ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)
методическая разработка по краеведению (7 класс) на тему

Титаренко Рита Владимировна

 

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.

Особенности развития познавательной деятельности учащихся с проблемами в обучении не дают им возможности овладеть систематическим курсом истории, географии, краеведения.

Эта программа позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья пристальнее всматриваться в окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. А это и есть основа патриотического и гражданского воспитания.

Апробируя различные педагогические технологии, методы и приемы работы сделаны выводы, что именно изучение исторического краеведческого материала дает возможность доступно и наглядно донести до сознания детей исторические сведения об истории.

В работе по составлению программы идет опора на общедидактические и дефектологические принципы. Обязательным является коррекционная направленность, систематичность, последовательность и доступность материала.

Наиболее эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу и внутренний мир учащихся с проблемами в развитии – приведение конкретных примеров. На примерах героизма знаменитых земляков программа поможет воспитанию чувства любви и преданности родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie.docx31.4 КБ
Файл kubanovedenie.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательная школа № 59 VIII вида Краснодарского края

               

ПРОГРАММА

курса по кубановедению

    «История Кубанского казачества»

(для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Программу составила:

                                                                                 учитель географии                                                                                                                                                

                                                                              Титаренко Р.В.

 

2010 г

Программа  курса по кубановедению

«История Кубанского казачества»

для учащихся 7-9 классов

специальной (коррекционной) школы

Пояснительная записка

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.

Особенности развития познавательной деятельности учащихся с проблемами в обучении не дают им возможности овладеть систематическим курсом истории, географии, краеведения.

Эта программа позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья пристальнее всматриваться в окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. А это и есть основа патриотического и гражданского воспитания.

Апробируя различные педагогические технологии, методы и приемы работы сделаны выводы, что именно изучение исторического краеведческого материала дает возможность доступно и наглядно донести до сознания детей исторические сведения об истории.

В работе по составлению программы идет опора на общедидактические и дефектологические принципы. Обязательным является коррекционная направленность, систематичность, последовательность и доступность материала.

Наиболее эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу и внутренний мир учащихся с проблемами в развитии – приведение конкретных примеров. На примерах героизма знаменитых земляков программа поможет воспитанию чувства любви и преданности родному краю.

Целью программы «История Кубанского казачества» является:

- изучение истории своей страны и своего края через знакомство с историей кубанского казачества, его традиций, воинской доблести;

- корректирующее воздействие направлено на формирование доступных для детей, с аномальным развитием, исторических представлений и понятий, исправление недостатков познавательной деятельности;

- повышение мотивации к познанию новизны в целом и истории своей малой родины в частности.

Задачи:

- воспитывать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;

- развивать историческое самосознание и процесс познания семейной истории, чувство сопричастности народной культуре, судьбе своей «малой Родины», её многовековой истории;

- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Целесообразно работать по данной программе в течение 3-х лет. Охват учащихся -7-9 классы.  Занятия проводить 1 час в неделю в течение года:

7 класс по разделу «Забытые страницы истории»;

8 класс по разделу «По зову России, во славу Кубани!»;

9 класс по разделу «Кубань в годы испытаний».

Изучение курса предполагает добиться следующих результатов:

- формирование у учащихся гражданской позиции;

- расширение знаний о многонациональной Кубани, преемственности старших и младших поколений;

- развитие у учащихся с ОВЗ интереса к истории своего края и Отечества;

- воспитание уважения к героическому подвигу отцов;

- повышение социальной и гражданской активности учащихся;

- осознание воспитанниками нравственных ценностей, причастности к судьбам края, знание символики, традиций, обрядов, культуры и быта казачества;

- знакомство с памятниками истории и архитектуры, посещение музеев.

Первый раздел называется «Забытые страницы истории» рассказывает об освоении Кубани первыми переселенцами, познакомит с тем, как жили наши предки: их бытом, обрядами, традициями, народными промыслами и ремёслами.

Второй раздел –«По зову России, во славу Кубани!» посвящен героическому прошлому Кубани и людям, которые отдали жизнь защищая от врага рубежи своей Родины.

В третьем разделе – «Кубань в годы испытаний» рассказывается о роли казачества в революционных событиях на Кубани, о беспощадной схватке, в которую вступили казаки вместе со всеми в неравной борьбе с фашистскими захватчиками, и о возрождении казачества в наши дни.

Курс позволит создать условия для раскрытия в каждом ученике механизмов саморазвития, организовывать посильное участие школьников в социальных инициативах (по изучению родного края, городских улиц, исторических памятников), культуры, традиций, быта казачества.

Работу по краеведению можно проводить по следующим направлениям:

- проведение краеведческих праздников;

- организация творческих выставок;

- проведение бесед, классных часов;

- посещение с детьми краеведческих музеев и памятных мест;

- взаимодействие с семьями учеников, изучение семейных традиций.

Огромный краеведческий материал дает нам история и литература Краснодарского края.

2 . Учебный план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество

учебных занятий

Теоретические

Выездные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.-

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

                         I год обучения

Забытые страницы истории

Первое упоминание о казаках.

Происхождение слова «казак» и его значение.

Происхождение слова «атаман».

Соседи казаков.

Освоение Кубани русскими переселенцами

Кто такие Донские казаки.

Запорожская Сечь.

Уничтожение запорожской сечи.

Казаки –некрасовцы на Кубани.

Как жили наши предки

Истоки казачьих фамилий.

Жилище казаков: хата казака, подворье.

Семейный быт казаков.

Ведение хозяйства.

Женщина-казачка.

Рождение казака.

Воспитание детей.

Наказание .

Отношение к старшим и родителям.

Образование .

Обряды и традиции: Святой угол, Рождество, Великая Пасха, Троица.

Отношение к религии.

Одежда казаков: домотканая рубаха, мужской и женский костюмы.

Невестин сундук.

Снаряжение казака.

Конь у казака.

Отношение к оружию

Что значит казачья честь.

Народные промыслы и ремесла.

Кубанская речь.

Этикет у казаков.

Народное творчество.

Отношение с соседями.

Посещение Краеведческого музея.

II год обучения

По зову России, во славу Кубани

На приграничных рубежах

Суворов во главе Кубанского корпуса.

Строительство пограничных укреплений.

Командир казачьих полков –граф Румянцев.

Русско –турецкая война 1787-1791 гг.

Войско верных казаков.

Участие черноморских казаков в штурме Измаила.

Бой под Очаковым.

Остров Березань. Казачья гребная флотилия.

За верную службу

Казачья депутация в Петербург. Грамота Екатерины.

Переселение черноморцев на Кубань.

Екатеринодар – град казачий.

Экскурсия по памятным местам.

Служба черноморских казаков

Рожденные войной линейцы.

Кордонная линия.

Овеянные славой пластуны.

Борьба казаков с горцами.

Батьки-атаманы

Атаман Сидор Белый.

Атаман Захарий Чепега.

Атаман Антон Головатый.

Участие черноморцев в Отечественной войне 1812 года

Черноморская казачья сотня А.Ф.Бурсака.

Подвиг хорунжия  А. Безкровного.

Казаки в Париже.

Командир конного полка Д.Плохой.

Казачий атаман М.И.Платов.

Кавказская война 1828 года

Бой за Анапу.

Укрепления на Черноморском побережье.

Подвиг Архипа Осипова.

Крымская война 1853-1856 гг.

Подвиг черноморских пластунов в Севастополе.

Герб Кубани.

На службе у царя.

Русско –турецкая война 1877 -1878 гг.

Помощь славянским народам.

Казачья дивизия М.Д.Скобелева.

Участие казаков в штурме Плевны.

Герои Шипки.

Казачий полк С.Я.Кухаренко.

III год обучения

Кубань в годы испытаний

Культура Кубани

Первая церковная архитектура.

К.В. Россинский – просветитель черноморского войска.

Е.Д. Фелицын – живая летопись Кавказа.

Ф.А.Коваленко – основатель художественного музея.

На службе у царя

Царь – миротворец на Кубани.

Казаки в охране царской семьи.

Революционные события на Кубани

Революционные выступления казаков.

Отказ пластунов от царской службы.

На фронтах мировой

Казаки в 1-ой мировой войне.

Священник К. Образцов. Войсковой гимн казачьего войска.

Казак –девица Е. Чоба.

Казачья сотня  В.Д. Гамалия.

В огне гражданской войны

Взятие Екатеринодара добровольческой армией Деникина.

«Ледяной поход» белой гвардией.

«Железный поход».

1-я конная армия Е.И.Ковтюха.

Освобождение Екатеринодара конным корпусом Д.Жлобы.

Утверждение кубанского трёхцветного флага.

События 20-30 годов на Кубани

Отношение правительства к казачеству.

Притеснение казаков. Раскулачивание.

Борьба с церковью, разрушение культурных и нравственных традиций казачества.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Всеобщая мобилизация.

Битва за Москву. Казаки кавалерийского корпуса Л.М.Доватора.

Кубанское сопротивление.

Страшные дни оккупации.

Освобождение Краснодара.

Герои битвы за Кубань.

Поход к памятнику казакам, участникам ВОВ.

Казаки сегодня

Возрождение казачества. Создание Кубанской казачьей Рады.

Служба казаков сегодня.

Казачьи заповеди.

Казачьи реликвии. Возвращение казачьих святынь на Родину.

Кубанский казачий хор под управлением В.Г.Захарченко.

Экскурсия по памятным местам.

34

часа

4 часа

4 часа

26 часов

34 часа

3 часа

4 часа

4 часа

4 часа

3 часа

5 часов

3 часа

3 часа

5 часов

34 часа

4 часа

2 часа

2 часа

4 часа

6 часов

3 часа

7 часов

6 часов

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

                               Литература:

1. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIXв. ОИПЦ «перспективы образования», 2000.

2. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. ОИПЦ «перспективы образования», 2004.

3. . Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники. Очерки . ОИПЦ «перспективы образования», 2008.

4. Ситдикова Н.В. Моя Кубань. Ростов н/ Д.: «Издательство БАРОПРЕСС», 2007.

5. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. ОИПЦ «перспективы образования», 2008.

6. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Краснодар: «Советская Кубань»,1996.

7. Левченко В.Г. Казачий календарь. Москва. Издательство «Возрождение», 1991.

8. «По казачьему следу». Краснодар, 2007.

9. Гордеев А.А. История казачества. ООО «Издательский дом «Вече», 2006.

10. Бурмагин А.Г. , Бузин Ю.Г. Краснодар в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сборник статей и документов. Краснодар: ОАО «Издательство «Советская Кубань», 2008.

11. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства, Краснодар «Традиция», 2010.

12. Гангур Н.А. Материальная культура Кубанского казачества. Краснодар «Традиция», 2009.

13. Бардабым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар. «Северный Кавказ», 1992.



Предварительный просмотр:

Государственное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательная школа № 59 VIII вида Краснодарского края

               

ПРОГРАММА

курса по кубановедению

    «История Кубанского казачества»

(для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Программу составила:

                                                                                 учитель географии                                                                                                                                                

                                                                              Титаренко Р.В.

 

2010 г

Программа  курса по кубановедению

«История Кубанского казачества»

для учащихся 7-9 классов

специальной (коррекционной) школы

Пояснительная записка

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.

Особенности развития познавательной деятельности учащихся с проблемами в обучении не дают им возможности овладеть систематическим курсом истории, географии, краеведения.

Эта программа позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья пристальнее всматриваться в окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. А это и есть основа патриотического и гражданского воспитания.

Апробируя различные педагогические технологии, методы и приемы работы сделаны выводы, что именно изучение исторического краеведческого материала дает возможность доступно и наглядно донести до сознания детей исторические сведения об истории.

В работе по составлению программы идет опора на общедидактические и дефектологические принципы. Обязательным является коррекционная направленность, систематичность, последовательность и доступность материала.

Наиболее эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу и внутренний мир учащихся с проблемами в развитии – приведение конкретных примеров. На примерах героизма знаменитых земляков программа поможет воспитанию чувства любви и преданности родному краю.

Целью программы «История Кубанского казачества» является:

- изучение истории своей страны и своего края через знакомство с историей кубанского казачества, его традиций, воинской доблести;

- корректирующее воздействие направлено на формирование доступных для детей, с аномальным развитием, исторических представлений и понятий, исправление недостатков познавательной деятельности;

- повышение мотивации к познанию новизны в целом и истории своей малой родины в частности.

Задачи:

- воспитывать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей;

- развивать историческое самосознание и процесс познания семейной истории, чувство сопричастности народной культуре, судьбе своей «малой Родины», её многовековой истории;

- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Целесообразно работать по данной программе в течение 3-х лет. Охват учащихся -7-9 классы.  Занятия проводить 1 час в неделю в течение года:

7 класс по разделу «Забытые страницы истории»;

8 класс по разделу «По зову России, во славу Кубани!»;

9 класс по разделу «Кубань в годы испытаний».

Изучение курса предполагает добиться следующих результатов:

- формирование у учащихся гражданской позиции;

- расширение знаний о многонациональной Кубани, преемственности старших и младших поколений;

- развитие у учащихся с ОВЗ интереса к истории своего края и Отечества;

- воспитание уважения к героическому подвигу отцов;

- повышение социальной и гражданской активности учащихся;

- осознание воспитанниками нравственных ценностей, причастности к судьбам края, знание символики, традиций, обрядов, культуры и быта казачества;

- знакомство с памятниками истории и архитектуры, посещение музеев.

Первый раздел называется «Забытые страницы истории» рассказывает об освоении Кубани первыми переселенцами, познакомит с тем, как жили наши предки: их бытом, обрядами, традициями, народными промыслами и ремёслами.

Второй раздел –«По зову России, во славу Кубани!» посвящен героическому прошлому Кубани и людям, которые отдали жизнь защищая от врага рубежи своей Родины.

В третьем разделе – «Кубань в годы испытаний» рассказывается о роли казачества в революционных событиях на Кубани, о беспощадной схватке, в которую вступили казаки вместе со всеми в неравной борьбе с фашистскими захватчиками, и о возрождении казачества в наши дни.

Курс позволит создать условия для раскрытия в каждом ученике механизмов саморазвития, организовывать посильное участие школьников в социальных инициативах (по изучению родного края, городских улиц, исторических памятников), культуры, традиций, быта казачества.

Работу по краеведению можно проводить по следующим направлениям:

- проведение краеведческих праздников;

- организация творческих выставок;

- проведение бесед, классных часов;

- посещение с детьми краеведческих музеев и памятных мест;

- взаимодействие с семьями учеников, изучение семейных традиций.

Огромный краеведческий материал дает нам история и литература Краснодарского края.

2 . Учебный план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество

учебных занятий

Теоретические

Выездные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.-

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

                         I год обучения

Забытые страницы истории

Первое упоминание о казаках.

Происхождение слова «казак» и его значение.

Происхождение слова «атаман».

Соседи казаков.

Освоение Кубани русскими переселенцами

Кто такие Донские казаки.

Запорожская Сечь.

Уничтожение запорожской сечи.

Казаки –некрасовцы на Кубани.

Как жили наши предки

Истоки казачьих фамилий.

Жилище казаков: хата казака, подворье.

Семейный быт казаков.

Ведение хозяйства.

Женщина-казачка.

Рождение казака.

Воспитание детей.

Наказание .

Отношение к старшим и родителям.

Образование .

Обряды и традиции: Святой угол, Рождество, Великая Пасха, Троица.

Отношение к религии.

Одежда казаков: домотканая рубаха, мужской и женский костюмы.

Невестин сундук.

Снаряжение казака.

Конь у казака.

Отношение к оружию

Что значит казачья честь.

Народные промыслы и ремесла.

Кубанская речь.

Этикет у казаков.

Народное творчество.

Отношение с соседями.

Посещение Краеведческого музея.

II год обучения

По зову России, во славу Кубани

На приграничных рубежах

Суворов во главе Кубанского корпуса.

Строительство пограничных укреплений.

Командир казачьих полков –граф Румянцев.

Русско –турецкая война 1787-1791 гг.

Войско верных казаков.

Участие черноморских казаков в штурме Измаила.

Бой под Очаковым.

Остров Березань. Казачья гребная флотилия.

За верную службу

Казачья депутация в Петербург. Грамота Екатерины.

Переселение черноморцев на Кубань.

Екатеринодар – град казачий.

Экскурсия по памятным местам.

Служба черноморских казаков

Рожденные войной линейцы.

Кордонная линия.

Овеянные славой пластуны.

Борьба казаков с горцами.

Батьки-атаманы

Атаман Сидор Белый.

Атаман Захарий Чепега.

Атаман Антон Головатый.

Участие черноморцев в Отечественной войне 1812 года

Черноморская казачья сотня А.Ф.Бурсака.

Подвиг хорунжия  А. Безкровного.

Казаки в Париже.

Командир конного полка Д.Плохой.

Казачий атаман М.И.Платов.

Кавказская война 1828 года

Бой за Анапу.

Укрепления на Черноморском побережье.

Подвиг Архипа Осипова.

Крымская война 1853-1856 гг.

Подвиг черноморских пластунов в Севастополе.

Герб Кубани.

На службе у царя.

Русско –турецкая война 1877 -1878 гг.

Помощь славянским народам.

Казачья дивизия М.Д.Скобелева.

Участие казаков в штурме Плевны.

Герои Шипки.

Казачий полк С.Я.Кухаренко.

III год обучения

Кубань в годы испытаний

Культура Кубани

Первая церковная архитектура.

К.В. Россинский – просветитель черноморского войска.

Е.Д. Фелицын – живая летопись Кавказа.

Ф.А.Коваленко – основатель художественного музея.

На службе у царя

Царь – миротворец на Кубани.

Казаки в охране царской семьи.

Революционные события на Кубани

Революционные выступления казаков.

Отказ пластунов от царской службы.

На фронтах мировой

Казаки в 1-ой мировой войне.

Священник К. Образцов. Войсковой гимн казачьего войска.

Казак –девица Е. Чоба.

Казачья сотня  В.Д. Гамалия.

В огне гражданской войны

Взятие Екатеринодара добровольческой армией Деникина.

«Ледяной поход» белой гвардией.

«Железный поход».

1-я конная армия Е.И.Ковтюха.

Освобождение Екатеринодара конным корпусом Д.Жлобы.

Утверждение кубанского трёхцветного флага.

События 20-30 годов на Кубани

Отношение правительства к казачеству.

Притеснение казаков. Раскулачивание.

Борьба с церковью, разрушение культурных и нравственных традиций казачества.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Всеобщая мобилизация.

Битва за Москву. Казаки кавалерийского корпуса Л.М.Доватора.

Кубанское сопротивление.

Страшные дни оккупации.

Освобождение Краснодара.

Герои битвы за Кубань.

Поход к памятнику казакам, участникам ВОВ.

Казаки сегодня

Возрождение казачества. Создание Кубанской казачьей Рады.

Служба казаков сегодня.

Казачьи заповеди.

Казачьи реликвии. Возвращение казачьих святынь на Родину.

Кубанский казачий хор под управлением В.Г.Захарченко.

Экскурсия по памятным местам.

34

часа

4 часа

4 часа

26 часов

34 часа

3 часа

4 часа

4 часа

4 часа

3 часа

5 часов

3 часа

3 часа

5 часов

34 часа

4 часа

2 часа

2 часа

4 часа

6 часов

3 часа

7 часов

6 часов

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час

                               Литература:

1. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIXв. ОИПЦ «перспективы образования», 2000.

2. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. ОИПЦ «перспективы образования», 2004.

3. . Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники. Очерки . ОИПЦ «перспективы образования», 2008.

4. Ситдикова Н.В. Моя Кубань. Ростов н/ Д.: «Издательство БАРОПРЕСС», 2007.

5. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. ОИПЦ «перспективы образования», 2008.

6. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско. Краснодар: «Советская Кубань»,1996.

7. Левченко В.Г. Казачий календарь. Москва. Издательство «Возрождение», 1991.

8. «По казачьему следу». Краснодар, 2007.

9. Гордеев А.А. История казачества. ООО «Издательский дом «Вече», 2006.

10. Бурмагин А.Г. , Бузин Ю.Г. Краснодар в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сборник статей и документов. Краснодар: ОАО «Издательство «Советская Кубань», 2008.

11. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства, Краснодар «Традиция», 2010.

12. Гангур Н.А. Материальная культура Кубанского казачества. Краснодар «Традиция», 2009.

13. Бардабым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар. «Северный Кавказ», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".

Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....

"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...

Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка,  литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 классов специальной ( коррекционной ) школы VIII вида.

Внеклассное мероприятие по математике7-8 классы (165.83  МБ)Подготовила учитель - дефектолог Шерстнева Любовь Иннокентьевна ОГОУ СКШ  №6 г.НижнеудинскаВнеклассное занятие...

программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида

программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида ...