Открытый урок в 10 "А" классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Итоговый урок по изуению программного произведения по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dostoevskiy.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА
проведения открытого урока в 10 «А» классе.
Тема: «Суд над Родионом Раскольниковым»
(по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
- развивать у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения; аргументировать высказывания и выводы;
- воспитывать нравственные качества школьников, открыть для них христианские ценности, помочь осознать, что поле битвы Добра и Зла - душа человека, и исход ее зависит от выбора самого человека.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок – суд по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Раздел программы: «Русская литература второй половины XIX века
Тип урока: урок-игра.
Оснащение урока:
Плакат: «Тварь ли я дрожащая или право имею».
Портрет Достоевского Ф.М..
Иллюстрации к тексту.
Божья заповедь: «Не убий!».
Судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя.
Мультимедийное оборудование для презентации.
Словарная работа:
Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то.
Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Преступник – человек, который совершает преступление. (С.И.Ожегов)
В заседании суда участвуют следующие лица:
(роли распределяются заранее, по желанию учащихся и в соответствии с возможностями исполнения):
Судья-
Секретарь –
Прокурор –
Адвокат –
Родион Раскольников -
Достоевский Ф.М.-
Соня Мармеладова –
Дуня Раскольникова –
Раскольникова Пульхерия Александровна -
Порфирий Петрович -
Разумихин –
Ход урока:
I. Организационный момент.
Эпиграф к уроку:
Ч.Айтматов: » И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми предрассудками и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму».
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас заключительный урок по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Обратите внимание на эпиграф. На какие мысли он нас наводит?
(Герои Достоевского, как и мы, современные люди, живут в непростое время- время силы и бессилия одних, доброты и ненависти других. Реалистические образы Фёдора Михайловича словно заставляют нас задуматься о той большой дороге, имя которой – Жизнь.)
Просмотр видеоролика о Петербурге, чтение стихотворения.
Учитель: Образ прекрасного города на Неве – Петербурга- занимает особое место в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского . Случаен ли этот выбор писателя?
(Не случаен, поскольку в мире психологизма Достоевского природа, окружающая действительность , обстановка и духовный мир человека неразрывно связаны и составляют единое и зримое читателю целое.)
Учитель: Верно. Скажите, ребята, а так ли красив и великолепен Петербург в романе? Вслушаемся в слова классика.
(Чтение отрывка «Петербург Достоевского».
Из данного прочтения можно сделать вывод, что писатель любит этот город горько и мучительно. Безотраден и сумрачен пейзаж в романе, хотя время действия - лето , погода стоит жаркая . Образ Петербурга символичен: с одной стороны, он является фоном, на котором разворачиваются события, а с другой – это тоже действующее Лицо, Соучастник страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяние, возвращение в мир людей.)
Учитель: Бесспорно. Обратите внимание на доску, на ней обозначены ключевые слова нашего урока. А в чём их истинный смысл?
(«Не убий»- Это 6 заповедь из Евангелия, в её основе лежи запрет. Согласно библейскому положению, человек создан по образу и подобию Всевышнего, поэтому убийство- не что иное, как дерзкий и открытый бунт против Творца.
Преступить- самовольно нарушить, отступить от чего-то.
Преступление-действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Преступник- человек, который совершает преступление.)
Учитель: Сегодня Вы будете свидетелями необычного суда – суда над литературным героем- Родионом Раскольниковым. Но прежде прошу отчитаться спикеров групп о проделанной работе.
Спикер группы «Обвинители»: В ходе предыдущих уроков мы подробно изучили творческую биографию Ф.М.Достоевского, исследовали его идейные и эстетические взгляды, прочитали роман «Преступление и наказание», посмотрели экранизацию художественного фильма по произведению, рассмотрели образ Петербурга Достоевского, подробно проанализировали образы следующих героев: Родиона Раскольникова, Лизаветы Ивановны-процентщицы, её младшей сестры – Алёны Ивановны, следователя- Порфирия Петровича. Разоблачили абсурдность существования теории Раскольникова. Готовы в ходе суда предоставить аргументы преступного поведения главного героя.
Учитель: Спасибо. Какую работу провела вторая группа – «Защита»?
Спикер группы «Защита»: Мы изучили психологию подследственного, выявили причины создания им теории «Тварей дрожащих и право имеющих», через исследование эпизодов создали подробные характеристики героев, сочувствующих Раскольникову: матери и сестры Родиона - Сони Мармеладовой, Разумихина. Наша группа готова охарактеризовать Раскольникова с положительной стороны.
(Оба спикера крепят на доску в раздел «План» собранную информацию.)
II. Ролевая игра «Суд над Родионом Раскольниковым»
(Спикеры крепят на доску набранную информацию в раздел «В процессе».)
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу садиться. Слово предоставляется прокурору суда.
Прокурор суда:
Судебное заседание объявляется открытым.
Сегодня слушается уголовное дело по обвинению господина Раскольникова Родиона Романовича в совершении злодейского предумышленного двойного убийства - убийства Алены Ивановны и ее сводной сестры Лизаветы Ивановны. Уважаемый суд! Вам сегодня необходимо внимательно выслушать обе стороны : и обвинение, и защиту, и самого обвиняемого, и свидетелей, ознакомиться с материалами историко-литературного следствия и вынести свой вердикт :
- виновен или не виновен Раскольников?
- если виновен, то каковы причины, толкнувшие юношу на преступление?
Судья: Госпожа обвинитель, защита, мы начинаем слушание дела. Прошу вас всех быть объективными, корректными по отношению к обвиняемому, к свидетелям и друг к другу.
Прокурор: Излагаю суть дела. В один из жарких июльских дней 1859 (тысяча восемьсот пятьдесят девятого) года господин Раскольников, бывший студент юридического факультета Петербургского университета, убил топором старуху – процентщицу, коллежскую секретаршу Алену Ивановну и младшую сестру её Лизавету Ивановну, случайно оказавшуюся на месте преступления. Кроме убийства Родион Романович Раскольников совершил кражу ценных вещей и денег в сумме 317 (трёхсот семнадцати) рублей серебром и 3 двугривенных.
В ходе расследования был установлен факт убийства 2-х женщин. Преступление совершено в квартире потерпевших. Орудие убийства – топор.
Судья: Предоставляем слово подсудимому Раскольникову Родиону Романовичу.
(Подсудимый встаёт.)
Характеризуемый признак
Цитата
Внешность
(портрет, речь, жесты, одежда)
Информация на слайде : »Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи.»
Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».
«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Судья: Родион Романович, что вы расскажете о себе?
Раскольников:
Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета, совершил преступление, за которым последовало ещё две смерти. Но меня довели до этого обстоятельства, в которых я оказался:
во-первых, моё нищенское существование;
во-вторых, тяжёлое положение матери и сестры;
в-третьих, я хотел помочь бедным людям, оказавшимся в таком же положении, что и я.
Вы себе не представляете, как чувствует себя человек, который кругом должен, особенно перед хозяйкой, к которой я испытывал какое-то болезненное и трусливое ощущение. Я стыдился его, оно меня охватывало всякий раз, когда выходил на улицу, так как на лицах прохожих видел отвращение, насмешку или сострадание, унижавшие меня, хотя к этим людям я не испытывал никаких отрицательных чувств: мне было безразлично, какое впечатление производили мои лохмотья на уличную публику. Я был равнодушен! Во мне достаточно накопилось презрения к тем, кто, по моему мнению, заслужил этого.
Судья: Подсудимый, Вы свою вину признаёте?
Раскольников: Признаю.
Судья: Обвинитель! Как происходил весь процесс убийства и грабежа?
Прокурор: Ваша честь , давайте посмотрим видеоматериалы с места преступления.
(Просмотр эпизода из художественного фильма- «Сцена убийства».)
Судья: Обвиняемый, подробно опишите все вещи, похищенные вами, а также назовите сумму украденных вами денег.
Раскольников. Кошелек, золотые часы, браслеты, серьги, булавки… Не помню точно… Я не знаю, сколько денег лежало в кошельке… Я не заглядывал в него…
Судья. Куда, на какие цели вы потратили награбленное?
Раскольников. Спрятал под камень на Вознесенском проспекте. Я не воспользовался всем этим. Деньги и украшения не были целью моего преступления.
Секретарь: Ваша честь! У нас имеется важная улика, странным образом,
появившаяся недавно: письмо к суду ныне покойной убиенной процентщицы Алёны Ивановны.
Судья: Я прошу зачитать письмо.
Характеризуемый признак
Цитата
Внешность Алёны Ивановны- процентщицы (портрет, речь, одежда).
Информация на слайде: «…Это была крошечная сухая старушонка, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье…А на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтевшая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела…»
Характеризуемый признак
Цитата
Внешность Лизаветы Ивановны – сестры процентщицы (портрет, речь, жесты, одежда).
Информация на слайде: «…Это была невысокая, неуклюжая, робкая и смиренная девушка 35 лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на неё день и ночь, терпевшая от неё даже побои… »
Секретарь: Содержание письма:
Я, Алена Ивановна, мещанка, жила на проценты с вещей, скупленных у горожан. Так как уже довольно не молода, поэтому живу со своей сводной сестрой. Её приходилось кормить, а для этого необходимы деньги. Ещё зимой один знакомый Раскольникова, студент Покорев, сообщил ему обо мне. Долго Раскольников не ходил ко мне, но месяца полтора назад принёс маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой на память. За колечко дала ему два билетика. Раскольников ушёл. Мне тогда показалось, что я ему уж очень не понравилась. Не любили люди меня. Считали злой, капризной, жадной. Я была строга с ними: стоит только одним днём просрочить заклад - вещь пропала. За заложенное давала немного - вчетверо меньше, чем стоит, а процентов по пяти и даже по семи брала в месяц. Я старая женщина, мне уже тяжело ходить, поэтому практически никуда не выхожу из своей каморки.
Так и в этот день…
Прилегла на кровать. Вдруг послышался звук колокольчика, шорох и какое-то бормотание за дверью. Чуть-чуть приотворила дверь, только чтобы разглядеть, кто же там пришел. Впрочем, люди, приходившие ко мне, так обычно и вели себя. И тут я почувствовала, что посетитель резко потянул дверь на себя, но я не выпустила ручку замка, стала поперек двери, чтобы молодой человек не мог пройти, но неожиданно он пошел прямо на меня. Я испугалась и отскочила. Это и было роковой ошибкой с моей стороны.
Я почувствовала что-то необычное в его поведении, посмотрела с насмешкой. Он сильно побледнел, руки дрожали (тут бы мне не так беспечно отнестись к этому моменту), но он успокоил меня тем, что болен лихорадкой и протянул мне сверток. Чтобы лучше разглядеть, что в нём, я подошла к окну и стала разворачивать (накрутил - то он много бумаги и ниток). Я долго пыталась развязать все это. Так как стояла спиной к Раскольникову, то не видела, что он делает за мной, и только произнесла: «Да что же он тут навертел?» — как почувствовала удар и все…Ранее решила, что после смерти передам все деньги в монастырь, хотя некоторую часть из них заработала Елизавета Ивановна. Деньги портят человека, они пошли бы на благие цели, в богоугодное заведение, служителям монастыря, то есть Богу. Я очень набожная женщина.
Обвинитель (язвительно): Да уж, очень набожна, нарушала не одну из заповедей Бога: постоянно обижала людей, грабила. Вот он и наказал её.
Судья: Госпожа защитник, что вы можете сказать о своем подзащитном?
Адвокат: Ваша честь! Я слышала столько нелестного в адрес моего клиента и хочу обратить внимание на некоторые положительные черты Раскольникова.
Он гуманист, так как , обвиняя мир в жестокости, прежде всего заботился о детях.
В этой любви к ним мы можем ощутить истинный характер Раскольникова.
Сильно подействовала на него встреча с Екатериной Ивановной и её детьми. Давайте вспомним этот момент – Когда Раскольников вошёл в комнату и увидел детей:
Зачитывает:
«Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что побили. Старшая девочка, лет девяти, высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи бурнусике, стояла в углу возле маленького братика, обхватив его шею своею длинною, как спичка, рукой, сдерживала, чтобы он опять не захныкал, и в то же время следила за матерью своими большими – большими глазами.»
Адвокат: Вот видите, господа, насколько Раскольников чуток к проблемам других людей.
Обвинитель: (язвительно). Очень добрый, что тут же пожалел о совершённом поступке и стал еще более мрачным и злобным, пустился в рассуждение о подлости человеческой, припомните эти мысли, обвиняемый.
Раскольников: Конечно, увиденная мною картина, еще раз заставила задуматься и еще больше увериться в том, что нет никаких преград к совершению убийства. Ведь, если «подлец - человек», то он заслуживает и свою подлую участь.
Обвинитель: Вот видите, какое отношение Раскольникова к человечеству?
Адвокат: И все же, я с вами не согласна, так как считаю, что мой клиент совершил такое преступление из любви к своим близким.
Судья: Раскольников, что вы можете сказать об отношении к своей матери и сестре?
Раскольников: Моя мать и сестра очень любили меня, и я им отвечал взаимностью. Я не мог допустить, чтобы мои родные испытывали унижения, особенно сестра, которая ради меня собиралась выйти замуж за Лужина, человека недостойного.
Я должен был что-то сделать , так как не могу допустить жертвы со стороны родных.
Адвокат: Разве это не подтверждает то, что подсудимый не бездушный человек ? А вспомните, как он пожалел девочку на бульваре.
(Сам зачитывает: «Он бросился защищать ее от жирного франта, несмотря на то что тот был и сильнее, и крупнее его в два раза и легко мог справиться с нашим героем, а затем Родион пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек (нашлись – такие) и отдал извозчику, чтобы ее увезли домой.»
Обвинитель: «Герой»! Отдал двадцать копеек, а потом пожалел об этом.
Адвокат: Но ему тут же стало тяжело, Раскольников хотел бы совсем забыться, потом проснуться и начать все сызнова и вслух заговорил о будущей судьбе девочки, вспомнив свою сестру и представив ее на месте этого ребенка. Я считаю, что Раскольников не виновен.
И для подтверждения моих слов прошу пригласить мать моего подзащитного – Пульхерию Александровну Раскольникову.
Судья: Приглашается Пульхерия Александровна Раскольникова.
Пульхерия Александровна Раскольникова:
Меня зовут Пульхерия Александровна Раскольникова. Я мама Родиона. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком. Родя учился в Петербурге, и я старалась ему помочь в учебе деньгами, но это были лишь крохи. Когда мы приехали в Петербург, то, увидев Родиона, были сильно поражены, так сын сильно изменился. Когда Родя нас увидел, то упал в обморок. В последующие дни он нас сторонился. Мы не понимали - отчего.
Адвокат: В зале суда находится и сестра моего подзащитного – Авдотья Романовна.
.Судья: Приглашается Авдотья Романова Раскольникова.
Сестра Раскольникова
Характеризуемый признак
Цитата
Внешность
(портрет, речь, жесты, одежда)
Информация на слайде: «Замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были тёмно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые.»
Дунечка: Меня зовут Авдотья Романовна Раскольникова. Кто, как ни я, знает Родиона лучше, ведь это мой брат, который вырос вместе со мной. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком, учился в Петербурге, и я старалась ему помочь деньгами, жаль, что незначительно.
Адвокат: Заметили ли вы что-то необычное, подозрительное в поведении брата?
Дунечка: Когда мы приехали с матерью в Петербург, то, увидев его, были сильно поражены, так он сильно изменился: похудел, был молчалив, задумчив и грустен.
Адвокат: От кого вы узнали о преступлении, совершённом Родионом?
Дунечка: Узнала от Свидригайлова, что убийство совершил брат, я пришла в ужас, хотелось помочь ему, подсказать, но он уже сам решил признаться во всём.
Обвинитель: Евдокия Романовна, а Вы могли бы убить человека?
Дуня: Да… Этого чуть не произошло, когда Свидригайлов пытался домогаться меня. Я вынула из кармана револьвер, взвела курок и держала его наготове... И когда снова почувствовала беду - выстрелила. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стенку. Но это не остановило Свидригайлова, он повторил попытку, я опять выстрелила, но револьвер дал осечку. Я защищала свою честь. Мне кажется, что каждая уважающая себя девушка поступила бы также.
Обвинитель: Ну и семейка! Один убивает, чтобы теорию проверить, а другая – честь защищает. Да, кстати, госпожа судья, у меня вопрос к Раскольникову. Расскажите ,а в чем заключалась Ваша теория?
Раскольников: Я написал статью о преступлении, основные положения которой сводятся к следующему:
1. Люди делятся на два разряда: обыкновенных и необыкновенных.
2. Обыкновенные люди живут в послушании и любят быть послушными.
3. Необыкновенный человек «имеет право разрешить своей совести перешагнуть через кровь, если того потребует исполнение идеи».
Да, я создал эту теорию, так как мир страшен, принять его, примириться с ним – невозможно, поэтому, нужен человек, который может взять на себя «кровь по совести» и спасти человечество; он имеет право на насилие и убийство ради спасения других. Это должна быть сильная личность, своего рода Наполеон.
Обвинитель: Ну, разве это не страшная теория, теория убийцы, которому позволено вершить судьбы человеческие. А самое ужасное — вырисовывается существенный мотив преступления – стремление Раскольникова проверить себя – «вошь или человек», проверить свою теорию.
Адвокат: Но ведь он вскоре разочаровался в своей теории. Расскажите, обвиняемый, об этом.
Раскольников: О своей теории я вспомнил еще раз, когда Соня дала мне газету с напечатанной статьей. Я мельком взглянул на текст. Сначала испытал странное и язвительно-сладкое чувство удовлетворения, но в следующее мгновение, прочитав несколько строк, испытал страшную тоску на сердце.
Обвинитель (ехидно): Раскаялся, а через время он готов был еще раз убить. Вы вспомнили о том, что случилось между Дуней и Свидригайловым, и в то же мгновение такая поднялась ненависть из вашего усталого сердца.
Адвокат: Да, но это была бы уже месть за честь сестры. Разве это не оправдывает его? Мой подзащитный испытывал раскаяние , и об этом может свидетельствовать Софья Семёновна Мармеладова. Ваша честь, пригласите свидетельницу Мармеладову.
Судья: Приглашается Мармеладова Софья Семёновна.
Характеризуемый признак
Цитата
Внешность
(портрет, речь, жесты, одежда)
Информация на слайде : «Наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире. Из-под надетой набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами. "
Сонечка: Меня зовут Софья Семёновна Мармеладова . Впервые Раскольникова я увидела, когда сбили моего отца. Родион помог доставить бесчувственного папашу домой и сделал все необходимое для того, чтобы он остался живым. После смерти отца Раскольников отдал на похороны все гроши , которые были у него. Разве так смог бы поступить каждый, разве это не говорит о его доброй душе? Именно тогда я и обратила внимание на Родиона и потянулась к нему, как травинка, которая ищет тепло и защиту. А как он раскаивался в содеянном и как переживал : «лицо всегда грустное, а глаза несли такую боль, что первая мысль была о том, что у него сильная душевная трагедия». Он мне первой рассказал о преступлении. Это было раскаяние! Он говорил, как в бреду, и была у него сильная лихорадка. Родион утверждал, что его чёрт надоумил, что убил не ради денег, а потому что старушку считал «вошью», которая всем причиняет боль, в её лице он видел всех тех, кто унижает людей. Родион, повтори те слова, что ты мне говорил.
Раскольников: ПРИЗНАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА.
Я не для того убил, чтобы матери и сестре помочь…не для того, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил, для себя убил. Мне другое надо было узнать: вошь ли я, как и все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею? Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!
Соня: Я посоветовала ему пойти на перекрёсток, встать на колени, поцеловать землю и попросить у людей прощения за убийство.Перёкресток – это крест, значит, просить прощения у Бога, у Земли, которые дали жизнь, ведь одна из заповедей Бога – это «не убий»! Когда он отправился, я тайком пошла за ним. Родион искренне встал на колени, поцеловал Землю и хотел раскаяться, но люди не поняли его, назвали пьяницей. И он им не признался, а отправился сразу в контору. Ваша честь! Он сам признался в убийстве!
Обвинитель: Я прошу пригласить Порфирия Петровича- следователя по делу Раскольникова.
Судья: Приглашается свидетель – следователь Порфирий Петрович. Расскажите, что Вы знаете об убийстве и о причастности к этому делу Раскольникова.
Порфирий Петрович: Когда я узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, дал ему время все понять и осознать .Когда в беседе Раскольников сказал, что может убежать, то я ему ответил: «Нет, Вы не убежите, а если и убежите, то сами воротитесь. Без нас Вам нельзя обойтись. Я уверен, что Вы «страданье надумаете принять», потому что страданье , Родион Романыч, великая вещь»!
Обвинитель: Почему Раскольников пришел с повинной?
Порфирий Петрович: После совершения убийства Родион Раскольников был все еще верен своей «идее». Он во что бы то ни стало хотел побороть ощущение преступности, доказать себе и людям, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Именно с целью «доказать» отправляется Раскольников ко мне. Я сразу же обратил внимание на искусственность и фальшивость его поведения. Но Раскольников не выдерживает фальшивого тона, чувствуются порывы горькой правды в его душевном состоянии. Но вскоре он берет себя в руки, снова прячет правду о своём состоянии. Эта встреча является доказательством глубокой внутренней борьбы подсудимого, борьбы «идеи» с принципом человечности. Он то скрывает правду, то раздражается и раскрывает душу, то смеется и твердеет, то становится жалким и беспомощным. Я разгадал характер Раскольникова и не хотел допрашивать его «по форме», так как понимал, что поймать Родиона с помощью допроса «по форме» логически нельзя. Я делал ставку на живую и сложную душу, неподвластную уму Раскольникова. Вот почему вместо официального допроса — болтовня, хитрая и расчетливая. Моя цель была — вывести Раскольникова из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределённое самочувствие, которое невыносимо для него. Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать. Вот оно, коварство-то где-с! Во время нашей третьей встречи Раскольников совершает «явку с повинной». Он совершит «явку с повинной» не ради формального наказания. Все решается в душе подсудимого, болезненно остро ощущающей «разорванность» с людьми. Это и есть та необходимость, которая заставляет его признаться: «Это я убил тогда старуху- чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Адвокат: У меня есть еще свидетель, который может рассказать о положительных качествах моего подзащитного. Это Разумихин.
Судья: Пригласите Разумихина.
Разумихин: Здравствуйте, господа присяжные! Здравствуй и ты, Родя! Ещё недавно, разузнав об этом… О Боже! … Но прошу, люди добрые, поймите всю сложность случая. Нет, я не оправдываю Раскольникова, несмотря на нашу дружбу. Всему виной его глупая статья, которую Родя написал в недавнем времени. Конечно же, я видел её… Но, чёрт, я и представить себе не мог, как глубоко она осела в нём. Мне казалось, это просто очередная теория. А она завладела его сознанием и мучила… Наполеон несчастный! Твоё чудовище тебя и сгубило! Зачем, по-вашему, он это сделал? Неужто он следовал своей теории, помогая беднякам? Так ведь Родион, по статье своей, должен был бы их приносить в жертву своим великим делам, а не наоборот. Вам не кажется это парадоксальным? Дамы и господа, забудьте про всё и всмотритесь в личность Раскольникова. Взгляните в его душу. Она полна прекрасного и пытается излечить его больной мозг. Этим я хочу сказать, что Раскольников виноват, но нельзя губить его жизнь, иначе это приведёт к гибели не только его разума, но и души… Да и кем была эта старуха? Рассудите. Конечно, это не значит, что я одобряю такое убийство, упаси Бог. Я хочу сказать, что и она никому хорошего не сделала, а только обдирала бедных так, что , наверняка, тоже погубила не одну судьбу. Ваша честь, поймите, что перед вами человек, а не какая-то тварь дрожащая…
Судья: Я хочу пригласить главного свидетеля, автора романа «Преступление и наказание», Достоевского Федора Михайловича.Как вы относитесь к тому, что совершил ваш герой?
Достоевский: Конечно же, отрицательно. Я, как автор романа, постоянно наблюдал за состоянием души своего героя и хочу обратить ваше внимание на то, что внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Его мучает не примитивный вопрос: убивать или не убивать, а всеохватная проблема: подлец ли человек, весь вообще род человеческий. Рассказ Мармеладова о великой Сониной жертве, письмо матери о судьбе сестры Дунечки, сон о Савраске, наблюдения за окружающей жизнью – все это вливается в общий поток сознания Раскольникова. Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к решению. Все это первопричины к преступлению.
Судья: Как вы, человек уважаемый и много испытавший в своей жизни, могли написать произведение, в котором ваш герой должен был пройти столько испытаний и, в конце концов, совершить убийство?
Достоевский: Видите ли, Ваша честь, у человека, возомнившего себя властелином мира, а в наше время таких Раскольниковых оказалось много:
- начинается распад сознания,
- человек теряет разум, его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия.
Он уже не владеет своей мыслью, волей, чувствами. Он, теоретик и рационалист, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения, и его «арифметика» оборачивается страшной ложью, преступление – полной бессмыслицей (задумал убить «вошь бесполезную», а убил-то и Лизавету – тихую, кроткую, ту же Сонечку). И поэтому он должен был пройти тяжелый путь психологической нагрузки, что, в конечном счете, должно было привести его раскаяться на перекресток, что, собственно говоря, и является крестом, припасть к земле, потому что всё, что рождено на земле, дано Богом, и никто не имеет права забрать жизнь, подаренную им.
Судья: Итак, подведем итог нашего заседания. .Обвинитель, выскажите свою точку зрения по данному делу.
Обвинитель: Слова «убить» и «ограбить» могут направить мысль читателя по ложному пути. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что «среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере относится это и к Раскольникову. Но он выбирает не труд, не какой другой путь выхода из создавшегося положения. Он находит более легкий путь для достижения цели, а также проверяет и свою теорию. Он выбирает УБИЙСТВО – это результат его свободного выбора, убийство Алены Ивановны. За этим убийством последовало еще несколько смертей.
Судья: Уважаемый адвокат, вам слово.
.
Адвокат: В ходе предварительного следствия вина подсудимого была полностью доказана, и она нашла своё подтверждение в ходе судебного процесса. Но мы должны также учесть некоторые аргументы в пользу моего подзащитного. Перед нами духовно богатая личность. Неоднократно мы убеждаемся в его чуткости и отзывчивости. Раскольников остро воспринимает чужую боль. Мы имеем возможность убедиться в этом. Так, мы видим, как, рискуя жизнью, мой подзащитный спасает во время пожара детей. Из показаний свидетеля Сони Мармеладовой мы можем сделать вывод о щедрости, милосердии Родиона Раскольникова. Насколько ранила моего подзащитного картина нищеты и бедствий, когда он посетил дом этих людей! Раскольников оставляет им свои последние деньги, хотя сам беден и не знает, как дальше жить. Такая черта характера , как любовь к людям, проявляется, когда он пытается спасти бедную девушку. Из показаний городового мы знаем, что мой подзащитный отдал ему последний двугривенный, чтобы тот присмотрел за девушкой. Судебно-биологическая экспертиза и показания врача Зосимова доказывают, что душевное состояние Раскольникова было далеко не в норме. В лице моего подзащитного мы видим бескорыстного и честного человека. Также обстоятельствами, смягчающими вину моего подзащитного, можно признать совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств, а также активное способствование подсудимого раскрытию преступления и возврат имущества, добытого в результате преступления. С учётом личности подсудимого, с учётом его чистосердечного раскаяния в содеянном, наличия смягчающих обстоятельств и отсутствием отягчающих вину обстоятельств, прошу суд снизить меру наказания до 6 лет лишения свободы.
Судья: Предоставляется последнее слово подсудимому. Что вы можете сказать в свое оправдание?
Раскольников: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, в котором очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. На меня, конечно же, сильно повлияло стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорблённых», кого хотел защитить. Признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Прошу учесть мое чистосердечное раскаяние.
Судья: Заключительное слово предоставляется автору романа Фёдору Михайловичу Достоевскому.
Достоевский: Дамы и господа! Вы живёте в сложное, драматическое время, когда в мире льётся кровь! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утвердилось право на собственную избранность, исключительность, раскольническое право на насилие. Условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен жить вечными заповедями:
- «Не убей!»,
- «Не укради»,
- «Возлюби ближнего, как самого себя».
Человек должен воспитывать в себе совесть. Я твердо знаю, что каждый должен иметь Бога в душе. Бог в буше - это основа нравственности для каждого из нас. Бог в душе – это та свеча совести, которая изначально горит в каждой человеческой душе. Нельзя, никак нельзя допустить, чтобы эти свечи погасли! И поэтому вечно мое утверждение, что «Мир спасет красота и любовь». У меня все, господа.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Суд проходил по нравственным законам, ибо совершено преступление, лишившее жизни двух человек, неважно, в данном случае, каких, главное – цена человеческой жизни! Теория же господина Раскольникова, разрешающая кровь по совести - бесчеловечна. Зло, насилие, жестокость ни в какие времена не оправдать!
Приговор
Суд приговорил Раскольникова Р.Р. признать виновным в совершении преступления и назначить ему наказание в виде 8 лет каторжных работ.
III. Заключительный этап урока
Учитель: «Защитники» и «Обвинители»! Какие действия вы совершили , к какому выводу пришли и каково его значение?
Спикер группы «Защита»: Сегодня мы восстановили все подробности той обстановки, при которой Родиону Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выход из той ловушки, которую расставила ему жизнь. У героя была свобода выбора, и в его власти было отказаться от дикого абсурда теории , но Родион этого не сделал, стал преступником.
Спикер группы «Обвинители»: Мы пришли к выводу, что оправдать Раскольникова невозможно. Человек не имеет права поднимать руку на любого человека, каким бы ничтожным он ни был. Приговор справедлив.
Учитель : А есть ли надежда на воскрешение души Раскольникова?
Спикер группы «Защита»: Надежда есть:
1 Рядом с Раскольниковым была Соня. Она поехала за ним в Сибирь. Любовь героини вернет Раскольникову человечность, а Раскольникова – человечеству.
2 «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально…» Стал верить в бога. Эта вера поможет Родиону очиститься от греха, вернуться к людям.
3 Как уже было сказано, у Раскольникова есть совесть, к счастью. Она и станет источником его возрождения.
Спикер группы «Обвинители»: Соглашаемся с нашими оппонентами, но с оговоркой: Раскольников никогда себе не простит этого преднамеренного убийства, следовательно, душевные муки его не покинут.
Учитель: В чём заключается современность романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
Спикер группы «Защита»: Достоевский – психолог человеческой души. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром и является одним из читаемых авторов 21 века не только у нас в России, но и в зарубежных странах.
Прочитанный нами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых -«не убий!».
Спикер группы «Обвинители»: В наши дни льётся кровь ни в чём не повинных людей на Украине, ДНР, ЛНР. Это возмутительно с точки зрения всякого здравомыслящего человека. Классик учит нас , что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идеи и поступков. В этом заключается злободневность, современность и ценность романа. Роман Достоевского - это роман-предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечёт кровь и жертвы миллионов.
(Спикеры крепят итоговую информацию на доску в раздел «Готово».)
Учитель: Прошу группы поработать над созданием тем к предстоящему сочинению по роману. (Дети от каждой группы выдвигают по одной теме, затем спикеры обмениваются ими и коллективно составляют план к ним.)
Спикер группы «Обвинение»: Нам предложена тема : »Преступление и наказание Родиона Раскольникова», предлагаем следующий план:
1.Р.Раскольников – трагический характер.
2.В чём трагедия Раскольникова?
-внешность
-условия проживания
-взаимосвязь с семьёй
-взаимоотношения с героями романа
-создание теории и её крах
-пути выхода из трагической ситуации.
3.Христианские идеи романа Достоевского.
Спикер группы «Защита»: Тема нашего сочинения : »Изображение жизни униженных и оскорблённых в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского».
План:
1.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2.Широта изображения в романе страданий бедных людей:
-описание Петербургских трущоб
-униженные и оскорблённые в романе (Сонечка Мармеладова и её семья. Сестра и мать Раскольникова.)
3.Боль за человека – основа позиции Ф.М.Достоевского в романе.
Учитель: А я, закрывая последнюю страничку романа, считаю, что он оставит у Вас в душе глубокий след, и уверена в том, что вы будете жить по законам нравственности и морали нашего общества. Ребята! Вы большие молодцы! Всех от души благодарю за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Музыкальные страницы в романе И.А.Гончарова "Обломов"
Урок проводился во время участия в конкурсе педагогического мастерства "Педагог года 2004"...
Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"
Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....
Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....
Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть разные аспекты образа города ....
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Открытый урок "Мысль семейная" в романе-эпопее "Война и мир".
Конспект урока при изучении творчества Л.Н. Толстого по роману " Война и мир"....