Музыка - главный герой басни.
проект по музыке (5 класс) по теме
Это урок 2 четверти 5 класса по программе Д.Б.Кабалевского.Тема четверти:"Что стало бы с литературой, если бы не было музыки ?" Тема урока: "Музыка - главный герой басни." На уроке говорится о том, что музыка часто звучит не только в сказках, стихах, но и в баснях.Учащиеся знакомятся со струнными смычковыми инструментами и их звучанием. Рассматриваются басни И. А. Крылова, в которых главным действующим лицом является музыка. Более подробно разбирается самая музыкальная басня И.А.Крылова "Квартет".Учащиеся знакомятся с музыкальным понятием «квартет», с видами квартета: инструментальным и вокальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_5a.doc | 101 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этап, время | Содержание этапа | Обоснование | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 мин | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих, организует внимание школьников. | Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, дежурный докладывает об отсутствующих на уроке. | Подготовка учащихся к работе на занятии, включение учащихся в учебную деятельность, настрой на психологическую готовность к общению. |
5 мин | Учитель предлагает учащимся исполнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок». Учитель предлагает распеться на трезвучии в тональности песни. Повторим I партию. Повторим II партию. Соединяем двухголосие. Учитель просит отобразить характер и настроение песни. | Учащиеся показывают готовность к исполнению. Учащиеся распеваются. Первая партия поют. Вторая партия поют. Учащиеся исполняют. Учащиеся поют в характере. | Показ вокально-хоровой работы. (трудность двухголосного исполнения). Показ интеллектуального развития учащихся. |
5 мин | Учитель сообщает тему урока, формулирует цели урока вместе с учащимися. Тема урока: «Музыка – главный герой басни». 1. Показать, что музыка часто звучит не только в сказках, стихах, но и в баснях. | Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадях тему урока, вместе с учителем формулируют цели урока, осознают поставленные цели. | Обеспечение мотивации, формирование заинтересованного отношения учащихся к музыке и литературе, активация внимания и памяти школьников. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Беседа 2 мин | 2. Познакомить учащихся со струнными смычковыми инструментами; послушать их звучание.
План урока:
№ 2 А. П. Бородина.
Учитель обращает внимание на эпиграф, который написан на доске «Поэзия - послушная дочь музыки». В. А. Моцарт Учитель задает вопрос по содержанию высказывания В. А. Моцарта | Учащиеся отвечают, что поэзия обогащает музыку, а музыка обогащает литературу. Эти два вида искусства неразрывно связаны друг с другом. | Проверка понимания эпиграфа. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Беседа 5 мин. | Учитель просит сформулировать тему четверти. Учитель предлагает ребятам ответить на вопрос темы четверти. - И что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Учитель знакомит учащихся со струнными смычковыми инструментами, с их звучанием. Обращает внимание на внешнее сходство и различия этих инструментов, высоту звучания каждого инструмента: скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Учитель подводит учащихся к теме урока и просит назвать фамилию великого русского баснописца. Знакомит с портретом И. А. Крылова. | Учащиеся формулируют «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Учащиеся отвечают, что стихи остались бы стихами и не превратились бы в песни. Исчезли бы сказки, басни, в которых «звучит» музыка. Учащиеся внимательно слушают, рассматривают изображения инструментов этой группы на отдельных листах (см. приложение 1) Учащиеся называют фамилию великого русского баснописца – И. А. Крылов. | Проверка понимания темы урока и темы четверти. Ознакомление с музыкальными инструментами, с их звучанием. Привлечение интереса к музыкальному искусству. Проверка знаний учащихся. |
5 мин. | Учитель предлагает вспомнить и назвать басни И. А. Крылова, в которых музыка является действующим лицом. | Группа учащихся из трех человек знакомят одноклассников с басней «Кукушка и Петух» (ролевое чтение). Два учащихся читают выразительно следующие басни: «Скворец», «Осел и Соловей». | Установление правильности и осознанности выбора басен И. А. Крылова. О музыке всеми учащимися класса. |
1 | 2 | 3 | 4 |
2 мин | Учитель предлагает более подробно остановиться на самой музыкальной басне И. А. Крылова «Квартет». Но прежде знакомит учащихся с понятием «квартет», с видами квартета: инструментальным и вокальным. | Учащиеся записывают в музыкальном словаре определение понятия «квартет». | Нацеливание на восприятие басни. Пополнение музыкального словаря для запоминания. |
13 мин Первичная проверка понимания учащимися нового материала. | Учитель выразительно читает басню «Квартет» И. А. Крылова с музыкальным иллюстрированием фрагментов квартетного исполнения главных героев басни. Учитель задает вопросы по тексту.
Учитель знакомит учащихся с таблицей рассадки музыкантов в симфоническом оркестре (см. приложение 2).
| Учащиеся внимательно слушают, работая с текстом басни. Учащиеся называют главных героев и инструменты, на которых они играли. Учащиеся отвечают, что в определенном порядке. Учащиеся отвечают, что только знаний не достаточно, нужны еще и умения игры на музыкальных инструментах. Нет. Учащиеся отвечают, что только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной, помогать людям.. | Нацеливание на восприятия двух видов искусства литературы и музыки. Проверка понимания текста басни. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Физкультминутка (Гимнастика для глаз). 2 мин. |
Учитель предлагает учащимся выполнить гимнастику для глаз под музыкальную композицию «Ландыши» из ароматерапии. Учитель задает вопрос
Учитель рассказывает учащимся о том, что И. А. Крылов (1769-1844), был хорошим музыкантом и больше всего любил играть в квартете. Брал на себя партию альта и оказывался ведущим в том составе. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому слуху нельзя было не поверить. Учитель знакомит учащихся с жизненным путем А. п. Бородина (1833 - 1887), рассказывает о том, что музыка не была его | Учащиеся размышляют по этому вопросу и утверждают, что нет. Так как Мартышка – непоседлива, чтобы научиться музыке, нужно много трудиться; Осел и Козел – тоже неудачные музыканты; Мишка – можно ли играть лапами, да еще косолапыми. Один учащийся показывает упражнения, все за ним повторяют. Учащиеся отвечают утвердительно. Учащиеся слушают. | Укрепление мышц глаз и усиление зрения. Развитие мыслительных операций, умения анализировать. Расширение кругозора учащихся. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Слушание | основной профессией. Выдающаяся личность прославила и русскую музыку, и русскую науку. Он был талантливым ученым – химиком и выдающимся русским композитором. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Был неутомимым тружеником, а когда покидал химическую лабораторию, то превращался в музыканта. И звучали стройные и чудесные звуки его волшебной музыки. Учитель предлагает воспользоваться карточками, ознакомиться с их содержанием. Далее учитель предлагает послушать III часть Квартета № 2 А. П. Бородина. Перед слушанием учитель задает учащимся вопрос:
После слушания учитель повторяет вопрос, поставленный перед слушанием. | Учащиеся знакомятся с карточками (см. приложение 3). Учащиеся слушают «Ноктюрн» из Квартета № 2 А. П. Бородина Учащиеся отвечают, что музыка рисует образ ночи, образ природы. | Формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Повторное слушание с комментарием. | Учитель предлагает учащимся еще раз прослушать этот же фрагмент. Во время звучания музыки, учитель комментирует (текст комментария см. в приложении 4). Перед повторным слушанием учитель предлагает ответить на вопрос:
| Учащиеся повторно слушают фрагмент III части квартета № 2 с комментарием учителя. Определяют, какие инструменты играют главную мелодию. Озвучивают свои ответы. | Применение полученных знаний на практике. Обобщение прослушанного. |
3 мин. | Учитель подводит итоги урока: Итак, сегодня на уроке мы исполнили песню «Волшебный смычок», познакомились с семейством струнных смычковых инструментов, познакомились с баснями. Учитель просит назвать басни о музыке. Учитель спрашивает «Появились ли бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?» Послушали «Ноктюрн» из Квартета № 2 А. П. Бородина. | Учащиеся внимательно выслушивают учителя, совместно подводят итоги урока. Учащиеся называют басни о музыке И. А. Крылова «Кукушка и Петух», «Скворец», «Осел и Соловей», «Квартет». Учащиеся отвечают, что таких басен бы не было. | Развитие навыков осмысленного восприятия материала, создание мотивации достижения успехов, воспитание доброжелательного отношения к учителю. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Учитель оценивает работу учащихся на уроке, сообщает оценки ученикам. Учитель подтверждает оценку в дневнике своей подписью. | Учащиеся выставляют оценки в дневник самостоятельно. | ||
2 мин. | Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг И. А. Крылова, различных изданий басен. Предлагает дома еще раз открыть сборники басен, перечитывать басни о музыке или о музыкантах, выполнить рисунок. Учитель просит открыть дневники и записать задание на дом. Учитель благодарит учащихся за хорошую работу на уроке. | Учащиеся внимательно рассматривают книги И. А. Крылова, иллюстрированный материал к басням. Учащиеся открывают дневники, записывают домашнее задание на следующий урок. Учащиеся благодарят учителя за проведенный урок. | Объяснение домашнего задания и способа его выполнения (рисунок). Создание мотивации к выражению своего эмоционального отношения к произведениям литературы в рисунке. Воспитание трудолюбия, ответственности. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка главный герой сказки (урок музыки)
Музыка лекарство для души...
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни"
Урок музыки в 5 классе "Музыка - главный герой басни".Знакомство с понятием "квартет", композитором А.Бородиным....
Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни".
Презентация к уроку в 5 классе "Музыка - главный герой басни"....
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"
Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....
Разработка урока "Музыка- главный герой сказки"
Подробная разработка урока музыки в 5 классе...
Урок "Музыка - главный герой басни", 5 класс
Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока « Музыка - главный герой басни» в рамках реализации ФГОС. Контингент учащихся – 5 класс. Урок является восьмым в теме «Музыка и...
Конспект урока по музыке в 5 классе "Музыка - главный герой сказки"
Методическая разработка урока по музыке в 5 классе....