Литературная гостиная "Солженицын - "самый великий человек современности"
методическая разработка (11 класс) на тему
На примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся умение отстаивать свою гражанскую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_lopatina_g.v.literaturnyi_gostinaya_solzhenitsyn.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Лопатина Г.В.,
учитель ОГА ОУ«Ступени»
Литературная гостиная
«Солженицын - «самый великий человек современности...»
Цели: познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и произведениями А. И. Солженицына; на примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся нравственные качества, умение отстаивать свою гражданскую позицию.
Оформление и оборудование: цветы, горящие свечи, фотографии А. И. Солженицына, выставка книг писателя, высказывания писателей, политиков, деятелей культуры о Солженицыне, компьютер, экран, проектор, стихотворения А. И. Солженицына.
Музыкальное сопровождение: классические музыкальные произведения в исполнении М. Ростроповича: 1. А. Глазунов. Концерт для виолончели и оркестра № 2, оп. 126. Солист: М. Ростропович, дирижёр: С. Озава. 2) С. Рахманинов. «Вокализ», оп. 34. Фортепиано: А. Дедюхин. Виолончель: М. Ростропович; 3) Д. Шостакович. Симфония № 5 ре минор (дирижёр М. Ростропович);
Демонстрируется фотография А. И. Солженицына. Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.
Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память Александра Исаевича Солженицына, человека удивительной судьбы, выдающегося мужества и уникального литературного дарования.
1 ведущий.
Солженицын… что мы знаем о нём? Ещё при жизни его называли «самым великим человеком современности». Он прожил трагическую жизнь.
2 ведущий
Человек, прошедший фронтами Великой Отечественной войны и арестованный в конце её как изменник Родины (за строки, написанные против Сталина).
1 ведущий
Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году.
Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление.
2 ведущий
Широкая известность в годы «хрущёвской оттепели» и замалчивание в пор «брежневского застоя».
1 ведущий
Нобелевская премия по литературе и исключение из Союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР.
Учитель
В 1994 году он триумфально вернулся в Россию, но остался неудобным для любых политиков и партий. Поэтому люди называли его совестью нации.
«Жить не по лжи», «не бойся, не проси», «не стоит село без праведника» - эти и другие жизненные принципы, казалось бы, очень просты, но все ли им следуют? И «Как нам обустроить Россию?» - ответ на этот вопрос знал Солженицын и говорил об этом в своих произведениях.
2 ведущий
Давайте вспомним, как же все это было...
1 ведущий
В результате революции и гражданской войны семья Солженицыных была разорена. Красное колесо, не пощадившее, кажется, никого в России, безжалостно проехалось и по семье Солженицыных. Отец писателя, Исаакий Семёнович, учился в Харькове. В Первую мировую войну он добровольцем пошёл на фронт и служил офицером, был награждён за храбрость.
3-ий ведущий. Мать, Таисия Захаровна Щербак, была дочерью кубанского помещика. Она училась в ростовской гимназии, закончила учёбу с золотой медалью. Затем отец отправил дочь учиться в Москву. Здесь в 1917 году состоялось знакомство Таисии Захаровны и Исаакия Семёновича.
Отец писателя погиб за шесть месяцев до рождения сына в результате несчастного случая: на охоте случайно выстрелило ружьё, ранение оказалось смертельным.
1 -ый ведущий
В школе Александр Исаевич подвергался насмешкам за ношение крестика, за отказ вступать в пионеры, он даже получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы в 1936 году Александр Исаевич вступил в комсомол. Юный Солженицын – староста класса, любитель футбола, поклонник театра. Он увлекался историей и литературой, писал короткие рассказы и стихотворения. В 1936 году Солженицын окончил школу с золотым аттестатом и подал заявление о приёме в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет. Он был зачислен в университет без вступительных экзаменов.
2-ий ведущий. В университете Солженицын учился на «отлично», был сталинским стипендиатом, продолжал занятия литературой.К этому времени свой дальнейший жизненный путь Солженицын определил достаточно чётко - он решил стать писателем. Летом 1939 года поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории и все свободное время отдавал работе над рассказами, стихами, очерками. В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт, был назначен сначала заместителем командира звуковой батареи, а затем ее командиром.
Солженицын участвовал в наступлении на Орёл. За успешную и быструю подготовку личного состава, за умелое руководство по выявлению группировки артиллерии противника командир БЗР–2 А. И. Солженицын был награждён орденом Отечественной войны II степени, ему присвоили звание старшего лейтенанта.
3-ой ведущий. В 1944 году за за взятие Рогачёва маршал К. К. Рокоссовский подписал приказ о присвоении Солженицыну звания капитана, Александр Исаевич был награждён орденом Красной Звезды. В 1945 году во время контратаки немцев Солженицын вывел свою батарею из окружения. За спасение личного состава батареи и техники капитан А. И. Солженицын был представлен к ордену Красного Знамени.
Навещать меня, живые, как вчера...
Лица чистые, задумчивые сосны,
Русское протяжное “ура!”
Никогда я не любил войны,
Побеждал всегда я неохотно…
1-ый ведущий. В переписке со старым другом Николаем Виткевичем Солженицын ругательно высказался о «Пахане», под которым угадывался Сталин. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 года Александра Исаевича арестовали. Он был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.
Какой, однако же, могла быть судьба писателя в ту эпоху? Сколько людей было расстреляно, уничтожено, замучено в лагерях! Каждую ночь в чьи-то квартиры приходили вооружённые люди и уводили сотрясённых жертв в неизвестность, нередко – навсегда. Но все хранили об этом молчание. И это молчание было кстати – легче всего было замкнуть глаза и слух и притвориться, что ничего не происходит. Годы спустя, вспоминая о том времени, Солженицын напишет:
Не слышать, имея уши,
Не видеть, глаза имея, -
Коровьего равнодушья
Что в тебе, Русь, страшнее?
2-ый ведущий. Сам же Александр Исаевич считал, что »всё, что не убивает, делает нас мудрее и сильнее.»
Звучит музыка Д. Шостаковича. Симфония № 5 ре минор (дирижёр М. Ростропович);
3ведущий.
Дело в том, что свой первый год после лагерей и ссылок, 1956 год, Солженицын работал учителем математики на Владимирщине – в Мезиновской средней школе Гусь-Хрустального района, а квартировал в деревне Мильцево у Матрёны Васильевны Захаровой.
О ней он написал свой знаменитый рассказ «Матрёнин двор».
2 ведущий.
Во внешности нового учителя не было ничего примечательного – высокого, крепкого сложения молодой мужчина с ясным открытым лицом русского интеллигента. Правда за плечами его долгие годы тюрем и лагерей… Имя – отчество самые обыкновенные: Александр Исаевич. А фамилия ещё никому тогда неизвестная – Солженицын.
1 ведущий.
«Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию». Кто теперь не знает этих строк, открывающих ставший уже классикой рассказ Солженицына «Матрёнин двор». В рукописи, правда, указывался 1956 год, но, по совету Твардовского, Солженицын сменил дату – цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва.
2 ведущий.
К счастью, о жизни Солженицына в этот период мы можем узнать не только по рассказу «Матрёнин двор». Остались и воспоминания его учеников.
3-ий ведущий
Вспоминает Валентина Птицына:
- Я училась у Солженицына в 4-5 классах: конец одного года и начало второго. Когда он приехал – в сорочке с поднятым воротником, в парусиновых штанах, туфли на ногах лакированные (он и по деревне всегда ходил одетым с иголочки), - мы его стеснялись поначалу. Всё-таки до этого нас только местные учили. Подход он к нам нашёл. Был педагогом не строгим, но требовательным. Заходил в класс, учебник и журнал даже не открывал. Помнил наизусть и страницу, и номер задачи. Сразу вызывал к доске двоих-троих. А потом остальным ученикам вопросы задавал. Но пятёрку никому не ставил! У нас была оценка «единица с плюсом», «двойка с плюсом». Высший балл – «четыре с минусом». Я, говорил, учитель, и то на четыре и пять не знаю!
Математикой наше общение с ним не ограничивалось. Александр Исаевич ходил с нами в походы, учил ориентироваться на местности. К нему можно было за любым советом подойти. Мог ответить на любой вопрос по любому предмету. В кружки Александр Исаевич нас записывал. Очень любил нас фотографировать. Когда уезжал наш любимый учитель из Мезиновского, с нами, учениками, тепло прощался!
Учитель
О творчестве Солженицына можно говорить бесконечно, настолько оно многогранно. «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо» - эти и многие другие произведения Солженицына издаются сейчас в России и за рубежом многомиллионными тиражами.
А теперь давайте проверим, насколько мы хорошо знаем творчество Солженицына.
Вопрос первый:
1.После выхода одного за другим 3-х рассказов Солженицына К.Чуковский в те дни заметил: "У Льва Толстого и Чехова есть достойный продолжатель”. Когда это было, что это за рассказы; где и кто их опубликовал? (к. 1962 – н. 1963; "Один день Ивана Денисовича”, "Матренин двор”, "Случай на станции Кочетовка”, в журнале "Новый мир”, редактором которого был А.Т.Твардовский)
- О каком рассказе Александра Исаевича эти слова: "Он из рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса”. ("Матрёнин двор”)
3.Продолжите: Кошка была немолода, а главное - …” (колченога)
4.Продолжите: "У Матрёны было верное средство вернуть себе расположение духа - …” (работа)
5.Продолжите: "Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего, почему-то - …” (поезда)
6.Где нашла смерть Матрёна? (на переезде)
- Какой из рассказов Солженицына первоначально назывался
а) "Не стоит село без праведников”
б) "Щ – 854”
(а – "Матренин двор”, б – "Один день Ивана Денисовича”)
8.О каком рассказе Александра Исаевича эти слова: "Он из рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса”. ("Матрёнин двор”)
2-ой ведущий.
Последние годы жизни Александр Исаевич провёл в Москве и на подмосковной даче, продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей работал над подготовкой и изданием 30-томного собрания сочинений.
В 2006 году Солженицын был награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. 12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.
1-ый ведущий. Александр Исаевич Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своем доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности.
Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), викарий Московской епархии. В тот же день его прах был предан земле в некрополе Донского монастыря.
Звучит Концерт для виолончели и оркестра № 2 А. Глазунова.
Зажигаются свечи. 1-ый чтец читает стихотворение А. И. Солженицына «Молитва»:
Как легко мне жить с Тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!..
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть
и что Ты позаботишься,
чтобы не все пути добра были закрыты...
Учитель. Александр Исаевич и для современников, и для потомков останется образцом внутренней свободы и человеческого достоинства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальная композиция ко Дню Матери "Самый близкий человек "
Цель воспитательного мероприятия "Самый близкий человек": Поддержка доброжелательных и ответственных отношений в семье, любви к близким и родным людям....
Классный час "Великий информатор, великий человек.."
Классный час посвящен П.А.Столыпину. В материале представлены основные факты биографии, политической деятельности....
Сценарий. Историческая литературно-музыкальная композиция "Великая Победа Великого народа!"
Сценари для школьного мероприятия....
Литературно-театральный вечер (сценарий) по И.С. Тургеневу «Он был человеком – самым человечным человеком…»
ЦЕЛИ1. Дидактические: формирование системы знаний о биографии Тургенева; развитие познавательной активности. 2. Развивающие: развитие мышления, воображения; развитие мировоззрения, памяти; эстети...
Литературный вечер "О Великой победе в Великой войне"
Литературный вечер "О Великой победе в Великой войне"...
Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.
Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...
Литературный вечер «О Великой победе в Великой войне».
Литературный вечер «О Великой победе в Великой войне»....