Литературная гостиная "Стихи живые сами говорят"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Солодянкина  Елена Викторовна

 

Конспект внеклассного занятия по литературе  в форме литературной гостиной  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_zhivye_sami_govoryat.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

  Приложение 2.

ГОУ «Пыталовская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 1 и 2 вида»

Конспект внеклассного занятия  по литературе

 (литературная гостиная)

для учащихся 8 – 12 классов

«Стихи живые сами говорят…»

Учитель: Солодянкина Елена Викторовна.

Пыталово, 2007

Стихи живые сами говорят…

(Литературно-музыкальная гостиная  для старшеклассников)

Цели:  

Познакомить учащихся с лирикой великих русских поэтов начала   20 века        (А.Блок, Н.Гумилёв, Г.Иванов).
Приобщать учащихся к миру искусства.                                                                      Воспитывать эстетические чувства, любовь к  русской поэзии.    

 Развивать устную речь учащихся.                                                                                 Формировать навык выразительного чтения.

 Оборудование и оформление: Мультимедийный проектор,  музыкальный центр, выставка книг, цветы.

Подготовка  к занятию:     1.Приготовить  выразительное чтение сообщений  о поэтах.                                                                                                                                     2. Выучить наизусть стихи А.Блока, Н.Гумилёва, Г. Иванова.

3. Создать презентацию о поэтах «Серебряного века»

 

   Вступление учителя.  

-Дорогие ребята! Как известно , 2007год – отмечают во всём мире как год русского языка и литературы. Поэтому  мы завершаем его неделей русского языка.  Сегодня мы представляем вашему вниманию литературно- музыкальную композицию «Стихи живые сами говорят».                                                                                                                             Наша встреча посвящена творчеству великих русских поэтов начала двадцатого века : Александра Блока, Николая Гумилёва, Георгия Иванова.

Звучит вальс Шопена.

Эпиграф:                                

                                                  Смерть и время царят на земле -                              

                                                  Ты владыками их не зови;

                                                  Всё, кружась, исчезает во мгле,

                                                  Неподвижно лишь солнце любви.

                                                                      (Владимир Соловьёв)

   Действительно, именно «солнце любви»  освещало  всю  жизнь великого русского поэта-символиста Александра Александровича Блока.    Имя этой любви - Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.  .(Фото 1898г.)

Семнадцатилетний Блок увидел шестнадцатилетнюю Любу в весеннем саду, усыпанную лепестками яблони. Увидел и полюбил на всю жизнь.

  В 1898 году Александр Блок участвует в постановках домашнего театра Менделеевых. На сцене – «Гамлет». Вечно печального принца играет Александр Блок, а Любовь Менделеева – в роли Офелии, возлюбленной Гамлета.

 Гамлет и Офелия – вот они на старых фотографиях. (Фото в костюмах)

«У обоих удивительные лица…    Это полудетское , чуть скуластое, некрасивое по чертам,   лицо Офелии было  невинно и прекрасно.   А его лицо – это лицо человека, увидевшего небесное виденье».

«Я -  Гамлет. Холодеет кровь,  

Когда плетёт коварство сети,

И в сердце  - первая любовь

Жива к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увёл далёко жизни холод,

И гибну, принц, в чужом краю,

Клинком отравленным заколот.»

Так, спустя годы, несмотря на все свои  увлечения другими женщинами, измученный жизнью Блок будет звать свою Единственную, свою Милую, свою Офелию.

А летом 1898 года молодой Блок создаёт целый океан любовных гимнов, обращённых к Любови Дмитриевне Менделеевой  - «Стихи о Прекрасной даме». В своих стихах Блок возводит прекрасный храм любви,  божество в котором  - Женщина, Девушка.

Вхожу я в тёмные храмы,

Свершаю бедный обряд.

Там жду я  Прекрасной Дамы

В мерцании  красных лампад.

Роман Александра Александровича с Любовью Дмитриевной развивался напряжённо и нервно. Блок то терзался ревностью, то мучился от суровой холодности благовоспитанной Любы, то боготворил свою невесту, эту румяную, спокойную и радостную девушку.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел её голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

 И каждый из мрака смотрел и слушал,  

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,                                                                                                                Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный тайнам,- плакал Ребёнок

О том, что никто не придёт назад.

Так от возвышенной мечты о далёких мирах поэт обращается к прозаическим скорбям и заботам жизни.      

Барка жизни встала

На большой мели.

Громкий крик рабочих

Слышен издали.

Песни и тревога

На пустой реке.

Входит кто-то сильный

В сером армяке.

Руль дощатый сдвинул,

Парус распустил

И багор закинул

Грудью надавил.

Тихо повернулась

 Красная корма,

 Побежали мимо

Пёстрые дома.

Вот они далёко,
Весело плывут.

Только нас с тобою,

Верно, не возьмут.

(Звучит фрагмент 5 концерта Вивальди.)

Николай Степанович Гумилёв и Анна Андреевна Ахматова. Два равновеликих поэта.(Фото)

Они познакомились в 1903 году. Анна Андреевна была ещё гимназисткой . Гумилёв на всю жизнь полюбил эту девочку с осанкой королевы, но сам не понравился ей. Он не был красив, казался высокомерным из-за своей застенчивости, много читал и писал прекрасные стихи. Стихи писала и Анна.

(Звучит романс на стихи Гумилёва «Однообразные мелькают в уединеньи дни мои…» в исполнении Н. Носкова.)

  Гумилёв настойчиво ожидал Анну Андреевну после занятий в гимназии, неоднократно предлагал ей брак. Много раз он получал легкомысленный отказ. Но Гумилёв никогда не любил отступать перед неудачами. Наконец Анна Андреевна согласилась. Она вышла замуж по своей воле, но без особой любви.  Гумилёв, отец её единственного ребёнка, всегда занимал в её сердце очень скромное место.

  Анна Ахматова никогда не писала о своей любви к Гумилёву. В стихах же самого Гумилёва властно и неотступно до самых последних дней его жизни маячит образ его жены – Анны Андреевны Ахматовой.

            «Она»

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов

Живёт в таинственном мерцанье

Её  расширенных зрачков.

Её душа раскрыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый.

Так странно плавен шаг её,

Назвать её нельзя красивой,

Но в ней всё счастие моё.

Отношения Гумилёва и Ахматовой были скорее  тайным единоборством. Слишком свободными людьми и слишком большими поэтами были они оба.

(Девушка читает стихотворение А.Ахматовой)

-Тебе покорной? Ты сошёл с ума!

Покорна я одной господней воле

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его - тюрьма.

Но видишь ли! Ведь я пришла сама –

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло  в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьётся в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло…

Теперь во мне спокойствие  и счастье.

Прощай, мой тихий. Ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

                                                  (А. Ахматова)

(Юноша читает стихотворение Н. Гумилёва)

- Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя:

Снилось мне, что ты любишь другого,

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей,

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам тёмным,

Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я всё-таки умираю

Пред твоим закрытым окном.                               (Н. Гумилёв)

Гумилёв – поэт раздумий и предчувствий. Кажется, в своих стихах он предвидел свою трагическую судьбу.  Буквально накануне гибели были написаны такие стихи: (Юноша и девушка ведут диалог)

-После стольких лет

Я пришёл назад,

Но изгнанник я,

И за мной следят.

- Я ждала тебя

Столько долгих дней!

Для любви моей

Расстояний нет.

- В стороне чужой

Жизнь прошла моя,

Как промчалась жизнь,

Не заметил я.

- Жизнь моя была

Сладостною мне,

Я ждала тебя,

Видела во сне.

-Смерть в дому моём

И в дому твоём-

Ничего, что смерть,

Если мы вдвоём.

     

Во время гражданской войны Гумилёва обвинили в измене советской власти и расстреляли в 1921 году.  Анна Андреевна Ахматова долго искала место гибели своего мужа, но могила Гумилёва не найдена до сих пор.

(Звучит 5 концерт Вивальди)

Друзья Гумилёва и Ахматовой.   Георгий Иванов и Ирина Одоевцева.   (Фото)

Он - талантливый поэт,  прозаик, переводчик английских и французских стихов. Она –  автор книг-воспоминаний, его любимая и любящая жена, Муза Поэта.

  Через год после гибели Николая Гумилёва, в 1922году они покинули Россию. Думали, что уезжают на какое-то время, а оказалось – навсегда.

 Год прожили в Германии, затем  – 36 лет –   во Франции.

Нищие, бесприютные люди без Родины. ( Жизнь Георгия Иванова окончилась в доме престарелых в 1956 году.)  Только взаимная преданная любовь и поэзия  согревали их души в изгнании.

Не о любви прошу, не о весне пою,

Но только ты одна послушай песнь мою.

И разве мог бы я, о посуди сама,

Взглянуть на этот снег и не сойти с ума.

Обыкновенный день, Обыкновенный сад,

Но почему кругом колокола звонят,

И соловьи поют, и на снегу цветы

О почему, ответь, или не знаешь ты?

И разве мог бы я, о посуди сама,

В твои глаза взглянуть и не сойти с ума?

Не говорю «поверь», не говорю «услышь»,

Но знаю: ты теперь на тот же снег глядишь,

И за плечом твоим глядит любовь моя

На этот снежный рай, в котором ты и я.

Звучит музыка Вивальди.

  Всю долгую жизнь в эмиграции Георгий Иванов мечтал «Вернуться в Россию – стихами». Сегодня Россия почитает его как одного из крупнейших лириков двадцатого века.

  «Дело поэта – создать кусочек вечности ценой гибели всего временного – в том числе, нередко, и ценой своей собственной гибели» писал Георгий Иванов в 1931 году.   (Портрет работы Ю. Анненкова)

 Сегодня мы прикоснулись к «Кусочку Вечности», который оставили нам наши великие соотечественники начала 20 века.

  С тех пор прошло почти сто лет, но, как и прежде «солнце любви» согревает сердца поэтов, и сейчас появляются и живут прекрасные стихи. Стихи живые сами говорят…

  Гости  читают стихи современных поэтов.

  Завершает литературный вечер песня Вадима Самойлова «Позови меня, небо»

 

   

 

                           

 

         

Открытый урок по литературе в 9 классе слабослышащих.

Тема:      

Пейзажная лирика  И.А.Бунина.                                                                                                                         Стихотворения «Бушует полая вода…» и «Северная   берёза».

 

Форма проведения: Урок-практикум.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с пейзажными  стихотворениями И.А.Бунина,  помочь увидеть творческий почерк поэта, понять и почувствовать своеобразие поэзии Бунина.
  2. Учить анализу лирического стихотворения.
  3. Развивать эмоционально- эстетическое восприятие художественного текста.
  4. Совершенствовать навыки  осмысленного, выразительного чтения.
  5. Воспитывать любовь к природе.
  6. Развивать восприятие на слух вопросов и заданий учителя.


Оборудование:

Репродукции картин : Е.Волкова «В конце зимы», «В лесу.  По весне»,  А.Саврасова «Грачи прилетели»,  «Ранняя весна. Оттепель»,  Ф.Васильева «Оттепель»,  И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», Ст.Жуковского «Ранняя весна».

Аудиозапись  фортепианной  пьесы        П.И.Чайковского «Март. Песнь жаворонка».

Листы с текстами стихотворений И.Бунина.

Карточки с практическими заданиями.

Теория литературы:

Лирическая поэзия, пейзажная лирика,  эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Этапы работы над стихотворением И. Бунина «Бушует полая вода»

  1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Используемые методы:

Рассказы детей о природе весной (личные впечатления).

Рассматривание иллюстраций, их озаглавливание, проведение словарно-стилистических упражнений.

  1. Непосредственное восприятие стихотворения.

        Используемые методы:

        Выразительное чтение педагога.

        Репродуктивная беседа на выявление уровня восприятия.

        Чтение стихотворения детьми.

  1. Углубленное изучение произведения.

       Выборочное чтение.

       Словесное рисование.

       Аналитическая беседа.

       Словарно-стилистические упражнения.

       Выразительное чтение.

  1. Обобщение изученного.

       Сравнение текста  с иллюстрациями. Выбор самой подходящей к содержанию  и настроению текста репродукции (иллюстрации) .

       Оценочное суждение о прочитанном.

     

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Сегодня на уроке мы будем учиться  вдумчиво  читать и анализировать пейзажные стихотворения И.А.Бунина. Работайте активно, внимательно слушайте мои вопросы.
  2. Подготовка к восприятию.  (Учитель задаёт вопросы за экраном.)

- Какое сейчас  время года?   (Весна)

 - Какой сейчас месяц?  (Март)

- Какая в  этом году весна?  (Ранняя весна)

- Что обычно происходит в природе в начале  марта?   (Обычно только начинает таять снег, появляются проталинки, бегут первые ручейки, прилетают грачи)

  1.  Реализация домашнего задания.

Какое впечатление произвела на вас экскурсия в природу?

Прочтите свои сочинения-зарисовки.

- Посмотрите на картины русских художников. К какому жанру живописи относятся эти картины? (Это пейзажи)                                      - Что их объединяет? (На всех этих пейзажах  изображена ранняя весна.)                                                                                                             - Какие признаки весны мы видим?

-Великий русский поэт Иван Алексеевич Бунин был настоящим художником слова. Послушайте, как он описывает приход весны.

4. Выразительное чтение стихотворения «Бушует полая вода…» учителем.

Репродуктивная беседа, выявление уровня восприятия прочитанного.

     - Какое время года описано в стихотворении? (Ранняя весна)

     - По каким признакам вы это определили?  (Бушует вода, кричат грачи, тает снег)

     - Перечитайте стихотворение внимательно, постарайтесь запомнить как можно больше признаков весны.

     - Письменно ответьте на вопрос: Какие картины стихотворения вам запомнились?

      - Прочтите вслух свои записи.

      -Чтобы текст  предстал перед вашим воображением ярче, перечитаем его по строфам.

      - Вспомним, что называют строфой. (Это  группа строк, связанных рифмами)

      - Сколько строф в стихотворении? (Шесть строф)

  1.     Углубленное изучение произведения.(«Вслед за автором»)

- Прочтите первую строфу.

  - Какими звуками наполнена природа весной?  (Шумит вода, кричат грачи)

- Какие это звуки, какое настроение они рождают?  (Волнение и радость)

- Прочтите вторую строфу.

- Какое время суток изображено?   (Утро)

- Что подмечает автор весенним утром?

-Как вы понимаете выражение «Дымятся чёрные бугры»? Как можно сказать по-другому?   (Пар поднимается от проталин)

- Чем наполнен этот пар?  (Теплом и светом)

- Перечитаем третью строфу.

- Какое время суток описано? (полдень)

- Что можно нарисовать на иллюстрации к этой строфе?

- Почему слово «зайчики» автор взял в кавычки?                                                                  (Оно употребляется в переносном значении)

- Какие «зайчики» трепещут в комнате? (Солнечные)

- Куда переносится взгляд автора в четвёртой строфе? Прочтите её. (Автор любуется небом и ласковым солнышком)

- Какие слова  употребляет автор для описания облаков, неба, солнца?

- Облака какие?

-Как голубеет небо?

-Солнце какое?

-Какие непонятные слова встретились в этой строфе? (Слово гумно.)

- Гумно - это  большое помещение, где молотили и хранили зерно.

- Прочтите  пятую строфу.

- Какие чувства испытывает автор?

- Какими запахами наполнен  воздух? ( «И слышен свежий запах сада и теплый запах талых крыш»)

- Закройте глаза и попытайтесь представить эти запахи.

- Чем могут пахнуть талые крыши?  (Возможно, щепой или прелой соломой)

- Прочтём заключительную строфу стихотворения.

- Обратите внимание, как автор передаёт краски и  звуки весны : журчит, сверкает  вода, звучит крик петухов. А что ещё чувствуем мы своей кожей?    ( Мы ощущаем прикосновение мягкого и сырого ветра)

- Итак, как  автор обогатил наше представление о  приходе весны?

(Мы не только увидели её цвета и краски, не только услышали весенние звуки, но и почувствовали аромат весны, ощутили её прикосновение своей кожей.)

Прочтём стихотворение целиком.  (Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.)  

                                                                                                                                    Словарно-стилистическое упражнение.    (Работа с карточками) (Во время самостоятельной работы учеников в классе звучит музыка П.И.Чайковского.)

Выберите из текста и запишите в тетради эпитеты (образные, художественные определения)  к словам:

Пары (пар)……….

Облака…………….

Солнце……………

Небо……………….

Запах сада………..

Запах крыш………

Ветер………………

(Если чувствуете необходимость, перепишите из карточки в тетрадь определение термина  «эпитет»).

  1. Обобщение изученного.

- Снова обратимся к репродукциям картин русских художников.

- Какая из картин ближе всего  и по содержанию стихотворению И.А.Бунина, прочитанному нами? (Наиболее близки Бунинскому стихотворению картины Саврасова «Грачи прилетели» и «Ранняя весна. Оттепель».

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Бушует полая вода»? Какие мысли и чувства оно вызвало?

-

7.   Чтение и анализ стихотворения  «Северная берёза».

        Работа по карточкам:

-Внимательно прочтите текст.

- Кто является лирическим героем стихотворения?  (Берёза)

- Какой художественный приём использовал автор?

- Как называется художественный приём, когда неодушевлённому предмету приписываются свойства человека ( в данном случае- способность говорить)?

(Это олицетворение)

- Чем необычна композиция (построение) стихотворения?   (Каждая строфа делится на две части – слова автора и голос берёзы.)

- Какие чувства испытывает берёза? (Она дрожит от холода, радуется солнцу и своей юности, боится измять свои наряды – совсем как молоденькая девушка)

- К кому обращается берёза? ( К девушкам)

- Как вы думаете, почему именно к ним? (Она сама похожа на девушку)

- Какие эпитеты использует автор для описания берёзы?  (Нарядная, зелёная)

- Выпишите из текста :    А)    сравнение;

                                            Б)    повторы.

- С какой интонацией следует читать это стихотворение?

Какое настроение дарит нам стихотворение «Северная берёза»? (Радость, ощущение свежести, молодости, чистоты).

8.Домашнее задание.

-Составьте партитуру чтения понравившегося вам текста. Приготовьтесь к его выразительному чтению.

9. Итоги урока. Оценки за урок.

Внимательно прочтите текст.

Кто является лирическим героем стихотворения?  

- Какой художественный приём использовал автор?

Как называется художественный приём, когда неодушевлённому предмету приписываются свойства человека ( в данном случае- способность говорить)?

Чем необычна композиция (построение) стихотворения?  

                                     

Какие чувства испытывает берёза?

К кому обращается берёза?

 - Как вы думаете, почему именно к ним?

 

- Какие эпитеты использует автор для описания берёзы?

  - Выпишите из текста :    А)    сравнение:

                                            Б)    повторы.

- С какой интонацией следует читать это стихотворение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР "САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН"

Внеклассное мероприятие, посвященное празднику "День Матери"....

литературно-музыкальная композиция "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне"

Уважаемые коллеги,  с этой композицией мы выступали перед своими учениками в день 2 февраля... Наши ученики были восхищены и удивлены талантами наших педагогов...

Литературно-музыкальная композиция "Самая прекрасная из Женщин..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню Матери...

Литературная гостиная "Солженицын - "самый великий человек современности"

На примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся умение отстаивать свою гражанскую позицию....

Литературно-музыкальный салон «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»

Цели данного мероприятия: формировать в детях интерес к историческому прошлому своей страны; помочь ощутить историю, культуру своего народа, его представления о чести, совести и справедливости &ndash...