Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок изучения басенного жанра в творчестве И.А. Крылова с использованем электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции образовательных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
творчество И.А. Крылова | 78.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова»
ФИО (полностью) | Ященко Наталья Юрьевна | |
Место работы | МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г.Кольчугино Владимирской области | |
Должность | Учитель русского языка и литературы | |
Предмет | Литература | |
Класс | 5 класс | |
Тема и номер урока в теме | «Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова» | |
Базовый учебник | "Литература. Начальный курс", Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. / Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О. М. - 8-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. |
- Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова.
9. Задачи:
- обучающие:
1. познакомить учащихся с событиями жизни И.А. Крылова, повлиявшими на выбор основного жанра литературного творчества – басня;
2. совершенствовать знания о литературном жанре – басня;
-развивающие:
1.развитие образного и аналитического мышления учащихся
2.развитие умения работать с текстом художественной литературы, вчитываться и вслушиваться в отдельное слово, анализировать, делать самостоятельные выводы, аргументировать свою точку зрения;
3.развитие коммуникативной и информационной компетентности;
4. развитие читательского воображения;
5.совершенствовать умение выразительного чтения лирического произведения;
-воспитательные:
-воспитывающие:
- создание условий для формирования интереса к басенному творчеству И.А.Крылова;
- развитие коммуникативных компетенций;
- создание условий для самовоспитания.
- Тип урока: усвоение нового материла
- Формы работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная творческая работа
- Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, мультимедийный проектор, экран
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный этап | Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку. | Подготовка к уроку, самоорганизация. | 1 мин. | |
2 | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
3. Физкультминутка 4.Этап усвоения новых материалов. 5. Домашнее задание (на выбор) . 6. Рефлексия | Аудиофрагмент И. А. Крылов "Ворона и Лисица" (ЕК № 203453) Интерактивный тест Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста( ЕК №203380) Статичный текст И. А. Крылов. Избранные басни (ЕК №203163) Статичные иллюстрации К. П. Брюллов. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203478) И. Э. Эггинк. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203378) И. А. Крылов "Волк на псарне" в исполнении И. Ильинского(ЕК N 203316) | 1.Актуализация внимания учащихся с помощью вопросов: -знаете ли вы прослушанное произведение? -кто автор данного произведения? -к какому жанру относится данное произведение? 2.Работа с эпиграфом урока: «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание» Сенека -согласны ли вы со словами римского философа Сенеки? -докажите на примере басен, что в них главное - содержание, а сама басня может быть небольшой по объему? 3. Работа над литературно-понятийным аппаратом с помощью презентации, созданной учителем. Слайд 1 Работа с понятием «Басня»: -найти из трех предложенных определений то, которое относится к понятию «басня»; -подчеркните ключевые слова. Историческая справка «Как появились басни?» Слайд 2 Построение басни: -на какие две части делится басня? -что такое «мораль»? Викторина «Из какой басни эти строчки?» Слайд 3 Средства художественной выразительности. Задание: используя представленную таблицу, найдите в тексте басни «Свинья под дубом» средства художественной выразительности, используемые автором? С какой целью И.А. Крылов использовал данные средства? 1.Создание проблемной ситуации: вам представлено два портрета И.А. Крылова, какой из портретов вам ближе, попробуйте заглянуть во внутренний мир И.А.Крылова и рассказать, каким вы представляете характер этого человека, а может быть, и жизнь поэта. 2. Сообщение учителя «Жизнь и творчество И.А. Крылова» Перед прослушиванием сообщения актуализировать внимание учащихся с помощью вопросов: отберите из сообщения только те события жизни И.А. Крылова, которые повлияли на выбор основного литературного жанра — басня. 3. Историко-литературоведческий анализ басни И.А. Крылова «Волк на псарне» -Какое впечатление, какие мысли появились у вас при прослушивании басни? Анализ басни по вопросам. -Назовите главных героев басни «Волк на псарне». -Как автор применяет в басне приём олицетворения? -Почему именно Волк? -Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка? -Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка? -А как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? -Что испытал Волк, попав в псарню? -Почему автор называет Волка хитрецом? -С какой интонацией надо читать слова Волка? -Что значат слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед»? -Как будем читать за Ловчего? -Чему учит нас автор в этой басне? С какой интонацией мы должны читать всю басню? -А в каких словах содержится мораль басни? 1.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» 2.Любое творческое задание: аппликация; театрализация; поделка из природного материала, из пластилина; вязание. 3. Подобрать эпиграф ко второй части урока. Понравился ли урок? Чем? Как вы оцените свою работу на уроке? Спасибо за урок! | Внимательное прослушивание аудиофрагмента, ответы на вопросы, поставленные учителем перед прослушиванием Чтение эпиграфа, определение ключевых слов, ответы на поставленные учителем вопросы. Работа (индивидуальная) с текстами басен (раздаточный материал) Чтение трех определений, выбор определения, относящегося к понятию «Басня», с помощью ключевых слов аргументировать свою точку зрения Сообщение подготовленного учащегося (предварительное индивидуальное домашнее задание) С помощью слайда и вопросов учащиеся рассказывают о построении басни, отвечают на вопрос, что такое «мораль», приводят примеры из басен И.А. Крылова, объясняют значение. Отвечают на вопросы интерактивного теста. Учащиеся выполняют практическое задание. Изучив материал, представленный в таблице «Средства художественной выразительности в баснях», проанализировать средства, использованные И.А. Крыловым в басне «Свинья под дубом» Работа с портретами поэта. Учащиеся внимательно слушают сообщение учителя, готовят ответ на вопрос: -какие события в жизни И.А. Крылова повлияли то, что он выбрал именно жанр — басня. Учащиеся слушают басню, после прослушивания делятся впечатлениями, мыслями. Учащиеся анализируют басню с помощью вопросов учителя, готовятся к выразительному чтению басни. Выразительное чтение басни учащимися. Учащиеся делятся своими впечатлениями. | 3 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 5 мин. 2 мин. 7 мин. 1 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока:
«Басенный жанр в творчестве И.А. Крылова»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. 2. | Локальные автономные ресурсы Аудиоресурсы | Статичные Интерактивные | Иллюстрация Текст Тест Аудиотекст | 1. К. П. Брюллов. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203478) 2.И. Э. Эггинк. Портрет И. А. Крылова (ЕК №203378) 1. И. А. Крылов. Избранные басни (ЕК №203163) 1.Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста(ЕК №203380) 1.И. А. Крылов "Ворона и Лисица" (ЕК № 203453) 2.И. А. Крылов "Волк на псарне" в исполнении И. Ильинского (ЕК N 203316) |
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсценирование басен.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока:Жанр басни в творчестве И. А. Крылова. Инсц...
Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова
Продолжение знакомства с басней, углубление понятия...
«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчеству И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова
«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчествуИ.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова, 5 - 6 классы. Информация для родителей и учащихся....
«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчеству И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова
«Басни далёкие и близкие» Международный конкурс знатоков басен, посвящённый творчествуИ.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова ...
Басенное творчество И.А.Крылова. Басня "Волк на псарне"
Презентация выполнена ко 2-му уроку литературы ( "Из русской литературы XIX века").В начале урока повторяем, что такое "басня", "аллигория", "олицетворение" (Литература. 5 кл. Ч.1 / В.Я.Коровина, с.57...
Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали
Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...