Урок по "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок с использованием ЭОР (интерактивный элемент ЦОР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.com.am/d/xIH-oMpzcMTT8g ссылка на материалы к уроку | 42.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ МОДУЛЬНОГО УРОКА
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей
1. ФИО Зырянова Алена Владимировна
2. Место работы МОУ СОШ № 9 г.Усть-Кута
3. Должность учитель русского языка и литературы
4. Предмет литература
5. Класс 7
6. Тема и номер урока в теме М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей, 2 урок по творчеству М. Ю. Лермонтова, 1 из двух при изучении произведения
7. Базовый учебник В. Я. Коровиной
8. Тип урока: Восприятие нового материала
9. Цель урока: Раскрытие биографической и исторической основ поэмы, ее проблематики; проверка знания событий и героев «Песни…»; привлечение внимания школьников к композиционным особенностям поэмы; анализ первой и второй главы. Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.
10. Задачи:
- обучающие: обучение анализу произведения, расширение представлений по теории литературы (жанр поэмы, элементы композиции, сюжет, средства изобразительности, близость к фольклору)
-развивающие: развитие речи через индивидуальные сообщения, анализ текста, характеристику персонажей; развитие общеучебных навыков выразительного чтения, анализа, сравнения
-воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову, формирование представления о национальном характере, воспитание уважения к семейным ценностям, соблюдению национальных традиций.
УУД
Личностные: формирование ценностных ориентиров, знание истории, языка, культуры своего народа, усвоение его гуманистических традиционных ценностей
Регулятивные: целеполагание, самооценка и самоконтроль через выполнение заданий на различных этапах урока
Коммуникативные: развитие речи через доказательство соей позиции, выразительное чтение фрагментов, пересказ текста, умение взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
11. Планируемы результаты:
Личные: установка семейных ценностей, понимания чести, нравственных норм, добра и зла
Предметные: формирование умения анализировать поступки героев, давать им характеристику, выполнять частичный анализ текста
Метапредметные: развитие логичи через задания на соответствие, сравнение, анализ
12. Основные понятия: поэма, лирика, эпос, жанр, конфликт, историзм, композиция, средства изобразительности, градация, фольклор
13: Межпредметные связи: история, живопись
14. Ресурсы: указаны в таблице к приложению к уроку.
15. Формы работы учащихся:
Фронтальная, индивидуальная, групповая
16. Необходимое техническое оборудование: компьютер, колонки, мультимедийный проектор или интерактивная доска, Интернет.
17. Структура и ход урока
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организация класса. Определение темы, задач урока. | Вопросы к классу: С творчеством какого поэта начали знакомиться? Какое произведение прочитали дома? Какие задачи стоят перед нами сегодня? Проблемный вопрос: Убийство Кирибеевича - это попытка отбросить нормы христианской морали или утвердить моральные нормы аморальным средством – убийством? Кто более прав в этом конфликте? | Ответы на вопросы учителя, определение целей и задач урока | 2 мин | |
2 | Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения. | Информационный модуль. Текстовые и изобразительные ресурсы. 1. Учебная статья «Из истории создания «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова 2. Учебная статья "Историческая основа "Песни про царя Ивана Васильевича" ((N 204076) 3. Иллюстрация А. Васнецов "Москва XVI века" (N 204009) 4. Иллюстрация А. Васнецов "Соборная площадь" (N 203839) 5. Иллюстрация А. М. Васнецов. "Гонцы. Ранним утром в Кремле" (N 203981) 6. Иллюстрация В. М. Васнецов " Царь Иван Васильевич Грозный" (N 204135) 7. Иллюстрация Скульптура М. М. Антокольского "Царь Иван Васильевич Грозный" (N 204161) Данные ресурсы необходимы, так как изучение поэмы требует опоры на исторические факты, необходимо расширить представление детей о произведении на историческую тему, лучше, если сообщения будут сопровождаться иллюстрациями известных художников, изображающими данных героев, историческую эпоху | А) История создания поэмы Вопросы классу: – Какие события жизни М. Ю. Лермонтова связаны с появлением поэмы? – Почему «Песню…» называют произведением на историческую тему? Выставление оценки за сообщение. Б) Историческая основа поэмы Вопросы классу: - Какие исторические факты необходимо иметь в виду, чтобы понять «Песню…»? – Где и когда происходят события «Песни…»? Выставление оценки за сообщение | Сообщение учащегося об истории создания «Песни…» Сообщение учащегося об Иване Грозном, об опричнине | 3 мин 3 мин |
3 | Анализ сюжета поэмы | Практический модуль. 8. Электронный тренажер. Задание: названия мест действия в поэме (цитаты) расположить в порядке развития сюжета. Выделение элементов композиции на данном этапе необходимо, чтобы понять смысловые части «Песни…», подготовит к анализу произведения по этим частям. | Задание классу: - Вспомните и назовите элементы композиции. -Попробуйте соотнести фрагменты «Песни…» и элементы композиции «Песни…» ( Демонстрирует тренажер») | Называют элементы композиции. Самостоятельная работа с текстом или, при наличии достаточного количества компьютеров, групповая работа с тренажером. Проверка – на экране выполняет 1 из учеников. Цитаты расположить в порядке развития сюжета | 2 мин |
Индивидуальное задание | Модуль контроля 11. Итоговый тест. Задание: проверьте знания «Песни про царя Ивана Васильевича…», ответив на вопросы теста. Данный ресурс можно применить к тем детям, кто не читал дома текст и вынужден будет поискать ответ по тексту или со слабым учащимся, плохо понимающим прочитанное. | Учитель дает не интерактивную презентацию, так как в данном ресурсе оценка не выставляется и проверить правильность выполнения не получится, а распечатывает данные вопросы. Проверка теста –индивидуальная, после урока. Выставляет оценку. | Ответы на вопросы теста | 2 мин | |
4 | Беседа по содержанию, анализ 1 части текста
| Информационный модуль. Изобразительные ресурсы. 9. Билибин. Титульный лист к «Песне про купца Калашникова» 10. Иллюстрации И. Билибина к I части поэмы (N 204056) Беседа по тексту, анализ деталей, характеристика героев и их поступков сопровождается просмотром иллюстраций к различным эпизодам текста | А) Зачин. Беседа по тексту с опорой на иллюстрации - Почему автор назвал свое произведение песней? - Какие фольклорные элементы есть во вступлении? Б) Экспозиция. Беседа по тексту с опорой на иллюстрации Билибина. - Где происходит действие 1 части? - Как выглядит царь? С чем сравнивается? - Закономерна ли подозрительность царя к поведению Кирибеевича? - Как царь напоминает опричнику о долге? - Почему царь успокаивается, услышав ответ? - Какую помощь опричнику предлагает Иван Грозный? - Почему Кирибеевич обманул царя? - Как описывают гусляры Кирибеевича? Как его называют? - Как описывается Алена Дмиртиевна? - Как заканчивается 1 часть? | Наблюдение, беседа Отвечают на вопросы учителя - Подчеркнул близость к фольклорной основе. - Тонический стих, исполнение гуслярами, язык включает просторечия, инверсии, присутствует цифра 3. Вступление выполняет роль запева в песне. Отвечают на вопросы учителя, применяют выборочное чтение: - На пиру у царя Ивана Грозного. Пир - традиционная форма русской придворной жизни. - Сравнивается с солнцем. В златом венце, нахмуренные брови, очи зоркие, звонкий голос, вокруг – придворные. -Да. Царь подозревает крамолу. Кирибеевич нарушает нормы поведения. - Градация: посмотрел, стукнул посохом, слово молвил, а в нем - угроза «стремглав на землю падает» - Опричник «в пояс кланяется», просит его казнить, но и отступает от благородства: публично признается в интимном чувстве. - Предлагает посватать девушку, найдя сваху, подарив дорогие подарки. Он не хочет неволить девушку: «Не полюбишься – не прогневайся». Царь в поэме не призывает нарушать «законы наши христианские». - Потому что преследует замужнюю женщину. - Лукавым рабом называют. Удалой боец, буйный молодец. Очи тёмные, очи бойкие широка грудь, руки сильные, сильные плечи. Шуба бархатная, парчовой кафтан с кушаком шёлковым, шапка алая бархатная, чёрным соболем отороченная -Ходит плавно – будто лебёдушка, смотрит сладко – как голубушка, молвит слово – соловей поёт. Щёки румяные, косы русые, золотистые. Узорный платок, фата полосатая бухарская. - Припевом, напоминающим о народном характере произведения. | 10 мин |
5 | физкультминутка | 1,5 мин | |||
6 | Анализ 2 части поэмы. | Информационный модуль. 12. «В лавке купца Калашникова». Читает П. Садовский аудиофрагмент 13. П. Коровин. Лавка купца Калашникова 14. И. Билибин. Лавка купца Калашникова Создание эмоционального настроя на анализ поэмы с помощью аудиозаписи Просмотр иллюстраций и их сравнений призвано привлечь интерес и развить речь учащихся при устном сопоставлении их. 15. И. Билибин. Кирибеевич и Алена Дмитриевна иллюстрация 16. Б. Кустодиев. Кирибеевич и Алена Дмитриевна иллюстрация Анализ эпизода сопровождается показом иллюстраций к данному эпизоду, через сравнение с сопоставление происходит развитие речи. | А) В лавке купца Калашникава. Демонстрация. Беседа по вопросам: - Сравните иллюстрации. Чем они отличаются? Б) Работа с текстом произведения - Какие слова заставляют насторожиться? Почему возникает мотив тревоги? - Почему, не застав жену дома, Калашников «смутился думою крепкою»? - Как он разговаривает с женой? Чем можно объяснить его угрозы запереть её под замок? - Как называет жена Калашникова? Чувствует ли свою вину? - Где ищет помощи и поддержки в трудную минуту Калашников? - Кирибеевич просит Алену Дмитриевну «не дать умереть смертью грешною» О чем он говорил? - Как бы вы определили его чувство: любовь или страсть? Почему? - Как относятся к нему гусляры ? | Прослушивание аудиозаписи. Просмотр и сопоставление иллюстраций, сопоставление их с текстом. Беседа - Предыдущие иллюстрации Билибина - не цветные, передающие мрачное настроение эпохи. Иллюстрация Коровина – цветная. В семье Калашникова все благополучно, краски радостные. - «Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица». - Нарушился порядок благополучной купеческой жизни, «не накрыт стол», «Свеча еле теплится», дети не спят. Что-то случилось серьезное, нехорошее. - Традиционно по правилам Домостроя, согласно правилам того времени. - Как и царя гусляры – красным солнышком, так как признает его власть, боится его немилости, так как любит. Она осталась верной женой, поэтому имеет право требовать защитить её. Не дать «злым охульникам в поругание». - В семье, у братьев. Он выступает за честь семьи, и не сомневается, что в случае его смерти братья выйдут на опричника. Он противопоставляет свою семью семье палача Малюты. - О самоубийстве. Его страсть так велика, что он готов довольствоваться несколькими минутами счастья. - Страсть, так как думает не о благополучии любимой, а о себе, не думает о последствиях. - Такое умение любить все же вызывает сочувствие. | 1,5 мин 10 мин |
7 | Итог урока. | Чем продиктованы поступки Кирибеевича? Калашникова? Почему Калашников не пожаловался царю на Кирибеевича? Выставление оценок за работу на уроке ( в листы саммоценки). | Ответы на вопросы | 3 мин | |
Домашнее задание 1.Индивидуальное задание: 2.Групповое задание: 3. Задание классу: | 17. Э. Бабаев. О чем поведали гусляры. М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». Фрагмент исполняют В. Коровина и В. Дугин 19. Пересказ текста Учебная статья «Анализ «Песни про купца Калашникова»» (N 204157) (в данных ресурсах находятся литературоведческие статьи, которые на уроке прослушать нельзя, т.к. 22 мин.), они помогут разобраться в произведении 18. Задание: распределите цитаты из «Песни про царя Ивана Васильевича» по трем рубрикам тренажер (по средствам изобразительности) (данный ресурс позволит поработать с сильными учащимися, у которых на уроке нет компьютера и выхода в интернет) | Дает ссылку на сайт в электронном дневнике или отправляет по электронной почте. Дает ссылку на сайт в электронном дневнике или отправляет по электронной почте. Запись задания перед уроком на доску или в электронный дневник | Прослушивание текста анализа «Песни про купца Калашникова», подготовка вопросов по тексту решение теста Ответить на вопросы учебника. Выучить отрывок наизусть | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей
(Тема урока)
Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Учебная статья «Из истории создания «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Информационный модуль, текстовые ресурсы, текст | сообщение | |
2 | Учебная статья «Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича»…» (N 204076) | Информационный модуль, текстовые ресурсы, текст | сообщение | |
3 | А. Васнецов «Москва XVI века» (N 204009) | Информационный модуль, изобразительные ресурсы. иллюстрация | демонстрация | |
4 | А. Васнецов «Соборная площадь» (N 203839) Вид ЦОР | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | демонстрация | |
5 | А. М. Васнецов. «Гонцы. Ранним утром в Кремле» (N 203981) | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | демонстрация | |
6 | В. М. Васнецов " Царь Иван Васильевич Грозный" (N 204135) | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | демонстрация | |
7 | Скульптура М. М. Антокольского «Царь Иван Васильевич Грозный» (N 204161) | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | демонстрация | |
8 | Задание: названия мест действия в поэме (цитаты) расположить в порядке развития сюжета | Модуль выполнения практических занятий, тренажер | тест | |
9 | Билибин. Титульный лист к «Песне про купца Калашникова» | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | демонстрация | |
10 | Иллюстрации И. Билибина к I части поэмы (N 204056) | Информационный модуль. Мультимедийные ресурсы. Слайд-шоу | Просмотр слайдов | |
11 | Задание: проверьте знания «Песни про царя Ивана Васильевича…», ответив на вопросы теста итоговый тест | Модуль контроля усвоения материала. Мультимедийные ресурсы. Тест | Решение теста | |
12 | «В лавке купца Калашникова». Читает П. Садовский. | Информационный модуль. Звуковые ресурсы. Аудиозапись | прослушивание | |
13 | П. Коровин. Лавка купца Калашникова | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | просмотр | |
14 | И. Билибин. Лавка купца Калашникова | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | просмотр | |
15 | И. Билибин. Кирибеевич и Алена Дмитриевна иллюстрация | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | просмотр | |
16 | Б. Кустодиев. Кирибеевич и Алена Дмитриевна иллюстрация | Информационный модуль, изобразительные ресурсы, иллюстрация | просмотр | |
17 | Э. Бабаев. О чем поведали гусляры. М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». Фрагмент исполняют В. Коровина и В. Дугин | Информационный модуль. Звуковые ресурсы. Аудиофрагмент | Прослушивание | |
18 | Задание: распределите цитаты из «Песни про царя Ивана Васильевича» по трем рубрикам тренажер (по средствам изобразительности) | Модуль практических занятий, мультимедийные ресурсы, тренажер | Решение теста | |
19 | Учебная статья "Анализ "Песни про купца Калашникова" | Информационный модуль, текстовые ресурсы, текст | Чтение текста, подготовка сообщения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....
Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"
Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...
Урок "Песня про купца Калашникова"
про купца Калашникова...