Исследовательская работа по литературе "Роль сна в художественных произведениях писателей 19 века"
проект по литературе (10 класс)

Курова Ольга Викторовна

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это  время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон сопровождает человека с момента его рождения и всю дальнейшую жизнь. Это тайна, загадка для человека.  И как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство...

Целью настоящего исследования является определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века. Выявить, исследуя сны в произведениях русских писателей, как через них автор художественно постигает и отражает действительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_sna_v_hudozhestvennyh_proizvedeniyah.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа  №2  г. Пугачева Саратовской области»

Научно - практическая конференция «Шаг в будущее»

Секция: «Литература»

Роль сна   в   художественных

произведениях 19 века.

»

                                      Руководитель: Курова Ольга Викторовна,

                                             учитель     русского языка и литературы                                      

                                                                   

                                                       

г. Пугачев

                                         

                                                              План

I.Введение………………………………………………………………………..……. стр.  3-4

Глава 1.  Роль снов и сновидений в жизни человека……………………..…………стр.  5-6

II. Основная часть. Сны и сновидения в художественных произведениях.

Глава 2. Роль сна в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»………………стр.7-11

Глава 3.  Сны Раскольникова  в произведении «Преступление и наказание»…..   стр.11-15

Глава 4. Сон художника в рассказе Н.В. Гоголя «Портрет»…………………….   стр. 15 -17

Глава 5. Анкетирование……………………………………………………………… стр.17-18

III. Заключение ……………………………………………………………………......стр.18-19

IY. Литература …………………………………………………………………….....….  стр.20

Y. Приложения………………………………………………………………….…...... стр.21-24

Введение.

Что же такое сон?
Сон – это отзвук грядущих времён,
Тайного прошлого призрачный свет,
Гулкие зовы нездешних планет.
Замок янтарный на зыбком песке,
Линия жизни на хрупкой руке,
Птицы незримой таинственный крик,
Заново прожитый сказочный миг.
Сны никогда не приходят к нам зря,
Вдруг откровение тайны даря.
К снам легкомысленно не относись:
Сон – это пропуск в небесную жизнь.

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это  время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон сопровождает человека с момента его рождения и всю дальнейшую жизнь. Это тайна, загадка для человека.  И как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство...

Целью настоящего исследования является определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века. Выявить, исследуя сны в произведениях русских писателей, как через них автор художественно постигает и отражает действительность.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

  • отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме; 
  • определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы;
  • детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;
  • выделение и сопоставительный анализ функций сновидений.

Объект исследования: художественные произведения русской литературы.

Предмет исследования: сны и сновидения, описываемые в художественных произведениях русской литературы.

Методы исследования:

  • Изучение научной литературы по предмету исследования;
  • Самостоятельное исследование художественного текста в направлении темы;
  • Наблюдение за художественными функциями сна в романе;
  • Классификация снов, их описание;
  • Обобщение наблюдений.

Новизна исследования. При выборе произведений определённая сложность заключалась в их большом количестве, но при более детальном рассмотрении оказалось, что использование снов в текстах художественных произведений служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными из них.

Практическая значимость работы: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.

             Исследование проведено:  2015 году.

Глава 1

Роль снов и сновидений в жизни человека.

Сон… Издавна сны волнуют человека: каждый их видит, пытается уловить определенный смысл.

В толковом словаре С.И.Ожегова дано следующее определение сна: «Сон – это состоянье спящего; отдых тела в забытье чувств».

    Зачем организму нужен сон? Самый простой из возможных ответов - для отдыха мозга. Сон – это защитное приспособление организма, охраняющее его от чрезмерных раздражений и дающее возможность восстановить работоспособность.

         В какой-то степени сон для человека важнее пищи. В древнем Китае существовала довольно жестокая  казнь: человека лишали сна,  он не жил дольше 10 дней. Самый долгий промежуток времени без сна – восемнадцать дней, двадцать один час и сорок минут. Человек, поставивший подобный рекорд позже рассказывал об ужасающем психическом состоянии – ему мерещились различные образы, ухудшилось зрение, возможность вести себя адекватно, память и логика. Этим человеком был семнадцатилетний студент Ренди Гарднер. Рекорд был поставлен в 1964 году и с тех пор так и не был побит. После рекорда Ренди спал всего пятнадцать часов подряд, чего ему хватило для того, чтобы полностью выспаться.

       Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель продолжением деятельности. Как выяснили ученые, сон – это вовсе не "уход от жизни", а особая форма работы мозга. Даже в состоянии глубокого сна мозг может отвечать на внешние воздействия. Иногда они органично "вплетаются в сюжет" сновидения. Порой во сне люди находят ответы на вопросы, мучившие их наяву:

  • Бетховен во сне сочинил пьесу,
  • Вольтеру приснилась целая поэма, это был первый вариант «Генриады»,
  • Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог»,
  • Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы  были расположены в порядке возрастания их атомного веса,
  • Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию».

      Таким образом, сновидение – область жизни человека, в котором наибольшее количество разных неразгаданных тайн и необъяснимых явлений. Именно по этой причине сны вызывают интерес огромного количества людей: неизвестности притягивают.

     Сны, сновидения  очень интересовали творческих людей, поэтому создано немало удивительных произведений, посвящённых сну во всех его проявлениях.

Сон в музыке:

     1.Вагнер. Оперы: «Фея», «Парсифаль», «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды».

    2.Шуберт «Весенний сон».

    3.Берлиоз «Фея Мэб, королева сновидений», «Фантастическая симфония»

    4.Мендельсон «Сон в летнюю ночь».

    5.Григ «Сон».

    6. Шуман «Во сне я горько плакал».

    7. Вебер «Оберон».

    8. Мейербер «Роберт-дъявол» и «Африкан»

9.Глинки «Руслан и Людмила».

   10.Чайковкий «Спящая красавица».

Сон в живописи:

«Сон Константина Великого» Пьеро делла Франческа

«Сон Оссиана» Энгр

«Сон монашенки» К.Брюлов

«Сон Иосифа» А.А.Иванов

В своей работе я исследовала функцию снов в произведениях русских писателей. Предмет данного исследования не случаен. Именно подробное изучение снов героев помогает  глубже понять произведение, поступки героев и их характер. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов. Сны — одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей.

В работе рассматриваются сновидения из трёх произведений:

- «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

-«Преступление и наказание» ФМ. Достоевского

- «Портрет» Н.В. Гоголя

Глава 2

Роль сна в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

       Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - весьма своеобразен и необычен: большое количество причудливых героев, лирических отступлений, присутствие автора в строках произведения, да и сам жанр «роман в стихах», определенный лично Пушкиным, делает произведение  не похожим ни на один другой. Немалую роль в произведении играет каждый прием, использованный гениальным автором. Сон Татьяны Лариной – не исключение. Вообще, особенность сна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, может угадать логику автора и раскрыть значения символов.

        Эпизод сна Татьяны встречается читателю в середине романа – к этому моменту он уже достаточно знаком с главными героями. Остался позади визит Онегина в дом Лариных, знакомство Евгения и Татьяны, уже написано любовное письмо и получен отказ... Продолжаются лишь страдания несчастной девушки. Не в силах справиться с переполнившими ее чувствами, Татьяна заболевает:

Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
Ничто ее не занимает,
Ее души не шевелит.

Терзая собственное сердце и силясь найти разгадку Евгения Онегина, в ночь на святки она идет гадать.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Но ни одно гаданье не дает результата. Тогда Татьяна, по совету няни, кладет под подушку свое девичье зеркало и засыпает.

«И снится чудный сон Татьяне...»

   Татьяне снится, будто бы она идет по мрачному лесу, и на пути встречается ей ручей, который она боится перейти: мостик из двух жердочек, склеенных льдом, кажется ей «гибельным». В этот момент из сугроба появляется медведь, протягивает руку и переводит Татьяну через ручей. После чего она продолжает свой путь, но уже не одна, а преследуемая медведем. В попытке убежать Татьяна падает, и медведь поднимает ее и несет в шалаш своего «кума» - Евгения Онегина. Внутри – шум, точно «как на больших похоронах», и страшные чудовища-гости. События сменяются очень резко, и вот, Татьяна уже сидит  наедине со своим возлюбленным... Стук в дверь – входят Ленский и Ольга... Евгений бранится на незваных гостей; спор, нож, и – Ленский убит. Раздался нестерпимый крик...

«И Таня в ужасе проснулась...»

    Увиденное во сне мучит Татьяну, она принимается искать в соннике значение увиденного, однако приходит к выводу, что «ее сомнений Мартын Задека не решит; но сон зловещий ей сулит печальных много приключений».

     На самом деле сон Татьяны – очень символический эпизод романа. Этот сон – не просто вещий - он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять всю глубину переживаний девушки. Для осмысления значения этого эпизода, выделим слова-символы и обратимся к соннику.

В первой строфе сна выясняется, что действие происходит зимой: Татьяна сначала идет по "снеговой поляне", затем - по "жердочкам, склеенным льдиной", переходит протекающий в сугробах ручей, "не скованный зимой", и попадает в заснеженный лес, где "дороги нет; кусты стремнины метелью все занесены, глубоко в снег погружены". Таким образом, первое ключевое слово – «зима».

  • Согласно толкованию снов  - зима  (снег, сугроб, лед, метель) – означает «печаль» или «смерть».
    Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, которая катится с вершины горы:
    "Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, спадает глыба снеговая... младой певец нашел безвременный конец"

  • Быть скованным льдом – значит, «быть скреплённым смертью».


Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны
"скреплены смертью", т.е. под ними похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; под ними струйки извились ручья соседственной долины".

  • Оказаться в заснеженном лесу - 'попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ'.
    Если лес - царство душ, то хозяин леса - 'хозяин царства душ'. А так как медведь  считается хозяином леса, то он также и проводник в царстве мертвых, в которое попадает Татьяна.

Все эти картины предсказывают смерть Ленского, однако нельзя не отметить и очевидные пророчества этой гибели. Например, находясь в сенях «шалаша», Татьяна слышит «крик и звон стакана, как на больших похоронах...». Более того, в конце сна у Онегина с Ленским случится спор, который выльется в дуэль. На этой дуэли Онегин убьет Ленского – впоследствии же, в реальной жизни, события будут развиваться именно так, то есть Татьяна практически увидела во сне будущее.

Другое пророчество сна Татьяны – ее замужество.

  • Слово «снег», помимо смерти, имеет также значение «приносящий плодородие». Отсюда покрыть снегом - 'покрыть свадебным покрывалом'.
    По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет на руки медведь, предвещает будущее замужество.

  • Согласно народной традиции, перейти девушке через ручей - значит 'выйти замуж'.
    Мостик из двух жердочек символичен – одно из святочных гаданий на жениха (как раз то, которое применила той ночью Татьяна) заключается в том, что девушки делают из прутиков мостики на зеркале и кладут его под подушку, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост".
    В романе же "мостком" к замужеству стала смерть Ленского, ведь именно после дуэли и отъезда Онегина Татьяна уехала в Москву, где и вышла замуж за генерала.

  • Медведь же - 'будущий жених Татьяны - генерал'.
    Дело в том, что медведь издревле ассоциировался у народа с женихом как символ богатства и плодородия, к тому же Пушкин подчеркивает, что медведь был
    "косматый", "большой взъерошенный" – как сам генерал.

 

  • Более того, во сне медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами "здесь мой кум". И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, "родню и друга своего", с Татьяной - своей женой.

Получается, что гадание сбылось – Татьяна действительно видела во сне своего суженого, правда, скрытого от нее в образе медведя. Об этом можно догадаться и без помощи толкования снов, ведь возле ручья медведь подает Татьяне руку – то же самое делает жених, когда сватается – предлагает «руку и сердце».

Третий немаловажный символ сна Татьяны – «шалаш», который в результате оказывается вполне благоустроенной хижиной, с сенями, столом и лавками. Иными словами, это «дом».

Слово «дом» издавна имеет значение «человек» - такое сопоставление пошло из языческого «огонь – душа человека» (а домашний очаг, как известно, - душа дома). С помощью такого символа раскрывается тайна внутреннего мира Евгения Онегина – тайна, давно мучившая Татьяну.

По соннику, смотреть в дверную щель хижины снаружи – значит «пытаться понять внутренний мир Онегина».

  • Войдя в комнату, Татьяна видит, что Онегин правит домовыми и своими гостями-демонами.
    Простая логическая цепочка: если "хижина" - Онегин, то все, что внутри (и в частности домовые) - части его внутреннего мира. Отсюда эпизод управления демонами символизирует властность героя:
    "Он знак подаст - и все хлопочут; он пьет - все пьют и все кричат; он засмеётся - все хохочут; нахмурит брови - все молчат".
  • Смотреть на дверь изнутри дома - 'избегать самого себя'. ("Онегин за столом сидит и в дверь украдкою глядит")
    Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его,
    "томясь душевной пустотой", охладеть к жизни и ненавидеть самого себя.
  • Проникнуть в дом - 'стать предметом мыслей и чувств. Онегина'.
    Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Впоследствии уже влюбленный Онегин видит увидит во сне тот же сюжет:
    "сельский дом - и у окна сидит она... и всё она!".
  • Исчезновение "домовых" - 'избавление от прежних пороков'.
    После того, как Татьяна проникла в хижину, домовые сначала смутились, а потом и вовсе скрылись. Очевидно, любовь к Татьяне полностью изменила внутренний мир Евгения, избавила его от "демонов".
  • И наконец, разрушение дома - 'болезнь Онегина'.
    В финале сна "
    хижина шатнулась". И действительно, в конце романа Онегин заболевает. («Бледнеть Онегин начинает... Онегин сохнет - и едва ль уж не чахоткою страдает») Кроме того, герой переживет огромную душевную трагедию, когда осознает всю безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.

Таким образом, в эпизоде сна Татьяны также раскрывается внутренний мир человека, на которого она гадала в ту ночь, ее возлюбленного – Евгения Онегина.

Значение приема сна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» поистине велико:  этим приемом автор не только раскрывает внутренний мир главных героев, но и дает внимательному читателю заглянуть вперед, приоткрывает завесу тайны.

Глава 3

Роль сна в произведении «Преступление и наказание».

         Федор Михайлович Достоевский – очень талантливый психолог. В своих произведениях он ставит героев в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии и внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” Достоевский использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. Родион Раскольников, главный герой,  настолько погружен в себя, что грань между сном и реальностью здесь в принципе практически стерта. Однако без этих снов невозможно до конца понять его душевное состояние. Они не только являются осмыслением жизненной ситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Они отражают духовную жизнь главного героя Родиона Раскольникова, его внутренние противоречия, раскрывают изменения, происходящие с ним.

Первый сон сам герой называет «страшным сном», «безобразным сном». Он видит его незадолго до совершенного им убийства. Во сне Раскольников – маленький мальчик семи лет. ему снится его детство, еще в родном городке. Он гуляет с отцом и проходит мимо кабака, из которого выбегают пьяные мужики. Один из них, Миколка, приглашает остальных прокатиться не его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Мужики соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, принуждая ее тянуть телегу, но она из-за слабости не может даже идти шагом. Тогда хозяин начинает бить клячу с остервенением и в результате убивает ее. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно.

       Главная мысль этого эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Мысли и заботы о матери и сестре, желание доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях на практике побуждают его думать об убийстве, заглушать муки натуры и в конечном счете приведут в квартиру старухи-процентщицы.

Этот сон символичен:

  • Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство.
  • Однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит. Кабак — это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека.

 - эти символы показывают, что внутри героя происходит постоянная борьба души и разума, которая будет продолжаться еще долго после преступления и только в эпилоге романа душа одержит победу.

       Отголоски первого сна Раскольникова встречаются на протяжении всего произведения:

  • Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Лизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы;
  • Умирающая Катерина Ивановна выдохнет вместе с чахоточной кровью: «Уездили клячу!»;
  • Спрятав под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвртится домой “дрожа, как загнанная лошадь”;
  • Встретившийся Раскольникову кабатчик Душкин будет рассказывать «бабушкин сон» и при этом «врать как лошадь»...

Все эти мимолётные указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики загадочного сна.

Второй сон Раскольников видит уже накануне убийства.  В грезах он оказывается в Египте, в оазисе. Там пальмы, чистый, с золотыми блестками, песок, чудесная голубая вода. Голубой – цвет надежды, духовной чистоты, возвышенности. Родион хочет напиться из этого ручья, что символизирует его истинные желания и стремления.  Место действия сна - Египет, страна, в которой на долю ветхозаветных персонажей выпадали всевозможные испытания. Испытания ожидают и героя романа.

Этот сон – греза, противопоставленная действительности, в которой живет главный герой. После пробуждения Раскольников  вместо красоты, тишины, успокоения, снова обнаруживает несовершенство, безобразие, мрачность реального мира.

Третий сон – кошмар, бред, в который герой погружается на следующий день после убийства. Ему кажется, что на лестнице квартальный надзиратель страшно избивает его квартирную хозяйку. Это  или «сон во сне», когда герой просыпается внутри собственного сновидения, или видение наяву. Раскольников испытывает страх и ужас, что говорит о кошмаре, беспорядке в его чувствах и мыслях, боязни разоблачения. Он запутался и испытывает мучения; ужасные крики, злобный и бешеный голос, хрипы, которые слышит Раскольников, отражают хаос в его внутреннем мире, истязание его души.

В четвертом сне, страшном и тревожном, Родион снова пытается, но никак не может убить старуху. Этот сон показывает, что мысли о содеянном не покидают героя, и, скорее всего, никогда не оставят. Он идет к старухе-процентщице. “...На стуле в уголку сидит старушонка, вся, скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: “боится!” — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,— так и заливалась тихим, неслышным смехом... Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота”.

Этот сон удивителен по своей психологической точности и художественной силе. Достоевский нагнетает, сгущает краски (смех у старухи “зловещий”, гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».

Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели. Муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым.  Этот Сон Родиона Романовича - это сон человека, который удостоверился, что он не старуху убил, а себя убил. И убийство это столь же напрасно, как попытки убить старушку. Эпизод сна дает ответ главному герою и читателю, что эксперимент был затеян зря; предчувствие того, что напрасное убийство повлечет за собой наказание

Последними в романе появляются сны, которые Раскольников видит во время болезни, в бреду. Это страшные апокалипсические видения о мировой катастрофе, конце света, о некой возникшей болезни, уносящей жизни людей. «Целые  селения,  целые города и народы заражались и  сумасшествовали.  Все  были  в  тревоге  и  не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и  ломал  себе  руки.  Не знали, кого и как судить,  не  могли  согласиться,  что  считать  злом,  что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе...»

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям (этот апокалипсис – и есть последствия воплощения теории Раскольникова в жизнь). Именно теперь, при осмыслении третьего сна, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству - то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

              Для Достоевского сны – возможность вынести на поверхность скрытые мысли, чувства, тайны человека. Эта попытка проследить духовные путь, преобразования, происходящие с его героями. В произведениях Достоевского сновидения превращаются в психологическое исследование личности, нахождение в человеке его истинной сути, тонкое раскрытие сложной, противоречивой, многогранной людской души.

Глава 4

Сон художника в рассказе Н.В. Гоголя «Портрет»

Измученный, он лег в постель и заснул. Страх, испытанный им, определил кошмарные события сна и ощущение ужаса, пережитое героем во сне. Три раза Чартков был убежден, что он просыпается, но это был сон во сне.

Сон – это проявление подсознательных страхов, желаний, своеобразное предостережение. В повести Гоголя сон героя чудесным образом сбывается. Автор использует традиционный сюжет: деньги, богатство – в обмен на душу. Старик сошел с портрета, чтобы пересчитать свертки с золотом. Один сверток, откатившийся от других, лежал у самой ножки кровати. Искушение червонцами вызвало борьбу в сознании Чарткова, но “он вперился весь в золото,… почти судорожно схватил его и, полный страха, смотрел, не заметит ли старик… Но старик, казалось, был очень занят… Сердце билось сильно у Чарткова… Он сжимал покрепче сверток свой в руке, дрожа всем телом за него…” Получается, что событийно старик золото потерял, формально – отдал Чарткову. Сделка с дьяволом состоялась.

Во время второго сна герой обнаруживает себя стоящим перед портретом: “...черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто бы хотели его высосать...”. Демоническая сила старика забирает душу художника. С одной стороны, сон, в найдены деньги, означает, что на смену мелким хлопотам и проблемам придет успех.  И Чартков решит тем самым свои финансовые проблемы. Но одна деталь меняет дело. Во сне Чартков украл деньги старика, а по сути дела взял золота демона. В данном случае, сон предупреждает об опасности и призывает к осторожности. Но борьба продолжается. И только в третьем сне, когда герой видит фигуру старика, скрытую под простыней и пытающуюся из-под нее выбраться, он обращается к обычному средству борьбы с наваждениями, обращается за помощью к Богу: “Господи, Боже мой, что это!” – вскрикнул он, крестясь отчаянно, и проснулся”. Наутро ужас отступил, и главное, о чем мечтал Чартков, заключалось в следующем: “Боже мой, если бы хотя часть этих денег!” 

Итак, сон героя сбывается: те сто золотых червонцев, которые схватил Чартков во сне, оказываются у него и после пробуждения. Власть золота предопределила духовное падение героя, он проявил слабость (пока во сне, но это был первый шаг героя в реальной жизни). В состоянии Чарткова проявляются изменения: “он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух”; увидев упавшие из картины деньги, он бросается к ним, “как безумный схватил сверток, сжал его судорожно в руке” ; а после ухода хозяина квартиры сидит “за золотою кучею”, “почти обезумев”.

Появление у него золотых червонцев оказывается случайным только на первый взгляд, оно закономерно (подготовлено внутренней готовностью героя принять неправедное золото). Внутренне Чартков пытается сопротивляться дьявольской силе: “могу запереться в комнате и работать”, “и если поработаю три года для себя, … могу быть славным художником”. Но другой голос раздавался “слышнее и звонче”, мысли под влиянием золота меняются. “Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки”, “В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету”

Под воздействием власти золота начинает меняться характер Чарткова, проявляются и жажда развлечений, и тщеславие, и высокомерие, и гордость. Но при этом под влиянием богатства, свалившегося на него, оскудевает дар художника, вырождается его талант. Работая над портретом “аристократической дамы”, Чартков сначала “позабыл все”, “работа его завлекла”, “затем стал испытывать недовольство и раздражение, что ему не позволяют творить так, как он хочет, а позже “довольство овладело им необыкновенное”, он был упоен совершенно”. Чартков стал “модным живописцем”. Талант медленно, но неотвратимо покидает его. Но об этом Гоголь говорит опосредованно, через изображение орудия его труда – кисть. Автор пишет: “все нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти”; Скоро он уже сам начал дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти”; “посетители дивились силе и бойкости его кисти”; “кисть его хладела и тупела”; “она позабыла и великолепные драпировки, и сильные движения, и страсть”

Меняется образ жизни героя. О художниках и об искусстве он изъяснялся резко, в журналах появлялась печатная хвала ему, купленная за свои же деньги, заказы росли. Посетители его мастерской талант живописца определяли по блеску глаз: “Посмотрите, как он говорит, как блестят его глаза!” . Но при этом отношение художника к своей работе меняется: “…это становится ему скучно”; “Ум уставал придумывать и обдумывать”; “это было ему невмочь, да и некогда” . Некоторые, знававшие Чарткова прежде, не видели в его произведениях “достоинств самых обыкновенных”; “не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант”. Художник стал толстеть, “укорять без изъятия молодежь в безнравственности и дурном направлении духа”. И в этот момент “он начинал верить, что… вдохновенья нет…”. 

Анкетирование.

По данной теме нами было проведено анкетирование среди обучающихся 10-11 классов МОУ «СОШ № 2 города Пугачёва».

  1. Что такое сон, по-Вашему?

 

     25 человек думают, что это физическое состояние организма ( 42%)

     11 человек предполагают, что это  наши воспоминания (18 %)

10 человек считают,  что это параллельный мир (17 %)

     10 человек - приятное времяпрепровождение (17%)

      4 человека затруднились ответить (6%)  

2. Для чего автор использует в  произведениях такой приём, как сон?

41 человек думает, что сны помогают глубже понять субъективные  переживания героев (68%)

        13 человек считает, что  сны – это средство, помогающее сделать текст более занимательным (22%)

       6 человек думает, что  сон  позволяет ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью  (10%)

3. Какое произведение вы помните, где главные герои видят сны? (Нужно назвать только одно произведение)

  1. «Обломов» Гончаров -18 человек  (30%)
  2. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский -  17 человек (28%)
  3. «Капитанская дочка» А.С.Пушкин  - 10 человек (17%)
  4. «Евгений Онегин» А.С.Пушкин - 10 человек (17%)
  5. «Портрет» Н.В.Гоголь  - 3 человека (5%)
  6. «Светлана» Жуковский  - 2 человека (3%)

Заключение.

         Мир сновидений близок литературному миру. Он также безграничен, многогранен, необыкновенен. И я думаю, настолько же важен.  В нем столько же интересных образов, действий, деталей. Сны, как и книги, способны переносить нас в пространстве и времени, позволяют нам увидеть другую жизнь, события, которые, вероятно, никогда не произойдут с нами, помогают раздвинуть границы реальности, расширить собственное сознание.

           Кому-то кажется, что мир снов является гораздо более приятной альтернативой реальности, кто-то думает, что ночные видения – лишь бессмысленные и беспорядочные картинки. Но я, работая по этой теме, пришла к выводу, что сны занимают особое, незаменимое место в жизни человека, и, возможно, если бы не существовало снов, то не существовала бы и реальность, как не было бы света без тьмы, веселья без грусти. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к следующему приему: раскрытие личности персонажа через его сон. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.   Поэтому в литературе испокон веков мотив сна сопутствовал мистическим элементам повествования, передавал самые сокровенные чувства героев, ярче раскрывал их личность. Сон находил себе место не только в прозе, но и в лирике, являя фантастические образы и символы.

        Сон литературного героя — это часть истории его души. В литературном произведении сон отличается тем, что может являться аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присущи логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

В данной исследовательской работе были рассмотрены три произведения русской художественной литературы XIX века. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач:

- сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

        - сон – предупреждение, даёт возможность выбора. В этом можно убедиться на примере сна Чарткова из произведения «Портрет» Н.В.Гоголя

        - сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя, его переживаний,  это способ отражения постепенных глубоких изменений, происходящих в душе героя. В этом убеждаемся на примере снов Родиона Раскольникова из произведения «Преступление и наказание».

Проанализировав литературные произведения, в которых встречаются наиболее интересные и необычные сновидения, исследовав отношение писателей, а так же других творческих людей, к необыкновенной тайне сна, я обнаружила несколько разных точек зрения, но все они были схожи в одном: сны обладают особым значением, люди видят их не просто так.

       В заключение мне хотелось бы привести цитату Зигмунда Фрейда, которая наиболее точно отражает и мою точку зрения: «Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет».

Список использованной литературы

  1. Н.Л. Бродский. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Москва, 1965
  2. Детская энциклопедия (Человек), 1975
  3. Ю.М.Лотман. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Ленинград, 1961
  4. «Мифы народов мира» - Москва, 1988
  5. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». - Москва, 1986
  6. Справочник Школьника изд.АСТ-ПРЕСС , 2000
  7. Фрейд З., «Психология бессознательного» - М. _ Азбука-классика 2009г. 112с.
  8. Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея
      Выгонского, выпуск 12), 2005
  9.  Детская Энциклопедия (Человек), 1975
  10. Статья «Сон Татьяны Лариной» (рассылки сайта «Мир сновидений», выпуск
      29), 2002

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"

Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды  современных школьников....

Контрольная работа по произведениям писателей 20 века - 7 класс

Контрольная работа по произведениям писателей 20 века - 7 класс...

Исследовательская работа "Образ матери в литературе и живописи 20 века"

Методическая разработка для среднего звена общеобразовательной школы....

Буклет к исследовательской работе "Силы зла, творящие добро" (по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Буклет к исследовательской работе (проекту) "Силы зла, тврящие добро" (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита")....