Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

 

Тема. Жанровое своеобразие стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.
  Цели:
1. Организовать работу учащихся с текстом с целью выяснения художественных приемов и языковых средств , создающих образ в стихотворении.
2. Формировать навыки осмысленного чтения: умения находить ключевые слова, с помощью которых создается образ и дается характеристика и определять их функцию; Умение находить жанровые признаки произведения, умения определять тему, поэтическую идею произведения, умение грамотно строить монологические высказывания.
3. Приобщать учащихся к историческим и героическим произведениям русской литератур, воспитывающих уважение к истории страны и патриотизм.

I.  Целеполагание.
       Знать:- признаки жанра баллады;
                  - тему, поэтическую идею, главного героя, произведение его характеристику
                  - художественное своеобразие языка.
      Уметь:- находить признаки жанра;
                  - ключевые слова, раскрывающие образ главного героя;
                  определять роль художественных средств в тексте.

      Учится:- определять и высказывать свою точку зрения;
                    - выразительно читать фрагменты текста.


II.  Предкоммуникативный
      1. Репродуктивная беседа.
               - Что такое баллада?
               - К какому роду литературы относится баллада? Почему?
               - Назовите жанровые баллады.
               - Какие типы баллад вы знаете?
               - К какому типу вы отнесете балладу Стивенсона «Вересковые мед»
                 Докажите это.
      2. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и, опираясь на те понятия , которые повторили, определим его жанр, главного героя.
     3. Дата написания стихотворения. Слово учителя.
           -   В 1837 году к 25-летней годовщине Бородинского сражения М.Ю. Лермонтов написал          стихотворение «Бородино». Для того что бы стало понятно слово «Бородино», обратимся к истории   
    4. Сообщение учащихся о событиях 1812 года, о Бородинской битве
    5. Подготовка учащихся к чтению стихотворения. Обратите Внимание на слова в сноске. Прочитать Эти слова.

III. Коммуникативный.

     1. выразительное чтение стихотворения. (учитель)

     2. Пауза.

     3. Восприятие.

             - Какие чувства возникли у вас во время чтения?

       - Что вам ярче всего запомнилось и представилось?

       - Что не понравилось?

4. Анализ стихотворения.

      - Определите тему произведения?

     - Какое событие изображено в стихотворении?

     - Бородинское сражение – это какое событие?

     - В произведениях какого поэтического жанра исторические события составляют его основу.

     - Назовите героев «Бородино»

     - Глазами какого героя увидено историческое событие?

     - О чем рассказывает нам этот герой?

     - Что главное в его рассказе: описание, рассуждение или повествование?

     - Как развиваются события в рассказе?

     - Как называется последовательное развитие событий в художественном произведении?

     - В каких жанрах литературы встречается сюжет? В стихотворении бывает сюжет? В каком жанре?

Образ солдата-рассказчика.

     - Найдите в тексте подтверждение тому, что рассказчик – солдат.

    -  В каком роде войск он служит?

    - С помощью каких слов вы определили это? Какая это лексика?

    - Найдите в тексте слова, которые указывают на то, что он участник сражения

    - А кто этот солдат: крестьянин или дворянин? Докажите это.

    - К какой лексике относятся его слова и выражения?

    - Каким вы себе представляете этого солдата? Составьте устный портрет солдата.

    - Какой он солдат? Назовите его качества.

Форма стихотворения.

    - Назовите виды речи.

    - Что представляют собой первые две строфы стихотворения?

    - Зачем Лермонтов использует в стихотворении диалог?

    - Перечитайте выразительно две строфы. Скажите, кто участвует в диалоге?

    - Что волнует молодого солдата? О чем он хочет узнать?

   - Что отвечает ему солдат? Как называет он тех воинов, которые сражались за Москву?

   - Вспомните, какими были богатыри?

   - К какому виду речи относятся другие  строфы стихотворения?

   - Что своим рассказом хочет доказать солдат – артиллерист?

   - Найдите в монологе те строки, где заметнее всего проявляется героическое поведение и богатырский дух солдат?

   - Какое местоимение часто употребляет солдат в рассказе?

   - Какие свойства русских солдат автор местоимением «Мы»?

Образ полковника.

   - Кто еще кроме рядовых солдат является участником сражения?

   - Зачитайте строфу, в которой говорится о полковнике.

   - Относит ли солдат-рассказчик полковника к богатырям? Докажите это.

   - Каким он был офицером?

   - Какую лексику использует автор при описании?

   - Почему полковник обращается к солдатам словом «Ребята»?

   - К чему он их призывает?

   - Что значит для полковника и солдат слово «Москва»?

   - Что сплачивает солдат и офицеров русской армии в битве с Наполеоном?

   - Как называют тех людей, которые так любят Родину, что защищают её ценой своей жизни?

   - Считали ли участники Бородинского сражения свою битву с французами как подвиг? Почему?

IV.  Поскоммуникативный.

   - Скажите, благодаря кому была одержана победа в Бородинском сражении и в Отечественной войне?

   - Кто же герой этого стихотворения?

   - Прочтите последнюю строфу стихотворения. Какие черты русского народа показал в ней автор?

   - Зачем Лермонтов повторил вторую и четырнадцатую строфы?

   -  Дайте характеристику главному герою произведения.

   - Определите поэтическую идею стихотворения.

   - Определите жанр этого стихотворения. Докажите это.

   - Определите тип этой баллады. Обоснуйте свой ответ.

- В 2012 году исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения, но события баллады «Бородино» нас по-прежнему волнуют. Почему?

V. Подведение итогов урока.

- Обратите внимание на цели нашего урока. Все ли мы с вами выполнили?

VI. Домашнее задание.

- Выучить балладу «Бородино» наизусть.

- Ответить на пять вопросов на стр. 125-126.

VII. Оценка работы учащихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Жанровое своеобразие стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения . Его характеристика.
 
Цели:
1. Организовать работу учащихся с текстом с целью выяснения художественных приемов и языковых средств , создающих образ в стихотворении.
2. Формировать навыки осмысленного чтения: умения находить ключевые слова, с помощью которых создается образ и дается характеристика и определять их функцию; Умение находить жанровые признаки произведения, умения определять тему, поэтическую идею произведения, умение грамотно строить монологические высказывания.
3. Приобщать учащихся к историческим и героическим произведениям русской литератур, воспитывающих уважение к истории страны и патриотизм.

I.  Целеполагание.
     
Знать:- признаки жанра баллады;
                 - тему, поэтическую идею, главного героя, произведение его характеристику
                 - художественное своеобразие языка.
     
Уметь:- находить признаки жанра;
                 - ключевые слова, раскрывающие образ главного героя;
                 определять роль художественных средств в тексте.

     
Учится:- определять и высказывать свою точку зрения;
                   - выразительно читать фрагменты текста.


II.  Предкоммуникативный
      1. Репродуктивная беседа.
              - Что такое баллада?
              - К какому роду литературы относится баллада? Почему?
              - Назовите жанровые баллады.
              - Какие типы баллад вы знаете?
              - К какому типу вы отнесете балладу Стивенсона «Вересковые мед»
                Докажите это.
     2. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и, опираясь на те понятия , которые повторили, определим его жанр, главного героя.
    3. Дата написания стихотворения. Слово учителя.
          -   В 1837 году к 25-летней годовщине Бородинского сражения М.Ю. Лермонтов написал          стихотворение «Бородино». Для того что бы стало понятно слово «Бородино», обратимся к истории    
   4. Сообщение учащихся о событиях 1812 года, о Бородинской битве
   5. Подготовка учащихся к чтению стихотворения. Обратите Внимание на слова в сноске. Прочитать Эти слова.

III. Коммуникативный.

     1. выразительное чтение стихотворения. (учитель)

     2. Пауза.

     3. Восприятие.

             - Какие чувства возникли у вас во время чтения?

       - Что вам ярче всего запомнилось и представилось?

       - Что не понравилось?

4. Анализ стихотворения.

      - Определите тему произведения?

     - Какое событие изображено в стихотворении?

     - Бородинское сражение – это какое событие?

     - В произведениях какого поэтического жанра исторические события составляют его основу.

     - Назовите героев «Бородино»

     - Глазами какого героя увидено историческое событие?

     - О чем рассказывает нам этот герой?

     - Что главное в его рассказе: описание, рассуждение или повествование?

     - Как развиваются события в рассказе?

     - Как называется последовательное развитие событий в художественном произведении?

     - В каких жанрах литературы встречается сюжет? В стихотворении бывает сюжет? В каком жанре?

Образ солдата-рассказчика.

     - Найдите в тексте подтверждение тому, что рассказчик – солдат.

    -  В каком роде войск он служит?

    - С помощью каких слов вы определили это? Какая это лексика?

    - Найдите в тексте слова, которые указывают на то, что он участник сражения

    - А кто этот солдат: крестьянин или дворянин? Докажите это.

    - К какой лексике относятся его слова и выражения?

    - Каким вы себе представляете этого солдата? Составьте устный портрет солдата.

    - Какой он солдат? Назовите его качества.

Форма стихотворения.

    - Назовите виды речи.

    - Что представляют собой первые две строфы стихотворения?

    - Зачем Лермонтов использует в стихотворении диалог?

    - Перечитайте выразительно две строфы. Скажите, кто участвует в диалоге?

    - Что волнует молодого солдата? О чем он хочет узнать?

   - Что отвечает ему солдат? Как называет он тех воинов, которые сражались за Москву?

   - Вспомните, какими были богатыри?

   - К какому виду речи относятся другие  строфы стихотворения?

   - Что своим рассказом хочет доказать солдат – артиллерист?

   - Найдите в монологе те строки, где заметнее всего проявляется героическое поведение и богатырский дух солдат?

   - Какое местоимение часто употребляет солдат в рассказе?

   - Какие свойства русских солдат автор местоимением «Мы»?

Образ полковника.

   - Кто еще кроме рядовых солдат является участником сражения?

   - Зачитайте строфу, в которой говорится о полковнике.

   - Относит ли солдат-рассказчик полковника к богатырям? Докажите это.

   - Каким он был офицером?

   - Какую лексику использует автор при описании?

   - Почему полковник обращается к солдатам словом «Ребята»?

   - К чему он их призывает?

   - Что значит для полковника и солдат слово «Москва»?

   - Что сплачивает солдат и офицеров русской армии в битве с Наполеоном?

   - Как называют тех людей, которые так любят Родину, что защищают её ценой своей жизни?

   - Считали ли участники Бородинского сражения свою битву с французами как подвиг? Почему?

IV.  Поскоммуникативный.

   - Скажите, благодаря кому была одержана победа в Бородинском сражении и в Отечественной войне?

   - Кто же герой этого стихотворения?

   - Прочтите последнюю строфу стихотворения. Какие черты русского народа показал в ней автор?

   - Зачем Лермонтов повторил вторую и четырнадцатую строфы?

   -  Дайте характеристику главному герою произведения.

   - Определите поэтическую идею стихотворения.

   - Определите жанр этого стихотворения. Докажите это.

   - Определите тип этой баллады. Обоснуйте свой ответ.

- В 2012 году исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения, но события баллады «Бородино» нас по-прежнему волнуют. Почему?

V. Подведение итогов урока.

- Обратите внимание на цели нашего урока. Все ли мы с вами выполнили?

VI. Домашнее задание.

- Выучить балладу «Бородино» наизусть.

- Ответить на пять вопросов на стр. 125-126.

VII. Оценка работы учащихся на уроке.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова тюркского происхождения (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

В данной работе дается анализ тюркоязычных слов в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Авторы уделили свое внимание на этимологию заимствованных слов в стихотворении "богатырь", "булат"....

презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся  понять тему и идею стихотворения  М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....

Исследовательская работа на тему:Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова«Бородино»

Исследовательская работа на тему: Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»     Работа выполнена ученицей 8 «Б» класса, МБОУ Заполярного района «СОШ п. Ис...

Презентация по написанию сочинения к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

С помощь данной презентации учащиеся могут наглядно представить как писать сочинение по поэтическому произведению....

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Система вопросов позволяет сделать подробный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...