Мастер-класс "Символы в творчестве Мэлса Самбуева"
опыты и эксперименты по литературе (11 класс)
в 2017 году открытый мастер- класс «Символы в творчестве М. Самбуева» на районном семинаре «Филологическое образование в Закаменском районе» МАОУ «Санагинская СОШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск» Семеновой Галины Владимировны
Тема: Поэтика символов в поэме «Дед Доржи» Мэлса Самбуева
Над Санагою звезды опустились,
примерзли к окнам, облепив стекло.
От света электрического или от радости,
в доме так светло. И будто счастье
в сердце вдруг вернулось,
как сын нежданно на исходе дня,
в зрачках Доржи улыбка шевельнулась —
он так доволен яростью огня.
«Земля людей! Неистовствуй,
вращайся и, по орбите шествуя земной, —
прошу тебя — ты к людям обращайся
одной лишь доброй, светлой стороной».
Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
– Это строки из поэмы «Дед Доржи» нашего земляка поэта Мэлса Самбуева и строки их стихотворения С.Есенина.
– Почему так произошло, что в текст одного поэта легко вписались строки другого поэта? (по духу похожи, схожи)
(Подвести слушателей к мысли об общечеловеческой душе).
– Коллективное бессознательное – термин, который ввел в психологию ученик и последователь, а позднее оппонент З.Фрейда Карл Густав Юнг в начале ХХ века. По мнению психолога, сознание человека, являющееся непременным условием его полноценного, деятельностного существования, это только небольшой верхний пласт. Под ним располагается другой, более обширный, который заключает в себе забытые или подавленные личные воспоминания, чувства и модели поведения, обозначенные Юнгом как личное или индивидуальное бессознательное. Под этим вторым пластом располагается безбрежный и безмерный более древней пласт, состоящий из моделей поведения и образов, которые формировались и многократно повторялись в процессе культурно-исторического развития всего человечества. Этот пласт Юнг обозначил как проявление объективной и коллективной души и позднее назвал «коллективное бессознательное», потому что состоит оно из поведенческих форм и образов, доступных всем живущим на земле, но не приобретенных человеком в течение жизни, и его невозможно охватить сознанием.
– Доступ в этот древний пласт дан не всем. Это своего рода высшее Знание, Модели поведения, образы, символы-знаки. Предположите, кто может иметь туда доступ? (провидцы, Поэты, люди с тонкой душевной организацией. есть опасность потерять свое личное в древнем бессознательном. Пример Мастера. Гоголя).
– Коллективное бессознательное может выражаться с помощью символов.
Беседа
Примеры распространенных символов:
- Грааль – эта чаша – символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей лишь коснуться их губ, пробуждаются к жизни. Грааль, вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность.(Грааль в «Мастере и Маргарите»).
- Дерево – является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизировало центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю; человека и его путь к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения; Вселенную и ее процессы вечного обновления. (Древние ритуальные обряды языческие вокруг деревьев, украшали вязочками деревья)
- БЕРЕЗА – Исцеляющее, защищающее дерево на севере Европы и у азиатских народов, а на востоке основной элемент шаманских обрядов, в которых она выполняет роль Космического Дерева, соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Из березы изготавливали центральный шест юрт, что сделало ее священным деревом в ритуалах инициации, символом духовного восхождения человека по жизни, а также космической энергии.
В России береза символизирует весну и девичество, является эмблемой молодых женщин; ее высаживают около домов, чтобы призывать добрых духов. Приписываемая березе способность изгонять злых духов, вероятно, стала причиной того, что ведьм секли березовыми розгами во время ритуалов изгнания беса.
- Круг – нет ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентации; и небосвод тоже – вследствие круговых траекторий движения звезд вокруг небесного полюса – представляется как круглый купол, поэтому круг олицетворяет собой небо и все спиритуалистическое. Если на него нанести спицы (радиусы), то он станет символом колеса, которое в противоположность неизменяемости круга демонстрирует дополнительное качество – динамику.
Египетский символ вечности представляет собой шнур, завязанный узлом так, чтобы получилось круглое кольцо, античный же – змею, кусающую свой хвост (Уроборос, Uroboros). Когда что-то бросают в воду, на поверхности возникают концентрические круги; на больших камнях, закрывающих доисторические захоронения, часто встречаются подобные вырезанные изображения.
Во время церемоний с заклинаниями маг чертит вокруг себя круг, который нельзя переступать. Ноль, окружность, обрисовывающая пустоту, ничто, пришел к нам в Средние века через мусульман (а русские утверждают, что через еврейских хазар). Хома Брут из «Вия» Н.В. Гоголя рисует круг.
– Композиция поэмы также строиться на основе круга: Сон Доржи открывает повествование и замыкает. Эта композиция отражает авторскую идею: «Жизнь и смерть… Смерть и жизнь – круга вечного не разомкнуть».
– Мы подошли к цели нашего мастер-класса – рассмотреть образный символический строй в поэме «Дед Доржи».
– Композиционно поэма делится на шесть частей. Число шесть имеет сакральное значение. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины – это движение по кругу, «колесу жизни», (сансарын хурдэ). Буряты верят, что душа усопшего может переродиться в одном из шести миров Сансары. Шесть миров, «шесть реальностей» – в буддизме шесть возможных перерождений в сансаре. Шесть направлений пространства (по два на каждое измерение) и прекращение движения (так как для Творения понадобилось шесть дней). Шесть миров называют «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями». Выделяются следующие шесть миров (от высшего к низшему): 1. Мир богов (дэвов) – дэвалока; 2. Мир асуров (демонов и/или полубогов); 3. Мир людей; 4. Мир животных; 5. Мир претов – голодных духов; 6. Мир адских существ (нараков) – ады. [5]
– Первые три воплощения считаются благоприятными, последние три – неблагоприятными. Место перерождения зависит от совершенных при жизни поступков (кармы). Хотя жизнь богов выглядит более счастливой, достичь нирваны могут только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным. «Знаю я, что уйду не к богам в неземную обитель, а к родимой, могучей отцовской земле возвращусь», – размышляет дед Доржи.
– Сон в поэме выполняет сюжетообразующую и психологическую функции. Сны одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа, как для писателей, так и для читателей. Чтобы в этом убедиться, достаточно привести произведения, в названиях которых присутствует само слово «сон»: «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Сон смешного человека» Достоевского.
– Через всю сюжетную канву поэмы проходят сани (см. приложение 3). Жизненный путь Доржи проложен полозьями саней в пространстве времени: сначала Доржи делает полозья из березы, затем – «сани Доржи – дровяные, бедняцкие, долго искали поклажи достатка и счастья, а находили поклажу обид и страданий», «горько блуждая в кромешных туманах ненастья, сани бурятские увозили на кладбище тех, кто обрел свой последний и горестный сон», «в прочных санях, что Доржи смастерил, в Санагу привезли революцию, словно невесту»; события гражданской войны, голод в 20-ые годы, тревожное время репрессий и арестов отражены метафорично в строках: «на сани истории – грузные сани – еще одна тяжкая ноша легла – поклажа надежды, добра и страданий, сомнений и счастья, злодейства и зла»; конечная точка – «и положат меня на просторные ровные сани, что из крепкой березы я сам для себя смастерил».
– Сюжет об использовании саней в качестве погребальной повозки неоднократно поднимался в литературе. Первыми об этом заговорили филологи, опубликовавшие в конце XVIII в. один из древнейших памятников древнерусской словесности «Поучение» Владимира Мономаха 1096 г., в котором было употреблено выражение «сидя в санех». Первым историком, коснувшимся в начале XIX века данного сюжета, был профессор Г. Успенский. Описывая похоронный обряд наших предков, исследователь в примечании дал исчерпывающую картину полифункционального использования саней к культуре многих народов. По его мнению, помимо обычного использования саней как транспортного средства сани употреблялись «в древности» в качестве одра, или повозки, на которой «относили или отвозили к погребению покойников». [7]
– Популярность саней у многих народов можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром.
– Символичен образ главного героя. Дед Доржи олицетворяет ценность прошлого, преемственность поколений. Его облик исполнен достоинства. «Мотив старости является своего рода знаком, настраивающим на определенное отношение к герою, – свидетельством правильности, непреложности размышлений». [8]
Доржи – тибетское имя, близкое по значению к санскритским именам: Базар, Будда. Означает «просветленный, тот, кто обрел высшую истину». В образе деда Доржи воплощена мудрая, просветленная старость. Бурятский характер выступает в нем как сплав общечеловеческих и собственно национальных черт.
Дед Доржи – плотник. Человек, владеющий плотническим ремеслом, почитался среди бурят наравне с дарханами (кузнецами). Изготовление предметов быта из металла или дерева всегда относилось к сфере сакрального.
Образы стариков - супругов, деда Доржи и бабушки Дулмы - воплощение священного брака, трогательной привязанности людей друг к другу, редкой в своей искренности и прочности. А внук – продолжение рода. Врожденное, естественное чувство любви, придает особую тональность поэме: «О, родная Дулма, не печалься, не плачь, дорогая! Жизнь и смерть…Смерть и жизнь – круга вечного не разомкнуть».
Цвет у Мэлса Самбуева символичен. В самые яркие солярные цвета окрашены поэтические образы: желтый («щепочки желтые», «рыжая пряжа») и красный («языки красноватого пламени», «месяц – оранжевый мячик», «алый цветок поутру»), белый («белеют поленца в сугробе», черный («черные вороны»). Белое и черное означает начало и конец. Белый цвет несет в себе возвышенную чистоту природы. [10] Цвета белый, желтый и красный наполняют мир то чистотой и покоем, то щемящей тревогой.
Цветовые сравнения придает описанию событий экспрессивность. Например: «с бородою седой, как осина заиндевелой», «щепочки желтые, как будто птицы кем-то испуганные, порхнув, разлетаются в разные стороны».
Определенное значение вносит в сюжет время года. Главные атрибуты зимнего времени: «шар земной, от снегов ослепительно белый, заковали глухие морозы», «коротка и длинна эта звездная зимняя ночь» – наводят на мысли успокоения в природе, тихой созерцательности. Зима олицетворяет покой или сон, очищение от старого опыта и обновление, в данном контексте перерождение.
Художественное пространство произведения – это «шар земной на орбите земной, от снегов ослепительно белый» и судьба одного человека, живущего во вселенной. Человек – частица мира, а потому все чувства и настроения человека являются проявлениями космического бытия. Поэт переносит в личную жизнь категории космического порядка. Так идея поэмы приобретает вселенский масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего.
вывод:
1. поэт обращается к глубинному древнему опыту и тем самым увеличивает силу воздействия созданных им образов, которые обладают многогранной символикой не всегда передаваемой вербально;
2. творчество Мэлса Самбуева на примере поэмы «Дед Доржи» являет собой сплав национальных и общечеловеческих ценностей;
3. в процессе иллюстрирования в достаточно статичном, на первый взгляд, сюжете поэмы выявляется широкий спектр событий, смыслов и знаков;
4. Символический образный ряд поэмы: сон Доржи, сани, число 6, цвет, имя главного героя, время года, образы стариков – супругов - носит глубинный философский смысл;
Предлагаю игру: Кто скажет больше символических значений предметам, которыми мы пользуемся ежедневно?
Например, Ложка – горсть, столько, сколько тебе положено, с помощью ложек можно производить мелодии, ритм. (Дорога ложка к обеду. Ложка дегтя).
Полотенце – полотно, рушник, хадаг. самый священный сакральный предмет у разных народов. Подношение, проявление уважение. но и полотенца используются в погребальных ритуалах.
Печка – очаг, святое место. танцевать от печки. источник тепла и место приготовления пищи. Не случайно ценились хорошие печники и пользовались уважением всех односельчан. Печь в избе всегда была главным и очень значимым местом. Любое строительство дома начиналось именно с определения места, где будет располагаться в дальнейшем печь. От ее расположения зависело тепло и уют в доме. Так и появилось выражение: танцевать от печки, что означало вернуться к главному и начинать с главного.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли. у Пушкина, Державин: «Поэзия не сумасбродство, Но высший дар богов».
Есенин: Поэт – Он бледен. Мыслит страшный путь.
В его душе живут виденья.
Ударом жизни вбита грудь,
А щеки выпили сомненья.
и Рядом с ними наш Закаменский поэт Самбуев М.:
Мы в детстве с тобой мечтали:
Эйнштейном хотел ты стать,
А я – чтоб стихи блистали
Хайяма стихам под стать.
И жизнь-режиссер нам роли
Дала, оценив наш дар:
Ты – физик в районной школе,
Поэт я, но не Омар.
Но счастлив будь, мой дружище,
Хоть роли слегка не те, –
Мы то же, что в детстве ищем,
Верны мы своей мечте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»
Учреждения дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....
интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"
интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.
Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛA заседания Жюри II (финального) 9-го Фестиваля художественного творчества обучающихся, студентов и педагогов "Творчество молодых"в номинации "Литературное творчество"
Соломуд Юлия - дипломант в номинации "Литературное творчество. Сочинение"...
Мэлс Жамьянович Самбуев намтар
биография...