Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цель данного урока: обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно с Павлом Петровичем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenev.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Евгений Васильевич Базаров.
Цели урока:
- обобщение знаний о главном герое романа И.С.Тургенева « Отцы и дети» Евгении Базарове;
- развитие творчества, инициативы обучающихся;
- воспитание активной жизненной позиции; самостоятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Вид урока: урок теоретических и практических работ.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: ТСО, таблицы, карточки – задания.
МПС: история России (общественное движение 60-х годов 19 века)
Ход урока:
Впереди - никакой высокой цели;
в уме – никакого высокого помысла,
и при всём этом – силы огромные.
Д. Писарев, 1862 г.
Орг. момент (наличие уч-ся на уроке)
Учитель: Отступите 1 см. вниз, поставьте точку, от точки примерно 1 см. влево, 1 см. вниз, 1см. вправо, 2см. вниз, 1 см. влево. Что получилось? Правильно – пятёрка. Можно начинать урок.
Тема нашего сегодняшнего урока: Евгений Васильевич Базаров, (запись в конспекты даты проведения урока и темы). И целью нашей будет являться обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно с Павлом Петровичем. Попробуем ответить на вопрос: почему И.С.Тургенев убил своего героя, не дал жить ему дальше? В связи с этим у меня к вам такой вопрос:
-как вы думаете: зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли убеждения погубить человека, разрушить его жизнь, или, наоборот, сделать его счастливым?
(ответы учащихся)
Убеждения героя, которые он воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе. Они моделируют его судьбу. И сильный, властный человек, отрицающий всё хоть сколько – нибудь напоминающее «романтизм», настолько безоглядно доверяет бесплотным идеям, что одна только мысль об ошибке приводит его в состояние депрессии.
Сегодня мы поговорим об убеждениях Базарова. О том, что скрывается под словом – нигилизм. Что вкладывают герои в это понятие. Соответствуют ли их оценки реальному содержанию слова? Нам предстоит словарная работа. На карточках представлено несколько формулировок, характеризующих одно и то же понятие – нигилизм, выберите из них ту, которая вам больше всего понятна. Запишите её, указав источник (автора), подчеркните решающие определения, характеризующие данное понятие.
(ответы учащихся с записью на доске, вывод.)
Автор показал нам Базарова во взаимоотношениях со всеми основными героями, обратите внимание на доску
бр. Кирсановы
Базаров Одинцова
родители
и отчасти с народом.
В этой схеме можно увидеть принцип солнечной системы. Большинство героев группируются вокруг Базарова, являясь реалистическим изображением, они в то же время нужны для того, чтобы с ними проявилась какая – то существенная черта базаровского характера. Везде выяснялось превосходство Базарова над остальными героями. Но…с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствия героя: (обратите внимание на доску: кольцевая композиция) Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и ещё раз к родителям. Как вы думаете, для чего это делает автор?
(ответы учащихся)
-второй круг совершает изменившимся: жизнь заставила принять романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно пытавшийся сохранить теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарову? Изменились ли люди, обстановка?
-изменилось ли что- нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым?(нет)
-изменилось ли отношение к Базарову?
(нет, пребывание вместе невозможно и П.П. приходит к рыцарскому разрешению конфликта – дуэли).
-кто может проанализировать сцену дуэли?
-давайте вспомним предмет споров Е.Базарова и П.П.Кирсанова. Перед вами листочки - таблицы, которые вы попробуете заполнить. 1 группа расскажет нам о Базарове, 2 группа – о Павле Петровиче, 3 группа покажет нам сходства и различия между Б. и П.П. Кирсановым.
(ответы учащихся)
-итак, конфликт заканчивается дуэлью. Победил ли П.П. Кирсанов?
(ответы учащихся)
- нет. Он не только ранен физически, но и нравственно, что намного страшнее. После дуэли это не заносчивый дворянин, а страдающий физически и морально пожилой человек.
-Попробуем выяснить, почему конфликт между Б. и П.П. заканчивается дуэлью? Мы говорили, что это роман социально – психологический и Тургенев поднимал проблему не только общественных слоёв: либералов и разночинцев – демократов, но и проблему отцов и детей. Так чего же не хватило отцам и детям, что дело дошло до дуэли?
(ответы учащихся)
- отцы дети
! !
! !
отеческой любви сыновнего почтения
Проведём небольшую разминку: встаньте друг за другом, положите руки на плечи того, кто стоит впереди вас. Сейчас делаем массаж
- погладьте спину, плечи
- разомните мышцы плеча, пройдитесь вдоль позвоночника,
- рубящие движения ребром ладоней вдоль мышцей плеча,
-поглаживание,
-теперь развернитесь и скажите друг другу: «Спасибо».
-Усаживайтесь и за работу.
И.С.Тургенев всегда проводил своих героев через испытания любовью. Он считал, что любовь – это основной момент в раскрытии характера героя. Сейчас попробуйте узнать героиню романа Тургенева «Отцы и дети», которая поведает вам свою историю, но не скажет основного: какую роль она сыграла в судьбе главного героя, продолжите её рассказ.
(ответы учащихся)
- вам было дано опережающее задание - вопросы, касающиеся отношений Базарова и Одинцовой
1 – каковы взгляды Б. на любовь до встречи с Одинцовой?
2 –первая встреча Б. и О.
3 – как изменился Б.?
(ответы учащихся)
Учитель: всё кончено. Один из принципов Б. « Нравится тебе женщина, старайтесь добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернитесь – не клином сошлась». Но Б. полюбил не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного. Значит, романтика существует? Это одно из поражений Б., но такое поражение, после которого он становится нам ближе, человечнее. Б. романтика украсила, и он намного сильнее и глубже сердцем выглядит в этой истории, чем О. для которой важнее спокойствие и «культ» денег. А трагический исход глубокого и серьёзного чувства Б. стал переломным моментом в его жизни.
-Последние дни жизни Базарова (пересказ)
(ответы учащихся) - рассеянный, глупо поранился, думал о чём – то своём, как раненный зверь едет к своим родителям залечивать раны. Вот мы и подошли к вопросу: отношения Б. со своими родителями. Любит ли он их?
(ответы учащихся)
На вопрос Аркадия Кирсанова: «Любишь ли ты своих родителей?» Б. отвечает: « Да, очень». Он уверен, что таких людей, как они, днём с огнём не сыскать. Но потеряна связь, взаимопонимание, он дома появился только через 3 года. Да, и то только после того, как побывал в гостях у Кирсановых и Одинцовой. Сейчас вам будет дано такое задание: каждая группа получит «деформированный» текст, который вы попробуете восстановить и озаглавить. Затем 1 группа передаст на проверку 2 гр., 2 -3; 3 -1. Давайте попробуем.
(задание проверяется, и даются рекомендации)
-как ведёт себя отец Евгения, когда узнаёт о том, что у сына заражение крови?
(ответы учащихся)
-давайте посмотрим отрывок из видеофильма «Отцы и дети» «Смерть.
Базарова».
-( рисунок «Старики Базаровы идут на могилу к своему сыну» и слова « В одном из уголков России…..»),(звучит тихая музыка П.И.Чайковского «Времена года. Осень.)
- Так кто же он - Евгений Васильевич Базаров? Почему роман И. С. Тургенева заканчивается смертью Базарова?
(ответы учащихся)
- автор показывает 2 причины: одиночество и внутренний конфликт. Автор показывает, как первыми отпадают Кирсановы, затем Одинцова, родители и последнее отсечение Б. от народа. « Новые люди» выглядят одинокими по сравнению с основной массой общества. Их мало, тем более, что это первые «новые люди». Б. – представитель раннего революционера – разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Поэтому Тургенев показывает их одиночество, показывает, что в мелкопоместной и дворянской среде они не нашли себе помощников. Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Б. – «умница» и « герой», он хотел, чтобы мы полюбили Базарова сомневающегося, не боящегося быть слабым, возвышенным, умеющим любить,…Но в том то и заключается неповторимость тургеневского Базарова, что через весь роман он пройдёт во многом не таким человеком и тем обречёт себя на единственную роковую, трагическую - базаровскую судьбу
Рефлексия: на карточках вопросы по уроку – надо ответить
1. Легко ли работать в группе и почему?
2. Что помогает и что мешает общей работе в группе?
3. Изменилось ли ваше отношение к Базарову?
4. Какие остались вопросы?
Спасибо за урок. Выставляются оценки.
Приложения
Евгений Васильевич Базаров:
Внешность:
Происхождение:
Воспитание:
Черты характера:
Общественно – политические взгляды:
Павел Петрович Кирсанов:
Внешность:
Происхождение:
Воспитание:
Черты характера:
Общественно – политические взгляды:
Сходство и различие между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым:
Нигилизм ( от лат., «ничто») - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И.С.Тургенева « Отцы и дети»(1862).
Большой энциклопедический словарь
Нигилизм-«безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, что нельзя ощупать».
Нигилизм–«голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».
Я родилась от Сергея Николаевича Локтева, известного красавца, который умер, оставив мне и сестре крошечное состояние. Моё положение после смерти отца было очень тяжело. Я не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться мне было не с кем. Но, меня случайно увидел очень богатый человек лет сорока шести, чудак, пухлый, тяжёлый и кислый, впрочем, не глупый и не злой; влюбился в меня и предложил мне руку. Я согласилась быть его женой,- а он пожил со мной лет шесть и, умирая, упрочил за мной всё своё состояние. Обо мне говорили «Прошла через огонь и воду», а известный губернаторский остряк обыкновенно прибавлял: « И через медные трубы».
Я была немного старше Аркадия, мне пошёл двадцать девятый год, но я заметила, что Аркадий ощущал некоторую робость. Но он робел и волновался недолго, моё спокойствие сообщилось и ему: четверти часа не прошло, как уж он свободно рассказывал о своём отце, дяде, о жизни в Петербурге и в деревне. Я говорила мало и напомнила Аркадию, что он обещал привезти с собой приятеля, который имеет смелость ни во что не верить.
Когда Аркадий представил мне Базарова, мне показалось, что он как будто сконфузился. Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на меня, как дурной запах или резкий звук; но я тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это мне польстило. Я не теряла времени в уединение: прочла несколько хороших книг и Базарову со мной было интересно. Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая. Я пригласила их в своё имение.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами. Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлых старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются кротким словом, пыль смахнут с камня да ветки ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём.… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии « равнодушной» природы; они говорят так же о вечном примирении и о жизни бесконечной…
Базаров высунулся из тарантаса, а Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке ……………. домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким….......носом, одетого в старый ……………сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную ………….. и щурился от солнца.
Он стал обнимать сына «Енюшка, Енюшка», - раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась……………, низенькая старушка в белом……….. и короткой пёстрой кофточке. Она ахнула,…………, и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал её. Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его……………., и всё замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипывания.
Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий…………….. с шёлковыми лентами и голубую…………. С разводами. Она опять ………….. как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось её усовещевать: она сама поскорей утёрла свои слёзы, чтобы не закапать свою…………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»
План-конспект урока литературы...
Разработка урока по теме: « Явления, происходящие с веществами» Химия 8 класс для детей с ОВЗ
Развивать умение детей вести целенаправленные наблюдения и умение прогнозировать ожидаемые результаты....
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»
Название предмета: литератураКласс: 9УМК: «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...
Разработка урока по теме: "Честь и достоинство в романе "Капитанская дочка"
Изучение на уроке чести и достоинства в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Разработка урока литературы в 10 классе "Базаров и его родители"
Творчество И.С. Тургенева. Учащимся было предложено написать эссе на тему «Что значат для меня мои родители?» Высказывания учащихся легли в основу урока....
Разработка урока литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Представлена методическая разработка обобщающего урока по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" в форме игры "Суд над Базаровым"...