести была со своими сыновьями: вместе с ними «стонала и страдала», вместе с ними веселилась.
Люблю тебя, мой край,
Люблю.
По колкому жнивью
Свою любовь
Не распылю,
А в песню перелью.
И, действительно поэт перелил свою любовь к родной земле в песню, которая лежит над широкими просторами Кубани. Сам поэт признаётся: « Кубань была и остаётся и в жизни, и в моей поэзии единственной родной землёй».
И вот перевёрнута последняя страница сборника стихов Ивана Вараввы. Много счастливых минут подарила мне поэзия кубанского певца. Его стихи удивительные. В них я нашла ответы на волновавшие меня вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ширь полей с холмами предков, Где хлеба стоят ,как рать, Ты ходил, Пономаренко, Чудо песни собирать. К. Обойщиков
То поёт душа, то плачет, То хохочет, наконец… Ты теперь в краю казачьем Самый звонкий бубенец… К. Обойщиков
Гуамское ущелье, Апшеронский район
Презентацию подготовила Гребенюк Татьяна Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...
ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)
Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...
Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс
Программа курса разработана на основе программы «История Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края, Департамента по делам казачества , военн...
Рабочая программа по Истории кубанского казачества 7 класс
Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиц...
Рабочая программа кружка "Обычай– обряд – традиция. Праздники кубанского казачества"5 класс
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ. Традиционная народная культура – явле...
Урок- представление по творчеству Ивана Вараввы «Кто Кубань мою песней прославит?» 7 класс
У каждого поэта на карте страны есть своя обетованная земля, свой единственный заповедный край – главный родник творческого вдохновения. Такой землёй для Ивана Фёдоровича Вараввы была и навсегда остал...
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...