Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Сенчило Лариса Дмитриевна

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.



Задачи:

Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.

Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения

 

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_10-m_klasse.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

в 10 классе

по теме:

«Конфликт поколений»

( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)



Учитель русского языка и литературы Сенчило Лариса Дмитриевна

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.


Задачи:

Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.

Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать интерес учащихся к чтению романа.

 

 

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Ф.И. Тютчев


Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.

Оборудование:

- текст романа

- тетради по литературе

- мультимедийная презентация к уроку

- компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока.

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах  и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой

Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой. 

Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». 
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев)

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»

Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Д. Д. Минаев – писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

* * *

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

-Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!

Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
/
Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве. 
Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./

Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.

В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.

     И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова. 

- Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? 
/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./

- Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]

УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА

Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом. 

- А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/

- Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./ 

- А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/

- Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./

Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену
 . [2]

РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА


- Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /
Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/


- Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова?
 /Нет/.

- А как об этом говорит Тургенев? - /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.


-Как относился Павел Петрович к Базарову? 
/Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/


А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/

-А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


/
Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/


Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/


-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? 
/Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./


- Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове 
[4]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./ 

- Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
- А что такое конфликт? 
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов. 

- Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.

В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


-Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?
/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/

- Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


- Что явилось почвой для конфликта
?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.


- В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод 
[7]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


-Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».

Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.


-А можно ли было избежать этого конфликта? /
мнение учащихся/


- Как? (
Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать. 

Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.
- А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /
мнение учащихся./


 - Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.

- Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?


-Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /
мнение учащихся/.


-Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.


-Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /
мнение учащихся/


-Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /
Непонимание, неуважение, обиды/.

Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки». 

Подведение итогов урока.

         - Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

- Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные  представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)

- Как вы считаете, на чьей стороне автор?

         -   Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса

Действительно, смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна.

  «Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель

« Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель     

«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/

   Выставление и комментирование оценок.

Задание на дом:

Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»




Список литературы:

1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136.
2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты – отчетливо проговорил Базаров».
3. Глава10, с.166
4. Глава 10, с.168
5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека» 
6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, - Санкт- Петербург, СМИО Пресс,- 2000год, с.191. с. 45-46 
7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Педагогический проект "Конфликт поколений в романе "Отцы и дети" (фрагмент урока)...

Разработка урока по теме: Евгений Васильевич Базаров (роман И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Цель данного урока:    обобщение образа Е.В.Базарова в системе других образов, т.е. в отношениях с родителями, любимой женщиной, в его отношениях с братьями Кирсановыми, а особенно...

Интегрированный урок в 10-м классе по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»(литература+история).

 Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Только в контексте истории можно понять события, описанные в ром...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....

Урок литературы по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок литературы  по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)...