Эти разные - разные судьбы...
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Знакомство с творчеством писателя В.М.Шукшина, анализ рассказов "Чудик", "Обида"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 46.5 КБ |
slovo_o_shukshine.ppt | 542.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс.
Конспект урока литературы.
«Эти разные - разные судьбы…»
Художественный мир В.М.Шукшина.
Цели урока:
Образовательные:
- знакомство с творчеством писателя В.М.Шукшина,
- анализ рассказов «Чудик», «Обида».
Воспитательные:
- воспитание нравственности и духовности,
любви и уважения к окружающим людям.
Развивающие:
- развитие связной устной и письменной речи учащихся.
Тип урока:
- групповая работа с использованием проблемной ситуации.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Формы работы:
- фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.
Методы работы:
- словесные, наглядные, поисковые.
Запись слов на доске:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Помни это. Будь человеком!» (В.М.Шукшин.)
Ход урока:
Слово учителя:
- Итак, сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен творчеству замечательного русского писателя В. М. Шукшина.
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский в книге «Родительская педагогика» писал: «Есть такая опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось его, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа – это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек…»
- В чем заключается основная мысль слов педагога Сухомлинского?
- Что такое «лень души»? К чему призывает автор высказывания?
- На доске записано высказывание, которое принадлежит В.Шукшину. К чему нас призывает писатель?
- Главное в поле зрения В. Шукшина – человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои Шукшина, по словам писателя, - это «люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие».
Слайд № 1. Рассказ учеников о жизни В.Шукшина с использованием презентации «Слово о Шукшине».
Слайд № 2. Первый ученик: В.М.Шукшин родился в крестьянской семье в селе Сростки Бийского района Алтайского края 25 июля 1929 года.
Слайд № 3, 4. Детство, пришедшееся на военные годы, было трудным. Работал в сельском хозяйстве. После войны, окончив школу, подался в город, где сменил множество профессий. Работал слесарем, разнорабочим, строителем, грузчиком, восстанавливал железные дороги. Этот жизненный опыт стал потом бесценным для писателя.
Шукшин служил матросом во флоте, был сельским учителем, директором вечерней школы в родном селе. Исколесил всю страну.
Оказавшись в Москве, случайно познакомился с известным режиссером Иваном Пырьевым, и вскоре деревенский парень приехал в столицу, где жил с 1954 года.
В 1961 году окончил режиссерский факультет института Кинематографии, стал снимать фильмы и сниматься в них как актер.
К числу картин, поставленных им как режиссером, относятся: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная».
Слайд № 5, 6. Параллельно Шукшин плодотворно трудится как писатель и создает многочисленные рассказы, сценарии, повести: «Калина красная», «Энергичные люди», «Точка зрения», «А поутру они проснулись», «До третьих петухов».
Напряженная работа в различных сферах искусства подорвала силы писателя, и во время съемок фильма «Они сражались за Родину» он скоропостижно скончался 2 октября 1974 года.
Второй ученик: В.М.Шукшин в искусстве – явление уникальное. Талантливый актер и кинорежиссер, сценарист и самобытный одаренный писатель. Всего лишь 15 лет активной творческой жизни, а след в культуре заметный. Писатель прожил короткую, но очень яркую жизнь.
Слайд № 7. С большой любовью и уважением отзывались о нем представители культуры и искусства, лично знакомые и работающие с ним. Писатель В. Каверин сказал: «Шукшин был похож на свои книги… Доброе лицо его дышало простотой, серьезностью и пониманием. Он существовал сперва для других, а уж потом для себя».
Образ Шукшина увековечили поэты Е. Евтушенко, В.Высоцкий, А.Вознесенский.
Третий ученик: В.М.Шукшин писал о себе: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран».
Стихотворение поэта Ю. Левитанского очень напоминает жизненную позицию Шукшина.
Чтение стихотворения наизусть:
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе щит и латы, посох и заплаты.
Каждый выбирает по себе. Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский.)
Ученица читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Памяти Шукшина».
В искусстве уютно быть сдобною булкой французской,
Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,
Черняшкою той, без которой немыслим народ…
Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой,
Нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам.
Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться.
И сердце, как сокол, как связанный Разин Степан…
(Е. Евтушенко.)
Слово учителя: основной жанр, в котором работал В.М.Шукшин, - короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героев. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, о русском национальном характере.
«Рассказчик, - говорил Шукшин, - всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер». Слова эти оправдались полностью. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались над тем, что с нами происходит.
Тема нашего урока «Эти разные-разные судьбы». А что такое «судьба»?
Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. (С.И.Ожегов.)
Как же складывались судьбы героев Шукшина?
Работа в группах.
Первая группа анализирует рассказ «Чудик».
Давайте обратимся к тексту рассказа «Чудик».
- Почему жена главного героя Василия Егорыча называла его Чудиком?
- Какие основные эпизоды можно выделить в рассказе?
- Что произошло с Чудиком в магазине?
- Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами?
- Смог ли Василий Егорыч найти собеседника в поезде?
- А смог ли Василий Егорыч найти собеседника в самолете? Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль.
- Чем удивил Чудик своего соседа в самолете?
- Как Чудик составил текст телеграммы в аэропорту? О чем это свидетельствует?
- Найдите в тексте эпизод «Чудик в гостях у брата». Как встретила Василия Егорыча сноха?
- Прочитаем по ролям эпизод «Разговор с братом».
- Как относился Чудик к своей снохе? Чем он хотел ей угодить?
- Чтение эпизода « Разговор между братом и его женой».
- Какие чувства у вас появились после чтения рассказа?
- Каким человеком был Василий Егорович Князев?
-Какую проблему поднимает автор в рассказе?
Вторая группа анализирует рассказ «Обида».
- Вспомните краткое содержание рассказа.
- Чтение по ролям эпизода «В магазине».
- Как отнеслась к жалобе Ермолаева заведующая отделом?
- Каким было отношение очереди к Ермолаеву?
- Для чего главный герой решил дождаться на улице пожилого мужчину в плаще?
- Захотел ли мужчина понять другого человека?
- Как он отнесся к Ермолаеву?
- Зачем Сашка решил сходить домой к пожилому мужчине?
- Чем закончилась эта встреча?
- Над какими проблемами общества призывает нас задуматься писатель?
- Какие недостатки общества осуждает Шукшин в рассказе?
(Грубость, нежелание понять друг друга.)
Слово учителя:
- Чем вас удивил, поразил В.М.Шукшин?
- Против чего он борется?
- Какими хочет видеть людей?
- Согласны ли вы со словами В.М.Шукшина, написанными на доске?
После чтения рассказов В.М.Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему.
Рассказы В.М.Шукшина – книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он Человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни. И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В.М.Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее.»
С этим жил, в это верил, это проповедовал В.М.Шукшин.
Звучит песня В. Высоцкого «Еще – ни холодов, ни льдин…» (Памяти Шукшина).
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мой любимый рассказ Шукшина».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот взбегу я на холм поднебесный И, присвеченный радостью дня, Вскрикну: -Люди! Поймите, вы - песни! - Но они не поверят в меня... И, пронизан сочувствием лютым. Я- лицо над землей наклоняя - Крикну: - Люди! Поймите, вы - люди! - Но они не постигнут меня... Грудью рухнув на холм поднебесный. Из последней любви, из огня Я сложу им прощальную песню... Но они позабудут меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе (внеклассное чтение) по творчеству В.Шукшина"Эти разные, разные судьбы"
«Эти разные, разные судьбы». (урок-презентация п...
Разные судьбы, разные характеры Жилина и Костылина.
Технологическая карта урока....
Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы.
Это открытый урок по литературе в 5 классе , соответсвенно ФГОС....
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.
Урок развития речи по литературе.Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.Цели: дать понятие о сравнении; учиться сравнивать литературных ге...
Эти разные, разные судьбы. Урок-презентация по творчеству В.М.Шукшина
У рок-презентация по творчеству В.М.Шукшина "Эти разные, разные судьбы" знакомит учащихся не только с творчеством писателя, драматурга, замечательного артиста и с героями его произведений: ...
Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....
Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы
Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в 1872 году. В его основе реальный случай,произошедший с самим писателем вовремя его службы на Кавказе. Со своим другом они чудом ушли отпогони. ...