Урок литературы в 6 классе "Природа в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг" "
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Васильева Нина Феликсовна

  На примере рассказа "Бежин луг" показать роль экспозиции произведения, раскрыть эстетическую функцию пейзажа, помочь учащимся проникнуться поэтической красотой картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_kl._po_rasskazu_turgeneva_bezhin_lug.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 6 кл.

Тема урока

«Природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Учитель: Васильева Н.Ф.

2012 г.

Цель урока: на примере дневного пейзажа июльского дня показать роль экспозиции произведения, раскрыть эстетическую функцию пейзажа, помочь учащимся проникнуться поэтической красотой картины.

Ход урока.

I. Реализация домашнего задания.

Ученики пересказывают понравившиеся им эпизоды рассказа.

- Какие определения «очерка» вы нашли в словарях?

(Слушаются ответы учеников).

Дается итоговое определение очерка, которое записывается в тетрадь.

II. Творческая работа «Любимые слова И.С.Тургенева».

  1. Выразительное чтение описания июльского дня учителем.
  2. Беседа.

- Какое настроение у каждого из вас создает картина?

Перед вами фломастеры и лист белой бумаги, разделенный вертикальной чертой. В левой половине листа передайте ваше настроение от картины летнего дня.

У каждого получилась своя цветовая гамма. (Ребята комментируют ее).

А теперь выпишем в столбик правой половины листа опорные слова отрывка, с помощью которых создается июльский пейзаж, и фломастерами отметим цвета, которыми Тургенев описывает июльский день:

  • Небо –
  • Утренняя заря –
  • Солнце –
  • Облака –
  • Дождь –
  • Ветер –

Ребята сравнивают пейзажные краски.

- Стараемся увидеть эффект освещения, как бы «заливающего» ясным, теплым светом всю картину летнего погожего дня.

Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем «настроения» картины. Сравниваем цветовую гамму левой и правой половинок листа, стараемся понять, насколько привлекает нас описание июльского дня своей поэтической возвышенностью.

- Чем замкнуто пространство этой картины?

(Пространство замкнуто на изображении высокого неба).

Что же тогда становится главным зрительным образом? (Облака)

Выписываем в тетрадь слова и выражения, рисующие этот зрительный образ.

Итак, делаем вывод: главным зрительным образом в этой картине писателя становятся облака, чьи верхние, тонкие края, отливающие серебром, сливаются с лиловым туманом утренней тучки, а «около полудня» уже «золотисто-серые» и по-прежнему с «нежными белыми краями» они растекались по небу, похожие на «острова, разбросанные по бесконечно разлившейся реке».

Обращаем внимание на то, в описании Тургеневым небесного пространства преобладают тонкие, неброские, ясные цвета, органичные именно этому пространству.

- Ребята, если мы будем очень внимательны, то увидим, как перед нами открывается второй слой картины «дня в июле», существующий лишь для очень внимательных людей, чей взгляд способен различить не только зримое, но и то, «что сквозит и тайно светит», как скажет Ф.Тютчев. И напоминает нам об «открытой» тайне природы, которую, как писал Тургенев, «мы все и видим и не видим». Именно своей таинственностью природа волнует Тургенева.

Так в чем же тайна? Может кто-то из вас увидел в описании неба свою тайну? Раскройте ее нам.

Давайте вместе попробуем разобраться в этих природных «превращениях».

  1. Устное рисование.

 - Очень часто художники и писатели изображают небо, отраженное в воде. Тургенев рисует нам, воду, реку? Нет. А как же тогда «острова, разбросанные по бесконечно разлившейся реке»? что это за река?

Включайте ваше воображение и открывайте тайну.

(Прием устного рисования).

- Автор желает привлечь наше внимание к «открытой» глазам (но не всеми замечаемой) тайне мироздания. Писатель предлагает читателю с помощью того же зрения разглядеть невидимое: в небесном пространстве «ровную синеву» воды. И тогда облака, говорит Тургенев, предстанут не облаками, а самыми что ни на есть «островами, разбросанными по бесконечно разлившейся» небесной «реке», «обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы».

III. Комментарий учителя.

- Для самого Тургенева в этих природных «превращениях» нет ничего неожиданного. Мир «сквозит и тайно светит» в тысяче форм. Размышляя о тайне природы, Тургенев напоминает нам о том, что «только через любовь можно к ней приблизиться».

Он призывает нас смотреть на мир сквозь стеклышко любви. Через описание кроткого румянца занимающейся утренней зари, ясного света июльского полудня, предвечернего тихого закатного сияния, тишины наступающего ночного покоя Тургенев хотел донести до читателя красоту природного мироздания и одновременно выразить свой восторг и удивление этой красотой.

IV. Рефлексия.

- Перечитаем еще раз описание «прекрасного июльского дня» (читает подготовленный ученик) и подумаем: какое состояние души испытываем мы, слушая эти строки.

Описание июльского дня обрамляется мыслью о пребывающей в небе и на земле «какой-то трогательной кротости». Запечатленная в природе красота окружающего мира у Тургенева ассоциируется с такими понятиями, как тишина, покой, кротость.

От этой картины исходит ощущение какой-то хрупкости и одновременно гармоничности, какой-то успокоенности, найденного покоя.

Значит, природа – это какое-то особое, высшее совершенство.

Домашнее задание:

  1. Учим описание июльского дня наизусть.
  2. Попробуйте сделать описание утра, дня, вечера или вашего любимого пейзажа «в духе Тургенева».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."

Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...