Урок словесности по рассказу А.П. Чехова "О любви"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока словесности
В 10 классе
По рассказу А. П. Чехова « О любви»
Урок словесности по рассказу А. П. Чехова « О любви».
Цели урока.
- Обучающие:
- учить понимать мировоззрение писателя на основе анализа языка его произведения
- показать, как речевые средства работают на выражение авторской идеи в рассказе
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся
- развивать творческие способности учащихся
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к слову.
Оборудование: «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Сладкие грезы» П.И. Чайковского ( аудиозапись), таблицы «Пласты лексики в речи Алехина», « В творческой мастерской А. П. чехова».
Ход урока .
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве А. П. Чехове. Но наш урок необычен . Мы попытаемся глубже понять произведения Чехова , заглянув в его творческую мастерскую . Если для художника главными инструментами являются краски и кисти, для композитора – звуки, то для писателя и поэта –слова. Через слово мы постигаем суть произведения , а значит, пытаемся понять, как автор воспринимает, ощущает мир.
(Беседа о значении слов слово язык ).
« Язык не только говор, речь. Язык есть образ всего внутреннего человека, его ума, того, что называют сердцем , он выразитель воспитания всех сил – умственных и нравственных»,- так говорил Гончаров . И эти его слова будут эпиграфом нашего урока.
- Запишем их.
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы посмотрим, как А. П. Чехов работает с языковым материалом, как он использует речевые средства для выражения своего авторского отношения к героям рассказа « О любви».
3. Работа с текстом.
- Рассказ « О любви» , как известно , входит в « маленькую трилогию» вместе с рассказами « Человек в футляре»и « Крыжовник». Мы знаем, что рассказы объединены одной темой.
- Какова же эта тема?
О несовершенстве жизни , о том, что людям часто приходится прятать свои мысли в «футляр»).
- Как же развивается эта тема в рассказе « О любви»?
( Распространение « футлярной жизни» на любовь).
- Мы знаем , что у Чехова заглавие рассказа передает идейный смысл «О любви».Что значит слово любовь ? Дома вы должны были заглянуть в толковый словарь и выяснить значение этого словарь.( Уч-ся читают записи).
- В каком значении употребляет это слово Чехов?
(Чувство самоотверженной, сердечной привязанности героев- Алехина и Анны Сергеевны Луганович).
- НО слово – это единство лексического и грамматического значений. Мы выяснили лексическое, а грамматическое?
( Сущ. 3 скл. , ж. р. ,им.п.)
- Но у Чехова другая форма – о любви- форма предл.п. .
- А можно ли этот рассказ назвать « Любовь»?
- Если бы вам предложили продолжить название рассказа « О любви», что бы вы добавили? О какой любви?
( О нежной, трагической, грустной, запретной, тайной, др.)
- Вспомним особенность композиции рассказа.
( Рассказ в рассказе)
- О любви мы узнаем из рассказа Алехина . Чехов – мастер речевого портрета. Через речь героя мы проникаем в его нравственный мир, ощущаем гамму его чувств, понимаем его человеческую сущность.
4. Индивидуальная исследовательская работа учащихся с текстом.
- Давайте попытаемся проанализировать речь Алехина с точки зрения лексики .
( Уч-ся отмечают , что речь Алехина содержательна,точна, правильна, богата, выразительна. Делают вывод о том, что перед нами культурный, умный, образованный человек. Отмечают, что в речи Алехина Чехов использует разные пласты лексики. Приводят примеры).
Пласты лексики в речи Алехина.
1.Разговорно-бытовая лексика 1. Церковно-славянская лексика
(холостяки, батраки, убыток, няня, др.) ( питать пристрастие, тайна сия велика)
2.Просторечные слова 2. Книжная лексика
( спанье, мужики,бабы, др.) (трактовать, поэтизировать, др.)
3.Просторечно- вульгарные слова 3. Просторечные фразеологические обороты
( мурло) (говорил бог знает что )
4. Просторечные грамматические формы
( тосковать по черном сюртуке).
- Рассмотрев речь Алехина, мы видим, как «обыденщина» засасывает умного, культурного человека, меняет его склонности, привычки и даже его речь. Когда же Алехин говорит о любви, он меняется на глазах, речь его становится поэтичной.
5. Выразительное чтение.
- Известно, что в образе главной героини Анны Алексеевны Луганович узнала себя писательница Л. А. Авилова, у которой были отношения с Чеховым. Я рассказывала вам, что она вернула сестре А. П. , Марии Павловне , все его письма, кроме одного. Что же это было за письмо ?
( На фоне музыки П. И. Чайковского звучит отрывок из письма , который читает заранее подготовленный ученик. Это же письмо есть в рассказе).
Мы не признались друг другу в любви . . . не нужно рассуждать вовсе.
- Знакомы ли вам эти строчки?
( Это строчки из письма и в то же время из рассказа « О любви»)
6. Лингвистический эксперимент.
- Мы подбирали определения к слову любовь . А какие определения подобрал к этому слову А. П. Чехов?
( Тихая , грустная любовь).
- Слово грустная звучало и в ваших ответах. Вы хорошо знакомы с текстом рассказа. Закройте книги , предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.
…Тогда же за обедом для меня все было неотразимо ясно ; я видел женщину, какой я раньше никогда не встречал .
( Уч-ся читают свои тексты , сравнивают с авторским)
- Многие из вас правильно восстановили текст .Обратите внимание, как Чехов расположил эпитеты: молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная.
-
Определим значение слова обаятельная .
( Уч-ся предлагают свои варианты, затем обращаются к словарю С. И. Ожегова: обаятельный –очаровательный , полный притягательной силы)
- Этот эпитет подобран Чеховым очень точно . Мы чувствуем , что образ любимой женщины полон у Алехина притягательной силы . Когда он говорит о любимой женщине , речь его становится поэтической .
7. Музыкальное начало в повествовании А.П. Чехова .
- Современник А. П. Чехова , профессор М. А. Членов , вспоминал: Чехов говорил, что каждое произведение должно давать не только мысль, но и звук.
- Как вы думаете , что помогло нам сегодня почувствовать музыкальность речи Чехова?
( Звучащая музыка) .
- Узнали ли вы автора музыки? Что сближает повествование Чехова и музыку Чайковского?
( Настроение)
- Несомненно, музыка Чайковского и поэтическая речь произведений Чехова имеют общие эмоциональные истоки . И , пользуясь крылатым выражением, можно сказать, что если у Чайковского музыка говорит, то у Чехова слово поет.
- Попытаемся проследить, как же Чехов достигает музыкальности повествования.
( У него слова позтичны, мелодичны)
- В чем основное отличие поэтической речи от прозаической?
( В основе поэтической речи – ритм, размер, ритмическое начало ).
- Что такое ритм?
( Равномерное чередование каких-нибудь элементов)
- В данном случае элементы ритма – это слова , из которых Чехов строит предложения.
В услышанном отрывке попытаемся выявить какие-либо чередования в предложениях.
( Уч-ся замечают, что автор часто употребляет в предложениях однородные члены, подчеркивают их : скрывали ее робко, ревниво; любил нежно, глубоко; тихая, грустная любовь; красивая, интересная жизнь; был знаменитым уче,ным,артистом,художником;и.т.д.
- Употребляя двукратные, троекратные повторы однородных членов, Чехов реализует ритмическое начало в своих предложениях. Короткие фразы, предельно стройные конструкции предложений, образная речь и при этом- ясно ощущаемое ритмическое начало . Все это и создает музыкальность, мелодичность речи Чехова.
- Давайте проведем лингвистический эксперимент. Проанализируем начало следующего предложения: И дома, и в школе, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной, женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика.
- Что можно сказать об этом предложении?
( Предложение сложное, в нем троекратное повторение однородных членов, в 1 части предложения однородные обстоятельства соединяются повторяющимся союзом и).
- Попытаемся перестроить 1 часть этого предложения – опустим союз и:
и О, и О, и О,- О, О, О.
- Что изменилось в предложении?
( Эмоциональная окраска предложения)
- Стоит опустить союз , и исчезает музыкальность фразы.
А. П. Чехов мог с полным правом заявлять: « Умею кратко говорить о длинных вещах».
Писатель считал, что читатель должен сам о многом догадываться. Герои рассказа переживают, задают вопросы: честна ли их любовь, принесет ли она им счастье? И только когда герои расстались, Алехин понял: « … как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить».
- Нельзя не почувствовать симпатии автора к своим героям. А помогло нам в этом слово, ибо, по определению Аристотеля, « слово есть знак состояния души».
7. Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы с вами убедились в том, что А. П. Чехов бережно относился к слову. Заглянув в творческую мастерскую автора, мы попытались выявить те приемы обращения Чехова со словом, которые помогли ему достичь в своих произведениях, при их малом объеме, такого огромного содержания. Этим и отличается чеховская проза.
На доске запись:
В творческой мастерской А. П. Чехова.
А. П. Чехов использует:
- образную речь;
- различные пласты лексики для создания речевого портрета;
- точные оценочные определения;
- стройные ритмичные синтаксические конструкции предложений;
Экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами .
- Конечно же, это только часть тех приемов , которые использовал А. П. Чехов . Мы рассмотрели лишь несколько примеров.
- Рассказ окончен, но вопросы, заданные в нем , остались неразрешенными. А. П. Чехов предоставил вершить суд над героями жизни и нам , его читателям,
- Наверное, нам нужно согласиться с Алехиным , что « любовь – тайна сия велика есть».
- Тайной является и каждое произведение писателя, и , читая его, мы снова и снова пытаемся разгадать эту тайну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От стиля к тексту. Урок словесности по рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг".
Для закрепления темы"Стили речи" учащимся можно предложить презентацию «От стиля к тексту». Это будет образец их творческой работы. В этой презентации на примере рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» пок...
Урок словесности по рассказу И.Бунина "Кавказ"
Урок словесности в 8 классе по теме «Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Цели урока: Систематизировать, обобщить и углубить знания учащих...
урок словесности на тему: "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала"
Обобщение знаний об однородных членах предложения на материале рассказа "После бала" Л. Толстого....
Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...
Урок словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"
Материалы урока могут быть использованы в 11 классе как для подготвки к итоговому сочинению, так и для выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку...
Рабочий лист к уроку словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"
Рабочий лист предназначен для работы с учащимися на уроке словесности по рассказу И. А. Бунина "Солнечный удар"...
Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу А.Чехова "О любви"
Методическая разработка урока литературы литературы в 8 классе по теме "Рассказ об упущенном счастье" по рассказу А.Чехова "О любви" (урок составлен в соответствии с требован...