урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_11_klass_liter_protsess_20_gg_20_veka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 11 класс
Тема: Литературный процесс 20 гг. XX века.
Цель: познакомить учащихся с процессами литературы 20 гг XX века; с течениями, особенностями и закономерностями; обучение конспектированию.
Ход урока
I.Организационный момент
Целеполагание
Мотивация
II.Составление плана
1.Трагизм национальной судьбы России и мироощущения русского человека.
2.Три направления литературы: эмигрантская, потаенная, советская.
3.Формы литературной жизни: «Серапионовы братья», «РАПП», «Перевал».
4.Литературные направления 20-х годов: реализм, нормативизм, модернизм, фантастический гротеск.
III.Работа по теме урока.
Лекция учителя.
1.Русская литература 20 годов 20 века полнее и глубже других форм общественного сознания выразила мироощущения нашего соотечественника – мироощущение разорванное, часто трагическое. Это было обусловлено трагизмом национальной судьбы России.
Мы знаем, что противостояние народа и образованной части общества на рубеже 19-20 веков достигло опасной остроты. Этот раскол завершился революцией, гражданской войной, нанесшими непоправимый урон национальной русской культуре, в том числе и литературе. После 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
2.В начале 20 века Россия познала явление, невиданное в таких масштабах ранее и ставшее воистину национальной трагедией - это была эмиграция миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. Оказавшись на чужбине, они не поддались ассимиляции(слияние одного народа с другим), не забыли язык и культуру и создали в изгнании, часто без средств к существованию, в чужой языковой и культурной среде, литературу диаспоры, русской эмиграции.
Две другие ветви национальной литературы развивались в Советской России. Первая из этих ветвей – «потаенная литература». Она была создана художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. В конце 80-х годов, когда поток этой литературы хлынет на журнальные страницы, станет ясно, что каждое десятилетие было богато рукописями, написанными «в стол».
Третья ветвь – Советская литература – это та литература, что создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателям. Но условия её развития были не менее драматичны, так как она испытала на себе самое мощное давление политического пресса, так как новая власть стремилась утвердить новый взгляд на мир и на место человека в нем.
3.Многоголосие, полифония литературной жизни 20-х годов ещё не свелась к монологу, оно выражалось во множестве группировок. Это был период литературных споров и диспутов, вспыхивавших в литературно-артистических кафе. Сами современники называли это время «кафейным периодом». В это время в Политехническом музее устраивались публичные, многолюдные баталии поэтов.
«Серапионовы братья» - этот кружок сложился в Петрограде при Доме Искусств в 1921 году (Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Константин Федин; поэты – Николай Тихонов, критик Илья Груздев. Близки к ним были Е. Замятин, Виктор Шкловский.
Они собирались каждую субботу и в клубах табачного дыма за яростными спорами, иронией, смехом, шутками скрывали преданности литературе, ставшей делом жизни каждого из них.
Они защищали традиционные представления об искусстве, говорили о самоценности творчества, об общечеловеческой значимости литературы.
Противоположной по взглядам была другая группа литераторов – они настаивали на классовом подходе к литературе и искусству РАПП- РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
РАПП вылилась из организации Пролеткульт 400 тыс.членов, издавала 20 журналов. Безусловен был гуманистический пафос этой организации приобщить к культуре и творчеству самые широкие народные массы. В основу программы была положена теория Богданова – любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого. Вся предшествующая литература, шедевры русской классики 19 века созданы не пролетариатом, а значит, по теории Богданова, ему не нужны.
Из этого делается вывод, что необходимо создать новую «с иголочки» пролетарскую культуру. Таким образом, отрицались общечеловеческие ценности, проводником которых являлось искусство.
РАПП оформилась в январе 1925 года на 1 Всероссийской конференции пролетарских писателей. Из известных писателей в ассоциацию входили : А.Фадеев,Д.Фурманов, Ю.Лебединский. «Пролетарской является литература, которая организует психику и сознание рабочего класса…в сторону конечных задач пролетариата как переустроителя мира и создателя коммунистического общества».
Пролетарская литература – это литература, созданная пролетариатом и для пролетариата, непригодная для другого класса. Литературу лишили самой её сути - общечеловеческого содержания
УЧЕБНИК С. 203 ЗАЧИТАТЬ САМОЙ.
Это о явных классовых врагах, но были и попутчики (Горький, Маяковский, Пришвин, Федин).
Они не понимали перспектив пролетарской революционной литературы. Они пытались обеспечить себе организационное лидерство в советской литературе, для этого они вели беспощадную критическую борьбу с оппонентами. Это привело к глубокому кризису организации, так как о реальном творчестве речь почти не шла, настоящая литература создавалась за пределами ассоциации: вопреки рапповским наскокам работали Горький, Леонов, Шолохов, Каверин, Катаев и др.
Реальную оппозицию рапповцам сумела составить группировка «Перевал» 1924 г- литературный критик Воронский «Всероссийское объединение рабоче-крестьянских писателей».
ПРОГРАММА
1.Отношение искусства к действительности: познавательная функция искусства. Искусство как познание жизни, то есть традиционные взгляды на гуманистический характер искусства. Искусство должно обеспечивать : комфорт для производителя материальных благ, служанка жизни. Воронский рисковал получить клеймо ретрограда, отступника за традиционные взгляды, а это требовало мужества.
2.Вопрос о творцах новой культуры.
Журнал «Красная новь» - демократические позиции, не рассматривали происхождение автора, решающим фактором отбора материала была его художественность и актуальность. Факт публикации на страницах журнала «Красная новь» - был для писателя поступком
А)профессиональное признание
Б)размежевание с левым и правым фронтом
РАППовцы приняли специальное постановление не печататься в журнале.
3.Вопрос о культурном наследии.
Классическое наследие, вся настоящая культура прошлого не может не войти в культуру современную, она составляет её фундамент, то есть Вронский оказался на противоположном полюсе от официально признанной литературы. «Красная новь» стала цитаделью(крепостью), в которой многие писатели нашли защиту от «огня и меча» ревнителей пролетарской чистоты. Это и М. Пришвин. «Во время литературного пожара Вронский выносил мне подобных на своих плечах из огня.
Их символы: искренность, гуманизм, эстетическая культура. Эти тезисы кажутся нам сейчас столь естественными, что трудно представить, что они выдерживали шквал и натиск рапповцев.
До 1927 года цитадель «Красная новь» была неприступна, в 27 году она пала. Вронский был устранен с литературного поля битвы. По словам Горького, его уход был неожиданным для современников, ощущался как большая потеря.
В 1930 году группировка «Перевал» была подвергнута резкой критике Комакадемии, просуществовав до 1932 года, в которой «на платформе советской власти» все группировки ликвидировались, всем предписывалось войти в Союз Советских писателей. Создалось литературное Министерство, бессменным министром в сталинское время стал А.Фадеев. Эпоха полифонии закончилась.
4 ПУНКТ ПЛАНА
За ожесточенной борьбой группировок в 20 году стояли разные взгляды художников на жизнь и литературу. Этим и обусловлено многообразие творческих методов и направлений эпохи.
РЕАЛИЗМ 20 ВЕКА. На рубеже веков существенно обновилась эстетическая система русского реализма. Реализм 20 века существенно изменил традиционную систему мотивации характера. Предельно расширилось понимание среды, формирующей личность: в качестве типических обстоятельств выступала теперь история. Человек (герой) оказывался один на один с историей.
Вопрос о частном бытие героя 20 века - человек втянут в круговорот исторических событий против собственной воли.
19 век - герой имеет право на частное бытие (лишние люди – Онегин, Печорин; Обломов – диван предпочел карьере). Личностное направление – М.Горький. Его персонажи не могут уйти от действительности, даже если хотят (Клим Самгин).
Утверждая право личности на преобразование мира, новая литература утверждала и право личности на насилие в отношении к миру. Насилие оправдывалось высокой целью: на руинах старого несправедливого мира предполагалось создать мир новый, идеальный, основанный на добре и справедливости(Шолохов «Тихий Дон», А. Толстой «Хождение по мукам», Л. Леонов, К.Федин).
НОРМАТИВИЗМ (социальный реализм)
Эстетика генетически тоже восходит к традиционному реализму.(Н.Островский, Ф.Гладков). В 20 годы он развивается в тени нового реализма(Ю. Лебединский). Это новое направление принесло в литературу антигуманистический пафос, насилие над личностью, обществом, желание разрушить весь мир вокруг себя во имя революционного идеала.(Лебединский – «Неделя», Фадеев – «Разгром»).
Новая эстетика утрачивает связи с реализмом, исследоват . методы реализма подменяются иллюстративными (как должно быть). Миссия литературы – создание модели социального мира, утверждение нормативных характеров.
Идеологической основой стал утопизм. Вера в идеальное завтра, которого пока не существует, человек должен жертвовать прошлым и настоящим во имя идеала будущего. Романтизация будущего.
УЧЕБНИК С.213 «Разгром» Фадеева ЗАЧИТАТЬ.
Главная цель соцреализма - не исследование жизни, а пропаганда того, какой прекрасной будет жизнь «завтра».
Четкое разграничение: друг, враг, коммунист, крестьянин, кулак, вредитель.
Таким образом, искусство оказалось орудием создания художественного мифа, способного организовать общество, отвлечь его от реальных проблем жизни.
МОДЕРНИЗМ - оппозиционное направление к господствующим политическим установкам, иная концепция человека.
Опровергается фатальная зависимость человека от среды (социальной, исторической). Это одна из попыток сохранить право личности на свободу от обстоятельств исторического времени.
Жанр: антиутопия – Е. Замятин «Мы» - злобный памфлет(острая сатира), направленный против советской власти. (Б.Пильняк «Повесть непогашенной луны»).
События отдаленного будущего, модели, что может произойти с людьми, с обществом, действительность показана не такою, какая она есть, а такой, какая она должна быть.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГРОТЕСК (фантастическая литература). М. Горький – «рассказ о герое», молодой Каверин – рассказы, Ю. Тынянов, Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца». Идеальность героя, фантастичность сюжетных ходов, гротескность образов - черты фантастики. ( Ю. Олеша – «Зависть», Андрей Бабичев - герой любил колбасу, как женщину, как искусство и т.п.
Оттеняются пороки современного общества.
ВЫВОД. 20 годы 20 века – период богатый и многогранный. Это тот момент, когда культура, взорванная революцией и не приведенная еще к единомнению, обнаруживала и реализовывала свой богатый потенциал.
IV. Итог урока
V.Домашнее задание.
Лекции знать – подготовиться к письменной работе. Индивидуально - биография Маяковского. Хрестоматия с. 171-174 Манифест футуристов, текст «Нате» - прочитать.
VI.Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...
Презентация к уроку литературы в 6 классе. ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..."
ПоэтыXX века о Родной природе. А.А.Блок Летний вечер, "О, как безумно за окном..." Презентация к уроку литературы в 6 классе. Анализ стихотворения А.А.Блока "Летний вечер", Самостоятельная работа над ...
Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....
Статья "Проблемы эстетического воспитания обучающихся на уроках литературы в процессе сотрудничества с библиотекой"
Предназначена для учителей литературы. Цель публикации - обмен опытом....
Духовно - нравственное развитие личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
Результативность...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературы в процессе изучения творчества М.М.Пришвина
Урок по теме : "Откроем прекрасные стороны души человеческой"...
Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.
В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...