Подготовка к написанию сжатого изложения.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, используя текст - рассуждение публицистического стиля; использовать ИКТ как фактор формирования познавательного интереса учащихся.
Задачи: 1. Учить понимать структуру текста - рассуждения: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой.
2. Выделять главную и второстипенную информацию.
3. Прояснитьход мысли.
4. Отработать приёмы сжатия текста.
5. Записывать связный и логическистройный пересказ, не исказающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_szhatomu_izlozheniyu_9_kl.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исходный текст.
(1) Человек живёт в определённой окружающей среде.
(2) Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. ( 3) Всем известны гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. (4)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (5) Целительная сила природы хорошо известна.
(6) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
(7) Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. (8) Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. (9) Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (10) Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности.
( Д. Лихачёв.)
Ход урока :
- Организационный момент. /Проветривание класса.
Сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Поэтому вам предстоит вспомнить и отработать основные приёмы сжатия исходного текста;
продолжать учиться выделять главную и второстепенную информацию; формулировать содержание микротем и искать тезисы;
отрабатывать приёмы сжатия текста;
записывать связный и логически стройный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.
- Работа с текстом.( Текст сначала читается учителем, затем выводится на интерактивную доску и в компьютеры)
учитель | ученики |
1. Определите стиль речи и тип текста. | Стиль речи – публицистический, тип текста – рассуждение. |
2. О чём этот текст? Каково его основное содержание? ( тема текста.) | Для жизни человека важна не только биологическая, но и среда, созданная культурой его предков. Роль окружающей среды в жизни человека. Человек и окружающая среда. |
3. Какова основная мысль автора? | Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. |
4. Сколько, по – вашему, в этом тексте абзацев? | В этом тексте четыре абзаца. |
Работа с первым абзацем. 1.Какова основная мысль первого абзаца? | Работа 1 группы (на интерактивной доске) Первый абзац состоит из одного предложения, которое является тезисом ( «Человек живёт в определённой окружающей среде».) |
Работа со вторым абзацем. 1.Какова главная мысль второго абзаца? | Загрязнение окружающей среды опасно для жизни человека. Загрязнение окружающей среды грозит гибелью всему человечеству, поэтому нужно приложить все усилия для сохранения целительной силы природы. |
2. Найдите ключевые слова первой микротемы.(Работа на интерактивной доске) | 1 предложение оставляем полностью. В последующих подчёркиваются только ключевые ( главные слова) для понимания основного смысла содержания микротемы. |
3. Определите логические связи между предложениями 1,2,3,4,5 первого абзаца. | 1- тезис. 2 – поясняет причину возможной гибели человечества ( можно объединить эти предложения). 3 и 4 – аргументы ( усилия, которые предпринимаются многими государствами, для сохранения целительной силы природы). Эти предложения можно сократить, исключив лишнюю информацию. 5 – вывод о роли природы в жизни человека. |
Работа с третьим абзацем. (2группа) 1. Какова основная мысль третьего абзаца? 2. Есть ли логическая связь второго и третьего абзацев? 3. Каковы ключевые слова данной микротемы? | Основная мысль: экология, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, теперь преподаётся в университетах. Да, есть. Третий абзац – является следствием. ( Результат общих усилий человечества – появление новой науки – экологии.) Учащиеся подчёркивают ключевые слова в третьем абзаце. (Работа на интерактивной доске) |
Работа с четвёртым абзацем. ( 3 группа) 1.Попробуйте выделить основную мысль четвёртого абзаца? 2. Как логически связан третий абзац с четвёртым? 3.Как логически связаны между собой 7, 8, 9, 10 предложения? 4. Выделите ключевые слова микротемы. (4 группа) | Для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Несмотря на противительный союз «но», содержание четвёртого абзаца не противопоставляется третьему, а дополняет его. 7 – тезис четвёртой микротемы. 8 – аргумент, в котором заключается одна из причин, заключённых в тезисе. 9 – вывод, в котором содержится основное утверждение автора. 10 – рассуждение ( раскрытие причины содержания, заключённого в 9-ом предложении.) Учащиеся подчёркивают основные слова четвёртой микротемы на интерактивной доске. |
Работа по редактированию текста. 1. А теперь попробуйте отредактировать свои тексты( работа с черновиками). Вспомните, какие виды сокращения текста вы будете использовать?(группа 5) | Учащиеся вспоминают основные виды сокращения текста: 1.Объединение ( обобщение) 2.Замена. 3. Удаление ( исключение) |
2.Что в данном тексте можно объединить? | Можно объединить парцеллированные конструкции; ряды предложений, которые связаны одной мыслью ( найти единичные факты, выявить в них общее и сформировать получившееся предложение) |
3. Какие конструкции и чем можно заменить в тексте? | Замена может осуществляться следующим образом: однородные члены - обобщающим словом, сложные предложения – простыми, прямая речь – косвенной, часть текста – одним предложением. |
4. Что в тексте можно исключить? | В тексте можно исключить вводные слова, однородные члены, повторы, однотипные примеры, риторические вопросы, пояснения, описания, рассуждения. |
Работая над черновиком сжатого текста, не забудьте сохранить количество абзацев –микротем, связность текста, тему и идею высказывания. | Работа над черновым вариантом сжатого изложения. ( разрешается использование орфографического словаря) ( Ученики работают на компьютерах.) |
Основное содержание микротем |
№ абзаца | Микротема |
1 | Человек живёт в определённой окружающей среде. |
2 | Загрязнение среды грозит гибелью всему человечеству, поэтому многие страны прилагают гигантские усилия, чтобы сохранить жизнь на всей планете. |
3 | Охраной и восстановлением окружающей среды занимается экология, которая сейчас преподаётся в университетах. |
4 | Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. |
Возможный вариант сжатого изложения. ( воспроизводится на интерактивной доске)
(1) Человек живёт в определённой окружающей среде.
(2) Загрязнение среды грозит гибелью всему человечеству. (3) Поэтому многие страны прилагают гигантские усилия для спасения жизни на нашей планете. (4)Человечество тратит миллиарды на то, чтобы не погибнуть и сохранить природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха, (5) а также обладает и целительной силой.
(6) Охраной и восстановлением окружающей природы занимается экология – наука, которая преподаётся теперь в университетах.
(7,8) Однако для жизни человека важна не только биологическая среда, но и культурная. (9) Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды, (10) так как культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его привязанности к родным местам..
учитель | ученики |
1. А теперь прочтём, что же получилось после вашего редактирования исходного текста? | Чтение нескольких вариантов сжатого изложения. (Лучший вариант или возможный вариант воспроизводится на интерактивной доске) |
2. Уточните, какие варианты компрессии текста вы использовали? ( группа 6) Вы использовали разные виды сжатия текста во всех абзацах. | Работа с предложенным возможным вариантом сжатого изложения. В данном сжатом изложении использовались следующие варианты компрессии текста: 1) второе предложение - удаление однородных членов; 2) третье с/п предложение с разными придаточными ( опред. и двумя придаточными цели ) заменено простым предложением, которое не искажает основного смысла; 3) четвёртое и пятое предложения объединены в одно с/п предложение; 4) во третьем абзаце ( в шестом предложении) изменён только порядок слов, что не привело к искажению основного смысла микротемы; 5) седьмое и восьмое предложения объединены в одно с/ соч. предложение с соединительным союзом не только… но и. 6) девятое и десятое предложения объединены в одно с/п предложение с придаточным причины: (девятое предлож-е передано без изменений, т.к. в нём содержится основное утверждение автора, а десятое с/п предложение с однород-ми членами заменено придаточным причины с исключением некоторых однородных членов предложения, что не искажает основного смысла данной микротемы.)
|
3.Теперь можно приступать к работе над чистовым вариантом сжатого изложения. | Учащиеся работают над чистовым вариантом сжатого изложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Подготовка к написанию сжатого изложения (5-6 класс)
Для того чтобы подготовить ученика к написанию сжатого изложения, надо этим заниматься , начиная с 5 класса.Можно предложить ученикам поработать с "испорченным текстом"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....