План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок с применением технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_turgenev.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева
"Отцы и дети"
(с применением технологии критического мышления)
Тема урока: Роман И. С Тургенева " Отцы и дети". Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.
Цель урока: способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения, умения выделять главное, развитию исследовательских способностей учащихся, развитию речевых навыков, формированию собственной точки зрения
Применяемая технология: технология развития критического мышления.
Оборудование:
-портрет И. С. Тургенева,
-компьютер,
- раздаточный материал (таблицы, схемы)
-иллюстрации к роману " Отцы и дети"
-тесты.
Форма работы учащихся: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Стадия вызова.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с романом И. С. Тургенева "Отцы и дети".На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман назван " Отцы и дети" не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-х годов, либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев- демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт " нового человека " Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения- "отцов" и " детей"- в полном смысле этого слова. Анализируя первые главы романа, вы пришли к выводу, что произведение построено на конфликте.
Давайте подберём синоним к этому слову (поединок, дуэль, столкновение). Проблема противоречий, конфликтов между поколениями и различными социальными группами общества была, есть и будет актуальна во все времена.
Фронтальный опрос.
-Так кто же из героев романа противостоит друг другу? (Базаров и Кирсанов)
-Как называют таких людей? (антиподы)
-Дайте определение этому термину.
(Антипод- человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.)
Чаще всего, познавая типологию таких людей, мы проводим сравнительный анализ их образов, то есть даём их сравнительную характеристику. Давайте вспомним, по какой схеме строится сравнительная характеристика?
Проверка домашнего задания.
Учитель: Дома вы уже начали сравнивать двух оппонентов в романе- Е. Базарова и П. Кирсанова, работая в четырёх группах и заполняя предложенную таблицу.
Линия сравнения | Объект сравнения. Е.Базаров П.П Кирсанов | |
1. Происхождение, социальная принадлежность | ||
2 Портрет | ||
3.Речь | ||
4. Философские общественно- политические взгляды, нравственная позиция | ||
5. Отношение к любви. | ||
6. Образ жизни, интересы. | ||
7. Отношение друг к другу. |
Ответ первой группы, которая находила общие черты у героев.
1. Сильные личности всегда уверены в своей правоте, оба не поддаются чужому влиянию, способны подчинить себе других.
2. Безграничное самолюбие, неумение в спорах прислушиваться к мнению оппонентов.
3. Взаимная вражда, полное неприятие взглядов и поступков соперника.
Ответ второй группы о происхождении и социальной принадлежности героев.
1.П. П. Кирсанов- дворянин, аристократ, сын генерала, гвардейский офицер в отставке, либерал- консерватор.
2. Базаров- сын военного лекаря, имевшего крестьянские корни, студент медицинского факультета Петербургского университета, разночинец, демократ, нигилист.
Ответ третьей группы о внешности героев.
1Базаров- человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Лицо "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету...оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум." У него " обнажённые красные руки."
2.П. П. Кирсанов. Во внешнем виде его лоск и щегольство:" тёмный английский костюм, модный низенький галстук и лаковые полусапожки". Облик Павла Петровича, как подчёркивает автор, " изящный и породистый". Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но ещё более заметен он, когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями.
Ответ четвёртой группы об особенностях речи героев .
1.Важной для раскрытия образа героев романа является их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения, речь его строго изысканна, однако режет слух то, что он часто искажает русские слова на иностранный манер(примеры). Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества, его речь простонародна, с частым употреблением поговорок и афоризмов (примеры).
Учитель. Да, много различий между героями, но, пожалуй, самое главное, что делает их непримиримыми противниками - это идеологические, мировоззренческие позиции каждого. В сравнительной характеристике мы подошли к четвёртому пункту, прочитайте его (философские, общественно- политические взгляды, нравственная позиция)
- Когда ярко проявляется различие этих взглядов? (в спорах)
-об этих спорах мы сегодня и поговорим.
Мы подошли к анализу 10 главы романа, где происходит открытый идеологический конфликт между Е. Базаровым и П. П. Кирсановым, нигилистом и аристократом.
2. Стадия осмысления
Линии спора | Позиция Кирсанова П. П. | Позиция Базарова | Кто прав? |
Об отношении к дворянству | |||
О принципе деятельности нигилистов | |||
Об отношении к народу | |||
О взглядах на искусство |
В) Работа в группах. Каждой группе предлагается ответить на вопросы и обсудить эти вопросы в группе.
Какие бы вы задали вопросы участникам спора?
Почему Кирсанов П. П. идёт на столкновение?
Почему ни один из участников спора ни уступит своих позиций?
Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?
Предполагаемый результат.
Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу-" старая песня", многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы- основа общественного блага, разбивается наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы их основное занятие- ничегонеделание ("сидят сложа руки"). Они заботятся только о себе, о своём внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм - бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счёт.
Каков итог этого спора?
Павел Петрович" побледнел "и не заводил больше разговора об аристократизме. Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.
Другие группы отвечают, кто прав.
Вторая линия спора.
Вторая линия спора о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности." В силу чего вы действуете?"- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.
Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?
Предполагаемый результат.
Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию. Базаров замечает, что свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок, в этой фразе содержится намёк на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.
Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?
Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.
Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.
Третья линия спора о русском народе.
Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитать и прокомментировать.
Предполагаемый результат.
По мнению Павла Петровича, русский народ- патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.
Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны такие бесполезные слова, как "либерализм", "прогресс". У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии). Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только недостатки, но и забитость народа.
Ярким свидетельством связи героя с народом может служить и речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.
Другие группы отвечают, кто прав.
Четвёртая линия спора.
Четвёртое направление в споре- расхождение во взглядах на искусство и природу
Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Зачитайте этот эпизод. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках- шестидесятниках?
Предполагаемый результат.
И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники- передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе Рафаэлю. Не прав в том, что художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций.
Базаров же отрицает и старое, и новое искусство. " Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его".
Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?
Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович.
Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.
Учитель. Как же смотрит Базаров на природу?
Он не отрицает её вообще и видит в ней только источник красоты, воздействующего на человека. Базаров обедняет человеческую жизнь.
Эта линия спора решается уже в 11 главе, в котором появляются пейзажи.
Г.) Подведение итогов урока
Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?
Слово учителя.
- Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы. Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает.) И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе." Отцы" же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.
Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.
Как вы считаете, на чьей стороне автор?
- Сам Тургенев относил себя, естественно, к поколению "отцов". Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени.. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения " отцов". Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли " стариков" в прошлом и настоящем России.
Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но в то же время нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некоего компромисса между поколениями.
3. Рефлексия.
Написание синквейна.
Первая строка- слово- ключевое понятие.
Вторая строка- три прилагательных к этому слову.
Третья строка- три глагола
Четвёртая строка- ключевая фраза, раскрывающая состояние героя или смысл понятия.
Пятая строка- одно слово.
Данная мыслительная операция позволяет узнать уровень понимания.
Конфликт.
Строгий, непримиримый, враждующий.
Ссорит, выявляет, разводит.
Познаётся истина в споре.
Борьба.
- Выставление оценок за урок.
- Домашнее задание: закончить составление сравнительной характеристики героев по таблице в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».
Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...