Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема: А. П.Чехов «толстый и тонкий»
Цели урока: дать представление о личности А.П.Чехова; раскрыть и понять то, что сатирически обличает в своем рассказе автор; показать особенности чеховского стиля.
Ход урока
I. Cообщение темы и целей урока.
II. Знакомство с личностью Чехова.
- Учитель может заранее нескольким ученикам подготовить сообщения по жизни и творчеству А.П.Чехова. Например, можно взять следующие темы «Детство Чехова». «Таганрог в жизни писателя», «Семья будущего писателя», «Творчество А.П.Чехова».
III. Чтение и анализ рассказа «Толстый и тонкий».
- Первое знакомство с произведением.
Можно даже включить аудиозапись, чтобы ребята услышали и сатирическую интонацию, которую так прекрасно передают актеры.
- Чтение рассказа учениками.
- Беседа по содержанию текста
-Кто встретился на железнодорожном вокзале? (Два школьных приятеля) -Как описывает Чехов каждого из них? )Один был тонким, другой – толстый) – Что выделяет автор во внешности толстого? (губы) -Прочитайте, как эти губы описывает Чехов. - Каким в рассказе перед нами предстает тонкий человек? Что запоминается и бросается в глаза в его облике? (Пахло ветчиной. Навьючен чемоданами) -Как выглядят остальные члены семьи тонкого? (Жена с длинным худым подбородком. Сын – гимназист с прищуренным глазом) -Как же зовут друзей детства? (Тонкого –Порфирий, толстого –Миша) Какие чувства вызывает у друзей детства эта встреча?( они были очень рады и ошеломлены)
-О чем они ведут беседу? (о жизни) -О чем мы узнаем из нее?( Узнаем, что как зовут жену тонкого и что он очень гордится своим сыном) -Какие прозвища были у друзей в детстве? (Герострат- толстый, Эфиальтом – тонкого) -За что они получили в школе такие прозвища? (Герострат за то, что казенную книжку папироской сжег, а тонкий очень уж любил жаловаться) -Как во время всего разговора вели себя жена и сын тонкого? (Им было скучно. Особенно это хорошо проявлялось в поведении сына, который просто не знал, чем ем заняться). -Чем же занимаются теперь эти два друга? (один коллежский асессор, а второй – тайный) -Какое влияние это сообщение о положении в обществе и чинах оказывает на друзей? (Толстый остается спокойным, каким и был раньше, а вот поведение тонкого уже меняется) -Что именно меняется в поведении тонкого? (Он начинает называть его по –другому, и еще он заикается теперь) -А как же ведут себя другие члены семьи тонкого? (Они стали волноваться) -Как такое изменение нравится толстому? ( его чуть «не стошнило») -Какую большую проблему обличает в своем произведении А.П.Чехов? (Чинопочитание) Учитель: А.П.Чехов показал, что и в то время существовала такая проблема, как чинопочитание. Ведь и тонкий, и его семья раскланиваются не перед другом и товарищем по школьному детству, а перед тем местом, которое занимает. И в этом рассказе огромная роль принадлежит и Нафани, гимназисту и сыну тонкого. Ведь даже он стал вести себя по –другому, узнав какой пост занимает друг его отца. А это значит, что в то время уже с детских лет воспитывалось это чинопочитание.
IV. Домашнее задание: прочитать этот рассказ еще раз и подготовить инсценированное чтение.
V. Итог урока.
- Почему рассказ так называется?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...