Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 6 классе

Тема:  А. П.Чехов «толстый и тонкий»

Цели урока:  дать представление о личности А.П.Чехова;                                                    раскрыть   и понять то, что сатирически  обличает в своем рассказе автор; показать особенности чеховского стиля.

 

Ход урока

I. Cообщение  темы и целей урока.

II.  Знакомство с личностью Чехова.

- Учитель может заранее нескольким ученикам подготовить сообщения по жизни и творчеству А.П.Чехова. Например, можно взять следующие темы «Детство Чехова».  «Таганрог в жизни писателя»,  «Семья будущего писателя», «Творчество А.П.Чехова».

III. Чтение и анализ рассказа «Толстый и тонкий».

  1. Первое знакомство с произведением.

Можно даже включить аудиозапись, чтобы ребята услышали и сатирическую интонацию, которую так прекрасно передают актеры.

  1.  Чтение рассказа  учениками.
  2. Беседа по содержанию текста

-Кто встретился на железнодорожном вокзале?  (Два школьных приятеля)     -Как описывает Чехов каждого из них? )Один был тонким, другой – толстый) – Что  выделяет автор во внешности толстого? (губы)                                                                     -Прочитайте, как эти губы описывает Чехов.                                                                                -  Каким в рассказе перед нами предстает  тонкий человек? Что запоминается и бросается в глаза  в его облике?  (Пахло ветчиной. Навьючен чемоданами)                                                                                                              -Как выглядят остальные члены семьи тонкого? (Жена с длинным худым подбородком. Сын – гимназист с прищуренным  глазом)                                                                                    -Как же зовут друзей детства? (Тонкого –Порфирий, толстого –Миша)                           Какие чувства вызывает у друзей детства эта встреча?( они были очень рады и ошеломлены)

-О чем они ведут беседу? (о жизни)                                                                                                                    -О чем мы узнаем из нее?( Узнаем, что как зовут жену тонкого и  что он очень гордится своим сыном)                                                                                                         -Какие прозвища  были у друзей в детстве? (Герострат- толстый,   Эфиальтом – тонкого)                                                                                                                         -За что они получили в школе такие прозвища? (Герострат за то, что казенную книжку папироской сжег, а тонкий очень уж любил жаловаться)                      -Как во время всего разговора вели себя жена и сын тонкого? (Им было скучно. Особенно это хорошо проявлялось в поведении сына, который просто не знал, чем ем заняться).                                                                                         -Чем же занимаются теперь эти два друга? (один коллежский асессор, а второй – тайный)                                                                                                                                                                                        -Какое влияние это сообщение о положении в обществе и чинах  оказывает на друзей? (Толстый остается спокойным, каким и был раньше, а вот поведение тонкого уже меняется)                                                                                                                                                                                 -Что именно меняется в поведении тонкого? (Он начинает называть его по –другому, и еще он заикается теперь)                                                                                            -А как же ведут себя другие члены семьи тонкого? (Они стали волноваться)                 -Как такое изменение нравится толстому? ( его чуть «не стошнило»)                                                                            -Какую большую проблему обличает в своем произведении А.П.Чехов? (Чинопочитание)                                                                                                                                       Учитель: А.П.Чехов показал, что и  в то время существовала такая проблема, как чинопочитание. Ведь и тонкий, и его семья  раскланиваются не перед другом и товарищем по школьному детству, а  перед тем местом, которое занимает. И в этом рассказе огромная роль принадлежит и Нафани,  гимназисту и сыну тонкого. Ведь даже он стал вести себя по –другому, узнав какой пост занимает друг его отца.  А это значит, что в то время уже с детских лет воспитывалось  это чинопочитание.

IV. Домашнее задание: прочитать этот рассказ еще раз и подготовить инсценированное чтение.

V. Итог урока.

- Почему  рассказ так называется?                                                                                                      

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...