Эрнест Хемингуэй - Повесть "Старик и море" - гимн вселенной и человеку
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Разработка урока и презентация для демонстрации на мультимедийном оборудовании (для учащихся 8 класса).
"Эрнест Хемингуэй - Повесть "Старик и море" - гимн вселенной и человеку"
ЦЕЛИ:
- Обзорно познакомить учащихся с биографией Э.Хемингуэя, особенностями его творчества, историей создания повести « Старик и море». В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл этого небольшого по объему произведения одного из ведущих реалистов 20 века
- Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т.е обучение интерпретации текста.
- Нравственное воспитание.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок анализа с применением ИКТ ( презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_hemingueyu.doc | 35.5 КБ |
e._heminguey._povest_starik_i.ppt | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» - гимн вселенной и человеку.
ЦЕЛИ:
- Обзорно познакомить учащихся с биографией Э.Хемингуэя, особенностями его творчества, историей создания повести « Старик и море». В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл этого небольшого по объему произведения одного из ведущих реалистов 20 века
- Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т.е обучение интерпретации текста.
- Нравственное воспитание.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок анализа с применением ИКТ ( презентация)
ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ:
Мультимедиа проектор, на доске – портрет Э.Хемингуэя
ХОД УРОКА
- Орг. Момент ( тема, цель урока) Слайд 1
- Вступительное слово учителя
Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Х. и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Охотник , рыболов, путешественник, военный корреспондент, солдат, он самого себя испытывал на прочность, порой рисковал жизнью – не ради острых ощущений, а потому что осмысленный риск подобает настоящему мужчине. Слайд 2
3. Сообщение ученика о творчестве Х.
- Выразительное чтение стихотворения Е.Евтушенко.
- Что поражает в личности Хемингуэя? Таким ли вы представляли себе автора повести, когда читали « Старик и море»? Можно ли назвать самого писателя « человеком борющимся»?
- Еще раз вернемся к понятию « метод айсберга»? Как вы поняли, что это за метод? Слайд 3 ( запись в тетради)
Этот характерный стиль Х. наиболее отчетливо и последовательно воплощен в повести « Старик и море». Действие этой повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку удается изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остается ни с чем. Сюжет прост и строг. Однако в узкие рамки сюжета « втиснута» богатейшая философская проблематика, и перед читателем не только открывается история долгой и нелегкой человеческой жизни, но и ставятся вопросы космического порядка: о смысле и ценности жизни, о преемственности поколений, о единстве человека и природы и многие другие. Итак, познакомимся вкратце с историей создания повести.
- Сообщение ученика об истории создания повести « Старик и море» Слайд 4,5
- Аналитическая беседа по тексту
- Итак, повесть построена так, что за ее абсолютной внешней
реалистичностью( точно описан быт старика( какой?): постель из газет, лодка, рыболовецкие снасти, кофе в банке) все время чувствуется подводная часть « айсберга»- глубина проблематики. Вот, к примеру, мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, Х просто пишет
« старик и мальчик» Почему? ( символы двух поколений, старого и юного, уходящего и приходящего, символы передачи мудрого опыта детям. Почему в конце повести старик не умирает? Зачем он должен поправиться? ( Старик не умрет, пока мальчик не научится всему , что тот знает)
- В начале повести сказано, что родители мальчика считают старика «самым что
ни на есть невезучим», мальчику жалко старика , а его парус напоминает « знамя наголову разбитого полка. ( зачитываем фрагмент текста. Слайд 6) Согласны ли вы с тем, что старик сломлен ударами судьбы и теперь может вызвать только жалость? Какая деталь в портрете старика говорит о его истинной сущности? ( « Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается») Можно ли сказать, что мальчик только жалеет старика?
- Когда старик выходит в море, он думает о своем одиночестве, разговаривает сам с
собой и жалеет , что нет рядом с ним мальчика. Действительно ли старик одинок? Как Х. показывает связь старика с окружающим миром? ( Море, звезды, птицы, рыбы)
Найдите в тексте фрагменты, говорящие о единстве человека и природы ( Слайд 7)
Вывод : В чувствах и рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – его родня, между ними и стариком нет грани: они также борются за жизнь, также страдают, также любят друг друга.
- Центр повести – старик и пойманная им рыба. Зачитаем эпизоды, связанные с ними( описание рыбы, мысли старика, его слова, обращенные к ней )
Можно ли сказать, что старик восхищается рыбой? А жалеет он ее?
Как же эти чувства сочетаются с желанием старика убить рыбу? Объяснимо и понятно ли это желание? ( Для старика этот поединок с рыбой уже превращается в возможность утвердить себя в честном поединке с достойным противником. Трагическое противоречие: чтобы самоутвердиться, ему приходится убить того, кем он восхищается.)
А что в рыбе восхищает старика? Почему он так уверен, что рыба – самец? Какой смысл вкладывает в этот факт сам Х.?( Рыба огромна, прекрасна, она, как и старик, отчаянно борется с судьбой и не сдается. Мужчина против мужчины, один на один,
- такова мысль писателя) Слайд 8
Итак, наступает последний акт их поединка. Какой вопрос задает старик рыбе? Зачитаем этот эпизод. Видим ли мы радость старика? Почему? Опишите его состояние? О чем он думает? Как меняется его состояние, когда нападает первая акула?
В ярости и злобе, собрав все силы, старик борется с акулами, раздирающими рыбу.
Слайд 9 Почему, когда акулы терзают рыбу, ему кажется, что они терзают его самого? Только ли свой улов защищает старик?
Воля к жизни, к победе – вот что объединяло старика и рыбу. Ощущение единства и приводит к терзаниям старика, когда акулы рвут рыбу на части. Он чувствует себя в ответе за своего прекрасного противника. И защищает он не только, и не столько свой улов рыбака ( это было бы слишком просто и слишком поверхностно) – он защищает поверженную им во имя самоутверждения красоту от тех, кому не хватает смелости биться честно и кто способен рвать на части уже мертвого. Старик чувствует свою вину перед рыбой: он загубил ее напрасно. Подтвердите это цитатой из текста.
Трагический исход отчаянной борьбы с акулами приводит старика к мучительной мысли. Какой? (что он побежден, хотя свою жизнь он сумел отстоять) Как старик пытается сопротивляться мыслям о собственном поражении? ( зачитать. Слайд 10)
Кто победил старика? Никто :ни рыба, ни акулы. Он просто слишком далеко зашел в море, то есть затеял непосильную игру с судьбой – и вернулся ни с чем
Каким образом мальчик пытается поддержать старика, когда тот возвращается домой? ( зачитаем фрагмент) Слайд 11
- Подведение итогов урока
Итак, побежден ли старик? Судьба наказала его , но не сломила. Итак, какая фраза Х. выражает основную мысль повести? Слайд 12
Повесть была удостоена Нобелевской Премии в 1954г. Как вы можете объяснить столь высокую оценку , данную произведению?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эрнест Миллер Хемингуэй ( 1899 -1961) Человек, у которого хватило мужества быть непохожим ни на кого на свете. Лилиан Росс
Метод « Айсберга» Подобно тому как видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной его массы, скрытой под поверхностью океана, лаконичное повествование фиксирует лишь внешние данные, отталкиваясь от которых, читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя философские истины, которые автор хочет донести до читателя.
Литературный шедевр позднего Хемингуэя ( 1952г) За повесть « Старик и море» в 1954 году Э.Хемингуэй был удостоен Нобелевской премии
« Я пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море, настоящую рыбу и настоящих акул. И если мне это удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по –разному» Э.Хемингуэй
« Вряд ли кто вздумал бы обокрасть старика, но лучше было отнести парус и тяжелые снасти домой, чтобы они не отсырели от росы»
« Старик заранее решил, что уйдет далеко от берега, он оставил позади себя запахи земли и греб прямо в свежее утреннее дыхание океана…» «Старик уже и не мог припомнить, когда он впервые стал разговаривать сам с собою вслух. Наверное, он стал разговаривать вслух, когда от него ушел мальчик и он остался совсем один »
« - Будь спокойным и сильным, старик,- сказал он себе»
« Старик …поднял весло с привязанным к нему ножом совсем легонько, потому что руки его нестерпимо болели. Он сжимал и разжимал пальцы, чтобы хоть немножко их размять. Потом ухватился за весло покрепче, чтобы заставить руки сразу почувствовать боль в полную меру и уже больше не отвиливать от работы, и стал смотреть за тем, как подплывают акулы. - Ай! – сказал старик.- Ну что ж, плывите сюда, galanos .»
« Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя. -Никто, - ответил он. - Просто я слишком далеко ушел в море»
« - Ты должен поскорее поправиться, потому что я еще многому должен у тебя научиться, а ты можешь научить меня всему на свете. Тебе было очень больно? - Очень, - сказал старик. Когда мальчик вышел из хижины и стал спускаться вниз по старой каменистой дороге, он снова заплакал.» « Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику опять снились львы»
« Человек не создан для того, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эрнест Хемингуэй "Старик и море"
Образовательная система "Школа - 2100". Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой "Дом без стен", литература 8 класс. Презентация к уроку "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" по про...
План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."
Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море"....
Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» - гимн вселенной и человеку.
Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее о...
Презентация "Человек и природа" в повести Э. Хемингуэя "Старик и море"
Презентация расчитана на работу по повести Э. Хемингуэя "Старик и море" в 11 классе....
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе по УМК под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой. Э.Хемингуэй «Старик и море» «Человека можно уничтожить, но нельзя победить»
В данной методической разработке вы найдете интересный материал для проведения урока литературы по произведению Э.Хемингуэя "Старик и море". В процессе анализа художественного текста учащиес...
Технологическая карта урока: Человек- частица огромного и прекрасного мира. Авторская позиция в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море»
Урок- проектирование . ПОдготовка книги к переизданию. Обложка. Аннотация. Иллюстрирование. Работа детей в группе....