Тематическое планирование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Тимофеева Елена Борисовна

Развернутое тематическое планирование по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

п/п

Тема урока

Кол-во

Часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение. Литература и время.

1

Объяснение нового материала.

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике.

Х.К.Андерсен "Калоши счастья" как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в Средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Теория. Литература и история. Эпиграф.

Знать: основные теоретические понятия, связанные с изучением произведений.

Уметь: пользоваться различными справочными изданиями.

Пересказ статьи.

Стр. 6-14 пересказ.

2

История в устном народном творчестве. Исторические народные песни.

1

Объяснение нового материала.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Теория. Исторические герои, сюжеты в народном толковании.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы.

"Правеж". Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

"Солдаты готовятся встретить шведского короля", "Петра Первого узнают в шведском городе", "Петр Первый на корабле". Песни о Петре Великом. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Теория. Историческая народная песня и ее использование в художественных произведениях ("Капитанская дочка", "Князь Серебряный" и др.).

Знать: исторические жанры.

Уметь: выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлекать информацию из различных источников.

Сообщения учащихся.

Стр.2 вопросы

3

Народная драма. "Как француз Москву брал".

1

Объяснение нового материала.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

"Как француз Москву брал" - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в "исторической" народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Теория. Народная драма.

Знать: особенности художественной формы.

Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью.

Беседа.

Стр.30 вопр.1-3

4-5

История на страницах произведений древнерусской литературы. Летопись. "Начальная летопись", "Повесть временных лет".

2

Систематизация ЗУН

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков.

Теория. Древнерусская литература и ее жанры.

Летопись. "Начальная летопись", "Повесть временных лет". Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях 11-17 веков. Рассказ о смерти Олега в "Начальной летописи". "Повесть временных лет" как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи.

Теория. Летопись.

Знать: историческую основу стихотворения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; использовать различные формы изученных художественных произведений исторической тематики.

Беседа.

Стр.33-35 пересказ

6

Воинская повесть. "Повесть о разорении Рязани Батыем".

1

Объяснение нового материала.

"Повесть о разорении Рязани Батыем"как воинская повесть (первая половина 14 века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой.

Теория. Воинская повесть.

Знать: особенности повествования художественного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времен - как отображенного в произведении, так и соответствующего моменту прочтения.

Беседа.

Стр.37-40 прочитать

7

Житие как жанр. Сказание о житии Александра Невского.

1

Объяснение нового материала.

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

" Сказание о житии Александра Невского". Жизнь героя истории как канонизированного святого на страницах жития.

Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития.

Знать: особенности повествования художественного произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; пользоваться справочными изданиями, связанными с исторической тематикой.

Беседа.

Стр.42-47 прочитать

8

К.Б.Зайцев "Преподобный Сергий Радонежский".

1

Объяснение нового материала.

К.Б.Зайцев "Преподобный Сергий Радонежский". Элементы житийного жанра в авторском произведении 20 века. Становление характера подвижника.

Знать: биографию Сергия Радонежского.

Уметь: определять связь литературного произведения со временем.

Беседа.

Стр.48-53 прочитать

9

Вн.чт. Из древнерусской литературы.

1

Комбинированный

Знать: произведения и их содержание древнерусской литературы.

Уметь: определять связь литературного произведения со временем.

Беседа.

Стр.53 в.1, 2

10-11

История на страницах произведений эпохи Возрождения. М.де Сервантес Сааведра "Дон Кихот".

2

Комбинированный

Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

Теория. Рыцарский роман. Пародия. "Вечный образ".

Знать: содержание произведения, понятия рыцарский роман, пародия, "вечный образ".

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою.

Беседа.

Читать роман "Дон Кихот"

12

История на страницах произведений 18 века. Н.М.Карамзин "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода".

1

Объяснение нового материала.

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я.Б.Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М.Карамзина. Покорение Новгорода Иваном 3 в "Истории государства Российского".

Теория. Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть.

Знать: основные этапы жизненного пути Н.М.карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления; содержание повести.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою.

Беседа.

Прочитать роман "Марфа Посадница" Карамзина.

13

Р.р. Художественные особенности. Главные герои повести.

1

Комбинированный

Повесть "Марфа Посадница". Образы-антиподы: Иван 3 и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора.

Знать: художественные особенности повести.

Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою.

Организация совместной учебной деятельности.

Стр.77-78 пересказ

14

Историческое прошлое в литературе 19 века. Былина.

1

Объяснение нового материала.

Постоянство интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Теория. Историческая тема в русской классике.

Былины и их герои в произведениях 19 века. А.К.Толстой "Илья Муромец", "Правда", "Курган".Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события былин в русской поэзии. Обращение А.К.Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта.

Теория. Былина и баллада.

Знать: особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения, своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью; определять авторскую позицию писателя; воспринимать и анализировать поэтику былин.

Ответы на вопросы.

Стр.83-85 прочитать

15

Г.У.Лонгфелло "Песнь о Гайавате".

1

Объяснение нового материала.

Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка "Песни о Гайавате" Совершенство перевода.

Теория. Песнь как жанр.

Знать: своеобразие произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа.

Ответы на вопросы.

Читать роман В.Скотта "Айвенго"

16

В.Скотт "Айвенго".

1

Объяснение нового материала.

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение эпохи и изображение героев. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Теория. Исторический роман.

Знать: художественные особенности романа.

Уметь: определять связь литературного произведения со временем.

Беседа по содержанию отдельных глав романа.

Стр.99-101, план статьи

17

Исторические события и жанр басни И.А.Крылова "Волк на псарне".

1

Систематизация ЗУН

Исторические события и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года.

Теория. Басня на историческую тему.

Знать: связь сюжета и образов с событиями истории, специфику жанра басни; понимать аллегорию.

Уметь: определять мораль произведения.

Индивидуальные сообщения учащихся.

Выучить басню наизусть

18-19

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. "Песнь о вещем Олеге", "Анчар".

2

Систематизация ЗУН

Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе "Песнь о вещем Олеге". Сюжет "Песни..." и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение "Анчар" как осмысление проблемы власти и деспотизма.

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина; содержание изучаемого произведения.

Уметь: применять различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию, выразительно читать стихотворение.

Ответы на вопросы.

Стр.105-107 прочитать

Выразительное чтение стихотворения.

20-21

А.С.Пушкин "Полтава".

2

Комбинированный

Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы.

Знать: исторические источники, содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию; выразительно читать стихотворный текст.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Прочитать поэму "Полтава"

Выучить наизусть отрывок.

22

А.С.Пушкин "Пиковая дама".

1

Комбинированный

История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германна. Особенности Жизненной философии героя и проблема "наполеонизма" Тема денег. Фантастика в повести.

Знать: содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Перечитать "Капитанскую дочку".

23

Повесть "Капитанская дочка". Историческая основа повести.

1

Комбинированный

Болдинская осень 1833 г. Работа над "Историей Пугачева" и повестью "Капитанская дочка".Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале.

Знать: исторические ис точники, содержание изучаемого произведения.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Аналитическая беседа.

Стр.134 вопросы.

24

Формирование характера Петруши Гринева.

1

Комбинированный

Сюжет исторической повести "Капитанская дочка" и его важнейшие события. Становление характера Гринева. Герои исторические и герои вымышленные.

Знать: содержание изучаемого произведения, этапы формирования характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Беседа.

Выразительное чтение картины бурана, гл2, стр.143 вопросы

25

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора.

1

Комбинированный

Острота постановки проблемы.

Знать: содержание изучаемого произведения, этапы формирования характера героя.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Стр.150 вопросы

26

Падение Белогорской крепости.

1

Комбинированный

Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы.

Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Стр.160 вопросы1-3; стр.167 вопросы.

27

Изображение войны и ее вождя.

1

Комбинированный

Исторические герои и исторические события на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек.

Знать: исторические сведения о пугачевском восстании, содержание изучаемого произведения, проблематику.

Уметь: характеризовать особенности сюжета. композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Опишите первое застолье Пугачева. Стр174-175 вопросы

28

Образ Маши Мироновой. Смысл названия произведения.

1

Комбинированный

Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведения.

Знать: содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов.

Уметь: выражать свое отношение к поступкам героев, участвовать в диалогах.

Беседа, проблемные задания.

Сообщение "Как изобразил Пушкин Пугачева?"

29

Образ Пугачева в повести "Капитанская Дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

Комбинированный

Работа над "Историей Пугачева" и повестью "Капитанская дочка".Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на "бунт бессмысленный и беспощадный".

Знать: исторические сведения о пугачевском восстании, содержание изучаемого произведения, проблематику.

Уметь: характеризовать особенности сюжета. композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Беседа, проблемные задания.

Стр.193-197 читать, готовиться к сочинению

30-31

Сочинение по повести "Капитанская дочка".

2

Комбинированный

Совершенствование навыков написания сочинения на заданную тему; соблюдение признаков выбранного жанра сочинения; составление плана, подбор цитатного материала.

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Сочинение по повести "Капитанская дочка".

Подготовить одно из стихотворений Лермонтова наизусть

32

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

1

Комбинированный

Лирика поэта на тему родины.

Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение. в том числе выученные наизусть; выражать свое отношение к прочитанному.

Монологический ответ.

Выучить наизусть одно из стихотворений Лермонтова.

33

"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

1

Комбинированный

Исторический сюжет и герои песни. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников.

Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, систему образов поэмы.

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя.

Беседа.

Прочитать "Песню...", стр.203-205 прочитать.

34

Русский уклад жизни и национальный русский характер.

1

Комбинированный

Быт и нравы 16 века в поэме.

Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, систему образов поэмы.

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Стр.221 вопросы 1-3.

Кулачный бой на Москве-реке.

Трагическое столкновение героев.

Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, систему образов поэмы.

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Чтение наизусть одного из важнейших эпизодов поэмы.

35

Степан Калашников- носитель лучших качеств русского национального характера.

1

Комбинированный

Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. "Песня..." как лироэпическое произведение.

Теория. Историческая поэма.

Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, понятие историческая поэма.

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Перечитать повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

36

Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". История создания повести.

1

Комбинированный

Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. 16 век Южной Руси в повести Гоголя.

Знать: содержание и историю создания повести; нравственную проблематику произведения.

Уметь: использовать различные виды пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Беседа по тексту.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

37-38

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.

2

Объяснение нового материала.

Образ Тараса и его сыновей.

Знать: содержание, нравственную проблематику произведения.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; определять связь литературного произведения со временем.

Организация совместной учебной деятельности.

Стр.267 вопрос 1.

Стр.267 вопрос 2

39

Образ запорожской Сечи в повести.

1

Объяснение нового материала.

Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи.

Знать: содержание, нравственную проблематику произведения.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Организация совместной учебной деятельности.

Перечитайте речь Бульбы о товариществе. В чем видит Тарас силу товарищества и боевого братства?

40

Осада польского города Дубно.

1

Комбинированный

Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. битва под Дубно.

Знать: содержание, нравственную проблематику произведения.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Организация совместной учебной деятельности.

В чем трагедия и величие Тараса Бульбы?

41

Трагедия Тараса Бульбы.

1

Комбинированный

Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

Знать: содержание, нравственную проблематику произведения. понятия историческая повесть, патриотический пафос.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Организация совместной учебной деятельности.

Готовиться к сочинению.

42-43

Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

2

Комбинированный

Совершенствование навыков написания сочинения на заданную тему; соблюдение признаков выбранного жанра сочинения; составление плана, подбор цитатного материала.

Знать: содержание и проблематику изученного произведения.

Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Читать "Три мушкетера" А.Дюма.

44

А Дюма "Три Мушкетера".

1

Объяснение нового материала.

Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений Дюма.

Теория. Авантюрно-исторический роман.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем.

Беседа с привлечением текста

Прочитать балладу "Василий Шибанов", инд.зад. - сообщение на историческую тему.

45

А.К.Толстой "Василий Шибанов"

1

Объяснение нового материала.

Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем, пользоваться справочными изданиями.

Подробный пересказ фрагментов текста.

Рассказ об одном из героев баллады.

46-47

А.К.Толстой "Князь Серебряный".  Исторические лица в романе и вымышленные герои.

2

Комбинированный

Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван 4 Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Теория. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором.

Знать: содержание произведения, основные теоретические понятия.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем, пользоваться справочными изданиями.

Аналитическая беседа.

Прочитать главы из романа "Князь Серебряный".

Создайте "кодекс чести" каждого из главных героев.

48

М.Н.Загоскин "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" (фрагменты)

1

Комбинированный

Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения.

Теория. Заголовок романа и его особенности.

Знать: содержание произведения, основные теоретические понятия.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем, пользоваться справочными изданиями.

Организация совместной учебной деятельности.

Прочитать рассказ "После бала" Л.Н.Толстого.

49

Л.Н.Толстой "После бала"

1

Объяснение нового материала.

Гуманистический пафос рассказа. "После бала" как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы.

Знать: основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого; содержание рассказа.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

Аналитическая беседа.

Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

50

"После бала". Проблематика, принцип контраста.

1

Комбинированный

Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в судьбе человека. Образ "грациозной и величественной" Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Теория. Контраст как прием композиции.

Знать: прием контраста.

Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; пользоваться различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

Творческая работа.

Стр.85-86 прочитать, стр.86 вопрос 2.

51

"Посмертные записки старца Федора Кузьмича" как раздумье Льва Толстого о судьбе человека.

1

Комбинированный

"Посмертные записки старца Федора Кузьмича" как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. Сопоставление  произведений Л.Н.Толстого "После бала" и "Посмертные записки старца Федора Кузьмича" для широты представления о позиции автора.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа.

Организация совместной учебной деятельности.

52

Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи.

1

Комбинированный

Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий.

Знать: особенности художественной формы.

Уметь: перефразировать мысль; пересказывать прочитанное, используя монологическую и диалогическую речь.

Ответы на вопросы.

Оцените мастерство создания интерьера в романе "Князь Серебряный" А.К.Толстого.

53-54

Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века.

2

Комбинированный

В.А.Жуковский "Воспоминание", "Песня"; А.С.Пушкин "Воспоминание", "Стансы"; Д.В.Давыдов "Бородинское поле"; И.И.Козлов "Вечерний звон"; Ф.Н.Глинка "Москва"; А.Н.Апухтин "Солдатская песня о Севастополе". Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике; отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего.

Теория. История в лирике.

Знать: особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения.

Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью; определять авторскую позицию писателя; воспринимать и анализировать стихотворный текст.

Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания.

Выразительное чтение и анализ одного из стихотворений;

Выучить наизусть одно из стихотворений.

55-56

Историческое прошлое в литературе 20 века.

2

Комбинированный

Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причины их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе.

Знать: особенности художественной формы.

Уметь: перефразировать мысль; пересказывать прочитанное, используя монологическую и диалогическую речь.

Ответы на вопросы, беседа,

Стр.90-91 прочитать,

Стр.93 вопросы1-2.

57

Былины и их герои в произведениях 20 века.

1

Комбинированный

И.А.Бунин "На распутье", "Святогор", "Святогор и Илья"; К.Д.Бальмонт "Живая вода"; Е.М.Винокуров "Богатырь". Былины и их герои в произведениях 20 века. Троансформация образа былинного героя в произведениях 20 века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стиха. Былинные мотивы в творчестве Бальмонта. Стихотворение "Живая вода" как обращение к "родным богатырям". Чистота и прозрачность ритма, "перезвоны благозвучий" стихотворных строк поэта.

Теория. Былины в лирике 20 века.

Знать: авторов и содержание художественных произведений.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; сопоставлять изображение одних и тех же событий в произведениях разных писателей.

Сообщения учащихся.

Выучить наизусть понравившееся произведение.

58

Ю.Н.Тынянов "Восковая персона"

1

Комбинированный

Исторические романы и повести Тынянова. "Восковая персона" как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики.

Ответы на вопросы, беседа,

Прочитать "Восковую персону" Тынянова.

59

Ю.Н.Тынянов "Подпоручик Киже".

1

Комбинированный

"Подпоручик Киже" - осуждение нелепостей воинской службы при Павле 1. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

Теория. Язык и стиль исторического повествования.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять авторскую позицию писателя.

Ответы на вопросы, беседа,

Расскажите "биографию" подпоручика Киже. Почему стало возможным его "существование"?

60

С.Цвейг "Невозвратимое мгновение". Образ Наполеона.

1

Комбинированный

Исторические миниатюры "Звездные часы человечества" Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора.

Теория. Историческая миниатюра.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять авторскую позицию писателя.

Ответы на вопросы, беседа,

Самостоятельно прочитать произведение.

61

М.Алданов "Чертов мост" (главы).

1

Комбинированный

Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия "Мыслитель". Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе "Чертов мост".

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; справочными изданиями, связанными с исторической тематикой.

Организация совместной учебной деятельности.

Самостоятельно прочитать произведение.

62

М.Алданов "Святая Елена, маленький остров".

1

Комбинированный

"Святая Елена, маленький остров"как завершение тетралогии. Образ Наполеона в последние годы жизни. Неразрывность связи времен как главная тема творчества Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия).

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; справочными изданиями, связанными с исторической тематикой.

Организация совместной учебной деятельности.

Самостоятельно прочитать произведение.

63

Б.Л.Васильев "Утоли мои печали..."

1

Комбинированный

Изображение ходынской трагедии, которая произошла 18 мая 1896 года во время "народного гулянья" по случаю коронации Николая 2. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай 2, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Теория. Исторический роман и его название.

Знать: содержание произведения.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики.

Беседа.

Каково отношение автора к коронации? Самостоятельно дочитать произведение.

64-65

Великая Отечественная война в литературе. Л.М.Леонов "Золотая карета".

2

1.Объяснение нового материала.

2.Комбинированный.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. драматический сюжет и драматические судьбы.

Теория. Символика названия произведения.

Знать: содержание произведения, основные теоретические понятия.

Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем.

Организация совместной учебной деятельности.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Прочитать пьесу Леонова "Золотая карета".

66-67

История на страницах поэзии 20 века.

2

Комбинированный

В.Я.Брюсов "Тени прошлого", "Век за веком"; З.Н.Гиппиус "14 декабря"; Н.С.Гумилев "Старина", "Прапамять"; М.А.Кузьмин "Летний сад"; М.И.Цветаева "Домики старой Москвы", "Генералам двенадцатого года"; Г.В.Иванов "Есть в литографии старинных мастеров..."; Д.Б.Кедрин "Зодчие". Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов 20 столетия. Многогранность осмысления былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Теория. Роль темы прошлого в лирике 20 века.

Знать: авторов и содержание художественных произведений.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, связь литературного произведения со временем; использовать различные виды искусства для комментирования произведений литературы 20 века; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; выражать свое отношение к прочитанному.

Выразительное чтение. беседа по вопросам.

Выразительное чтение и анализ одного из стихотворений,

Выучить наизусть одно из стихотворений.

68

Итоговый урок.

1

Систематизация ЗУН.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения.

Ответы на вопросы, беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...