Литературно-музыкальный салон «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»
материал (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Шиманская Анна Александровна

Цели данного мероприятия: формировать в детях интерес к историческому прошлому своей страны; помочь ощутить историю, культуру своего народа, его представления о чести, совести и справедливости – тех традиционных духовно-нравственных ценностях, которые являются основой его жизни; научить любить своё Отечество, свой народ, содействовать формированию у детей истинного патриотизма.


 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальный салон «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»

Шиманская Анна Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 122 Центрального района СПб

Оборудование: проектор, военная форма, газеты, письмо

Играет весёлая музыка (на экране Утёсов). На стульчиках сидят люди, слушают музыку. Вдруг музыка резко обрывается. Звучит объявление Левитана о начале войны. Тишина… Потом раздаются звуки взрывов и стрельбы. Ребята переодеваются в военную форму и выстраиваются в шеренгу.

Хор из зала  исполняет песню «Священная война».

Священная война - Вставай, страна огромная. Музыка: А. Александров Слова: В.Лебедев-Кумач. 1941.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идёт война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всём враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Припев.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Припев.

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

Припев.

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Припев.

Пойдём ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой

За землю нашу милую,

За наш Союз большой!

Припев.

Встаёт страна огромная,

Встаёт на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Припев.

Солдаты выстраиваются в шеренгу, по очереди произносят отрывок из военной присяги.

1. Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом,

2. строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

3. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-крестьянскому Правительству.

4. Я всегда готов по приказу Рабоче-крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик

5.  и, как воин Рабоче-крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Ученица из зала начинает рассказывать стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь…», подходя к сцене. В это время солдаты по одному разворачиваются и выходят из зала.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Звучит песня «На поле танки грохотали…»

На сцене появляются бойцы, садятся, на экране костёр. У них привал. Служащий военно-полевой службы вручает бойцам письма и газеты.

3 бойца читают газету о концлагерях

Эти же бойцы читают наизусть стихотворения Сергея Михалкова «Детский ботинок», держа в руке детский ботиночек

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

 

Его номер по книге:

«Три тысячи двести девятый».

«Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой...»

 

Кто чинил его? Где?

В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек?

Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер

«Три тысячи двести девятый»?

 

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги

 

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежду убитых считали?

 

Здесь на всех языках

О спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи,

Французы, австрийцы, бельгийцы.

 

Здесь впитала земля

Запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий...

 

Час расплаты пришел!

Палачей и убийц - на колени!

Суд народов идет

По кровавым следам преступлений.

 

Среди сотен улик -

Этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы

Три тысячи двести девятой.

Чтение стихотворения Е.Евтушенко «Баллада о пианисте»

Когда его били фашисты

в концлагере

и ухмылялись:

«Попался...» —

он прятал одно —

свои руки костлявые,

только бы не по пальцам.

Потом его вызвал

к себе вертухай —

фашистик розовый,

чистый:

«Дадим инструмент...

для начальства сыграй...» —

а он процедил:

«Разучился...».

И он выступал с лопатой в руках

в изысканном обществе мусора,

но в пальцах его —

в десяти тайниках

пряталась музыка,

музыка.

И ночью,

когда прорезался сквозь мглу

лунный крамольный краешек,

углём

он грубо чертил на полу

клавиши,

клавиши,

клавиши.

В ком-то урчала гнилая фасоль,

кто-то вышёптывал имя зазнобы,

а от неструганых

«фа»

и «соль»

в пальцы

вонзались

занозы.

И он играл до рассвета,

как мог, —

срывался,

мучился,

пробовал,

хотя получить он

только и мог —

букет из колючей проволоки.

Было не страшно ему,

что убьют, —

в гибели нету позора,

было страшнее,

что слаб этюд,

особенно в части мажора,

И он, возвратившись,

не пил,

не рыдал,

Весь, как сплошное

оттуда,

он от холстины

продрогший рояль,

словно ребенка,

откутал.

И старец

со скрепками в бороде —

владыка консерватории,

прослушав, спросил озадаченно:

«Где

вы так хорошо подготовились?»

...Играй, пианист!

Отплывает барак —

ковчег твоей музыки Ноев,

но, криком крича,

проступает сквозь фрак

невидимый лагерный номер...

Боец № 2 читает статью из газеты о сожжении белорусской деревни Хатыни

Видеоряд. Чтение стихотворения В. Панасовской «Хатынь»

Март сорок третьего. Немцы в деревне.
Утром морозным врываются в дом.
Страх первобытный, тягучий и древний…
- Мама, ну, правда же, мы не умрём?

Гонят по улице, в спины толкая, -
Там, за околицей, старый амбар.
Окрики, речь суматошная, злая.
Давка, пары керосина, пожар.

Шёпот людской, чьи-то ноги, овчина.
Лица во тьме озарились огнём.
Руки дрожащие обняли сына.
- Мама, ну, правда же, мы не умрём?

Баба в углу обращается к Богу.
Слабый старик бьёт в подпёртую дверь…
Пали от пуль те, кто ближе к порогу.
Крики и стоны всё громче теперь.

Дым тошнотворный сбивает дыханье .
- Жарко! Как жарко здесь!.. - выдох из тьмы…

Звоном набатным стучится в сознанье:
- Мама, ну, правда же, мы…

Чтение стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок -

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы -

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

Хор исполняет песню «Журавли» под видеоряд из фильма.

Чтение стихотворения Р.Рождественского «На Земле безжалостно маленькой»

На Земле безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды — прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая, казалось, война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую — по размерам — шинель...

...А когда он упал — некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня в полный рост!

Чтение стихотворения С.Орлова «Его зарыли в шар земной»

Его зарыли в шар земной,  

А был он лишь солдат,  

Всего, друзья, солдат простой,  

Без званий и наград.  

Ему как мавзолей земля —    

На миллион веков,  

И Млечные Пути пылят  

Вокруг него с боков.  

На рыжих скатах тучи спят,  

Метелицы метут,  

Грома тяжелые гремят,  

Ветра разбег берут.  

Давным-давно окончен бой...  

Руками всех друзей  

Положен парень в шар земной,  

Как будто в мавзолей...  

Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Две строчки»

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Чтение стихотворения А.Т. Твардовского «Я знаю никакой моей вины»

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Боец № 4 читает письмо из блокадного Ленинграда

 «Только вчера послала тебе, мой мальчик, письмо. А сегодня вечером пишу снова. Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо. Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой.

А сегодня был день чудес, радостных, нежданных.

Поверишь, я была на праздновании дня рождения Пушкина! Музей был закрыт с начала войны... И вдруг получаю розовенький листочек - приглашение в музей!

Пришло восемь человек из близлежащих домов. Выступали Вс. Вишневский, В.М.И́нбер и Николай Тихонов. С какой пронзающей душу верой Вишневский сказал: "Голод уйдет! Поверьте: мы победим!" В. Имбер читала "Памяти Пушкина". На бюсте Пушкина был венок, настоящий, из живых цветов. А я вспоминала, как малышом ты потерялся в музее и я с трудом отыскала тебя у этого самого бюста. Ты тогда сказал: "Я с каменным дядей гулял!" Помнишь! Знаешь, сынок, нас было 8 человек. Всего. Но мы были в центре Вечности... и Бессмертия.

Жизнь будет! Она бесконечна.

Дом Пушкина не пострадал. Бомба упала в Мойку и не взорвалась! Есть в мире места, неприкасаемые, хранимые свыше!

Я, Пашенька, пока не очень хорошо хожу (только не волнуйся – ничего серьезного), а из дома Пушкина пошла (первый раз) на Стрелку. Силы появились! А день какой сегодня чудесный! Солнце! Нежная зелень деревьев! Ах, какое чудо!!! Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики... под огороды! А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!

Милый, меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах - запах жизни! Господи, скоро я увижу ЦВЕТЫ! Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город, в котором сажают в блокаду цветы, победить нельзя!»

Чтение стихотворения Н.Радченко «Блокада»

Чёрное дуло блокадной ночи...

Холодно,

холодно,

холодно очень...

Вставлена вместо стекла

картонка...

Вместо соседнего дома –

воронка...

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то...

Еле живая ушла на работу...

Есть очень хочется...

Страшно...

Темно...

Умер братишка мой...

Утром...

Давно...

Вышла вода...

Не дойти до реки...

Очень устал...

Сил уже никаких...

Ниточка жизни натянута тонко...

А на столе –

на отца похоронка...

Чтение дневника Тани Савичевой

Чтение стихотворения О. Берггольц «Ленинградская поэма»

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

- Сменяй на платье,- говорит,-

менять не хочешь - дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...-

И я сказала: - Не отдам.-

И бедный ломоть крепче сжала.

- Отдай,- она просила,- ты

сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу.-

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило - привести

ее к себе, шепнув угрюмо:

- На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль - не думай.-

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль -

ни слез, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету,

что мне друзьями вручена.

Их множество - друзей моих,

друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

в мучительном кольце блокады.

Объявление Левитана об окончании войны. Пауза.

Чтение стихотворения И. А. Медведкова «Нет! Без вести я не пропал»

Нет! Без вести я не пропал.

Я ранен был и в плен попал,

И я не сдался, видит Бог!

Сражался я, покуда мог.

Хоть в лагерях враги потом

Вбивали нам: забыть свой дом.

Мы знали, Родина—одна,

И пусть, хотя тогда она

Забыла, кажется, о нас,

О ней мы помним каждый час.

Нет! Без вести я не пропал.

Я ранен был и в плен попал.

Видеофрагмент «Кто сказал, что надо бросить песни на войне…» (из фильма «В бой идут одни старики»)

Исполнение песни «День победы»

Исполнение песни «Катюша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно-музыкальная композиция "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне"

Уважаемые коллеги,  с этой композицией мы выступали перед своими учениками в день 2 февраля... Наши ученики были восхищены и удивлены талантами наших педагогов...

«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». ( Литературно – музыкальная композиция к 70-летию Великой Победы над фашизмом. )

Авторы проекта: Учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М.,  и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.Ценность проекта: Проект реально воздействует на душу подростков, ре...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формировани...

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая детям войны «Страшно помнить – страшно забыть»

Нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, приоритетная задача педагога. Поэтому я стараюсь со своими учениками проводить литературно-музыкальные композиции, классные часы на эт...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная очередной годовщине Великой победы....