Урок-игра " Умники и умницы" по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
В игрвой форме подвели результаты изучения произведения М.Пришвина "Кладовая солнца".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_prishvin.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Борисова С.Г.
учитель русской литературы
р.п.Излучинска
Урок-игра: Умники и умницы
По произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс)
- Отборочный тур.
- Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (Осина).
- Сама холодная, а людей жжет. (Крапива).
- Днем молчит, ночью кричит. (Филин).
- Вьется веревка, на конце головка. (Змея).
- Что означают слова: «Собака скололась»? (Потеряла след).
- Какая птица судьбу предскажет? (Кукушка).
Розыгрыш дорожек.)
- Назовите фамилию ребят? (Веселкины).
- Какое хозяйство было у ребят? (Корова, телка, коза, овцы, куры, поросенок).
1 агон
Красная дорожка 1. Какое ремесло осваивал в свои 10 лет Митраша? (Бондарное) 2. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа? (Ель и сосна) | Жёлтая дорожка 1. Это то, о чем Митраша говорит: «Он вернет друга». (Компас) 2. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу? (Курочка и мужичок- в - мешочке) 3. Из-за чего Травка выбрала Настин след? (Хлеб) | Зелёная дорожка 1. Почему детей любили и уважали? (Они всем помогали, справлялись с хозяйством, были дружны) 2. Какая самая-самая хорошая клюква? (Перезимовавшая – самая сладкая) 3. Какое слово пытались выговорить все птицы в лесу? («Здравствуйте! Доброе утро!») 4. Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина) |
- Отборочный тур.)
- Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина).
- Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки).
- Мягок, а не пух. Зелен, а не трава. (Мох).
- Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок).
- Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк).
- Не птица, а летает. (Летучая мышь, рыба, или белка-летяга).
Розыгрыш дорожек.
- Какие звери встретились Митраше и Насте в лесу? (Лось, волк, змея, заяц).
- Отчего Настя забыла про брата? (Она попала на ягодное место).
2 агон
Красная дорожка 1. Как на болоте можно определить, где проходит тропа человеческая? (она там, где густо растет трава белоус) 2. Как окончил свою жизнь серый помещик? (его случайно, стреляя почти в упор, убил Митраша, собираясь выстрелить в зайца) | Жёлтая дорожка 1. Как называлась елань, в которую попал Митраша? Что это такое? Как он туда попал? (елань – самое топкое место в болоте; «слепая» - т.к. обычно ее видно, а эта – замаскировалась) 2. Кто такой Серый помещик? (Волк) 3. Как были использованы собранные ягоды? (Отданы Настей в детский дом, эвакуированный из Ленинграда) | Зелёная дорожка 1. Как Митраша выбрался из болота? (Он подманил травку, ухватился за ее лапы, и она его вытащила) 2. Как называли Травку дети. (Затравка) 3. Почему Травка пошла с детьми? (Решила, что они – ее новые хозяева) 4. Назовите дикие лесные ягоды. |
- Отборочный тур
- Какой цветок судьбу предскажет? (Ромашка).
- Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит, птица. (Грач).
- Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. (Ёж).
- Выпучив глаза, сидит, по-французски говорит, по-блошиному прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).
- Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет. (Паук, паутина).
Розыгрыш дорожек
- Что взял с собой Митраша в лес, собираясь «по ягоду»? (Ружье, компас, топор, манки).
- Какие птицы выясняли отношения рядом с ссорящимися братом и сестрой? (Тетерев и ворон).
3 агон
Красная дорожка 1. Что такое «палестинка»? (Здесь – место, где росло много клюквы). 2. Что случилось с природой после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи, подул сильный ветер, словно природа была недовольна). | Жёлтая дорожка 1. О каких птицах рассказывает нам автор? (выпь, глухарь, тетерев, ворона, сорока, дрозд, журавль, куропатка, кряква, снегирь) 2. «Земля стала как гамак». О чем пишет автор? (тонкий слой корней, и трясина под ними) 3. Как ведет себя Митраша, оказавшись в болоте? (тут же кладет ружье плашмя, опирается на него руками и головой и перестает двигаться; сначала он кричал, но перестал, понимая, что еще хуже себе делает) | Зелёная дорожка 1.Отчего дети разошлись в лесу? (они поссорились, выбирая дорогу: Настя хотела идти широкой проторенной.ю а Митраша – прямиком по компасу) 2. Кто из зверей на кого охотился? (волк и лиса на зайца, волк на собаку) 3. Что за старушки обитали на болоте? (елочки хилые, слабые, скрюченные) За что осудила себя «Золотая курочка»? (за жадность) |
Финал
Розыгрыш дорожек:
- Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед? (вишня)
- посередь деревьев кузницы куют? (дятлы)
Красная дорожка
| Желтая дорожка
| Зеленая дорожка 1. Что автор называет «кладовой солнца»? (болото с запасами торфа) 2. Болото Блудово, а речка? (Сухая) 3. Какая змея упоминается в сказке? (гадюка) 4. Что Травка принесла молодому хозяину в конце рассказа? (зайца-русака) |
Подведение итогов, награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их...
Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца"
Разработка построена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?". Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в ...
Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.
8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...
Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митра...
Анализ произведения М. Пришвина Кладовая солнца 6 класс
Разработка урока...
Модульные карточки по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс.
Модульные карточки помогут в организации парной и групповой работы на уроке, могут быть использованы для индивидуальной работы....
Литературная игра "Умники и умницы" по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Цель: выявление знаний по содержанию сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»; выявление подлинных жизненных ценностей, о которых говорит автор.Игра «Умники и умницы» &ndash...