Главный герой повести "Тарас Бульба" - выразитель чувств и взглядов "трудного бренного времени" глядов
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Данный урок - один из бинарных уроков, ппроводимых совместно с учителем истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
(интегрированный урок - исследование)
Тема: Главный герой повести «Тарас Бульба» - выразитель
чувств и взглядов «трудного и бранного времени».
Цель: познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой,
отраженной в произведении;
дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя;
работая над 1 главой повести, расширить представление об эпическом герое, отрабатывать навыки работы с текстом;
развивать мышление, творчество, речь учащихся.
Оформление: Карта, иллюстрации к произведению, репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо султану».
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы приступаем к изучению одного из самых трудных , но в то же время и интересных произведений: повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
(Цель урока, задачи).
Прежде чем ступить на тропу познания, вслушаемся в одно русское слово, само по себе излучающее поэзию: Родина – это твой род, родные, родители, прародители – твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.В. Гоголя, забьёт родник творчества. К истории Родины обращались многие писатели. Только что мы вживались в эпоху Ивана Грозного, теперь перенесемся в другое время, не менее интересное.
- Почему писатели обращались к истории? Почему так важно знать и любить своё прошлое? Этот проблемный вопрос предстоит решить на этом и других уроках по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
А теперь в путь познания. Кроме меня, вас будет сопровождать Е.Е.Головач, учитель истории.
Да, Гоголь любит свой народ, знает его историю. В этом мы ещё раз убедимся, изучая повесть «Тарас Бульба». Это произведение перенесет нас почти на 500 лет назад. Повесть рассказывает о битвах героев - запорожцев с татарскими и турецкими полчищами, с польскими панами, разорившими русскую землю.
Такова тема этого произведения. Чтобы было всё понятно, обратимся к истории.
(Учитель истории об исторической эпохе, отражённой в произведении)
- Когда-то Киевская Русь была одним из мощных государств с центром в г. Киеве. (Карта). Но Монгольское нашествие в середине 13 века привело к окончательному распаду Киевской Руси.
К началу 16 века было завершено объединение русских земель, но Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой.
Повсюду насаждались польские законы, язык, нравы, обычаи. Многие польские дворяне (по – польски их называли шляхитчами) обзавелись на Украине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратились в их крепостных. Поляки силой навязывали православной Украине унию – соединение католической и православной церкви под властью Папы Римского. Православные церкви закрывались, глумились над православными обрядами и богослужением. Население стало подыматься на защиту своей веры. На Украине одно за другим вспыхивают восстания. Главной силой в них были украинские казаки.
Учитель литературы. Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак». Большинство ученых считают, что оно заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек». Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке, где слово «ко» означает «броня», «латы», а слово «зак» - «межа», «граница», т.е. «казак» - защитник границы. Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году. Появление же вольного казачества учёные относят к 16 веку.
Учитель истории.
Казаки делились на Городовых, или украинских, и Низовых , или запорожских. Низовые казаки жили вольно за порогами Днепра на о. Хортик.
Вам в повести встретится рассказ о Запорожской Сечи. Теперь вы поняли, почему Запорожская? Т.е. за порогами Днепра. А почему Сечь?. Сечь от слова «засека» - укрепление из срубленных деревьев, телег, территорию окапывали и ставили засеки
Учитель литературы.
Я напомню вам, что тема повести «Тарас Бульба» - борьба героев – запорожцев с польскими панами за свою независимость. Гоголь воссоздал исторически достоверную картину борьбы украинского народа 16 - начала 17в. с гнётом панской Польши. Но писатель создал не историческое исследование, а худож. произведение.
- Наша задача – проследить, как удалось писателю создать не историческое исследование, а художественное произведение?
На этот вопрос вы должны были найти ответ, работая над статьей о Н.В.Гоголе. (Опрос уч-ся)
События и люди в повести проходят перед нами на фоне живых и ярких картин украинской природы и быта.
В центре повествования главный герой – Тарас Бульба. На доске записана лишь часть темы: «Главный герой повести Тарас Бульба -…».
В чем он видит смысл жизни? Каким изображает его писатель? Что выделяет в нем главное? Это предстоит выяснить и доформулировать тему урока.
- Давайте понаблюдаем, какими средствами автор создаёт образ далекой эпохи
- Читая 1 гл., вы должны были найти описание Тараса Бульбы и выделить ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.( Работа с таблицей).
Поступки героя Качества Определяющие характера черты характера |
был создан для храбрость, решительность Верный сын
бранной тревоги своей Родины
отличался грубой суровость, непреклонность Храбрость и
прямотой нрава героизм
любил простую простота нрава
жизнь.
считал себя свободолюбие ненависть к
защитником сила воли врагу
православия
- Работа с иллюстрациями к повести.
- Удалось ли автору отразить все это в картине?
2. Что главное в герое подчеркивает художник?
3. Каких героев напоминает вам Тарас? (былинных)
Вывод: одно из средств, создающих образ далёкой эпохи – описание героев.
- Представим себе, что мы входим в светлицу Тараса, ещё ничего не зная о нём. Я буду читать, а вы должны найти ответ на вопрос :
- Можем ли мы по убранству комнаты составить представление о хозяине? ( С карандашом – ключевые слова).
Вывод: описание светлицы помогает понять характер главного героя, его привычки.
- Повесть начинается с эпизода «Встреча Тараса Бульбы с сыновьями».
(Чтение по ролям)
Слушая текст, попробуйте ответить на вопрос :
- Изменился ли Тарас со временем? ( Нет, он остался таким же прямым в суждениях, суровым, непреклонным). Почему же он встретил сыновей кулачным боем? (Ему смешно видеть сыновей в такой одежде. Ему кажется, что в бурсе они ничему не научатся, а он хочет видеть своих сыновей настоящими воинами, могучими, как он сам, и способными защитить Землю. Поэтому он и встречает сыновей кулачным боем – из текста цитаты)
- А как Вы относитесь к тому, что Тарас Бульба , не дав понежиться сыновьям и дня дома, приказал собираться в Запорожскую Сечь?
(Ответы уч-ся)
Только вчитываясь в текст, изучив все детали, понимаешь все поступки героев.
- Почему именно Запорожская Сечь?
Учитель истории.
Всё дело решалось у казаков в Сечи . В сечь принимали любого лишь бы не был католиком или евреем. Сечь жила по своим строгим, но справедливым законам. Только такой уклад жизни мог создать сильных и могучих людей. В бой шли вместе, делились куском хлеба, берегли друг друга от смерти. Символы казачьего войска – булава, бунчук, хоругвия, печать, литавры.( Работа со словарем В.И.Даля)
Казаки и одевались по – особому.
- (Сообщение из истории костюма).
- Перед вами репродукция картины И.Е. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». Всмотритесь в эти лица. Перед вами сама история. Сегодня эти казаки веселятся, смеются, составляя текст письма, а завтра пойдут в бой и от этой веселости не останется и следа.
А теперь вернемся к тексту.
- Почему же именно Запорожская Сечь?
(По мнению Тараса мужчина д.б. мужественным, выносливым, верным своему делу. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою. ( Цитата)
Тарас – символ Малороссии. Все качества, которые присущи Тарасу, мы увидим и в его товарищах. Они присутствуют во всем русском народе.
- Назовите еще раз эти качества. (Таблица).
- Каких же людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Настоящих патриотов, способных защитить Родину).
- Допишем тему урока:
«Тарас Бульба – выразитель взглядов своего времени»
- Вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:
- Почему так важно знать и любить своё прошлое?
Одним из показателей человечности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.
Итог урока.
Домашнее задание : Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 гл. или план характеристики героя.
2 и 3 главы. Подберите материал к характеристике Остапа и Андрия, об их жизни в Запорожской Сечи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.
Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...
Презентация к уроку "Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Данная презеннтация подготовлена в качестве сопроождения к уроку по этой же теме....
Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.
Тема. Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика. Цели:1. Организовать работу учащихся с текстом с целью выяснения худож...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...
Музыка - главный герой басни.
Это урок 2 четверти 5 класса по программе Д.Б.Кабалевского.Тема четверти:"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки ?" Тема урока: "Музыка - главный герой басни." На уроке говорится...
Музыка главный герой сказки (урок музыки)
Музыка лекарство для души...
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....