урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Крутова Наталья Николаевна

Данный урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с применением презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-размышление по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…»(По рассказу Андрея Платонова «Юшка»;7 класс)

Цели и задачи урока.

Создать условия для :

1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

2.обучения умению анализировать литературный текст;

3.выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

 

Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу

урока.  ( для наглядности) Приложение №1

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло.

(Из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

(Пословица)

Ход урока:

1.ОРГМОМЕНТ.(Учитель сообщает, что урок не совсем обычный  :придется плодотворно потрудиться: по ходу урока составлять кластеры, синквейны ,  сравнительные таблицы)

2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ.

На доске портрет Андрея Платонова и таблица

ЗНАЮ

 узнал

(На слайде№4)

 

Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)

Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)

Учитель предлагает  слайд-сообщение об авторе (см.слайд№5)

Познакомившись  с данным материалом , ученики заполняют  2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3.СТАДИЯ ВЫЗОВА.

СЛОВОУЧИТЕЛЯ

Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением?(жалости, сострадания, желание помочь..)

Скажите ,что значит жить по законам  добра и человечности?

Составьте кластер . ( слайды №6,7)

4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайд№8)

Запишите в тетрадь.

 Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности ,милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

3. Работа в парах. Игра «Собери пословицу».

(См. на слайде)

Ответы запишите  в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

3

2

4

10

5

8

11

7

12

9

6

1

 

Обратимся к тексту рассказа  Платонова «Юшка»
 Кто главный герой рассказа А.Платонова ?

5.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

А) Работа с текстом:  чтение рассказа выборочно.

 


Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу ,  которая поможет понять:  «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»(Слайд№10)

Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»?

Чем Юшка отличается от односельчан?

В) Беседа по вопросам.(Слайд№11)

1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова «Юшка»?(Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит?(Нет, люди жестоки по отношению к Юшке.

4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

5.Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми , обиженный их жестокостью ,равнодушием .Хуже  или лучше стало  людям изменились ли они?(Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что  теперь вся злоба оставалась среди людей… )

Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)

ВЫВОД:(слово учителя)СЛАЙД№12

В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.»Главный герой рассказа А.Платонова»Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.

Счастлив человек , несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.

 

Давайте создадим дерево ДОБРА,
плоды каких человеческих  качеств вы разместите на нём?


6.РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд№14)

Слово учителя.

    Человеческая доброта и милосердие , умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

 Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

 


помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

 Какие мысли возникли у вас  после нашего разговора? Напишите четверостишие,  мини-сочинение, синквейн…Какими чувствами наполнено ваше сердце?

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ. 

 Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Отзыв о рассказе. Сообщение о А.Платонове.

Литература:

Газета «Русский язык» ИД «Первое сентября» №18,2005 года-лекции педагогического университета «Первое сентября» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7(игра собери пословицу)
Материалы уроков Фестиваля педагогических идей  2004-2005,2006-2007год,
Кривушина Е.В. урок-мастерская «Верь в великую силу добра»,

 http://gramota.ru/slovari/Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
Автор Т. Ф. Ефремова.
© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО «ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ДОБРА И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА») Цели и задачи урока: создать условия для : Знакомства с биографией писателя ; Осмысления рассказа и проблем ,поднятых автором; Развития навыков анализа текста; Формирования представлений о нравственных ценностях на основе изучения данного произведения.

Слайд 2

Цели и задачи урока. Создать условия для : 1.воспитания духовно-нравственной личности , умеющей сострадать; 2.обучения умению анализировать литературный текст; 3.формирования умений выделять основные проблемы ,поднятые автором в произведении.

Слайд 3

Эпиграфы: Добро из добра приходит.(Пословица) «Побеждай зло ДОБРОМ». (Из Библии)

Слайд 4

Информация об авторе. знаю узнал

Слайд 5

. СТАДИЯ ВЫЗОВА Составление кластера

Слайд 6

Проверим.

Слайд 7

Словарная работа . СОСТРАДАНИЕ ПРАВЕДНИК МИЛОСЕРДИЕ юродивый (Работа с толковым словарем, запись в тетрадь)

Слайд 8

ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ СОСТРАДАНИЕ- ср. Чувство жалости, вызываемое чьим-л. несчастьем, горем; сочувствие. П РАВЕДНИК- Человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-л. религии. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. МИЛОСЕРДИЕ- ср. Готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-л., вызванные такими чувствами. ЮРОДИВЫЙ- христианский безумец или принявший вид безумца, обладающий - по мнению верующих - даром прорицания , Божий человек, блаженный.

Слайд 9

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете? Игра «Собери пословицу» А.Добро делать 1 словно свету принесет Б .Добро не горит 2 не тонет В.Добро не умрет 3 спешить надобно Г.Добро помни 4 а зло пропадет Д.Доброе братство 5 лучше богатства Е.Доброе дело 6 ста родственников Ж.Доброе дело питает 7 мягкого пирога З.Доброе слово лучше 8 без награды не останется И.Доброму везде 9 да дела их живут К.Добрые умирают 10 а зло забывай Л.Добрый друг лучше 11 и разум и тело М.Добрый человек придет 12 добро 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 10

М Б А В Д Л З Е К Г Ж И 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Проверь себя!

Слайд 11

РАССКАЗ А.Платонова «Юшка» Жить по законам человечности , жить праведной жизнью -значит жить по правде, по совести ,по-доброму . Праведники , как и малые дети , лишенные злопамятства , мстительности и злобы ,они не отвечают на зло злом, не утрачивают веры в людей , подобно библейскому закону не ожесточаются ,а продолжают любить людей . ??? Можно ли назвать главного героя рассказа Платонова «Юшка» праведником? Докажите это.

Слайд 12

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Беседа по вопросам.

Слайд 13

Что в представлении людей значило жить «честно» и «просто»? Чем Юшка отличался от односельчан ? . Работа с текстом :чтение рассказа выборочно. Сравнительная таблица «По каким законом живет Юшка и его односельчане?»

Слайд 14

Каким чувством переполнено сердце Юшки?

Слайд 15

Любовь Любовь ЖИЗНЬ

Слайд 16

В Библии сказано : «Побеждай зло ДОБРОМ». Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло . Докажите это.

Слайд 17

Счастлив человек , несущий людям тепло , добро , счастлив человек не только получающий , но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника , который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.

Слайд 18

Давайте создадим дерево ДОБРА, плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём?

Слайд 19

ДОБРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ СВЕТ ВЕРА ЛЮБОВЬ ПРОЩЕНИЕ ИСТИНА НАДЕЖДА милосердие сострадание

Слайд 20

Вывод: -Быть человеком на земле , быть добрым сыном земли , любить все живое , помогать всему, что живет на земле , - таков урок этого произведения.

Слайд 21

. Рефлексия Мы сегодня говорили с вами о добре и милосердии . Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Презентация творческих работ. Домашнее задание. 1.Рисунки к рассказу, 2.характеристика Юшки 3.сообщение о Платонове А.П. Напишите мини-сочинение, стихотворение, синквейн .

Слайд 22

Использованная литература: Газета «Русский язык» ИД «Первое сентября» №18,2005 года-лекции педагогического университета «Первое сентября» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7(игра собери пословицу) Материалы уроков Фестиваля педагогических идей 2004-2005,2006-2007год, Кривушина Е.В. урок-мастерская «Верь в великую силу добра», http://gramota.ru/slovari/ Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...