литературно-музыкальная композиция "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне"
методическая разработка (литература) по теме

Курицына Лора Евгеньевна

Уважаемые коллеги,  с этой композицией мы выступали перед своими учениками в день 2 февраля... Наши ученики были восхищены и удивлены талантами наших педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelskiy_spektakl.docx42.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция

« Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

Время проведения: 8 февраля 2013 года

Участники: учителя и обучающиеся МОУ гимназии №4

Цели: Формирование у детей и подростков гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите.

Задачи:

  1. Сформировать патриотическое сознание и гражданское поведение.
  2. Развитие нравственных качеств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, принципиальности, ответственности, товарищества, коллективизма, доброты, уважения к людям, милосердия.
  3. Духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

Оформление:

  1. Презентация

 ( На экране горит свеча, на сцене никого нет)

Музыка « Был месяц май»
Степа Петренюк  

Слайд №1        
 Я не видел войны, я родился значительно позже,

Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

Сколько книг про войну, - где как будто все очень похоже, -

Есть и это и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино, - там в кино все уж очень цветно.

Кто всерьез воевал почему- то не любит об этом,

Может быть от того, что об этом в словах не дано.

Только слышишь, - звучит, проступает из стен Сталинграда,

Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Сколько раз был февраль, сколько раз - праздник первого снега,

Сколько раз таял снег, отступая с приходом весны.

Долгих 70 лет пролетело с той славной Победы!

 Вам спасибо, солдаты, за мирную жизнь без войны...

   Карпова Анастасия

    Гори, свеча, гори, не затухай,
    Непроходящей болью будь.
    Пусть в пламени твоем встают,
    Чей оборвался путь.
    Гори, свеча, не затухай,
    Не дай нахлынуть тьме.
    Не дай живым забыть всех тех,
    Погибших на войне!

Звучит музыка « Утомленное солнце»

( На сцену поднимаются учителя, одетые во все черное)

Слайд №2

  1. Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил…
  2. Тем , кто согревался дыханием в стужу  сталинградских ночей
  3. Тем, кто вместе с дымом улетел из бухенвальдских печей…
  4. Тем, кто на речных перевалах шел, словно камень, ко дну
  5. Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену…
  6. Тем, кто ради правого дела сердце отдать готов
  7. Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов…

ВСЕ: Всем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается…

Музыка « Звучание аккордеона»

Слайд №3

 Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Та ночь была полна июньской прелести,

Для нас она не пожалела света.

Грядущим аттестатом зрелости

Нас озаряло это лето!

 Слайд №4

Первое взрослое платье надела, 
 Первые туфли на каблуке 
Ах, этот вальс танцевать так хотелось! – 
Бусы и ленты, рука в руке! 


 Бал выпускной закружил нас с тобою 
Вот и заря в проеме окна! 
 Нет, не заря, это зарево боя! 
 Это июнь – двадцать второе, 
Год сорок первый – война.

Слайд №5 
Мы-то не знали, мы ждали рассвета…
 
Трубы трубят! Трубы трубят! 
 Нам показалось, что танцы все это. 
А это – трубы сзывают ребят. 

Мы все до сих пор 
Назывались – ребята 
Так где ж это слово? – 
Прощаемся с ним! 
Ребятам – повестки из военкомата 
А девушкам надо решать самим!

 На экране первые минуты войны.

Фильм начало войны на экране…  Видеофрагмент

Слайд №6

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

Слайд №7

( Исполняется песня « Синенький платочек»)

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,  Слайд 8

Какая музыка была!

 Когда проклятая война

И души, и тела попрала!

 Войны начинаются внезапно.
 Ходит по границе тишина.

А потом обвал. И сразу пятна.

 Красные. И – вот она – война.
 Слайд №9

 Вот она – гремучая, шальная,
 Вся в  напоре  дыма и огня,
 Землю под железо подминая,
 Целится в тебя или в меня.

 

Выходит женщина с ребенком на руках

 На экране слайд – фашисты  

Слайд № 10

Звучит симфония Шостаковича

Может, в том году спокойном, двадцать третьем,

Когда мой мальчик только родился,

Уже присматривалась к нашим детям

Та сторона, ощеренная вся.

Гигантский город видела  когда-то

В зеленых вспышках мертвенных реклам.

Он был набит тщеславием, как ватой,

И смешан с маргарином пополам.

В том городе дрались и целовались, Слайд № 11

Рожали или гибли ни за что,

И пели: «Дойчланд, Дойчланд юбер аллес…»

Все было этим лаком залито…

Меж тем убийцы наших сыновей

Спят сладко,  запеленатые в пеленки,

Спят и не знают участи своей.

Слайд № 12

 Варвар в мундире, опомнись,

Разве ребенком ты не был,

 Не слышал про честь и про совесть ?

Не видел ты синее небо?

Варвар в мундире, опомнись…  

 Слайд № 13

Ранним, солнечным утром в июне, 
В час, когда пробуждалась страна. 
Прозвучало впервые для юных 
Это страшное слово «война». 

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый, 
Сквозь лишения, боль и беду, 
Уходили из детства девчата 
В сорок первом, далёком году. 

Слайд № 14                                    

Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты нам выдали сапоги.

В широкой армейской шинели

Мы ростом казались малы,

Мы песни заливисто пели,

Скребли, провинившись полы.                                  

Когда же, идя на ученья, мы путали ногу подчас: Слайд № 15

- Двадцать пятого года рожденья!                                      

С усмешкой кивали на нас.

Но фронт наступал! Мы мужали

В сражениях день ото дня,                                                  

С соседом до битвы сдружаясь,

Друзей после битв хороня.

 (Фонограмма свист пуль, бомб и снарядов)

Слайд № 16

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Какие удивительные лица

 военкоматы видели тогда

Казалось, выпал жребий им родиться

 В пуховиках дворянского гнезда

Девушки поют песню  « Ах, война…» ( Во время песни слайд  17, 18, 19)

Слайд № 20
Девочки, а помните, как было весело до войны…

Помните…  Я так  любила рисовать. Сидя на каменистом пляже,  ждешь волну, большую-пребольшую, и стараешься запомнить её, а потом зарисовать в тетрадку с загнутыми уголками. И морской ветер всё время перелистывает тетрадку    Я так  любила  рисовать синие и зелёные Крымские горы, где мы игради с мальчишками в «необыкновенные приключения». Может быть,  я могла бы стать художником, а может быть…

А я, девочки, хотела бы стать учительницей… Вот дома, в Сталинграде, у нас такая красивая школа была..И окна в ней  большие - пребольшие…В них так солнце светило…

А я стала бы врачом…Я с детства всех своих кукол лечила, кому косторки, кому пилюли, кому капли от простуды…

Это было до войны … Это было…

Хором : До войны…

Слайд № 21

 Была жизнь прекраснее летнего вечера,

Ясноглаза и светлолоба,

Прелестью облика человечьего,

Гляди на нее и любуйся в оба…

Была жизнь прочна и богата,

С затылка до пят- золотой водопад,

Без примиси суррогата

Слайд № 22

Были матчи футбольные яростными,

Нежнейшие ноты выстраивал Ойстрах,

Бойченко ставил рекорды брассом,

Вся жизнь простиралась чудесным рассказом

И радости эти живили всем чувства,

И жить помогали и спорт, и искусство!

Слайд 23

Заводы росли, а люди мужали,

И северный полюс перелетали

 И Волгу с Москвой, обменявшись грузами,

Связали удобными, прочными узами

Была жизнь прекраснее летнего вечера,

Ясноглаза и светлолоба!

Прелестью облика человеческого…

Смотри на нее и любуйся в оба!

Слайд № 24

Городок провинциальный, летняя жара, 
На площадке танцевальной - музыка с утра.

 
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной - сорок первый год.


Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна.
Через месяц и не больше кончится война.

 
Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной - сорок первый год.


Городок провинциальный, летняя жара, 
На площадке танцевальной - музыка с утра. 
Рио-Рита, Рио-Рита, соло на трубе, 
Шевелюра не обрита, ноги при себе.


Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна. 
Через месяц и не больше кончится война. 


Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной - сорок первый год.

(Идет танцевальный номер…)   во время песни  СЛАЙД №25

Рио-Рита, Рио-Рита, вертится фокстрот, 
На площадке танцевальной - сорок первый год.


Слайд № 26

Танец прерывается « Был месяц май»

Где ж вы, одноклассницы-девчонки?

Через годы всё гляжу вам вслед -

Стираные старые юбчонки

Треплет ветер предвоенных лет.

Кофточки, блестящие от глажки,

Тапочки, чинённые сто раз...

С полным основанием стиляжки

Посчитали б чучелами нас!

Было трудно. Всякое бывало.

Но остались мы освещены

Заревом отцовских идеалов,

Духу  нашей Родины  верны.

Потому, когда, гремя в набаты,

Вдруг война к нам в детство ворвалась,

Так летели вы в военкоматы,

Тапочки, чинённые сто раз!

Помнишь Люську, Люську-заводилу:

Нос - картошкой, а ресницы - лён?

Нашу Люську в братскую могилу

Проводил стрелковый батальон...

А Наташа? Робкая походка,

Первая тихоня из тихонь -

Бросилась к подбитой самоходке,

Бросилась к товарищам в огонь...

Не звенят солдатские медали,

Много лет, не просыпаясь, спят

Те, кто Волгограда не отдали,

Хоть тогда он звался Сталинград.

Вы поймите, стильные девчонки,

Я не пожалею никогда,

Что носила старые юбчонки,

Что мужала в горькие года!

Слайд № 27

Я часто вспоминаю те далекие и страшные дни... Вспоминаю друзей и верных боевых подруг, вспоминаю голод и ужас, к которому невозможно было привыкнуть… И только одного не могу  припомнить, какая была листва, какая прозрачная роса, какие цветы тогда росли, какое вставало над нами солнце? И  разве были зори, зори – тихие, тихие…

Идет видеофрагмент  « Давным давно –была война» или песня

« Щербатый месяц» Дарья Симоненко

 ( Во время песни слайд- 28, 29,30)

После песни – слайд№ 31

Фронт был всюду: на передовой и в далеком тылу. Воевали мужчины и женщины. Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще  на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Женщины- фронтовички… У каждой из них была  своя дорога на фронт. Но цель одна –защищать Родину.

За 1418 дней войны погибло около 30 млн. советских граждан. Это значит -21 тысяча убитых в день, 900 человек в час, три человека каждую минуту. На руках у матерей погибали дети, рожденные для мира, а не для войны. Маленькие и беззащитные, с улыбками ангелов, они ушли из жизни так и не осознав, для чего пришли в этот мир…

 Слайд № 32

Звучит « Реквием» Моцарта

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки, Слайд № 33

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-- Слайд № 34

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Слайд № 35

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Звучит песня « Мой милый, если б не было войны»- ( во время песни  слайды- с 36-41)

Слайд № 42

Уходили девочки– на плечах шинели, 
Уходили девочки– храбро песни пели, 
Отступали девочки пыльными степями, 
Умирали девочки, где – не знали сами... 
Попадали  девочки в страшные бараки, 
Догоняли  девочек лютые собаки. 
Убивали  девочек за побег на месте, 
Не продали  девочки совести и чести... 
Не хотели  девочки поддаваться страху, 
Поднимались  девочки по свистку в атаку. 
В черный дым сражений, на броне покатой 
Уезжали  девочки– стиснув автоматы. 
Слайд № 43
Повидали девочки – храбрые солдаты – 
Волгу – в сорок первом, 
Шпрее – в сорок пятом, 
Показали  девочки за четыре года, 
Кто такие девочки нашего народа!

Слайд № 44

                          А может, не было войны ...

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

Слайд № 45

        Девушка.         А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

Слайд № 46

Девушка.         А может, не было войны?

И «шмайсер» - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

Слайд № 47

        Юноша.         А может, не было войны,

И мир ее себе придумал?

«Но почему же старики .

Так плачут в мае от тоски?»

Однажды ночью я подумал.  

Слайд № 48

Девушка .... А может, не было войны,

И людям все это приснилось? ..

(Звучит песня « Утомленное солнце»)

Все  спускаются в зал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЙНА – СТРАШНЕЕ НЕТУ СЛОВА». ( Литературно – музыкальная композиция к 70-летию Великой Победы над фашизмом. )

Авторы проекта: Учитель музыки МОУ «Икрянинская СОШ» Ларина Л.М.,  и классный руководитель 7-б класса Гуськова А.П.Ценность проекта: Проект реально воздействует на душу подростков, ре...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формировани...

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая детям войны «Страшно помнить – страшно забыть»

Нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, приоритетная задача педагога. Поэтому я стараюсь со своими учениками проводить литературно-музыкальные композиции, классные часы на эт...

Литературно-музыкальный салон «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»

Цели данного мероприятия: формировать в детях интерес к историческому прошлому своей страны; помочь ощутить историю, культуру своего народа, его представления о чести, совести и справедливости &ndash...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная очередной годовщине Великой победы....