Урок словесности по рассказу И.Бунина "Кавказ"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок словесности в 8 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».
Цели урока:
- Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
- Выяснить, какую смысловую роль играют имена прилагательные, употребляемые И.А. Буниным в рассказе «Кавказ».
- Развивать познавательный интерес к урокам русского языка и литературы, культуру речи и общения; креативные навыки продуктивной деятельности.
- Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления).
- Воспитывать любовь к родному языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovesnosti_po_rasskazu_i.a._bunina_kavkaz.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок словесности в 8 классе
«Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных
в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
Ратникова Лилия Владимировна
2012г.
Цели урока:
- Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
- Выяснить, какую смысловую роль играют имена прилагательные, употребляемые И.А. Буниным в рассказе «Кавказ».
- Развивать познавательный интерес к урокам русского языка и литературы, культуру речи и общения; креативные навыки продуктивной деятельности.
- Формировать коммуникативные компетенции (навык работы в команде, умение ставить вопрос), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления).
- Воспитывать любовь к родному языку и литературе.
Предварительное домашнее задание:
- Прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ».
- Повторить изученный материал об имени прилагательном (определение, морфологические признаки, разряды имен прилагательных по значению).
План урока.
Этапы урока | Содержание | Время, мин. |
I. | Организационный момент. | 2 |
II. | Лингвистическая разминка. | 5 |
III. | Самостоятельная работа. | 7 |
IV. | Срезовая работа. | 10 |
V. | Творческая работа. | 15 |
VI. | Домашнее задание. | 3 |
VII. | Подведение итогов урока. | 3 |
Ход урока.
- Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Учитель:
Писатель И.А. Бунин после 1920 года эмигрировал из России. В 1933 году он становится первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии в области литературы – «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
Проза Бунина – мир прилагательных. У него практически нет слов без определений.
Сегодня на уроке словесности мы не только систематизируем знания об имени прилагательном, но и выясним смысловую роль имен прилагательных в рассказе И.А. Бунина «Кавказ».
II. Лингвистическая разминка.
Учитель: В ноябре 1937 года И.А. Бунин написал рассказ «Кавказ», которому суждено было стать началом обширного, включающего, по окончательному замыслу автора, свыше сорока рассказов цикла «Темные аллеи». Символично название сборника - «Темные аллеи». В названии сборника есть имя прилагательное.
- Дайте определение имени прилагательному как части речи.
(Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?).
- Как вы думаете, какое лексическое значение имеет здесь прилагательное «темные»?
(В данном случае прилагательное «темные» вовсе не значит «тенистые». «Темные» здесь – это темные, трагичные, запутанные лабиринты любви).
– В рассказе «Кавказ» тоже есть любовный треугольник. Назовите героев рассказа.
(Он - от имени которого ведется повествование; Она - влюбленная в него женщина; и третий – обманутый ею муж.)
- Каким настроением проникнут рассказ?
(В рассказе чувствуется постоянная тревога героев, боящихся разоблачения.)
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
(Жаль, что рассказ так трагично заканчивается. Я сразу почувствовал, что любовь героев закончится трагедией.)
- Присутствуют ли в рассказе пейзажные зарисовки?
(Пейзажных зарисовок очень много. Можно сказать, что дикая природа кавказского побережья – это тот фон, на котором разворачиваются взаимоотношения влюбленных).
– Действительно, многие исследователи творчества И.А. Бунина обращали внимание на особую значимость природы для писателя и на роль пейзажа в его произведениях. Неповторимость Бунина-художника связана с бесконечной вереницей описаний рассветов, закатов, лесов, звезд, деревьев, которая проходит через все его произведения
III. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.
1 вариант (задание повышенной трудности).
– Прочитайте отрывок от слов «План наш был дерзок…» до слов «…в темном свете вокзальных фонарей». Найдите имена прилагательные вместе с определяемым словом, заполните таблицу «Разряды имен прилагательных по значению».
Ответьте на вопросы:
- Какую роль в этом отрывке играют имена прилагательные? Каких имен прилагательных в этом отрывке больше? Почему?
- Соответствует ли описание дождливой Москвы душевному состоянию героя?
- Определите синтаксическую роль полных прилагательных.
2 вариант (задание повышенной трудности).
– Прочитайте отрывок со слов «Я просыпался рано…» до слов
«… из этой траурной закутанности». Найдите имена прилагательные вместе с определяемым словом, заполните таблицу «Разряды имен прилагательных по значению».
Ответьте на вопросы:
- Какие имена прилагательные, обозначающие цвет, присутствуют здесь?
- Помогают ли имена прилагательные передать душевное состояние героя? Какой прием использует автор, описывая южную природу и деревенский базар?
3 вариант.
– Прочитайте оба отрывка. Выпишите краткие прилагательные из этих отрывков, определите синтаксическую роль кратких прилагательных.
Проверка работы 1 варианта.
Таблица 1. Разряды имен прилагательных по значению.
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные |
В диком (месте) (я) молодой (я) одинокий среди черных (кипарисов) у холодных серых (волн) великим (счастьем) холодные (дожди) темный, отвратительный (вечер) в маленьком (купе) мокрую (руку) о белый (фартук) разнообразной (толпы) в темном (свете) | на кавказское (побережье) осенние (вечера) в горных (джунглях) у тропического (моря) до последней (минуты) оконную (занавеску) вокзальных (фонарей) | извозчичьих (пролеток) |
- Какую роль в этом отрывке играют имена прилагательные? Каких имен прилагательных в этом отрывке больше? Почему?
(Определяя признаки описываемых предметов и явлений, прилагательные делают описание полным и точным: темный, отвратительный вечер, холодные дожди или кавказское побережье, где, как верят герои, случится их великое счастье: среди черных кипарисов, в горных джунглях, у тропического моря.)
И.А. Бунин чаще употребляет качественные прилагательные, так как они обозначают различные качества предмета и помогают показать в данном случае красоту кавказского побережья. Затем автор использует относительные прилагательные, указывающие на признак предмета по месту, времени и т.д. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности кому-либо, в данном отрывке одно притяжательное прилагательное.
- Соответствует ли описание дождливой Москвы душевному состоянию героя?
(Эмоциональное состояние героя соотносится с физическим состоянием окружающей обстановки: «темный, отвратительный вечер», и у героя замирает все внутри «от тревоги и холода». Холод этот связан не столько с погодой, сколько с душевным состоянием героя. Чувство надвигающейся беды усиливается благодаря мастерским пейзажным зарисовкам дождливой Москвы, холодной, грязной, сумрачной.)
– Определите синтаксическую роль полных прилагательных.
(Полные прилагательные в предложении чаще всего бывают определением.)
Проверка работы 2 варианта.
Таблица 2. Разряды имен прилагательных по значению
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные | Притяжательные прилагательные |
Горячее (солнце) душистый (туман) в чёрных (одеждах) в длинных (одеждах) (во что-то) чёрное в красных (чувяках) с быстрыми (взглядами) | лесистыми (вершинами) предвечная (белизна) снежных (гор) знойному (базару) от верховых (лошадей) разноплеменных (горцев) из траурной (закутанности) | птичьими (взглядами) |
– Какие имена прилагательные обозначающие цвет присутствуют здесь? (В чёрных (одеждах); в красных (чувяках); (во что-то) чёрное).
- Помогают ли имена прилагательные передать душевное состояние героя? Какой прием использует автор, описывая южную природу и деревенский базар?
(Описание природы полно скрытого драматизма. Автор использует прием контраста: горячее солнце, душистый туман, лесистые вершины, снежные горы, а рядом знойный базар, разноплеменные горцы, что-то черное на головах, траурная закутанность. Черный цвет противопоставляется белизне снежных гор. Душистый туман контрастирует с запахом горящего кизяка из труб. Эти контрасты помогают понять внутреннее тревожное состояние героя, предчувствие надвигающейся катастрофы.)
Проверка работы 3 варианта.
- Какие краткие прилагательные вы выписали, определите синтаксическую роль кратких прилагательных?
(Был дерзок (план); (в Москве) было грязно и сумрачно; (солнце) было сильно, чисто и радостно; (на базаре) было тесно. Синтаксическая роль: краткие прилагательные являются именной частью составного именного сказуемого.)
IV. Срезовая работа. Работают все вместе.
– Назовите морфологически признаки имен прилагательных. (Морфологическими признаками имен прилагательных является изменение их по родам, числам и падежам. При употреблении в речи прилагательное, обозначая признак предмета, согласуется в роде, числе и падеже с существительным – носителем данного признака.)
– Просклоняйте следующие имена прилагательные: темный (вечер), великое (счастье), последняя (минута), извозчичьи (пролетки).
Таблица 3. Склонение имен прилагательных.
Единственное число | |||
Мужской род | Средний род | Женский род | |
И.п. | темн-ый (вечер) | велик-ое (счастье) | последн-яя (минута) |
Р.п. | темн-ого (вечера) | велик-ого (счастья) | последн-ей (минуты) |
Д.п. | темн-ому (вечеру) | велик-ому (счастью) | последн-ей (минуте) |
В.п. | темн-ый (вечер) | велик-ое (счастье) | последн-юю (минуту) |
Тв.п. | темн-ым (вечером) | велик-им (счастьем) | последн-ей (минутой) |
Пр.п. | темн-ом (вечере) | велик-ом (счастье) | последн-ей (минуте) |
Множественное число (для всех родов) | |||
И.п. | извозчичь-и (пролетки) | ||
Р.п. | извозчичь-их (пролеток) | ||
Д.п. | извозчичь-им (пролеткам) | ||
В.п. | извозчичь-и (пролетки) | ||
Тв.п. | извозчичь-ими (пролетками) | ||
Пр.п. | извозчичь-их (пролетках) |
– Сделайте вывод об особенностях склонения имен прилагательных.
(Имена прилагательные в мужском и среднем роде, в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (-им), а в предложном падеже – -ом (-ем).
Прилагательные в женском роде, в винительном падеже единственного числа имеют окончание -ую (-юю), а в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончание -ой (-ей).)
V. Творческая работа. Разноуровневые задания.
1 вариант. Работа с деформированным текстом.
– Имена прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме. Обозначьте условия выбора букв в окончаниях прилагательных.
– Объясните роль имен прилагательных в последнем предложении.
Недалеко от нас, в (прибрежный) овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгали по (каменистый) ложу (мелкий) (прозрачный) речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот (таинственный) час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то (дивный) существо, пристально смотрела (поздний) луна!
Иногда по ночам надвигались с гор (страшный) тучи, шла (злобный) буря, в (шумный) (гробовой) черноте лесов то и дело разверзались (волшебный) (зеленый) бездны и раскалывались в (небесный) высотах (допотопный) удары грома.
2 вариант. Составление рассказа.
– Прочитайте отрывок, в котором описывается третий герой рассказа – муж (со слов «Но тотчас же вслед за тем…» до слов «…целуясь с ней, крестя ее»).
Выпишите имена прилагательные с определяемым словом и составьте устный рассказ «Каким я представляю себе мужа героини»
с использованием этих прилагательных.
3 вариант. Составление синквейна.
– Прочитайте отрывок со слов «Он искал ее в Геленджике…» до слов «…из двух револьверов». Выпишите все имена прилагательные с определяемым словом, определите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания.
– Подумайте, какое значение для создания характеристики героя имеют прилагательные: чистое (белье), белоснежный (китель).
– Составьте синквейн о муже героини.
( В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам)
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Правила написания синквейна:
первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой;
пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме).
Проверка работы 1 варианта.
– Имена прилагательные, данные в скобках, употребите в нужной форме. Обозначьте условия выбора букв в окончаниях прилагательных.
Недалеко от нас, в прибрежном (м.р., ед.ч., П.п.) овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгали по каменистому (ср.р., ед.ч., Д.п.) ложу мелкая (ж.р., ед.ч., И.п.), прозрачная (ж.р., ед.ч., И.п.) речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный (м.р., ед.ч., В.п.) час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное (ср.р., ед.ч., И.п.) существо, пристально смотрела поздняя (ж.р., ед.ч., И.п.) луна!
Иногда по ночам надвигались с гор страшные (ж.р., мн.ч., И.п.) тучи, шла злобная (ж.р., ед.ч., И.п.) буря, в шумной (ж.р., ед.ч., П.п.) гробовой (ж.р., ед.ч., П.п.) черноте лесов то и дело разверзались волшебные (ж.р., мн.ч., И.п.) зеленые (ж.р., мн.ч., И.п.) бездны и раскалывались в небесных (ж.р., мн.ч., П.п.) высотах допотопные (м.р., мн.ч., И.п.) удары грома.
– Объясните роль имен прилагательных в последнем предложении.
(Автор приписывает эмоциональное состояние фактически всему, на что устремлен взгляд главного героя: и сам герой, и окружающая его природа ждут трагической развязки, поэтому надвигаются страшные тучи, идет злобная буря, в гробовой черноте лесов разверзаются волшебные бездны, в небесных высотах раскалываются допотопные удары грома. Трагедия неминуема.)
Проверка работы 2 варианта.
– Выпишите имена прилагательные с определяемым словом и составьте устный рассказ «Каким я представляю себе мужа героини» с использованием этих прилагательных.
(Высокой (фигуре), офицерским (картузом), узкой (шинелью), в замшевой (перчатке).
(Муж героини – военный: он в офицерском картузе, в узкой шинели, рука в замшевой перчатке. У него высокая фигура, он сильный и мужественный. Будучи военным, он способен на решительные действия. Не случайно герои-любовники так боятся его. Муж героини внушает уважение и своим уверенным поведением, и заботливым отношением к жене. Описывая его, Бунин не использует ни одного уничижительного прилагательного.)
Проверка работы 3 варианта.
Таблица 4. Морфологические признаки имен прилагательных
Имя прилагательное | Разряд имени прилагательного | Морфологические признаки имени прилагательного |
чистое (бельё) | качественное | ср.р., ед.ч., В.п. |
белоснежный (китель) | качественное | м.р., ед.ч., В.п. |
– Подумайте, какое значение для создания характеристики героя имеют прилагательные: чистое (белье), белоснежный (китель).
(Бунин подает смерть героя без каких бы то ни было эмоций, это придает еще большее впечатление мертвенности событию и заставляет его контрастировать с яркими картинами любви двух беглецов. В описании хроники действий героя, автор использует всего два прилагательных:
чистое (белье), белоснежный (китель). Эти прилагательные подчеркивают незапятнанную репутацию героя. Он человек чести, не способный ни совершить, ни пережить обман, предательство.)
– Составьте синквейн о муже героини.
Пример синквейна.
- Муж.
- Мужественный, честный.
- Любит, страдает, погибает.
- "Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!"
5.«Невольник чести».
VI. Домашнее задание. Разноуровневые задания.
1 вариант. Составление синквейна.
– Составьте синквейны о героях-любовниках.
2 вариант. Письменный ответ на вопрос.
– Ответьте письменно на вопрос: «Смогут ли эти люди быть безмятежно счастливы в новых обстоятельствах?».
VII. Поведение итогов урока.
Учитель.
Рассказ И.А. Бунина «Кавказ» трагичен. Герои украли свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. Украденная любовь приводит к трагедии. Нельзя быть счастливыми за счет других.
По мысли писателя, любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль. Человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого.
Удивительно подробное и прозаичное описание последних часов жизни героя, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил. Жить ему больше нет смысла. Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой.
Список литературы
- Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч.2. Автор-составитель Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.– М.: Просвещение, 2011.
- Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка: методическое пособие. (Из опыта работы методистов ЛОИРО и учителей Ленинградской области) / под ред. Л.К. Ивановой, – СПб.: ЛОИРО, 2009. – 128 с.
- Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
17-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2008. – 320 с.
Приложение 1.
Все имена прилагательные из рассказа И.А.Бунина "Кавказ"
№ п/п | Имена прилагательные | Разряды | Род, число, падеж |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | В незаметных (номерах) | качественное | м.р., мн.ч., П.п. |
2. | прекрасной (бледностью) | качественное | ж.р., ед.ч., Т.п. |
3. | жестоким (характером) | качественное | м.р., ед.ч., Т.п. |
4. | самолюбивым (характером) | качественное | м.р., ед.ч., Т.п. |
5. | каждым (шагом) | качественное | м.р., ед.ч., Т.п. |
6. | осторожна | качественное | ж.р., ед.ч. |
7. | терпеливы | качественное | мн.ч. |
8. | кавказское (побережье) | относительное | ср.р., ед.ч., И.п. |
9. | диком (месте) | относительное | ср.р., ед.ч., П.п. |
10. | молодой | качественное | м.р., ед.ч., И.п. |
11. | одинокий | относительное | м.р., ед.ч., И.п. |
12. | осенние (вечера) | относительное | м.р., мн.ч., И.п. |
13. | чёрных (кипарисов) | относительное | м.р., мн.ч., Р.п. |
14. | холодных (волн) | качественное | ж.р., мн.ч., Р.п. |
15. | серых (волн) | относительное | ж.р., мн.ч., Р.п. |
16. | в горных (джунглях) | относительное | мн.ч., П.п. |
17. | у тропического (моря) | относительное | ср.р., ед.ч., Р.п. |
18. | до последней (минуты) | относительное | ж.р., ед.ч., Р.п. |
19. | великим (счастьем) | относительное | ср.р., ед.ч., Т.п. |
20. | холодные (дожди) | качественное | м.р., мн.ч., И.п. |
21. | извозчичьих (пролёток) | притяжательное | ж.р., мн.ч., Р.п. |
22. | тёмный (вечер) | качественное | м.р., ед.ч., И.п. |
23. | отвратительный (вечер) | качественное | м.р., ед.ч., И.п. |
24. | в маленьком (купе) | качественное | ср.р., ед.ч., П.п. |
25. | оконную (занавеску) | относительное | ж.р., ед.ч., В.п. |
26. | мокрую (руку) | качественное | ж.р., ед.ч., В.п. |
1 | 2 | 3 | 4 |
27. | о белый (фартук) | качественное | м.р., ед.ч., В.п. |
28. | с разнообразной (толпы) | качественное | ж.р., мн.ч., Р.п. |
29. | в тёмном (свете) | качественное | м.р., ед.ч., П.п. |
30. | вокзальных (фонарей) | относительное | м.р., мн.ч., Р.п. |
31. | в последнюю (минуту) | относительное | ж.р., ед.ч., В.п. |
32. | высокой (фигуре) | качественное | ж.р., ед.ч., Д.п. |
33. | офицерским (картузом) | относительное | м.р., ед.ч., Т.п. |
34. | узкой (шинелью) | качественное | ж.р., ед.ч., Т.п. |
35. | в замшевой (перчатке) | относительное | ж.р., ед.ч., П.п. |
36. | ледяной (рукой) | относительное | ж.р., ед.ч., Т.п. |
37. | страшную (роль) | качественное | ж.р., ед.ч., В.п. |
38. | людный (вагон) | относительное | м.р., ед.ч., И.п. |
39. | пыльные (дороги) | относительное | ж.р., мн.ч., И.п. |
40. | широкие (дороги) | качественное | ж.р., мн.ч., И.п. |
41. | железнодорожные (будки) | относительное | ж.р., мн.ч., И.п. |
42. | с канареечными (кругами) | относительное | м.р., мн.ч., Т.п. |
43. | алыми (мальвами) | относительное | ж.р., мн.ч., Т.п. |
44. | безграничный (простор) | качественное | м.р., ед.ч., И.п. |
45. | сухое (солнце) | качественное | ср.р., ед.ч., И.п. |
46. | пыльной (туче) | относительное | ж.р., ед.ч., Д.п. |
47. | первобытное (место) | относительное | ср.р., ед.ч., И.п. |
48. | чинаровыми (лесами) | относительное | м.р., мн.ч., Т.п. |
49. | красным (деревом) | относительное | ср.р., ед.ч., Т.п. |
50. | веерные (пальмы) | относительное | ж.р., мн.ч., И.п. |
51. | в лесные (чащи) | относительное | ж.р., мн.ч., В.п. |
52. | горячее (солнце) | качественное | ср.р., ед.ч., И.п. |
53. | душистый (туман) | качественное | ср.р., ед.ч., И.п. |
54. | лесистыми (вершинами) | относительное | ж.р., мн.ч., Т.п. |
55. | предвечная (белизна) | относительное | ж.р., ед.ч., И.п. |
56. | снежных (гор) | относительное | ж.р., мн.ч., Р.п. |
1 | 2 | 3 | 4 |
57. | знойному (базару) | относительное | м.р., ед.ч., Д.п. |
58. | от верховых (лошадей) | относительное | ж.р., мн.ч., Р.п. |
59. | разноплеменных (горцев) | относительное | м.р., мн.ч., Р.п. |
60. | в чёрных (одеждах) | качественное | ж.р., мн.ч., П.п. |
61. | в длинных (одеждах) | качественное | ж.р., мн.ч., П.п. |
62. | (во что-то) чёрное | качественное | ср.р., ед.ч., В.п. |
63. | с быстрыми (взглядами) | качественное | м.р., мн.ч., Т.п. |
64. | птичьими (взглядами) | притяжательное | м.р., мн.ч., Т.п. |
65. | из траурной (закутанности) | относительное | ж.р., ед.ч., Р.п. |
66. | пустой (берег) | относительное | м.р., ед.ч., И.п. |
67. | жареная (рыба) | отглагольное | ж.р., ед.ч., И.п. |
68. | белое (вино) | качественное | ср.р., ед.ч., И.п. |
69. | в знойном (сумраке) | относительное | м.р., ед.ч., П.п. |
70. | под черепичной (крышей) | относительное | ж.р., ед.ч., Т.п. |
71. | сквозные (ставни) | относительное | ж.р., мн.ч., В.п. |
72. | горячие (полосы света) | качественное | ж.р., мн.ч., И.п. |
73. | весёлые (полосы света) | качественное | ж.р., мн.ч., И.п. |
74. | удивительные (облака) | качественное | ср.р., мн.ч., И.п. |
75. | газовым (шарфом) | относительное | м.р., ед.ч., Т.п. |
76. | (ночи) теплы | качественное | краткая форма, ж.р., мн.ч. |
77. | (ночи) непроглядны | качественное | краткая форма, ж.р., мн.ч. |
78. | в чёрной (тьме) | качественное | ж.р., ед.ч., П.п. |
79. | топазовым (светом) | относительное | м.р., ед.ч., Т.п. |
80. | огненные (мухи) | относительное | ж.р., мн.ч., И.п. |
81. | стеклянными (колокольчиками) | относительное | м.р., мн.ч., Т.п. |
82. | древесные (лягушки) | относительное | ж.р., мн.ч., И.п. |
83. | глухой (стук) | качественное | м.р., ед.ч., И.п. |
84. | заунывный (вопль) | качественное | м.р., ед.ч., И.п. |
85. | безнадежно-счастливый (вопль) | качественное | м.р., ед.ч., И.п. |
1 | 2 | 3 | 4 |
86. | бесконечной (песни) | качественное | ж.р., ед.ч., Р.п. |
87. | прибрежном (овраге) | относительное | м.р., ед.ч., П.п. |
88. | по каменистому (ложу) | относительное | ср.р., ед.ч., Д.п. |
89. | мелкая (речка) | качественное | ж.р., ед.ч., И.п. |
90. | прозрачная (речка) | качественное | ж.р., ед.ч., И.п. |
91. | в таинственный (час) | качественное | м.р., ед.ч., В.п. |
92. | дивное (существо) | качественное | ср.р., ед.ч., И.п. |
93. | поздняя (луна) | качественное | ж.р., ед.ч., И.п. |
94. | страшные (тучи) | качественное | ж.р., мн.ч., И.п. |
95. | злобная (буря) | качественное | ж.р., ед.ч., И.п. |
96. | в шумной (черноте) | качественное | ж.р., ед.ч., П.п. |
97. | в гробовой (черноте) | относительное | ж.р., ед.ч., П.п. |
98. | волшебные (бездны) | качественное | ж.р., мн.ч., И.п. |
99. | зелёные (бездны) | качественное | ж.р., мн.ч., И.п. |
100. | в небесных (высотах) | относительное | ж.р., мн.ч., П.п. |
101. | допотопные (удары) | качественное | м.р., мн.ч., И.п. |
102. | целая (стая) | качественное | ж.р., ед.ч., И.п. |
103. | чистое (бельё) | качественное | ср.р., ед.ч., В.п. |
104. | белоснежный (китель) | качественное | м.р., ед.ч., В.п. |
Всего: 104 |
Приложение 2.
Классификация имен прилагательных из рассказа И.А.Бунина "Кавказ"
Качественные | Относительные | Притяжательные | Отглагольные |
1 | 2 | 3 | 4 |
незаметные номера | кавказское побережье | извозчичьи пролетки | жареная рыба |
прекрасная бледность | дикое место | птичьи взгляды | |
жестокий характер | одинокий | ||
самолюбивый характер | осенние вечера | ||
каждый шаг | чёрные кипарисы | ||
осторожна (краткая форма) | серые волны | ||
терпеливы (краткая форма) | горные джунгли | ||
молодой | тропическое море | ||
холодные волны | последняя минута | ||
холодные дожди | великое счастье | ||
тёмный вечер | оконная занавеска | ||
отвратительный вечер | вокзальные фонари | ||
маленькое купе | последняя минута | ||
мокрая рука | офицерский картуз | ||
белый фартук | замшевая перчатка | ||
разнообразная толпа | ледяная рука | ||
тёмный свет | людный вагон | ||
узкая шинель | пыльные дороги | ||
страшная роль | железнодорожные будки | ||
широкие дороги | канареечные круги | ||
безграничный простор | алые мальвы | ||
сухое солнце | пыльная туча | ||
горячее солнце | первобытное место |
1 | 2 | 3 | 4 |
душистый туман | чинаровые леса | ||
чёрные одежды | красное дерево | ||
длинные одежды | веерные пальмы | ||
что-то чёрное | лесные чащи | ||
быстрые взгляды | лесистые вершины | ||
белое вино | предвечная белизна | ||
горячие полосы света | снежные горы | ||
весёлые полосы света | знойный базар | ||
удивительные облака | верховые лошади | ||
ночи теплы (краткая форма) | разноплеменные горцы | ||
ночи непроглядны (краткая форма) | траурная закутанность | ||
чёрная тьма | пустой берег | ||
глухой стук | знойный сумрак | ||
заунывный вопль | черепичная крыша | ||
безнадежно-счастливый вопль | сквозные ставни | ||
бесконечная песня | газовый шарф | ||
мелкая речка | топазовый свет | ||
прозрачная речка | огненные муки | ||
таинственный час | стеклянные колокольчики | ||
дивное существо | древесные лягушки | ||
поздняя луна | прибрежный овраг | ||
страшные тучи | каменистое ложе | ||
злобная буря | гробовая чернота | ||
шумная чернота | небесные высоты | ||
волшебные бездны |
1 | 2 | 3 | 4 |
зелёные бездны | |||
допотопные удары | |||
целая стая | |||
чистое бельё | |||
белоснежный китель | |||
51% | 46% | 2% | 1% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От стиля к тексту. Урок словесности по рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг".
Для закрепления темы"Стили речи" учащимся можно предложить презентацию «От стиля к тексту». Это будет образец их творческой работы. В этой презентации на примере рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» пок...
урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....
Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"
Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....
Урок словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"
Материалы урока могут быть использованы в 11 классе как для подготвки к итоговому сочинению, так и для выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку...
Рабочий лист к уроку словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"
Рабочий лист предназначен для работы с учащимися на уроке словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"...
Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.
Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы....