Система уроков по "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Система уроков по "Песнь..." состоит из 2 уроков: 1.«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; 2.«Конфликт произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_sistema_uroka.docx | 37.47 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю.Лермонтов
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(2 урока в системе)
Концепция произведения
В 7 классе мы продолжаем знакомство с произведениями русской классической литературы. Среди них поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне…» М.Ю.Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
Учащиеся узнают о том, как М.Ю.Лермонтов смог ясно показать историзм поэмы и своеобразие характера её главного героя через знакомство с историческими материалами о правлении Ивана Грозного. Характер отношения героя с женой станет ясен из наставлений «Домостроя». Узнают о жизни России XVI века. Узнают о том, почему М.Ю.Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине и почему поэт хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с этой поэмы.
Вместе с ребятами мы совершим краткий литературно-исторический экскурс во времена правления Ивана Грозного. Рассмотрим историческую обстановку XVI века в России сквозь призму произведения М. Ю. Лермонтова, обратимся к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, будем сопоставлять героев, попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.
Начнем с анализа названия произведения и разберем, что нам известно о героях до начала чтения самого текста. Как автор сам определяет жанр произведения? Что мы узнаем из названия о каждом из героев?
С учащимися попробуем определить исторические реалии, выясним какие герои и события вымышленные.
Поработаем над композицией произведения. Текст делится на три части, действие каждой главы проходит в разных местах. В первой части – в царских палатах на пиру. Что нового мы узнаем об Иване Васильевиче и опричнике? О чем печалится царский любимец? Выясним почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя?
Во второй части – в лавке и в доме купца. Во второй главе речь идет о купце Калашникове. Почему Калашников эмоционально реагирует на опоздание жены? Раскрыть образ дома и семьи. Рассказ Алёны Дмитриевны даёт ясную характеристику Кирибеевичу. Калашников защищает не красоту жены, а честь имени, семьи, рода. Он выступает как носитель народной правды. Он, в отличие от Кирибеевича, никогда не будет похваляться своей удалью, но придёт час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца. Первый вышел потешать царя, второй-защитить свою честь, отстоять народную правду.
В третьей части – на Москве-реке, на Лобном месте. Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Мужчины показывали свою силу и удаль. Но кулачный бой запрещал смертоубийство. Дело Калашникова правое. Однако с точки зрения абстрактного «закона» он вершит самосуд. О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю: разговора поединщиков Иван Васильевич не слышал. Царь спрашивает, «вольной волею или нехотя» Калашников совершил убийство. Тот не может сказать, что «нехотя», не только из-за своей честности и прямоты. То, что глава обесчещенной семьи убил обидчика, «вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Но если царь о нем не знает, то Калашников ему и не скажет. Царю нужен ответ «по правде, по совести», но скрытая угроза в его вопросе есть: убили не кого-нибудь, а «мово верного слугу, /Мово лучшего бойца Кирибеевича». Иван Васильевич казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства, об этом он скажет «только Богу единому».
Финал поэмы — это подведение итога жизни. Опричник бесславно закончил ее, а купец выглядит народным идеалом. Он безвинно казнен, но его участь заставляет «приосаниться», подумать о доблести и героизме. Текст завершается воспеванием героя, воплощающего принципы народной морали, защитившего честь жены.
Диагностические цели.
Ученики смогут:
- выполнить тест на проверку знаний о М.Ю.Лермонтове и поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и особенностях жанра лиро-эпической поэмы (уровень знаний);
- точно характеризовать эпоху царя Ивана Грозного и купеческую Москву (уровень понимания);
- характеризовать героев на основе их литературного портрета, отношения между ними, мотивировать свое видение (уровень понимания);
- выделять особенности сюжета (уровень понимания);
- определить между какими героями и почему завязался конфликт в произведении (уровень понимания);
- обосновать свое отношение к Калашникову, Кирибеевичу, царю (уровень понимания);
- объяснить, в чем заключается моральная сила Калашникова (уровень понимания);
- выразительно прочитать диалоги царя и Кирибеевича, Калашникова и Кирибеевича, царя и Калашникова, описания Москвы и кулачного боя (интерпретация, творческий уровень);
- сделать иллюстрации к поэме или написать сочинение-миниатюру по одной из иллюстраций к поэме (творческий уровень).
Распределение материала по урокам
Методическое обоснование
Урок 1.
«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
На первом уроке ученики знакомятся с краткой биографией поэта, доклад и компьютерную презентацию готовят ученики заранее под руководством учителя (дети знакомы с автором, напомнить, наглядно).
Учитель и подготовленный ученик выразительно читают поэму. Это поможет ученикам определить построение, смысл, интонацию, лексику.
Подготовленный ученик рассказывает о эпохе и о царе Иване Грозном (компьютерная презентация).
Следующий этап – начало анализа поэмы. Ученики определяют тему, проблемы произведения. Ребята должны сами прийти к проблеме долга и чести: по какой причине Калашников решается на поединок с царским любимчиком Кирибеевичем. Ученики заполняют информационную таблицу о главных героях.
Дома ученики готовят: выразительное чтение диалогов (Калашникова и Кирибеевича, царя и Калашникова, Царя и Кирибеевича), творческая работа иллюстрация к произведению.
Урок №2
«Конфликт произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Продолжаем анализировать поэму. Сопоставляем героев и эпизоды. На уроке происходит развитие понятий о нравственности и идеале. Ученики анализирую 1 и 2 главы – причина конфликта. В 1 главе обращаем внимание на царя (величие). В центре внимания – кулачный бой. Анализ главы 3.Анализ глав происходит по вопросам по ходу чтения текста (см.урок). Работа с текстом произведения позволит аргументировать свою точку зрения. Такая деятельность поможет учащимся самостоятельно делать обоснованные выводы.
Проект урока №2
«Конфликт произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Цели:
- определить, между какими героями и почему завязывается конфликт в произведении;
- обосновать свое отношение к Калашникову, Кирибеевичу, царю (уровень понимания);
- объяснить, в чем заключается моральная сила Калашникова (уровень понимания);
- выразительно прочитать диалоги царя и Кирибеевича, Калашникова и Кирибеевича, царя и Калашникова, описания Москвы и кулачного боя (интерпретация, творческий уровень);
- развивать навыки проблемного и эстетического анализа текста, ассоциативного мышления;
Оборудование к уроку:
- иллюстрации детей к произведению, выставка книг.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент. | На прошлом уроке начали работу над поэмой М.Ю.Лермонтова. Кто главные герои? Напомните основной сюжет? Попробуем определить тему сегодняшнего урока. | Дети рассказывают основной сюжет, называют главных героев. Высказывают свои версии названия урока и цели |
Работа с текстом. Анализ первой картины. | Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни? Каким художественным средством показан пейзаж в поэме? Дайте описание царя. Какое впечатление оно на вас произвело? Выразительно прочитайте диалог Кирибеевича и царя. О чем печалится царский любимец? А почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя? А обязателен ли был обряд сватовства на Руси? Найдите отрывки, раскрывающие характер Кирибеевича. | Обсуждают ответы на поставленные вопросы, находят подтверждение в тексте. Делают записи в тетрадь. Выразительное чтение отрывков. Аргументируют свои ответы. |
Анализ второй картины | Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику? Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает? Так, предлагая Алене Дмитриевне стать его любовницей, Кирибеевич позорит только ее? А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания? При помощи каких средств автор нам смог это донести? (песни, плача) Как в характере Алёны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене? Что идёт защищать Калашников? | Обсуждают ответы на поставленные вопросы, находят подтверждение в тексте. Делают записи в тетрадь. Аргументируют свои ответы. |
Анализ третьей главы | А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича? С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников? Выразительно прочитать диалоги Кирибеевича и Калашникова; царя и Калашникова. А можем ли до начала сражения, в тот момент, когда противники еще разговаривают, предположить, кто победит? Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Какова роль образа Ивана Грозного в поэме? Сравните характеры Калашникова и Кирибеевича. | Обсуждают ответы на поставленные вопросы в парах, находят подтверждение в тексте. Делают записи в тетрадь. Аргументируют свои ответы. Выразительное чтение отрывков. |
Обобщение | Какой главный конфликт в произведении М.Ю.Лермонтова? Почему автор именно так заканчивает поэму? На чьей стороне симпатии автора? | Обсуждают ответы на поставленные вопросы, находят подтверждение в тексте. Делают записи в тетрадь. Аргументируют свои ответы. |
Домашнее задание Выставление оценок за урок | написать сочинение «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?» | Записывают в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...
Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....