Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Уроки словесности- уроки культуры и нравственности. | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ 2. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.
Называя уроки русского языка и литературы уроками русской словесности, мы делаем шаг навстречу к возрождению культурных традиций России. Невозможно изучать русский язык, не опираясь на традиции классической литературы, и постигать глубину художественных произведений, не исследуя русское слово.
Одной из главных задач учителя – словесника, на мой взгляд, является задача сохранения русского слова как носителя не только понятийного значения, но также художественного и нравственно-эстетического.
Учащимся хорошо известно, что слово является лексической единицей, с помощью которой люди могут называть предметы и понятия, выражать эмоции и чувства. Но не каждый ученик задумывается над тем, к каким истокам восходит возникновение того или иного слова. Если обратиться к истории происхождения некоторых слов, станет понятно, какие общечеловеческие ценности лежат в основе русской культуры. Для этого совсем не обязательно обладать специальным филологическим образованием.
Важно обращать внимание на уроках словесности на формирование у школьников представлений о вечной жизненности классики, о ее кровной связи с литературой наших дней, осуществляя важнейшую цель школьного литературного образования, – приобщение учащихся к искусству слова, к богатствам русской классической литературы. И на этой основе формирование нравственных убеждений учащихся, их активной жизненной позиции, эстетических взглядов, вкусов и духовных потребностей.
Приведу несколько интересных примеров из опыта работы с учащимися в общеобразовательной школе.
На уроках русского языка, выполняя морфемный анализ слов, учащиеся даже младшего школьного возраста легко догадываются об истории происхождения некоторых слов. Невозможно вспомнить, чтобы какой-то ученик не объяснил значение слова «здравствуйте», но далеко не каждому довелось реально осознать, «почувствовать» значение данного слова. Современные школьники, безусловно, знают и используют различные слова в повседневной жизни. Однако лишь немногие, проводя время каникул в отдаленных от центральных городов населенных пунктов, где еще сохранились традиции русского уклада, на практике общения прониклись в глубину и суть хорошо известных и на первый взгляд обычных слов. Пожелание здравия и добра каждому односельчанину – это не просто воспитание, это – нравственные основы, берущие начало у истоков возникновения русской культуры. Об этом можно и должно говорить на уроках русского языка, в плане изучения слова, и на уроках литературы, постигая основы анализа художественного текста и приводя примеры из реальной жизни самих школьников.
Другой пример. Особое внимание стоит уделить словам, в состав которых входит корень слова благо. Учащиеся не только младшего возраста, но и ученики 8-9 классов охотно работают с подбором однокоренных слов и нередко сами дают обоснованное толкование их значений. Начиная с самого понятного и часто употребляемого в речи слова благодарю, ученики продолжают подбирать примеры и перед ними выстраивается многочисленный ряд слов, в составе которых есть корень слова благ: благородство, благодать, благополучие, благодушие, благожелательный, благоверный, благовест, благотворительность, благодеяние и т.д. Толкуя значение этих исконно русских слов, ученики не только объясняют их лексическое значение, но и в процессе диалога с учителем, формулируют личностное понимания тех понятий и категорий, которые «зашифрованы» за лексическими единицами речи. Работая над развитием культуры речи учащихся, учитель словесности имеет уникальную возможность не только обучать нормам русского литературного языка, но и прививать любовь к русскому слову, а через слово - воспитывать и формировать основы нравственности молодого поколения.
Еще пример. Интересно и даже немного неожиданно прошла работа с девятиклассниками над словом милосердие. К удивлению, не каждому ученику удалось найти связь исторических корней с толкованием значения слова. Обратившись к слову милость, уточнив его значение с помощью толкового словаря, ученики не только смогли предположить историю его происхождения, но и понять глубину мудрости русского слова.Милость - доброе дело, великодушное отношение, благодеяние (Толковый словарь русского языка, М-2001). Рассмотрев и проанализировав указанный ряд слов, ученики легко обнаруживают взаимосвязь «добрых» слов. Благодеяние и милосердие, как предполагают сами ученики, слова близкие не только по своему значению, но и созвучные с представлениями русского человека об основах морали.Исследуя слово на уроках словесности, учитель может и должен выходить с учащимися на диалог, позволяющий понять уровень восприятия молодого поколения традиционных норм поведения и морали, сформированных в процессе многовекового развития русской культуры. Часто даже старшие школьники, погруженные во все отрицающий дух юношеского максимализма, начинают признавать за словами милость и благо, лидирующие позиции, учитывая неоспоримое количество примеров однокоренных слов.
Не следует упускать возможности и от конкретных слов максимально приблизиться к вопросам общечеловеческих ценностей, выйти на диалог с учениками, обсуждая нравственные проблемы, доказывая и объясняя значение и значимость русского слова, от которого берет начало русская культура, включающая в себя как шедевры устного народного творчества, так и «золотой» фонд художественной литературы.Замечательным продолжением разговора о выше названных словах может стать любое произведение художественной литературы 19века. Действительно, трудно представить общение людей прошлых веков без слов милостивый государь. Подробно разобравшись со значением слова милость, легко догадываемся о предполагаемой истории возникновения такого обращения. Ни у кого из учеников не возникает сомнения в том, что человек, который был удостоен чести так называться, может и должен творить добрые дела. Приятно отметить, что даже ученики старших классов не теряют веры в то, что были и есть в России достойные люди, наделенные властью, и действительно творящие добрые дела. Однако невозможно не обратить внимания на недостатки и пороки тех «милостивых государей», о которых мы узнаем, читая замечательные произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Изучая и анализируя русскую классику, стараемся вновь выйти на обсуждение общечеловеческих проблем с позиции современного поколения. И коль скоро, тема нашего обсуждения сводилась к определенным словам и связанным с ними нравственным понятиям, вновь оставляем наших учеников наедине с вопросом: «Можно ли к вам обращаться со словом милостивые?»Работая с учениками, необходимо использовать каждую возможность, чтобы представить «орбиты» их интересов и увлечений, понять основные задачи семейного воспитания. Обсуждение и аналитическое чтение художественной литературы, толкование и объяснение пословиц, поговорок, фразеологических оборотов – это не только неиссякаемый источник для общения с учащимися, а прекрасная основа для формирования литературного сознания молодого поколения.
Беречь и сохранять достижения русской культуры – это обязанность и гражданский долг каждого интеллигентного человека, но это вовсе не умаляет уважения культурных традиций других народов. В Российских школах в настоящее время обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий. Современные классы – это своеобразный портрет будущей России, которая гостеприимно объединяет культурные традиции разных народов. Именно поэтому так остро и злободневно возникает необходимость возрождения и сохранения лучших традиций русской культуры. Это нужно вовсе не для того, чтобы возвыситься над другими, а для того, чтобы, научившись уважать и любить достижения своего народа, овладеть непростым, но необходимым для современного человека умением благородно относиться к окружающему нас миру, почувствовать ответственность за будущее России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Урок музыки - урок искусства"
Целью данной работы является определение роли урока музыки как урока искусства в системе современного образования. В процессе работы решаются следующие задачи: - исследовать значение урока музыки...
Технологическая карта урока-тренинга по обществознанию в 11 классе (вводный урок к разделу "Культура и нравственность")
Тренинг должен стать своеобразным «мостом» к изучению блока «Культура», важнейшим понятием которого являются представления о морали, нравственном выборе, толерантности. Старшеклассники, в результ...
Духовно-нравственный потенциал уроков словесности
Обладая высоким духовно-нравственным потенциалом, уроки русского языка и литературы становятся местом для разговора о Боге, о нравственности, о душе, о совести, о жизни, смерти и бессмертии. Именно в ...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....
Духовно-нравственный потенциал уроков словесности
Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы...
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на уроках словесности
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционн...