Тематическое планирование по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Развернутое тематическое планирование по литературе по программе Т.Ф.Курдюмовой 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс планирование по литературе | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во Часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Введение. Литература и время. | 1 | Объяснение нового материала. | Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. Исторические роман, повесть, рассказ; исторические пьесы, поэмы, песни; исторические мотивы в лирике. Х.К.Андерсен "Калоши счастья" как эпиграф к изучению исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в Средние века. Четкость и убедительность выводов автора. Теория. Литература и история. Эпиграф. | Знать: основные теоретические понятия, связанные с изучением произведений. Уметь: пользоваться различными справочными изданиями. | Пересказ статьи. | Стр. 6-14 пересказ. | ||
2 | История в устном народном творчестве. Исторические народные песни. | 1 | Объяснение нового материала. | Жанры исторической тематики в фольклоре. Причина их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий. Теория. Исторические герои, сюжеты в народном толковании. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. "Правеж". Петр Великий и Иван Грозный в песнях. "Солдаты готовятся встретить шведского короля", "Петра Первого узнают в шведском городе", "Петр Первый на корабле". Песни о Петре Великом. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне. Теория. Историческая народная песня и ее использование в художественных произведениях ("Капитанская дочка", "Князь Серебряный" и др.). | Знать: исторические жанры. Уметь: выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью; извлекать информацию из различных источников. | Сообщения учащихся. | Стр.2 вопросы | ||
3 | Народная драма. "Как француз Москву брал". | 1 | Объяснение нового материала. | Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. "Как француз Москву брал" - героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в "исторической" народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы. Теория. Народная драма. | Знать: особенности художественной формы. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью. | Беседа. | Стр.30 вопр.1-3 | ||
4-5 | История на страницах произведений древнерусской литературы. Летопись. "Начальная летопись", "Повесть временных лет". | 2 | Систематизация ЗУН | Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков. Теория. Древнерусская литература и ее жанры. Летопись. "Начальная летопись", "Повесть временных лет". Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях 11-17 веков. Рассказ о смерти Олега в "Начальной летописи". "Повесть временных лет" как первый общерусский летописный свод. Источники повести - более ранние своды и записи. Теория. Летопись. | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; использовать различные формы изученных художественных произведений исторической тематики. | Беседа. | Стр.33-35 пересказ | ||
6 | Воинская повесть. "Повесть о разорении Рязани Батыем". | 1 | Объяснение нового материала. | "Повесть о разорении Рязани Батыем"как воинская повесть (первая половина 14 века). События и герои на страницах повести. Евпатий Коловрат как подлинный народный герой. Теория. Воинская повесть. | Знать: особенности повествования художественного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времен - как отображенного в произведении, так и соответствующего моменту прочтения. | Беседа. | Стр.37-40 прочитать | ||
7 | Житие как жанр. Сказание о житии Александра Невского. | 1 | Объяснение нового материала. | Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития. " Сказание о житии Александра Невского". Жизнь героя истории как канонизированного святого на страницах жития. Теория. Житие. Художественные особенности жанра жития. | Знать: особенности повествования художественного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; пользоваться справочными изданиями, связанными с исторической тематикой. | Беседа. | Стр.42-47 прочитать | ||
8 | К.Б.Зайцев "Преподобный Сергий Радонежский". | 1 | Объяснение нового материала. | К.Б.Зайцев "Преподобный Сергий Радонежский". Элементы житийного жанра в авторском произведении 20 века. Становление характера подвижника. | Знать: биографию Сергия Радонежского. Уметь: определять связь литературного произведения со временем. | Беседа. | Стр.48-53 прочитать | ||
9 | Вн.чт. Из древнерусской литературы. | 1 | Комбинированный | Знать: произведения и их содержание древнерусской литературы. Уметь: определять связь литературного произведения со временем. | Беседа. | Стр.53 в.1, 2 | |||
10-11 | История на страницах произведений эпохи Возрождения. М.де Сервантес Сааведра "Дон Кихот". | 2 | Комбинированный | Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ. Теория. Рыцарский роман. Пародия. "Вечный образ". | Знать: содержание произведения, понятия рыцарский роман, пародия, "вечный образ". Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою. | Беседа. | Читать роман "Дон Кихот" | ||
12 | История на страницах произведений 18 века. Н.М.Карамзин "Марфа-посадница, или Покорение Новагорода". | 1 | Объяснение нового материала. | Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. Я.Б.Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Отражение и оценка событий русской истории в научном и художественном творчестве Н.М.Карамзина. Покорение Новгорода Иваном 3 в "Истории государства Российского". Теория. Жанры исторических произведений. Историческая драма, историческая повесть. | Знать: основные этапы жизненного пути Н.М.карамзина; условия возникновения сентиментализма как литературного направления; содержание повести. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою. | Беседа. | Прочитать роман "Марфа Посадница" Карамзина. | ||
13 | Р.р. Художественные особенности. Главные герои повести. | 1 | Комбинированный | Повесть "Марфа Посадница". Образы-антиподы: Иван 3 и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора. | Знать: художественные особенности повести. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою. | Организация совместной учебной деятельности. | Стр.77-78 пересказ | ||
14 | Историческое прошлое в литературе 19 века. Былина. | 1 | Объяснение нового материала. | Постоянство интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Массовая литература на исторические темы. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы. Теория. Историческая тема в русской классике. Былины и их герои в произведениях 19 века. А.К.Толстой "Илья Муромец", "Правда", "Курган".Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события былин в русской поэзии. Обращение А.К.Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворений поэта. Теория. Былина и баллада. | Знать: особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения, своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью; определять авторскую позицию писателя; воспринимать и анализировать поэтику былин. | Ответы на вопросы. | Стр.83-85 прочитать | ||
15 | Г.У.Лонгфелло "Песнь о Гайавате". | 1 | Объяснение нового материала. | Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка "Песни о Гайавате" Совершенство перевода. Теория. Песнь как жанр. | Знать: своеобразие произведения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа. | Ответы на вопросы. | Читать роман В.Скотта "Айвенго" | ||
16 | В.Скотт "Айвенго". | 1 | Объяснение нового материала. | Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение эпохи и изображение героев. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте. Теория. Исторический роман. | Знать: художественные особенности романа. Уметь: определять связь литературного произведения со временем. | Беседа по содержанию отдельных глав романа. | Стр.99-101, план статьи | ||
17 | Исторические события и жанр басни И.А.Крылова "Волк на псарне". | 1 | Систематизация ЗУН | Исторические события и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года. Теория. Басня на историческую тему. | Знать: связь сюжета и образов с событиями истории, специфику жанра басни; понимать аллегорию. Уметь: определять мораль произведения. | Индивидуальные сообщения учащихся. | Выучить басню наизусть | ||
18-19 | Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. "Песнь о вещем Олеге", "Анчар". | 2 | Систематизация ЗУН | Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе "Песнь о вещем Олеге". Сюжет "Песни..." и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение. Стихотворение "Анчар" как осмысление проблемы власти и деспотизма. | Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина; содержание изучаемого произведения. Уметь: применять различные виды пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию, выразительно читать стихотворение. | Ответы на вопросы. | Стр.105-107 прочитать Выразительное чтение стихотворения. | ||
20-21 | А.С.Пушкин "Полтава". | 2 | Комбинированный | Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы. | Знать: исторические источники, содержание изучаемого произведения. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию; выразительно читать стихотворный текст. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Прочитать поэму "Полтава" Выучить наизусть отрывок. | ||
22 | А.С.Пушкин "Пиковая дама". | 1 | Комбинированный | История создания. Нравственная проблематика повести. Образ Германна. Особенности Жизненной философии героя и проблема "наполеонизма" Тема денег. Фантастика в повести. | Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Перечитать "Капитанскую дочку". | ||
23 | Повесть "Капитанская дочка". Историческая основа повести. | 1 | Комбинированный | Болдинская осень 1833 г. Работа над "Историей Пугачева" и повестью "Капитанская дочка".Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. | Знать: исторические ис точники, содержание изучаемого произведения. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Аналитическая беседа. | Стр.134 вопросы. | ||
24 | Формирование характера Петруши Гринева. | 1 | Комбинированный | Сюжет исторической повести "Капитанская дочка" и его важнейшие события. Становление характера Гринева. Герои исторические и герои вымышленные. | Знать: содержание изучаемого произведения, этапы формирования характера героя. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Беседа. | Выразительное чтение картины бурана, гл2, стр.143 вопросы | ||
25 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. | 1 | Комбинированный | Острота постановки проблемы. | Знать: содержание изучаемого произведения, этапы формирования характера героя. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Стр.150 вопросы | ||
26 | Падение Белогорской крепости. | 1 | Комбинированный | Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. | Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Стр.160 вопросы1-3; стр.167 вопросы. | ||
27 | Изображение войны и ее вождя. | 1 | Комбинированный | Исторические герои и исторические события на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. | Знать: исторические сведения о пугачевском восстании, содержание изучаемого произведения, проблематику. Уметь: характеризовать особенности сюжета. композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Опишите первое застолье Пугачева. Стр174-175 вопросы | ||
28 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия произведения. | 1 | Комбинированный | Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведения. | Знать: содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов. Уметь: выражать свое отношение к поступкам героев, участвовать в диалогах. | Беседа, проблемные задания. | Сообщение "Как изобразил Пушкин Пугачева?" | ||
29 | Образ Пугачева в повести "Капитанская Дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | Комбинированный | Работа над "Историей Пугачева" и повестью "Капитанская дочка".Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на "бунт бессмысленный и беспощадный". | Знать: исторические сведения о пугачевском восстании, содержание изучаемого произведения, проблематику. Уметь: характеризовать особенности сюжета. композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. | Беседа, проблемные задания. | Стр.193-197 читать, готовиться к сочинению | ||
30-31 | Сочинение по повести "Капитанская дочка". | 2 | Комбинированный | Совершенствование навыков написания сочинения на заданную тему; соблюдение признаков выбранного жанра сочинения; составление плана, подбор цитатного материала. | Знать: содержание и проблематику изученного произведения. Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Сочинение по повести "Капитанская дочка". | Подготовить одно из стихотворений Лермонтова наизусть | ||
32 | М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы. | 1 | Комбинированный | Лирика поэта на тему родины. | Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение. в том числе выученные наизусть; выражать свое отношение к прочитанному. | Монологический ответ. | Выучить наизусть одно из стихотворений Лермонтова. | ||
33 | "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". | 1 | Комбинированный | Исторический сюжет и герои песни. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, систему образов поэмы. Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя. | Беседа. | Прочитать "Песню...", стр.203-205 прочитать. | ||
34 | Русский уклад жизни и национальный русский характер. | 1 | Комбинированный | Быт и нравы 16 века в поэме. | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, систему образов поэмы. Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Стр.221 вопросы 1-3. | ||
Кулачный бой на Москве-реке. | Трагическое столкновение героев. | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, систему образов поэмы. Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Чтение наизусть одного из важнейших эпизодов поэмы. | |||||
35 | Степан Калашников- носитель лучших качеств русского национального характера. | 1 | Комбинированный | Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. "Песня..." как лироэпическое произведение. Теория. Историческая поэма. | Знать: особенности сюжета поэмы, его историческую основу, понятие историческая поэма. Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; определять авторскую позицию писателя. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Перечитать повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". | ||
36 | Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". История создания повести. | 1 | Комбинированный | Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. 16 век Южной Руси в повести Гоголя. | Знать: содержание и историю создания повести; нравственную проблематику произведения. Уметь: использовать различные виды пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Беседа по тексту. | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. | ||
37-38 | Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. | 2 | Объяснение нового материала. | Образ Тараса и его сыновей. | Знать: содержание, нравственную проблематику произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; определять связь литературного произведения со временем. | Организация совместной учебной деятельности. | Стр.267 вопрос 1. Стр.267 вопрос 2 | ||
39 | Образ запорожской Сечи в повести. | 1 | Объяснение нового материала. | Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. | Знать: содержание, нравственную проблематику произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Организация совместной учебной деятельности. | Перечитайте речь Бульбы о товариществе. В чем видит Тарас силу товарищества и боевого братства? | ||
40 | Осада польского города Дубно. | 1 | Комбинированный | Гоголь - мастер батальных сцен и героических характеров. битва под Дубно. | Знать: содержание, нравственную проблематику произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Организация совместной учебной деятельности. | В чем трагедия и величие Тараса Бульбы? | ||
41 | Трагедия Тараса Бульбы. | 1 | Комбинированный | Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям. Теория. Историческая повесть. Патриотический пафос произведения. | Знать: содержание, нравственную проблематику произведения. понятия историческая повесть, патриотический пафос. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Организация совместной учебной деятельности. | Готовиться к сочинению. | ||
42-43 | Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" | 2 | Комбинированный | Совершенствование навыков написания сочинения на заданную тему; соблюдение признаков выбранного жанра сочинения; составление плана, подбор цитатного материала. | Знать: содержание и проблематику изученного произведения. Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное. | Сочинение по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" | Читать "Три мушкетера" А.Дюма. | ||
44 | А Дюма "Три Мушкетера". | 1 | Объяснение нового материала. | Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений Дюма. Теория. Авантюрно-исторический роман. | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем. | Беседа с привлечением текста | Прочитать балладу "Василий Шибанов", инд.зад. - сообщение на историческую тему. | ||
45 | А.К.Толстой "Василий Шибанов" | 1 | Объяснение нового материала. | Подлинные исторические лица баллады - царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем, пользоваться справочными изданиями. | Подробный пересказ фрагментов текста. | Рассказ об одном из героев баллады. | ||
46-47 | А.К.Толстой "Князь Серебряный". Исторические лица в романе и вымышленные герои. | 2 | Комбинированный | Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица - царь Иван 4 Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа. Теория. Исторический роман. Связь исторического романа с фольклором. | Знать: содержание произведения, основные теоретические понятия. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем, пользоваться справочными изданиями. | Аналитическая беседа. | Прочитать главы из романа "Князь Серебряный". Создайте "кодекс чести" каждого из главных героев. | ||
48 | М.Н.Загоскин "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" (фрагменты) | 1 | Комбинированный | Исторические события и народные герои в романе. Патриотический пафос произведения. Теория. Заголовок романа и его особенности. | Знать: содержание произведения, основные теоретические понятия. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем, пользоваться справочными изданиями. | Организация совместной учебной деятельности. | Прочитать рассказ "После бала" Л.Н.Толстого. | ||
49 | Л.Н.Толстой "После бала" | 1 | Объяснение нового материала. | Гуманистический пафос рассказа. "После бала" как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. | Знать: основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого; содержание рассказа. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения. | Аналитическая беседа. | Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала. | ||
50 | "После бала". Проблематика, принцип контраста. | 1 | Комбинированный | Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в судьбе человека. Образ "грациозной и величественной" Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя. Теория. Контраст как прием композиции. | Знать: прием контраста. Уметь: находить при анализе текста изобразительно-выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; пользоваться различными видами пересказа; участвовать в диалоге. | Творческая работа. | Стр.85-86 прочитать, стр.86 вопрос 2. | ||
51 | "Посмертные записки старца Федора Кузьмича" как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. | 1 | Комбинированный | "Посмертные записки старца Федора Кузьмича" как раздумье Льва Толстого о судьбе человека. Сопоставление произведений Л.Н.Толстого "После бала" и "Посмертные записки старца Федора Кузьмича" для широты представления о позиции автора. | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа. | Организация совместной учебной деятельности. | |||
52 | Интерьер и пейзаж в историческом повествовании, их место в воссоздании эпохи. | 1 | Комбинированный | Быт и нравы эпохи на страницах исторического повествования. Место интерьера в воссоздании быта и характеристике нравов. Сюжет и интерьер. Познавательная и художественная роль интерьера. интерьер как одно из важных слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живописи. Особенности пейзажа в описании исторического прошлого и исторических событий. | Знать: особенности художественной формы. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать прочитанное, используя монологическую и диалогическую речь. | Ответы на вопросы. | Оцените мастерство создания интерьера в романе "Князь Серебряный" А.К.Толстого. | ||
53-54 | Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века. | 2 | Комбинированный | В.А.Жуковский "Воспоминание", "Песня"; А.С.Пушкин "Воспоминание", "Стансы"; Д.В.Давыдов "Бородинское поле"; И.И.Козлов "Вечерний звон"; Ф.Н.Глинка "Москва"; А.Н.Апухтин "Солдатская песня о Севастополе". Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике; отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего. Теория. История в лирике. | Знать: особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать, владея монологической и диалогической речью; определять авторскую позицию писателя; воспринимать и анализировать стихотворный текст. | Ответы на вопросы, беседа, проблемные задания. | Выразительное чтение и анализ одного из стихотворений; Выучить наизусть одно из стихотворений. | ||
55-56 | Историческое прошлое в литературе 20 века. | 2 | Комбинированный | Жанры произведений на темы истории, общность и различие. Причины их популярности. Судьба исторических жанров в современной русской литературе. | Знать: особенности художественной формы. Уметь: перефразировать мысль; пересказывать прочитанное, используя монологическую и диалогическую речь. | Ответы на вопросы, беседа, | Стр.90-91 прочитать, Стр.93 вопросы1-2. | ||
57 | Былины и их герои в произведениях 20 века. | 1 | Комбинированный | И.А.Бунин "На распутье", "Святогор", "Святогор и Илья"; К.Д.Бальмонт "Живая вода"; Е.М.Винокуров "Богатырь". Былины и их герои в произведениях 20 века. Троансформация образа былинного героя в произведениях 20 века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов и совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стиха. Былинные мотивы в творчестве Бальмонта. Стихотворение "Живая вода" как обращение к "родным богатырям". Чистота и прозрачность ритма, "перезвоны благозвучий" стихотворных строк поэта. Теория. Былины в лирике 20 века. | Знать: авторов и содержание художественных произведений. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; сопоставлять изображение одних и тех же событий в произведениях разных писателей. | Сообщения учащихся. | Выучить наизусть понравившееся произведение. | ||
58 | Ю.Н.Тынянов "Восковая персона" | 1 | Комбинированный | Исторические романы и повести Тынянова. "Восковая персона" как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики. | Ответы на вопросы, беседа, | Прочитать "Восковую персону" Тынянова. | ||
59 | Ю.Н.Тынянов "Подпоручик Киже". | 1 | Комбинированный | "Подпоручик Киже" - осуждение нелепостей воинской службы при Павле 1. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории. Теория. Язык и стиль исторического повествования. | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять авторскую позицию писателя. | Ответы на вопросы, беседа, | Расскажите "биографию" подпоручика Киже. Почему стало возможным его "существование"? | ||
60 | С.Цвейг "Невозвратимое мгновение". Образ Наполеона. | 1 | Комбинированный | Исторические миниатюры "Звездные часы человечества" Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора. Теория. Историческая миниатюра. | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять авторскую позицию писателя. | Ответы на вопросы, беседа, | Самостоятельно прочитать произведение. | ||
61 | М.Алданов "Чертов мост" (главы). | 1 | Комбинированный | Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия "Мыслитель". Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе "Чертов мост". | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; справочными изданиями, связанными с исторической тематикой. | Организация совместной учебной деятельности. | Самостоятельно прочитать произведение. | ||
62 | М.Алданов "Святая Елена, маленький остров". | 1 | Комбинированный | "Святая Елена, маленький остров"как завершение тетралогии. Образ Наполеона в последние годы жизни. Неразрывность связи времен как главная тема творчества Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла. Теория. Циклы исторических романов (тетралогия, трилогия). | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; справочными изданиями, связанными с исторической тематикой. | Организация совместной учебной деятельности. | Самостоятельно прочитать произведение. | ||
63 | Б.Л.Васильев "Утоли мои печали..." | 1 | Комбинированный | Изображение ходынской трагедии, которая произошла 18 мая 1896 года во время "народного гулянья" по случаю коронации Николая 2. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай 2, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа. Теория. Исторический роман и его название. | Знать: содержание произведения. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики. | Беседа. | Каково отношение автора к коронации? Самостоятельно дочитать произведение. | ||
64-65 | Великая Отечественная война в литературе. Л.М.Леонов "Золотая карета". | 2 | 1.Объяснение нового материала. 2.Комбинированный. | Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. драматический сюжет и драматические судьбы. Теория. Символика названия произведения. | Знать: содержание произведения, основные теоретические понятия. Уметь: определять нравственную проблематику произведения; пользоваться различными видами пересказа; определять связь литературного произведения со временем. | Организация совместной учебной деятельности. | Выучить наизусть одно из стихотворений. Прочитать пьесу Леонова "Золотая карета". | ||
66-67 | История на страницах поэзии 20 века. | 2 | Комбинированный | В.Я.Брюсов "Тени прошлого", "Век за веком"; З.Н.Гиппиус "14 декабря"; Н.С.Гумилев "Старина", "Прапамять"; М.А.Кузьмин "Летний сад"; М.И.Цветаева "Домики старой Москвы", "Генералам двенадцатого года"; Г.В.Иванов "Есть в литографии старинных мастеров..."; Д.Б.Кедрин "Зодчие". Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов 20 столетия. Многогранность осмысления былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Теория. Роль темы прошлого в лирике 20 века. | Знать: авторов и содержание художественных произведений. Уметь: определять род и жанр литературного произведения, связь литературного произведения со временем; использовать различные виды искусства для комментирования произведений литературы 20 века; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; выражать свое отношение к прочитанному. | Выразительное чтение. беседа по вопросам. | Выразительное чтение и анализ одного из стихотворений, Выучить наизусть одно из стихотворений. | ||
68 | Итоговый урок. | 1 | Систематизация ЗУН. | Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. | Уметь: определять род и жанр литературного произведения, формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения. | Ответы на вопросы, беседа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...