урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
Данный урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с применением презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по рассказу Платонова "Юшка". | 97.5 КБ |
презентация к уроку по рассказу Платонова "Юшка" | 523.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-размышление по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…»(По рассказу Андрея Платонова «Юшка»;7 класс)
Цели и задачи урока.
Создать условия для :
1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;
2.обучения умению анализировать литературный текст;
3.выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу
урока. ( для наглядности) Приложение №1
Эпиграфы:
Не воздавайте злом за зло.
(Из Библии)
Добро из добра приходит.
(Пословица)
Жизнь дана на добрые дела.
(Пословица)
Ход урока:
1.ОРГМОМЕНТ.(Учитель сообщает, что урок не совсем обычный :придется плодотворно потрудиться: по ходу урока составлять кластеры, синквейны , сравнительные таблицы)
2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ.
На доске портрет Андрея Платонова и таблица
ЗНАЮ | узнал |
(На слайде№4)
Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)
Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)
Учитель предлагает слайд-сообщение об авторе (см.слайд№5)
Познакомившись с данным материалом , ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.
3.СТАДИЯ ВЫЗОВА.
СЛОВОУЧИТЕЛЯ
Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий».
Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением?(жалости, сострадания, желание помочь..)
Скажите ,что значит жить по законам добра и человечности?
Составьте кластер . ( слайды №6,7)
4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:
МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайд№8)
Запишите в тетрадь.
Именно эти качества всегда ценились человечеством.
О добре, человечности ,милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
3. Работа в парах. Игра «Собери пословицу».
(См. на слайде)
Ответы запишите в таблицу
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М |
3 | 2 | 4 | 10 | 5 | 8 | 11 | 7 | 12 | 9 | 6 | 1 |
Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
Кто главный герой рассказа А.Платонова ?
5.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.
Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу , которая поможет понять: «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»(Слайд№10)
Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»? | Чем Юшка отличается от односельчан? |
В) Беседа по вопросам.(Слайд№11)
1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова «Юшка»?(Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).
2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).
3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит?(Нет, люди жестоки по отношению к Юшке.
4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?
5.Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми , обиженный их жестокостью ,равнодушием .Хуже или лучше стало людям изменились ли они?(Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )
Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)
ВЫВОД:(слово учителя)СЛАЙД№12
В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.»Главный герой рассказа А.Платонова»Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.
Счастлив человек , несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.
Давайте создадим дерево ДОБРА,
плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём?
6.РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд№14)
Слово учителя.
Человеческая доброта и милосердие , умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.
Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,
помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.
Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.
Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…Какими чувствами наполнено ваше сердце?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Отзыв о рассказе. Сообщение о А.Платонове.
Литература:
Газета «Русский язык» ИД «Первое сентября» №18,2005 года-лекции педагогического университета «Первое сентября» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7(игра собери пословицу)
Материалы уроков Фестиваля педагогических идей 2004-2005,2006-2007год,
Кривушина Е.В. урок-мастерская «Верь в великую силу добра»,
http://gramota.ru/slovari/Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
Автор Т. Ф. Ефремова.
© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока. Создать условия для : 1.воспитания духовно-нравственной личности , умеющей сострадать; 2.обучения умению анализировать литературный текст; 3.формирования умений выделять основные проблемы ,поднятые автором в произведении.
Эпиграфы: Добро из добра приходит.(Пословица) «Побеждай зло ДОБРОМ». (Из Библии)
Информация об авторе. знаю узнал
. СТАДИЯ ВЫЗОВА Составление кластера
Проверим.
Словарная работа . СОСТРАДАНИЕ ПРАВЕДНИК МИЛОСЕРДИЕ юродивый (Работа с толковым словарем, запись в тетрадь)
ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ СОСТРАДАНИЕ- ср. Чувство жалости, вызываемое чьим-л. несчастьем, горем; сочувствие. П РАВЕДНИК- Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-л. религии. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. МИЛОСЕРДИЕ- ср. Готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-л., вызванные такими чувствами. ЮРОДИВЫЙ- христианский безумец или принявший вид безумца, обладающий - по мнению верующих - даром прорицания , Божий человек, блаженный.
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете? Игра «Собери пословицу» А.Добро делать 1 словно свету принесет Б .Добро не горит 2 не тонет В.Добро не умрет 3 спешить надобно Г.Добро помни 4 а зло пропадет Д.Доброе братство 5 лучше богатства Е.Доброе дело 6 ста родственников Ж.Доброе дело питает 7 мягкого пирога З.Доброе слово лучше 8 без награды не останется И.Доброму везде 9 да дела их живут К.Добрые умирают 10 а зло забывай Л.Добрый друг лучше 11 и разум и тело М.Добрый человек придет 12 добро 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
М Б А В Д Л З Е К Г Ж И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Проверь себя!
РАССКАЗ А.Платонова «Юшка» Жить по законам человечности , жить праведной жизнью -значит жить по правде, по совести ,по-доброму . Праведники , как и малые дети , лишенные злопамятства , мстительности и злобы ,они не отвечают на зло злом, не утрачивают веры в людей , подобно библейскому закону не ожесточаются ,а продолжают любить людей . ??? Можно ли назвать главного героя рассказа Платонова «Юшка» праведником? Докажите это.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Беседа по вопросам.
Что в представлении людей значило жить «честно» и «просто»? Чем Юшка отличался от односельчан ? . Работа с текстом :чтение рассказа выборочно. Сравнительная таблица «По каким законом живет Юшка и его односельчане?»
Каким чувством переполнено сердце Юшки?
Любовь Любовь ЖИЗНЬ
В Библии сказано : «Побеждай зло ДОБРОМ». Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло . Докажите это.
Счастлив человек , несущий людям тепло , добро , счастлив человек не только получающий , но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника , который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.
Давайте создадим дерево ДОБРА, плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём?
ДОБРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ СВЕТ ВЕРА ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ИСТИНА НАДЕЖДА милосердие сострадание
Вывод: -Быть человеком на земле , быть добрым сыном земли , любить все живое , помогать всему, что живет на земле , - таков урок этого произведения.
. Рефлексия Мы сегодня говорили с вами о добре и милосердии . Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Презентация творческих работ. Домашнее задание. 1.Рисунки к рассказу, 2.характеристика Юшки 3.сообщение о Платонове А.П. Напишите мини-сочинение, стихотворение, синквейн .
Использованная литература: Газета «Русский язык» ИД «Первое сентября» №18,2005 года-лекции педагогического университета «Первое сентября» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7(игра собери пословицу) Материалы уроков Фестиваля педагогических идей 2004-2005,2006-2007год, Кривушина Е.В. урок-мастерская «Верь в великую силу добра», http://gramota.ru/slovari/ Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...