Урок "Устное народное творчество"
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Материал по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc67 КБ
Office presentation icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.ppt66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Красноармейский район, х. Протичка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Учитель кубановедения:

Сергиенко Н.Н.

Тема урока: Устное народное творчество. (Кубанские пословицы, поговорки, загадки, припевки)

Цель урока:

  1. Познакомиться с особенностями построения кубанских пословиц, поговорок, сопоставить их с нормами русского литературного языка.
  2. Учиться употреблять их в речи.

Оборудование урока: видовой ряд (презентация), кубанские народные песни, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Начало урока.

Звучит кубанская народная песня, появляется учитель в кубанском народном костюме.

Ребята! Здравствуйте! На мне сегодня необычный костюм. Как вы думаете, почему я его надела? Правильно! Сегодня мы будем говорить о кубанском народном творчестве. Познакомимся с его особенностями, сравним с нормами русского языка. И будем учиться понимать и употреблять в речи пословицы, поговорки, припевки и загадки.

  1. Беседа учителя по теме урока.

Богата земля кубанская. И богата не только своими тучными чернозёмными, полезными ископаемыми. Главное её богатство – люди. Наш край славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Много у нас поэтических песельников и частушечниц, сказителей и знатоков кубанской старины. Они – хранители истинно народной мудрости.

На уроках русского языка вы познакомились с фразеологическими оборотами, или фразеологизмами. Что это такое? (Устойчивое сочетание, равное по значению одному слову; лексическое значение имеет весь фразеологизм) Приведите примеры! (Воду в ступе толочь, как с гуся вода).

Так вот кубанский говор насыщен фразеологизмами.

Вот отличительные особенности фразеологии кубанских говоров:

  1. Наличие в большом количестве оборотов с диалектными и устаревшими словами.
  2. Большое количество синонимов, которые имеют узкую сферу распространения, вплоть до отдельной станицы.
  3. Многие обороты на Кубани представлены в двух разновидностях: на основе русского языка и на основе украинского.
  4. Многие фразеологизмы являются частями пословиц и поговорок.

        - Какие виды устного народного творчества вам известны? (Загадки, пословицы, скороговорки, шутки, прибаутки, частушки).

        - Сегодня мы познакомимся с малыми жанрами фольклора Кубани – пословицами, поговорками, загадками, припевками.

        - Что такое пословица?

Это художественное произведение, – которое содержит широкое обобщение и выражает его в предельно краткой форме. В народе говорят «Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли». Кубанцы с уважение относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: «Хто присказки старинные зная, тот в жизни много понимая».    

Поговорки очень близки с пословицами. Однако имеют и свои отличия. Если пословица представляет собой законченное суждение, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, о поговорка – это элемент суждения, часть мысли, местное образное определение. «Бить во все колокола». – «Быть сполох».

Пословицы и поговорки делятся по тематическому признаку (о труде, о дружбе, об уме, о родине); по смыслу (употребляются только в переносном смысле: «Кожна хата горем напхата»; и в прямом и в переносном смысле: «при солнышке тепло, при матери добро».)

Загадка – ещё один вид малого фольклорного жанра. Это замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. «Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев» (свеча). «Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье» (коза).

И, наконец, припевки – стихотворные народные произведения для пения

                «Ох, ох, не дай бог

                С казаками знаться.

                Крути брови, чёрни очи –

                Важно расставаться».

А теперь настало время и вам превратиться в сказателей, песельников и знатоков кубанского фольклора.

Перед вами лежат несколько листочков. Возьмите тот из них, на котором синяя полоска. Подберите кубанскому варианту русский эквивалент.

        забить памороки – напустить туману;

        выкыдать коныки – вытворять что-то несусветное;

        поворачивай оглобли – поворачивай назад;

        дать кругаля – обежать вокруг;

        нема тямы – нет ума;

           набить сопатку – набить нос.

Из записанных на доске поговорок вы должны выбрать те, которые подходят к данному описанию.

  1. Как говорят о человеке, совершившем неблаговидный поступок? («Дурна кров грая»)
  2. Что говорят о хозяйке, не умело принимающей гостей? («Умила готувать, та нэ умила годувать»)
  3. Как можно сказать о тяжёлом невыносимом положении? («Хоть с хаты тикай»)
  4. О неудачном обмене как говорят? («Выминять шило на мыло»)
  5. Обвинить кого-то без вины. («Найти крайнего»)

Ещё один конкурс «Найди пару»

Возьмите в руки карточки с зелёной полоской. Я назову одного из вас, он выйдет к доске и прочтёт свою пословицу или поговорку, а к нему присоединится тот у кого её аналог (то ли в кубанском, то ли в литературном эквиваленте)

  1. Один палец – не кулак. – Берись дружно, не будэ грузно.
  2. Пустая бочка сильнее гремит. – Раздайся, жаба лизе.
  3. не суди по красоте, суди по сердцу. – Не в усах казачья слава.
  4. Лычико миленько, да ума маленько. – Дурне, як само без хлиба.

  Вот теперь вы объединились по двое, чтобы разыграть в парах ситуации, в которых могут быть произнесены данные фразы.

  1. Я во годики войду – замуж за тебя пойду.
  2. Моя милая каждый день пучери наводит.
  3. Они же склонили низко головы и опустили долу взор.
  4. Давай, милый, посидим плечико о плечико.

Артисты и выдумщики вы замечательные, теперь проверим, как вы можете отгадывать загадки.

  1. Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась.
  2. Висит, телепается, всяк за него хватается.
  3. Йист, йист, не найистся. Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.
  4. Пидтыкано, пидшимаконо, а по хате бигае.
  5. Бьэть мэнэ ломакаю, рихуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюжэ любять.
  6. Сталы хлопцы в ряд, проходыть нэ велять.

А как же без наших частушек и припевок. Уж если говорить о народном фольклоре, то без них не обойтись.

  1. Чернобровый казачок

         Пляшет со мной гопачок.

        Вдарила вприсядку,

        Пошла без оглядку.

  1. Не сердися, моя мама

        Ты сама была така

        Ты с вечёра до пивночи

        Выбывала гопака.

  1. Мне не н6адо пуд гороху,

        Мне одну горошинку

          Мне не надо двух корявых

        Мне одну хорошеньку.

Члены нашего жюри, просмотрев работу каждого ученика, выставляют ему оценку, поднимая жетоны разного цвета. А оценки у нас только «отлично» и «хорошо».

Устное народное творчество – это тот фундамент, на котором сиждется вся русская и естественно кубанская культура. Пока ы помним его – жива наша русская и кубанская душа. А закончу я урок такими словами.

                Кубань, Кубань – души моей отрада

                Сияньем зорь налитые поля.

                Мне в целом мире ничего не надо.

                Твоя бы песня в вышине плыла.

                                        С. Хохлов.

 

Давай, милый, посидим плечико о плечико.

Они же склонили низко головы и опустили долу взор.

Моя милая каждый день кучери наводит.

Я во годики войду – замуж за тебя пойду.

Забить памороки.

Выкыдать коныкы.

Поворачивай оглобли.

Дать кругаля.

Нема тямы.

Набить сопатку.

Один палец – не кулак.

Берись дружно, не будэ грузно.

Пустая бочка сильнее гремит.

Раздайся, море, жаба лизе.

Личико миленько, да ума маленько.

Дурне, як сало без хлиба.

Не суди по красоте, суди по сердцу.

Не в усах казачья слава.

Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась.

Висит, телепается, всяк за него хватается.

Йист, йист, не найистся. Накормишь – живёт, напоишь – умрёт.

Пидтыкано, пидшмыкано, а по хате бигае.

Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже любять.

Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное народное творчество Кубанские загадки, пословицы, поговорки, припевки.

Слайд 2

Отличительные особенности фразеологии кубанских говоров: Наличие в большом количестве оборотов с диалектными и устаревшими словами. Большое количество синонимов, которые имеют узкую сферу распространения, вплоть до отдельной станицы. Многие обороты на Кубани представлены в двух разновидностях: на основе русского языка и на основе украинского. Многие фразеологизмы являются частями пословиц и поговорок.

Слайд 3

Пословица – Художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражает его в предельно краткой форме. «Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли.» «Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае.»

Слайд 4

Поговорка – Элемент суждения, часть мысли, меткое образное определение. «Бить во все колокола.» «Быть сполох.»

Слайд 5

Загадка – Замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. «Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев.» «Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье.»

Слайд 6

Припевки – стихотворные народные произведения для пения. «Ох, ох, не дай бог С казаками знаться. Крути брови, черни очи – Важко расставаться.»

Слайд 7

Блиц-опрос. «Выминять шыло на мыло» «Хоть с хаты тикай» «Найты крайнего» «Дурна кров грае» «Умила готувать, та нэ умила годувать»

Слайд 8

Найди пару Один палец – не кулак. - Берись дружно, не будэ грузно. Личико миленько, да ума маленько. - Дурне, як сало без хлиба. Пустая бочка сильнее гремит. - Раздайся, море, жаба лизе. Не суди по красоте, суди по сердцу. – Не в усах казачья слава.

Слайд 9

Кубань, Кубань – души моей отрада, Сияньем зорь налитые поля. Мне в целом мире ничего не надо, Твоя бы песня в вышине плыла. С. Хохлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...