Конспект урока "Что представляет собой дуэль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок-исследование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы Каримовой Натальи Леонидовны
учителя высшей квалификационной категории
РТ МАОУ «Гимназия№37» г. Казани
Тема: Что представляет собой дуэль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Урок-диалог с элементами учебного исследования.
Цели урока:
Формирование у школьников умений и навыков исследовательской деятельности и ощущение себя в новом качестве – аналитика, исследователя.
Мотивирование учащихся к развитию познавательного интереса
Актуализация знаний через выборочное чтение, фрагментарный анализ «Отцов и детей», учебное исследование и рефлексию.
Использование современных педагогических технологий (элементы коммуникативно-развивающей технологии, ИКТ).
Задачи урока:
-вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам учебного исследования;
-развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);
-формирование в учащихся мотивации в диалоге и исследовании
-обогащение духовной культуры;
-развитие творческих задатков личности.
Оборудование урока:
1.Портфолио ученика с рабочим материалом к каждому этапу урока.
2.Портфолио учителя (методические разработки к уроку, конспект урока).
3.Презентация по теме урока.
4. Портрет И.С. Тургенева
План урока
- «Дуэль открывает столько возможностей…» или «Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете?»
- «- Мне кажется, вы шутите, милостивый государь!».
- «Утро было славное, свежее…» Готовимся к ЕГЭ.
- «Побеждает не тот, кто прав, а кто лучше владеет пистолетом?» или каков замысел автора.
Ход урока:
Актуализация знаний 1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята и гости! (Слайд 1) Врагам наследственным подобно, Вот пистолеты уж блеснули… - «Мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моём присутствии речь никогда не заходила о дуэли. Позвольте узнать, каково ваше мнение об этом предмете?» (Неправда, в русской литературе мы уже встречали эпизоды дуэли в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв-Швабрин), «Евгений Онегин» (Онегин- Ленский), М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (Печорин-Грушницкий) - НАЧАЛО составления кластера (на партах у детей лежат листочки для составления кластера (слайд 2 с выписками из словаря в кластер). . А чем мы можем пополнить нашу запись? Дуэль – это испытание, стрессовая ситуация, в которой каждый человек демонстрирует определённую модель поведения) | 3 мин |
Подготовка к первичному восприятию -А если говорить о взаимоотношениях Б-ва и П.П.?(продолжение или завершение спора?)
Одно из самых популярных средств массовой информации и одновременно общения – интернет. Я поинтересовалась, каково мнение современной молодёжи по нашему вопросу, и вот какие результаты я получила…(слайд 4) - Даёшь дуэли!!! - Я бы умерла заранее, от страха. - Дуэль открывает столько возможностей для отстаивания своего права…приятно чувствовать на боку тяжесть пистолета и осознавать своё право защищать то, что я считаю правильным. - Сомнительный способ восстановления справедливости. - Что?! Ты не веришь, что 2х2=10? Ты хочешь сказать, что я неуч? Ты меня оскорбить норовишь? СТРЕЛЯТЬСЯ!!!! - Разве вопросы порядочности / непорядочности решаются умением стрелять/ фехтовать? - Что является главным в дуэли? - Для существования понятия дуэль необходимо, как минимум, распространение понятия честь. - Дуэль – это предумышленное убийство (Добавить записи в кластер) | 3 мин |
Первичное восприятие 3. - И вот настал день дуэли. Подготовка к ЕГЭ (слайд 5) Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошёл до рощи, присел в тени на опушку и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги. Образованный лакей перепугался насмерть; но Базаров успокоил его уверением, что ему другого нечего будет делать, как только стоять в отдалении, да глядеть, и что ответственности он не подвергается никакой. «А между тем, - прибавил он, - подумай, какая предстоит тебе важная роль!» Пётр развёл руками, потупился и, весь зелёный, прислонился к берёзе. | 7 мин |
Вторичное восприятие Запишите в рабочую таблицу все вопросы, которые у вас возникли при чтении фрагментов (задание 1в портфолио ученика.) (слайд 3 ) Итак, какие вопросы вы записали? Ученик: Зачитываются вопросы: Почему П.П решил драться с Базаровым? Почему Базаров принимает вызов на дуэль? Какова причина дуэли? Зачем понадобилась в романе дуэль Тургеневу? - Как на вопрос, что такое дуэль, отвечает Базаров? (С теоретической точки зрения – дуэль нелепость, а с практической – другое дело. Фу ты, чёрт! Как красиво и как глупо! Экую комедию мы отломали.) (Добавить записи в кластер) 2. Учитель: Дуэль – это серьёзный шаг, серьёзное испытание. Ощущаем мы эту серьёзность, читая эпизод дуэли? (нет) почему? (сцена пронизана иронией и комизмом) Какими художественными средствами добивается этого Тургенев? (задание 2 в портфолио ученика.) Ученик: Зачитываются ответы (диалог героев наполнен иронией, одни и те же слова, произнесенные персонажами, звучат по-разному: серьезно и напыщенно у Павла Петровича и с шутливой издевкой у Базарова: «Десять шагов! – Это так; на это расстояние мы ненавидим друг друга?», «Я стану шаги отмеривать, ноги у меня длиннее», «Соблаговолите выбрать! – Соблаговоляю!»; описание поведения усовершенствованного слуги «потупился, позеленел, перепугался насмерть, глупая физиономия»; психологизм детали «трость с набалдашником из слоновой кости»- деталь, которая указывает на серьёзность намерений и в то же время на неуверенность в себе) (Добавить записи в кластер) Учитель: И все-таки это дуэль! И шаги будут отсчитаны, и пистолетные выстрелы прозвучат, и кровь прольется. И никакая ирония не заставит нас забыть об этом. | 15 мин |
Рефлексия 4. «Побеждает не тот, кто прав, а кто лучше владеет пистолетом?» или каков замысел автора…. (слайд 6 ) - Что же на ваш взгляд важно было показать автору в этом эпизоде, что мы ещё не отметили в кластере? Ключевые слова, как правило, представляют собой замысел автора в компактном виде. По этому поводу несколько учащихся проводили мини-исследоавания 1. смерть (12)– кончина, смерть, убийство, задушить, как котёнка, умру, не умру, перепугался насмерть, истреблять, пока околею, как голова мертвеца, да он и был мертвец 2. холодность (11) – хладнокровие Б., леденящая вежливость П.П., утренний холодок, Б. вздрогнул, белые как, снег панталоны П.П., скверно(4), холоден как лёд Б., не охладил вопросом 3. смешно (10) - иронически, вы шутите, продолжаете шутить, комедию отломали, с усмешкой, необычен до смешного, вам всё же желательно шутить, почему не посмеяться, смеялся, шутил 4. драться (9) – поединок(2),столкновение, драться(3), дирывались, побоище, не воин 5. нелепость (6)– нелепость, глупо, экая глупость, странность, глупая физиономия Петра, глупец Пётр 6. лес (зелёный цвет) (3)– лесок, позеленел (Пётр), зелёное сукно 7. мужик (3) (слайд 7 ) Формулировка вывода по записям в кластере Поединок не разрешил конфликт «отцов» и «детей», а лишь формально примирил их. Совершенно очевидно: Кирсанов-младший признал своё поражение и “спустил флаг перед радикалом”. Однако повествование не закончено – в финале звучит и авторский голос: “Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец”. Последнее предложение – последняя точка в споре героев, и поставил её автор, открыто заявивший о своей позиции, словно вдруг отказавшийся от объективной манеры повествования и открыто “вторгнувшийся” в текст. | 15 мин |
Домашнее задание: 1. Прочитать эпилог . По желанию выполнить задание 3 в рабочем портфолио | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарь Дуэль- 1)Поединок, бой (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Условия дуэли заранее устанавливались противниками или их представителями (секундантами) с соблюдением обычаев. Наиболее распространена в средние века, хотя формально запрещалась и была наказуема. 2) В дворянском обществе: способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов. 3) Поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой, имеющий целью восстановления чести, снятия с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.
План урока: «Дуэль открывает столько возможностей…» или «Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете?» « - Мне кажется, вы шутите, милостивый государь!». «Утро было славное, свежее…» Готовимся к ЕГЭ. «Побеждает не тот, кто прав, а кто лучше владеет пистолетом?»
- Даёшь дуэли!!! - Я бы умерла заранее, от страха!!!! - Дуэль открывает столько возможностей для отстаивания своего права… приятно чувствовать на боку тяжесть пистолета и осознавать своё право защищать то, что я считаю правильным. - Сомнительный способ восстановления справедливости. - Что?! Ты не веришь, что 2х2=10? Ты хочешь сказать, что я неуч? Ты меня оскорбить норовишь? СТРЕЛЯТЬСЯ!!!! - Разве вопросы порядочности / непорядочности решаются умением стрелять/ фехтовать? - Что является главным в дуэли? - Для существования понятия дуэль необходимо, как минимум, распространение понятия честь. - Дуэль – это предумышленное убийство. Мнения
Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошёл до рощи, присел в тени на опушку и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги. Образованный лакей перепугался насмерть; но Базаров успокоил его уверением, что ему другого нечего будет делать, как только стоять в отдалении, да глядеть, и что ответственности он не подвергается никакой. «А между тем, - прибавил он, - подумай, какая предстоит тебе важная роль!» Пётр развёл руками, потупился и, весь зелёный, прислонился к берёзе. Дорога из Марьина огибала лесок; лёгкая пыль лежала на ней. Базаров невольно посматривал вдоль той дороги, рвал и кусал траву, а сам всё твердил про себя: «Экая глупость!». Утренний холодок заставил его раза два вздрогнуть… В1. Как называется описание природы, имеющее в произведении важное художественное значение? В2 . Какой приём использует автор в описании: «маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури» В3. Этот приём, по мнению Тургенева, нужен для того, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, а передавать по средствам диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев. О каком приёме идёт речь? В4 . Выпишите из последнего абзаца слово(-а) или словосочетание(-я), представляющее(-ие) собой пример описанного в задании В3 приёма. В5. О ком так подумал Базаров: «Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере за делом, а мы?» В6 . Какой приём использует автор в речи героя: «…подумай, какая предстоит тебе важная роль !» В7. Какой принцип соотношения данного пейзажа и предстоящей дуэли использует И.С. Тургенев? Готовимся к ЕГЭ
Ключевые слова эпизода 1. смерть – кончина, смерть, убийство, задушить, как котёнка, умру, не умру, перепугался насмерть, истреблять, пока околею, как голова мертвеца, да он и был мертвец 2. холодность – хладнокровие Б., леденящая вежливость П.П., утренний холодок, Б. вздрогнул, белые как, снег панталоны П.П., скверно(4), холоден как лёд Б., не охладил вопросом 3. смешно - иронически, вы шутите, продолжаете шутить, комедию отломали, с усмешкой, необычен до смешного, вам всё же желательно шутить, почему не посмеяться, смеялся, шутил 4. драться – поединок(2),столкновение, драться(3), дирывались, побоище, не воин 5. глупость – нелепость, глупо, экая глупость, странность, глупая физиономия Петра, глупец Пётр 6. лес (зелёный цвет) – лесок, позеленел (Пётр), зелёное сукно 7. мужик
“… дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически .” И.С. Тургенев. По поводу «Отцов и детей». “ Личные мои наклонности тут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений Базарова на художества, - я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне «отцов»….” И.С. Тургенев. По поводу «Отцов и детей» От автора
Подготовка к ЕГЭ ответы В1 пейзаж В2 сравнение В3 тайный психологизм В4 раза два вздрогнуть, рвал и кусал траву В5 о мужике с лошадьми В6 инверсия В7 контраста
Автор презентации Учитель высшей квалификационной категории Каримова Наталья Леонидовна г. Казань МАОУ «Гимназия№37»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...
Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых обр...
Урок по теме "Роль сцены дуэли в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
План урока по теме "Роль сцены дуэли в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...
Сообщение на тему:"Что представляет собой педагогическая технология"
Педагогическая технология - это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развит...
Кл. час по теме:"Что представляет собой новый коронавирус?"
Как распространяется новый коронавирус? Вирус передается через прямой контакт, воздушно-капельным путем при кашле и чихании, а также через прикосновение к поверхностям, загрязненным вирусом. Пока не...
Презентация "Что представляет собой атмосфера Земли?"
Презентация для уроков географии в 6 классе....
Световые столбы-это оптическое явление, которое представляет собой полосы света, уходящие вверх или вниз от яркого объекта.
Световые столбы-ледяные кристаллики красиво витающие в воздухе.г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....