тематитческое планирование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме

Тагинцева Наталья Васильевна

тематическое планирование по литературе 8 класс по программе  В.Я. Коровиной содержит пояснительную записку, уебный план, список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_8_novoe.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Парфеново

   Рассмотрено:                       Согласовано:                         Введено в действие

   на заседании МО           зам. директора по УВР              приказом директора                                                                                                             

   _____________          ___________________                    МКОУ СОШ с. Парфеново

                                                                                                №____ от _________2011г.

                                                                                                Директор школы:  __________

                                                                                                                    О.А. Тарабрина

Рабочая программа

предмета «Литература»

для 8 класса

на 2012-2013 учебный год

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (базовый уровень). Москва. «Просвещение». 2011год.

Составитель:

ТагинцеваН.В., учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории.

с. Парфеново

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, Содержание учебного предмета, перечень практических, контрольных и других видов работ, критерии и нормы оценки ЗУН, список литературы для обучающихся и педагогов.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Произведения для заучивания наизусть:

- Исторические песни. О Пугачёве, Ермаке.

- А.С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

- М.Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

- Н.В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

- Л.Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).

- А.Т. Твардовский. Василий Тёркин (отрывок на выбор).

- О Родине и родной природе (2-3 стихотворения на выбор)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа





Тема, раздел



Всего  часов

Из них:


Развитие речи


Контрольные работы


Внеклассное чтение

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество  

2

3.

Из древнерусской литературы

2

1

4.

Из русской литературы 18 века

3

1

5.

Из русской литературы 19 века

33

4

2

2

6.

Из литературы 20 века

20

2

1

4

7.

Из зарубежной литературы

7

2

Итого:

68

7

3

9

Список литературы

Для учителя:

1.Литература. 5-10 классы. Изучение творчества А.С. Пушкина. Н.Ф.  Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2011.

2.Уроки литературы с применением информационных технологий.6-10 классы. Н.П. Архипова. – М.: Глобус, 2010.

3.Анализ произведений русской литературы. 8 класс. Ж.Н. Критарова. – М.: Издатеьство «Экзамен», 2011.

4.Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Т.М. Фадеева. – М.:Экзамен, 2006.

5.Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения. Л.В. перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Тесты по литературе. 8 класс. Е.Л. Елохина. – М.: Издательсво «Экзамен», 2011.

7.Литература. 5-11классы: нестандартные уроки. ОМ. Реут. – Волгоград: Учитель, 2007

СОДЕРЖАНИЕ    УЧЕБНОГО    ПРЕДМЕТА

№/№

Дата

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

план

факт

1четверть

21ч=1вн.чт+2р.р.+1кр.р+17

1

Вводный. Русская литература и история.

Изучение нового материала

Тестирование.

Устное народное творчество  

2ч.

2/1

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Изучение нового материала

Индивидуальный (оценка сообщений) Ответы на поставленные вопросы

3/2

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Изучение нового материала

Заучивание наизусть

Из древнерусской  литературы

2ч.=1+1вн.чт

4/1

Житийная литература как  особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Углубление ЗУН

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

5/2

Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Внеклассное

чтение

Ответы на вопросы

Из русской  литературы 18 века

3ч=2+1р.р.

6/1

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Изучение нового материала

7/2

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Изучение нового материала

8/3

Р.Р.Подготовка  к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе 18 века»

Развитие речи

сочинение

Из русской  литературы 19 века  33ч=4р.р.+2к.р2вн.чт.+25

9/1

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Комбинированный урок

Ответы на вопросы урока и вопросы викторины

10/2

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова-  журналиста, музыканта, писателя, философа.

Комбинированный урок.

Индивидуальный, ответы на вопросы

11/3

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

Изучение нового материала

Индивидуальный, ответы на вопросы

12/4

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***», (Я помню чудное мгновенье..), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Комбинированный урок.

Индивидуальный, ответы на вопросы

13/5

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

Изучение нового материала

Индивидуальный, ответы на вопросы

14/6

18.10.12

 А.С. Пушкин. «История Пугачёва». История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву  народа, дворян и автора.

Совершенствование ЗУН

Индивидуальный, ответы на вопросы

15/7

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Совершенствование ЗУН

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

16/8

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка

его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Совершенствование ЗУН

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

17/9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Совершенствование ЗУН

оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

18/10

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание  в авторской оценке.

Совершенствование ЗУН

Оценка ответов учащихся, составленных планов (выборочно)

2 четверть

14ч=3р.р.+1кр.р+10

19/11

Р.Р. Историзм и гуманизм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные  мотивы. Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка»

Развитие речи

Сочинение

20/12

А.С.Пушкин. «Пиковая дама» Проблемы человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

21/13

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

Контрольный урок

Контрольная работа


22/14

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Комбинированный урок.

23/15

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

Совершенствование ЗУН

Оценка выступлений, выразительного чтения, умения анализировать

24/16

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Комбинированный урок

Оценка ответов учащихся

25/17

Р.Р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

а) Анализ эпизода  в поэме «Мцыри»

б) «Мцыри как романтический герой»

в) «Природа и человек в поэме «Мцыри»

Урок развития  речи

Сочинение

26/18

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

27/19

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Наизусть монолог одного из героев.

28/20

Разоблачение пороков чиновничества  в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Изучение нового материала

Оценка ответов учащихся в ходе урока

29/21

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Комбинированный урок

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.

30/22

Р.Р.Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

Развитие речи

Сочинение

31/23

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противосостояние бездушию общества.

Комбинированный урок

Оценка ответов во время работы с текстом.

32/24

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Совершенствование ЗУН

Оценка ответов во время беседы

33/25

М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Комбинированный урок

Ответы во время беседы, тест

34/26

Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История  одного города» Подготовка к домашнему сочинению.

Развитие речи.

Сочинение

35/27

Контрольная работа по творчеству М.Ю Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова –Щедрина.

Урок контроля.

Контрольная работа

3 четверть

17ч=3вн.чт.+3р.р.+1кр.р+10

36/28

Н.С.Лесков.  Слово о писателе.  Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений». Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Совершенствование ЗУН

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

37/29

Л.Н.Толстой.  Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы  в рассказе  «После бала». Образ рассказчика.

Совершенствование ЗУН

Оценка ответов во время беседы

38/30

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа.

Комбинированный урок

Ответы во время беседы, тест

39/31

Вн.чт. Нравственные проблемы повести  Л.Н. Толстого «Отрочество»

Внеклассное

чтение

Оценка ответов во время беседы, пересказ эпизодов

40/32

Вн. чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Внеклассное

чтение

Оценка выразительного чтения наизусть

41/33

А.П.Чехов. Слово о писателе.  Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Совершенствование ЗУН

Оценка за выполнение домашнего задания

Из литературы 20 века

20ч.=2р.р+4вн.чт+1к.р+13

42/1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема  рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика.

Изучение нового материала

Выборочная проверка составленных тезисов

43/2

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Совершенствование ЗУН

Индивидуальный, групповой

44/3

Р.Р. Урок-диспут. «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Развитие

речи

Сочинение

45/4

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и истории. Обучение выразительному чтении.

Изучение нового материала

Индивидуальный

46/5

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Совершенствование ЗУН

Коллективная, групповая, индивидуальная

47-48/

6-7

Р.Р. Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.

Развитие

речи

Сочинение

49/8

И.С. Шемелёв. Рассказ о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

50/9

Вн.чт. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая  история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник». М. Зощенко. «История болезни»

Внеклассное

чтение

51/10

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе  «Пенсне»

52/11

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Урок контроля

Тест

53/12

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине.

Изучение нового материала

Коллективный, индивидуальный

4 четверть

16ч=4вн.чт.+1р.р.+11

54/13

«Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

Обучение устному рассказу.

Наизусть отрывок

55/14

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

Совершенствование ЗУН

Оценка ответов во время урока. Тест

56/15

Вн.чт. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни» в рассказе  «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Внеклассное

чтение

Индивидуальная

57/16

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.

58/17

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» Отражение военного времени  в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.

59/18

Р.Р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века»

Развитие речи

60-61/

19-20

Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Внеклассное

чтение

Наизусть

Из зарубежной литературы.

7ч.=5+2вн.чт.

62/1

У.Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

Изучение нового материала

Индивидуальный, коллективный.

63/2

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.


64-65/

3-4

Ж.Б. Мольерю Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Изучение нового материала

Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа

66/5

Вн.чт. Д.Свит. Слово о писателе. «Путешествие  Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Внеклассное чтение

Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа

67/6

Вн.чт.В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Внеклассное чтение

Индивидуальный, коллективный. Проверочная работа

68/7

 Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Рекомендации по летнему чтению.

Урок-зачёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...