Басня. Истоки басенного жанра.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basnya._istoki_basennogo_zhanra.doc | 36.5 КБ |
basnya_kak_literaturnyy_zhanr.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Литература. Учитель А.В. Степанова.
Тема урока: Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра
(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).
Класс: 5
Дата проведения: 14.10.2011
По основной дидактической цели тип урока – урок изучения нового материала.
Цели урока:
а) дидактические:
- расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы;
- дать представление о возникновении и развитии басенного жанра;
- познакомить детей с именами известных баснописцев;
б) развивающие:
- развивать познавательные интересы учащихся;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать умение строить устное высказывание;
в) воспитывающие:
- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.
Оборудование:
- Учебник Литература. 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010;
- Тексты басен Эзопа и Лафонтена;
- Презентация Power Point «Басня. Истоки басенного жанра».
Ход урока
- Оргмомент.
- Постановка цели урока. Введение в тему.
- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.
Но сначала вспомним, что такое басня.
- Беседа.
- Вспомните, какие басни вы уже читали? Кто их автор? Знаете ли других баснописцев?
- Прочитайте запись на доске (чтение записи одним из учеников): «Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)
- Давайте разберемся, в чем же трудность этого жанра.
- Работа по теме урока.
1) Басня – лиро-эпическое произведение.
- Дома вы читали статью учебника «Роды и жанры литературы». Какие три рода литературы вам известны? (Схема)
- К какому роду литературы мы отнесем жанр басни?
- Сложность басенного жанра заключается в том, что он находится между лирическим и эпическим родом литературы. Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.
2) Работа с литературоведческими терминами.
Басня (с. 55) – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.
Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд…)
- В басне обязательно есть мораль.
Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
3) Баснописцы.
- Баснописцы действительно редки в литературе. Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)
- Но история басни началась не с Крылова. Басня – очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп. Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.
Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. Связано это выражение с именем Эзопа.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград».
- В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.
Подготовленные ученики читают басни Лафонтена «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград».
- В России писатели 18 – 19 веков тоже писали басни. Писал басни Ломоносов, о котором мы вели речь на прошлом уроке. А сегодня я хочу прочитать вам басню Василия Кирилловича Тредиаковского.
Чтение учителем басни Тредиаковского «Ворон и лисица».
- Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. О нем мы будем подробно говорить на следующем уроке.
- Подведение итогов урока.
- Что такое басня?
- Что такое мораль?
- С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?
6. Домашнее задание.
Чтение и пересказ статьи учебника об И.А. Крылове (с.56 – 58). Написать басню (не важно, в прозе или в стихах, главное, чтобы в ней высмеивались человеческие пороки). Оформить красиво на альбомных листах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня на уроке мы расширим представление о басне как об одном из древнейших литературных жанров; узнаем об истории развития басенного жанра; познакомимся с именами известных баснописцев и их произведениями.
«Басня – какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и всё! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова )
Роды литературы Эпос рассказ повесть роман Лирика стихотворение Драма пьеса сценка басня
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек и т.д.) Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
ЭЗОП. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ БАСНОПИСЕЦ. VI ВЕК ДО Н.Э.
ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН. ФРАНЦУЗСКИЙ БАСНОПИСЕЦ. XVIII ВЕК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова.
Урок изучения басенного жанра в творчестве И.А. Крылова с использованем электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции образовательных ресурсов....
истоки басенного жанра
презентация к уроку литературы 5 класс об истоках басенного жанра...
презентация "Истоки басенного жанра"
Данная презентация составлена к уроку литературы по теме "Басня" и содержит дополнительный материал...
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....
Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
Разработка учебного занятия по литературе....
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...