литературно-музыкальная композиция "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне"
методическая разработка (литература) по теме
Уважаемые коллеги, с этой композицией мы выступали перед своими учениками в день 2 февраля... Наши ученики были восхищены и удивлены талантами наших педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelskiy_spektakl.docx | 42.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция
« Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Время проведения: 8 февраля 2013 года
Участники: учителя и обучающиеся МОУ гимназии №4
Цели: Формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.
Задачи:
- Сформировать патриотическое сознание и гражданское поведение.
- Развитие нравственных качеств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, принципиальности, ответственности, товарищества, коллективизма, доброты, уважения к людям, милосердия.
- Духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.
Оформление:
- Презентация
( На экране горит свеча, на сцене никого нет)
Музыка « Был месяц май»
Степа Петренюк
Слайд №1
Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, - где как будто все очень похоже, -
Есть и это и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино, - там в кино все уж очень цветно.
Кто всерьез воевал почему- то не любит об этом,
Может быть от того, что об этом в словах не дано.
Только слышишь, - звучит, проступает из стен Сталинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.
Сколько раз был февраль, сколько раз - праздник первого снега,
Сколько раз таял снег, отступая с приходом весны.
Долгих 70 лет пролетело с той славной Победы!
Вам спасибо, солдаты, за мирную жизнь без войны...
Карпова Анастасия
Гори, свеча, гори, не затухай,
Непроходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
Звучит музыка « Утомленное солнце»
( На сцену поднимаются учителя, одетые во все черное)
Слайд №2
- Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
- Тем , кто согревался дыханием в стужу сталинградских ночей
- Тем, кто вместе с дымом улетел из бухенвальдских печей…
- Тем, кто на речных перевалах шел, словно камень, ко дну
- Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену…
- Тем, кто ради правого дела сердце отдать готов
- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…
ВСЕ: Всем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается…
Музыка « Звучание аккордеона»
Слайд №3
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Та ночь была полна июньской прелести,
Для нас она не пожалела света.
Грядущим аттестатом зрелости
Нас озаряло это лето!
Слайд №4
Первое взрослое платье надела,
Первые туфли на каблуке
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! –
Бусы и ленты, рука в руке!
Бал выпускной закружил нас с тобою
Вот и заря в проеме окна!
Нет, не заря, это зарево боя!
Это июнь – двадцать второе,
Год сорок первый – война.
Слайд №5
Мы-то не знали, мы ждали рассвета…
Трубы трубят! Трубы трубят!
Нам показалось, что танцы все это.
А это – трубы сзывают ребят.
Мы все до сих пор
Назывались – ребята
Так где ж это слово? –
Прощаемся с ним!
Ребятам – повестки из военкомата
А девушкам надо решать самим!
На экране первые минуты войны.
Фильм начало войны на экране… Видеофрагмент
Слайд №6
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Слайд №7
( Исполняется песня « Синенький платочек»)
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
И через всю страну струна
Натянутая трепетала, Слайд 8
Какая музыка была!
Когда проклятая война
И души, и тела попрала!
Войны начинаются внезапно.
Ходит по границе тишина.
А потом обвал. И сразу пятна.
Красные. И – вот она – война.
Слайд №9
Вот она – гремучая, шальная,
Вся в напоре дыма и огня,
Землю под железо подминая,
Целится в тебя или в меня.
Выходит женщина с ребенком на руках
На экране слайд – фашисты
Слайд № 10
Звучит симфония Шостаковича
Может, в том году спокойном, двадцать третьем,
Когда мой мальчик только родился,
Уже присматривалась к нашим детям
Та сторона, ощеренная вся.
Гигантский город видела когда-то
В зеленых вспышках мертвенных реклам.
Он был набит тщеславием, как ватой,
И смешан с маргарином пополам.
В том городе дрались и целовались, Слайд № 11
Рожали или гибли ни за что,
И пели: «Дойчланд, Дойчланд юбер аллес…»
Все было этим лаком залито…
Меж тем убийцы наших сыновей
Спят сладко, запеленатые в пеленки,
Спят и не знают участи своей.
Слайд № 12
Варвар в мундире, опомнись,
Разве ребенком ты не был,
Не слышал про честь и про совесть ?
Не видел ты синее небо?
Варвар в мундире, опомнись…
Слайд № 13
Ранним, солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово «война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства девчата
В сорок первом, далёком году.
Слайд № 14
Вчера мы писали диктанты,
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты нам выдали сапоги.
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы,
Мы песни заливисто пели,
Скребли, провинившись полы.
Когда же, идя на ученья, мы путали ногу подчас: Слайд № 15
- Двадцать пятого года рожденья!
С усмешкой кивали на нас.
Но фронт наступал! Мы мужали
В сражениях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь,
Друзей после битв хороня.
(Фонограмма свист пуль, бомб и снарядов)
Слайд № 16
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Какие удивительные лица
военкоматы видели тогда
Казалось, выпал жребий им родиться
В пуховиках дворянского гнезда
Девушки поют песню « Ах, война…» ( Во время песни слайд 17, 18, 19)
Слайд № 20
Девочки, а помните, как было весело до войны…
Помните… Я так любила рисовать. Сидя на каменистом пляже, ждешь волну, большую-пребольшую, и стараешься запомнить её, а потом зарисовать в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывает тетрадку Я так любила рисовать синие и зелёные Крымские горы, где мы игради с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть, я могла бы стать художником, а может быть…
А я, девочки, хотела бы стать учительницей… Вот дома, в Сталинграде, у нас такая красивая школа была..И окна в ней большие - пребольшие…В них так солнце светило…
А я стала бы врачом…Я с детства всех своих кукол лечила, кому косторки, кому пилюли, кому капли от простуды…
Это было до войны … Это было…
Хором : До войны…
Слайд № 21
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза и светлолоба,
Прелестью облика человечьего,
Гляди на нее и любуйся в оба…
Была жизнь прочна и богата,
С затылка до пят- золотой водопад,
Без примиси суррогата
Слайд № 22
Были матчи футбольные яростными,
Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах,
Бойченко ставил рекорды брассом,
Вся жизнь простиралась чудесным рассказом
И радости эти живили всем чувства,
И жить помогали и спорт, и искусство!
Слайд 23
Заводы росли, а люди мужали,
И северный полюс перелетали
И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,
Связали удобными, прочными узами
Была жизнь прекраснее летнего вечера,
Ясноглаза и светлолоба!
Прелестью облика человеческого…
Смотри на нее и любуйся в оба!
Слайд № 24
Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной - музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной - сорок первый год.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной - сорок первый год.
Городок провинциальный, летняя жара,
На площадке танцевальной - музыка с утра.
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе,
Шевелюра не обрита, ноги при себе.
Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной - сорок первый год.
(Идет танцевальный номер…) во время песни СЛАЙД №25
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот,
На площадке танцевальной - сорок первый год.
Слайд № 26
Танец прерывается « Был месяц май»
Где ж вы, одноклассницы-девчонки?
Через годы всё гляжу вам вслед -
Стираные старые юбчонки
Треплет ветер предвоенных лет.
Кофточки, блестящие от глажки,
Тапочки, чинённые сто раз...
С полным основанием стиляжки
Посчитали б чучелами нас!
Было трудно. Всякое бывало.
Но остались мы освещены
Заревом отцовских идеалов,
Духу нашей Родины верны.
Потому, когда, гремя в набаты,
Вдруг война к нам в детство ворвалась,
Так летели вы в военкоматы,
Тапочки, чинённые сто раз!
Помнишь Люську, Люську-заводилу:
Нос - картошкой, а ресницы - лён?
Нашу Люську в братскую могилу
Проводил стрелковый батальон...
А Наташа? Робкая походка,
Первая тихоня из тихонь -
Бросилась к подбитой самоходке,
Бросилась к товарищам в огонь...
Не звенят солдатские медали,
Много лет, не просыпаясь, спят
Те, кто Волгограда не отдали,
Хоть тогда он звался Сталинград.
Вы поймите, стильные девчонки,
Я не пожалею никогда,
Что носила старые юбчонки,
Что мужала в горькие года!
Слайд № 27
Я часто вспоминаю те далекие и страшные дни... Вспоминаю друзей и верных боевых подруг, вспоминаю голод и ужас, к которому невозможно было привыкнуть… И только одного не могу припомнить, какая была листва, какая прозрачная роса, какие цветы тогда росли, какое вставало над нами солнце? И разве были зори, зори – тихие, тихие…
Идет видеофрагмент « Давным давно –была война» или песня
« Щербатый месяц» Дарья Симоненко
( Во время песни слайд- 28, 29,30)
После песни – слайд№ 31
Фронт был всюду: на передовой и в далеком тылу. Воевали мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Женщины- фронтовички… У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна –защищать Родину.
За 1418 дней войны погибло около 30 млн. советских граждан. Это значит -21 тысяча убитых в день, 900 человек в час, три человека каждую минуту. На руках у матерей погибали дети, рожденные для мира, а не для войны. Маленькие и беззащитные, с улыбками ангелов, они ушли из жизни так и не осознав, для чего пришли в этот мир…
Слайд № 32
Звучит « Реквием» Моцарта
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки, Слайд № 33
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-- Слайд № 34
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Слайд № 35
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Звучит песня « Мой милый, если б не было войны»- ( во время песни слайды- с 36-41)
Слайд № 42
Уходили девочки– на плечах шинели,
Уходили девочки– храбро песни пели,
Отступали девочки пыльными степями,
Умирали девочки, где – не знали сами...
Попадали девочки в страшные бараки,
Догоняли девочек лютые собаки.
Убивали девочек за побег на месте,
Не продали девочки совести и чести...
Не хотели девочки поддаваться страху,
Поднимались девочки по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали девочки– стиснув автоматы. Слайд № 43
Повидали девочки – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали девочки за четыре года,
Кто такие девочки нашего народа!
Слайд № 44
А может, не было войны ...
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Слайд № 45
Девушка. А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
Слайд № 46
Девушка. А может, не было войны?
И «шмайсер» - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
Слайд № 47
Юноша. А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
«Но почему же старики .
Так плачут в мае от тоски?»
Однажды ночью я подумал.
Слайд № 48
Девушка .... А может, не было войны,
И людям все это приснилось? ..
(Звучит песня « Утомленное солнце»)
Все спускаются в зал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария (литературно-музыкальная композиция) "Эти страшные годы войны" (1941-1945 гг.)
Методическая разработка сценария...
«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». ( Литературно – музыкальная композиция к 70-летию Великой Победы над фашизмом. )
Авторы проекта: Учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М., и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.Ценность проекта: Проект реально воздействует на душу подростков, ре...
Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".
Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формировани...
Литературно – музыкальная композиция, посвящённая детям войны «Страшно помнить – страшно забыть»
Нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, приоритетная задача педагога. Поэтому я стараюсь со своими учениками проводить литературно-музыкальные композиции, классные часы на эт...
Сочинение-эссе "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне"
отражение темы войны в литературе...
Литературно-музыкальный салон «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»
Цели данного мероприятия: формировать в детях интерес к историческому прошлому своей страны; помочь ощутить историю, культуру своего народа, его представления о чести, совести и справедливости &ndash...
Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны"
Литературно-музыкальная композиция, посвященная очередной годовщине Великой победы....