Методическая разработка "Блочно-модульная система в аспекте преподавания литературы"
методическая разработка по литературе на тему
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература русская с её гуманистической направленностью. Общее направление гуманизации образования и современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Приходится пересматривать программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить что-то новое. Анализируя систему преподавания литературы, мы сошлись во мнении, что нашим целям и задачам соответствует именно технологии блочно-модульного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno-modulnaya_sistema_v_aspekte_prepodavaniya_literatury.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Блочно – модульная система в аспекте преподавания литературы.
Модульная программа « Мир вокруг – большой и разный… » 5 – 11 классы
Авторы программы: Табункина Р.Н. и Логинова М.С.
Пояснительная записка
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература русская с её гуманистической направленностью. Общее направление гуманизации образования и современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Приходится пересматривать программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить что-то новое. Анализируя систему преподавания литературы, мы сошлись во мнении, что нашим целям и задачам соответствует именно технологии блочно-модульного обучения.
Напомним, что блок – это большой тематический раздел, включающий в себя дидактический комплекс с различными заданиями. Блоки включают в себя различные модули. Модуль – это целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
Основными компонентами модуля являются:
- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
- банк информации;
- методическое руководство по достижению целей (конспекты, тематическое планирование, содержание программы);
- практические занятия по формированию необходимых умений;
- контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
На наш взгляд, из курса литературы, изучаемой в 5-11 классах, можно выделить несколько блоков, который условно предлагаем назвать:
1. «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости» (А. Пушкин)
2. «…Гражданином быть обязан» (Н.Некрасов)
3. «Мир вокруг большой и разный…»
Сегодня вашему вниманию мы предлагаем данный блок, объединяющий в себе модули «Человек – это истинная ценность», «Братья наши меньшие», «Учись постигать красоту природы», который считаем одним из самых важных.
В современном обществе утратили свою значимость и ценность такие понятия, как добро, милосердие, сострадание, чуткость, человечность. Курс литературы содержит благодатный материал для воспитания у учащихся гуманного отношения к окружающему миру: людям, животным, природе, для формирования у учащихся таких ценностных категорий, как доброта, милосердие, внимание к окружающему миру.
Данная программа рассчитана для работы на уроках литературы в 5-11 классах и представляет собой блочно-модульную систему изучения произведений, включённых в программу по литературе на базовом уровне.
Произведения, объединенные в блок «Мир вокруг большой и разный…», призваны помочь раскрыть подросткам истинный смысл нравственных ценностей, со страшной быстротой исчезающих из нашей жизни, и показать им, на чем держится мир.
Практическая направленность программы в том, что она поможет учителю-словеснику воспитывать толерантную личность, способную сопереживать чужому горю, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений «природы», эмоционально отзываться на её красоту.
Программа каждого класса включает в себя произведения литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное и безобразное в природе и человеческой жизни. При составлении программы использовался национально-региональный компонент в 10-11 классах, изучающих параллельно с русской и чувашскую литературу.
В каждом классе программа рассчитана на 16 часов. Содержание и количество часов данной программы можно варьировать: увеличить количество произведений в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин при сохранении или небольшом сокращении учебного времени на изучение других произведений.
Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на уроках дети учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.
Цель программы: используя произведения литературы, воспитать высоконравственную личность, главной чертой которой будет сострадание ко всему живому, формировать активную жизненную позицию.
Задачи:
- Формировать у школьников способности воспринимать красоту человека, природы и окружающего мира;
- Развивать потребность в нравственно - эстетической отзывчивости ко всему живому;
- Учить размышлять над причинами, вызвавшими различные эмоциональные состояния;
- Формировать умения различать эмоциональное состояние человека и животного в разных ситуациях;
- Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к творчеству писателей- создателей произведений словесного искусства;
- Расширять кругозор обучающихся через чтение произведений.
Преимущества технологии блочно-модульного обучения:
- Повышение мотивации в изучении литературы.
- Накопление систематизированного материала к написанию части С в ЕГЭ.
- Развитие общеучебных умений и навыков:
а) навыков внимательного вдумчивого чтения;
б) умения сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
в) умение планировать текущую и перспективную учебную работу;
г) умение составлять свой жизненный проект
Данная программа была нами опробована в 5А и 11А классах в 2007-08 учебном году. В конце года в четвёртой четверти мы давали блоки «Братья наши меньшие» и «Учись постигать красоту природы» - 5 класс (8 часов) и «Человек – это величайшая ценность» - в 11 классе (8 часов)
Наша работа нашла поддержку на кафедре русского языка и литературы ЧРИО. Материал также принят к публикации на Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Вашему вниманию мы предлагаем содержание программы и учебно-тематический план по блоку «Мир вокруг большой и разный...»
В качестве предисловия к модульной программе « Мир вокруг – большой и разный… »
« Доброта... бескорыстная, действенная доброта, не ожидающая ни наград, ни признания, вдохновляющая на дела, творимые из одного сознания своего человеческого долга: надо помочь, надо ободрить, надо посочувствовать... Но как нечасто приходится наблюдать ее проявления в быстром чередовании дней, словно подгоняемых современными темпами жизни с их потоком событий и перемен! И некогда, выключившись из него, приостановиться и подумать: в чем дело? Почему мы, становясь просвещеннее, опытнее и благополучнее, более защищенными достижениями цивилизации и науки от всяких напастей, забываем в упоении своими победами над стихийными силами природы, могуществом подчиненных нам технических средств о тех, кто остался слабым и беспомощным, кому не выжить без нашего покровительства, ободрения и помощи? О тех, кто нуждается в идущем от чистого сердца сочувствии?.. Ведь не перестали мы верить в великое значение тепла и любви в человеческих отношениях, способных исцелить и утешить, внести радость, свет в потемки и холод несложившейся судьбы?
Эта книга как раз о добре — о бескорыстной любви и сочувствии к домашним и диким животным, ко всему копошащемуся, таящемуся вокруг нас миру живых тварей, пока еще выживающих на планете, все круче и беспощаднее приспосабливаемой человеком к своим нуждам. Включенные в сборник рассказы очень различны по манере и сюжету, по художественному уровню, но их всех роднит поставленная себе авторами единая цель: внушить читателю симпатию к младшим братьям и отвращение к жестокости, к недостойному человека бездушному отношению к живым существам.
Сложна задача в XXI веке писать о бережном отношении и любви к живой природе, потому что весь поступательный ход развития современного общества зиждется на всемерном развертывании наступления цивилизации. Речь может идти лишь о том, чтобы не губить больше естественной жизни вокруг нас, чем этого требует претворяемый в жизнь план очередного строительства города, плотины, автострады или завода, стараться где можно, хоть на клочках, сохранять естественные условия, при которых могли бы еще какое-то время жить те или иные дикие животные и растения. И проникнуться симпатией и сочувствием к тем, кто уже не может существовать самостоятельно, если человек не поможет и не защитит.
Дикие звери и птицы на протяжении тысячелетий помогали человеку выжить и украшали его жизнь; не должен и он быть неблагодарным и не платить признательностью тем, кого он обрек на вымирание. Сведения Красной книги говорят о все увеличивающейся с годами быстроте, с какой исчезают с лица Земли виды и отряды животных и растений, причем процесс этот обозначается все резче, распространяется все шире, захватывая ареалы океана и суши, почитавшиеся девственными еще на памяти нынешних поколений... И раз это так, каждый человек призван всеми силами помогать замедлению этих печальных последствий роста населения и потребностей человека.
Итак, с одной стороны, все более изощренные и добычливые способы лова и промыслов, механизмы, способные за считанные минуты перегородить реку, свести вековые леса, изъять у природы накопленные в болотах тысячелетиями запасы органических веществ; с другой — горькое чувство невосполнимой утраты, когда читаешь о последних уцелевших экземплярах тех или иных животных, об ученых, основывающих на чрезвычайных экспериментах зыбкую надежду на сохранение вида... В этом неравном состязании не может быть недооценена роль людей доброй воли, призывающих щадить где можно, любить все живое, искупая тем самым в какой-то мере вину человечества перед младшими и слабейшими собратьями...
Рассказ Глеба Горышина «Лебединая жизнь» заставляет с горечью вспомнить, сколько доводилось встречать на охоте и в тайге людей, подобных его герою, способных не только расстрелять в упор лебедя, но еще цинически хвастать выстрелом. Уж не правы ли те, кто огулом клеймит охотников, потому что чересчур много среди них хапуг, прикрывающих почетным званием охотника-любителя свою бессовестную сущность хищника?
Заслуживает внимания небольшая повесть Михаила Юхмы «Шурсямга — молодой волк». Повесть Юхмы ценна тем, что он пишет о нашем времени, когда вокруг волка все неумолимее сжимается кольцо угроз и опасностей и ему все труднее уцелеть.
Значительна часть рассказов о домашних животных: собаках, кошках, лошадях.
В рассказах властно звучат голоса природы.
Нет нужды подробно останавливаться на рассказах сборника и перечислить их все - перед читателем книга, содержание которой говорит само за себя. Тот, кто ее прочтет, несомненно, глубже постигнет те вечные нравственные, не подвластные никаким временным влияниям законы, какие диктуют человеку бережное и доброе отношение к вершащейся вокруг жизни - хрупкой и во всем от него зависимой: только любовь к ней, сочувствие ко всякой живой твари - к животным и растениям - способны уравновесить урон, наносимый природе наступлением цивилизации.»
Из предисловия О. Волкова к сборнику рассказов «О братьях наших меньших»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
И был бы он (человек) счастлив тем,
Что есть мир прекрасный вокруг него
И что назначение его на земле – Творить добро.
( В. Астафьев)
Модуль «Человек – это величайшая ценность»(8 часов)
Быть счастливым – творить добро…
1. Русские народные сказки.(1час) Виды сказок Отражение народной морали в сказках. Торжество добра, справедливости в сказках.
2. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (1час). Народная мораль в характере и поступках героев. Полное любви, добра сердце. Готовность жертвовать собой в сказке. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.
3. Литературная сказка. «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»(1час). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.
4. Андрей Платонов «Неизвестный цветок»(1час). Внимание к окружающему миру, умение видеть в нем хорошее. Деятельное сострадание к окружающему.
5. В.Г.Короленко «Дети подземелья»(2часа). Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
6. Куприн «Чудесный доктор»(1час). Чудо деятельного сострадания.
7. Урок развития речи
Модуль «Братья наши меньшие»(4часа).
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
1. А. Платонов «Волшебное кольцо».(1час) Герои сказки Платонова – Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа добра и справедливости в сказке.
2. Н.Рубцов. Цикл стихов «Диво дивное», стихотворения «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Медведь», «Про зайца», «Коза», «Жеребенок».(1час) Меньшие наши братья. Внимание к окружающему миру .Меткое слово поэта. Стихи Рубцова – моментальный снимок.
3. К. Паустовский «Теплый хлеб»(1час). Смысл названия сказки. «Трудность добра».
4. Е. Носов «Трудный хлеб»(1час). Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа».
Модуль «Учись постигать красоту природы»( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Фет «Весенний дождь», Плещеев «Весна», Тютчев «Весенние воды».(1час)
2. И. Бунин «Косцы»(1час). Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказах.
3. Поэты XX века о России и родной природе.(1час) И. Северянин «Цветы и ядоцветы»
4.Урок развития речи(1час)
6 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
Быть счастливым – творить добро…
1.А.Платонов «В прекрасном и яростном мире» (1 час). Душевная красота и щедрость; ответственность за тех, кто рядом. Важность человеческого участия. Смысл названия рассказа. Идея доброты, взаимопонимания.
2. В. Железников «Чучело» (2 часа). Милосердие, доброе отношение к миру, умение всех прощать.
3. В. Распутин «Уроки французского» (2 часа). Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства.
4. Урок развития речи (1 час)
5. Рей Брэдбери «Зеленое утро» (1час). Стремление уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
5 Урок развития речи (1час).
Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря
1. Платонов «Корова» (1час). Любовь к человеку, сострадание ко всему живому. Выражение писателем собственного отношения к миру посредством персонажей.
2. Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (1час). Поэтическое жизнеописание животных в рассказах.
3. В. Астафьев «Зачем я убил коростеля».(1час)
4.Урок развития речи (1час)
Модуль «Учись постигать красоту природы»( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
( Ф. Тютчев)
1. Пришвин «Кладовая солнца» (2часа). Вера писателя в человека и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения.
2. К.Паустовский «Повесть о лесах», «Снег»(1час). Красота природы. Призыв к умению всматриваться, вслушиваться в природу.
3 Н. Рубцов « Звезда полей» (1час) Человек и природа в тихой лирике Рубцова.
7 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
Быть счастливым – творить добро…
.1. «Поучение» Владимира Мономаха»(1 час). Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
2. И. Бунин «Лапти»(1час). Душевное богатство простого крестьянина.
3. А. Платонов «Юшка»(2часа). Любовь к жизни. Победа разума и добра. Проблема душевной черствости, равнодушия. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Юшка – незаметный герой с большим сердцем.
4. Б.Екимов «Ночь исцеления»(1час). Взаимоотношение двух поколений. Гуманное отношение к страдающему человеку. Выбор поведения человека в разных ситуациях. Тема «Как важно вовремя успеть».
5. Е. Носов «Кукла» (1час). Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.
6. Рей Брэдбери «Каникулы» (1 час). Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.
7 Урок развития речи
Модуль «Братья наши меньшие»(4часа).
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря
1. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
2. А.Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
3. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Отношение людей к животным. Красота природы. Единство судьбы человека и окружающей его природы.
4. Урок развития речи.
Модуль «Учись постигать красоту природы» ( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Стихотворения поэтов XIX века о родной природе (1час). Жуковский, И.Бунин. Поэтическое изображение природы, выражение авторского настроения миросозерцания.
2. Стихотворения поэтов XX века о природе (2 часа). (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов) человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
3. Урок развития речи
8класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
Быть счастливым – творить добро…
1. Лирические песни. (1 час) Отражение в песни душевной красоты, идеалов крестьянства, нравственных устоев крестьянской жизни.
2.. Из древнерусской литературы. Житие Бориса и Глеба (1час). Душевная чистота святых князей, их неукоснительное следование евангельским заповедям.
3. Карамзин «Наталья, боярская дочь» (1 час). Богатый внутренний мир героев. Образ «благовоспитанной девушки». «Жизнь сердца».
4. Куприн «Куст сирени» (1 час). Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
5. А.Платонов «Третий сын» (1 час). Свет в ночном окне. Отцы и дети, материальная любовь, жизнь и смерть, смена поколений.
6. Паустовский «Телеграмма» (2 часа). Тема экологии души. Проблема человечности в рассказе.
7. Урок развития речи (1 час)
Модуль «Братья наши меньшие» (4 часа).
1. Человек и природа в лирике поэтов 20 века (1 час)
2. Н.Рубцов «Жеребенок» (1 час)
3. Н.Заболоцкий «Журавли» (1 час). Одухотворенность природы, единство с ней человека. Человек и природа в лирике Заболоцкого»
4 . Урок развития речи (1 час)
Модуль «Учись постигать красоту природы» ( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой». Призыв поэта внимательно всматриваться в природу, вслушиваться в нее. Мысль о единстве всего мироздания.
2. Н.Рубцов «Зимняя песня», «Журавли». Красота, величие природы (1 час).
3. В. Астафьев «Хвостик» (1час). Отношение людей к природе, жестокость и бездуховность людей. Быть сопричастным ко всему живому.
4. А. Экзюпери « Маленький принц» (1 час).
9 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
Чуткое и понятливое отношение одного человека к
другому – это и в жизни и в искусстве всегда гуманизм
С. Залыгин
1. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.
2. Н.В. Гоголь «Шинель». «Маленький человек» и его место в обществе. Горькое чувство от униженности и бесправия «маленького человека». Гуманистическая направленность повести. Акакий Башмачкин и Самсон Вырин.
3. М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Война и дети. Гуманизм рассказа. Противостояние двух сил: жизни, природы, нравственности, любви – и разрушение всех основ цивилизации, гуманизма.
4. В. Быков «Сотников». Наедине со своей совестью. Выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.
5. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» Трагические страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
6. В. Кондратьев «Сашка». Гуманизм Сашки- солдата Великой Отечественной войны.Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им.
7. В. Распутин «Живи и помни». Любовь, терпение, самоотверженность и верность русской женщины Настёны. Андрей, потерявший нравственные нормы, принятые в человеческом общении.
8. Б. Васильев «А зори здесь тихие…» Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия.
Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове… С. Есенин
1.Ф. Абрамов «Жила-была семужка», Гл. Горышкин «Лебединая жизнь». Варварское отношение к животному миру. Очеловечивание страдающих животных и потеря человеческого в людях.
2. А. Ким «Глаза бездомной собаки», Ю. Казаков «Арктур – гончий пёс», Мих. Миляков «Горний ветер», Ив Оганов «Собака нашей осени», Г. Семёнов «След собаки», Ион Друце «Баллада о пяти котятах». Ответственность человека за тех, «кого приручил». Человек – мера всего сущего на Земле.
3. С. Залыгин «Коровий век», В. Конецкий «Последняя ночь Бандита», Тимур Пулатов «Владения». Человек-хищник. Благородство животных. Обречённость природы.
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа)
Земля – наш крошечный дом, летящий
в безмерно большом пространстве.
Д.С. Лихачёв
Сотри случайные черты,
И ты увидишь: мир прекрасен… А. Блок
1. Образы природы в лирике А.С. Пушкина. Принципы изображения природы. Гармоничный мир природы и его влияние на человека, его душевное равновесие. Философский и социальный пейзаж.
2. Природа в произведениях М.Ю. Лермонтова. Космическое видение природы героем Лермонтова. Патриотизм стихотворения
3. И.А. Бунин. Стихотворения о родине, о природе. Загадки окружающего мира. «Радость бытия», переживаемая лирическим героем.
4. А.Т. Твардовский. Стихотворения о родине, о природе. Ощущение счастья.
10 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная,
целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в
человеке, самое к нему располагающее и самое в
конечном счёте верное по пути к личному счастью.
Д.С. Лихачёв
1. А.Н. Островский «Снегурочка». Поэтический мир берендеев, добрые и справедливые законы этого мира. Любовь – высшая ценность человеческой жизни.
2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди». Судьба обездоленных людей в мире зла. Христианское смирение и всепрощение. Осознание необходимости сострадания и сопереживания.
3. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». Осуждение войны, её антигуманности.
4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Любовь, рвущаяся к свободе, становится хищно-разрушительным началом. Сильные страсти, приводящие к преступлению. Праведники Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Левша»). Способность «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего»
5. А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Продолжение гуманистических традиций русской литературы.
6. Б. Екимов «Возвращение». Смысл названия рассказа. Доброта, гуманность, чувство благодарности маленькому человеку за его дела.
7. А.П. Чехов. Рассказы («О любви», «Ионыч», «Человек в футляре»…) Гибель человеческой души под влиянием пошлого мира. Защита прав человека на духовно богатую, яркую жизнь.
8. Ю. Бондарев «Горячий снег». Власть и нравственность, долг и необходимость, человечность и «злая правота». Трагизм одного из эпизодов войны. Смысл названия.
Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове… С. Есенин
1. А.П. Чехов. Рассказы. Новаторство А. Чехова в изображении природы и её связей с человеком (внимание к деталям, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни)
2. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Трагические отношения человека и природы. Невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека.
3. В. Распутин «Продаётся медвежья шкура», А. Скалон «Живые деньги», С. Воронин «Убийство», Мих. Юхма «Шурсямга, молодой волк». Проблемы взаимоотношения человека с животными. Насилие над природой – это озверение одних и прозрение других.
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа)
Земля – наш крошечный дом, летящий
в безмерно большом пространстве.
Д.С. Лихачёв
Сотри случайные черты,
И ты увидишь: мир прекрасен…А Блок
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Ф. И. Тютчев как певец русской природы. Представление
о единстве мира природы и внутреннего мира человека.
2. И.С. Тургенев «Записки охотника». Мастерство в создании пейзажа. Живое ощущение России, русской природы. Детали лирических описаний.
3. Ч. Айтматов «И дольше века длится день…» Судьба народа и судьба природы. Поиски гармонии и равновесия.
11 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
1. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. И. Я. Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу». Соприкосновение культур.
2. В. Набоков «Приглашение на казнь». Е. Замятин «Мы». Защита прав человека на индивидуальность.
3. М.А. Шолохов «Донские рассказы». «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. Шолохова.
4. В. Быков «Карьер». Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.
5. В.Г. Распутин «Последний срок». Высокая нравственность труженицы-матери и утеря нравственных ориентиров детьми, пьянство и корысть молодых, невнимание к человеку, давшему им жизнь. Проблески лучших человеческих черт в каждом.
6. В. Астафьев «Людочка». Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.
7. Дуэль в русской литературе (по произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Выстрел», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», А.П. Чехова «Дуэль», А.И. Куприна «Поединок») Дуэль как средство, пробуждающее человека от забытья жизни; дуэль как защита своей чести; дуэль как предрассудок; дуэль как социальная необходимость. Ценность человеческой жизни.
Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
1. С. А. Есенин. Стихотворения. Любовь и сострадание «ко всему живому»
2. В. П. Астафьев «Царь-рыба» Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнравственность).
3. Ч. Айтматов «Плаха». Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление необратимого вмешательства в жизнь природы. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые автором.
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа)
1. Н.М. Рубцов. Стихотворения. Основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова – Родина – Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания
2.Н.А. Заболоцкий. Стихотворения. Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого.
3. Б.Л. Пастернак Стихотворения. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы.
4. Рассказы В.М. Шукшина. Мастера и геростраты (рассказы «Крепкий мужик», «Мастер»). Гуманистическая направленность. Влияние тради
5 класс
Учебный материал
1.Коровина В. Я. , Литература: 5 класс: учебник- хрестоматия. В 2-х частях- М. : Просвещение.
2.Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
3 Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим… : 5 класс- М. : Просвещение
4 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М : Просвещение.
Дидактический материал
1 Турьянская Б. И.
Литература в 5 классе. Урок за уроком.- М.: «ТИД « Русское слово»- РС»
2.Егорова Н.В.
Литература. 5 класс. Поурочные разработки- М. Вако
3 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
Учебно-тематический план
№ | Наименование блока | Лекция | Практика | Форма контроля |
Модуль «Человек- это величайшая ценность» | Урок1 Начало изучения темы. 1. Русские народные сказки. Отражение народной морали в сказках. Торжество добра, справедливости. Урок 2 Сказка «Царевна - лягушка». Полное любви, добра сердце. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Урок 3 3. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Победа добра над злом. Урок 4 А. Платонов «Неизвестный цветок». Деятельное сострадание к окружающему Урок 5 5. В.Короленко «Дети подземелья». В дурном обществе. Жизнь детей в мире капитализма. Урок 6 6. В.Короленко «Дети подземелья». Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание – основа отношение. Урок 7 7. И. Куприн «Чудесный доктор». Чудо деятельного сострадания. Урок 8 Урок развития речи | 1 час 1 час | - Ролевое чтение, аналитическая беседа Выразительное чтение, аналитическая беседа Ролевое чтение, аналитическая беседа Аналитическая беседа Ролевое чтение, аналитическая беседа письменная работа | - Тестирование Письменный ответ на вопрос « Чем отличается красота царицы от красоты царевны?» Сочинение- рассказ о любимом герое |
Модуль « Братья наши меньшие» | Урок 1 1. Братья наши меньшие. Внимание к окружающему миру. Урок 2 2. А. Платонов «Волшебное кольцо». Герои сказки - Семен и его друзья: кошка, собака, змея. Урок 3 3. К. Паустовский «Теплый хлеб». Добро, любовь, труд. «Трудность добра». Урок 4 4. Е. Носов «Трудный хлеб». Добро, умение оказывать помощь. | 1 час | Рассказ о домашнем животном, обращение к жизненному и читательному опыту детей Выразительное чтение, пересказ эпизодов, словесное рисование Аналитическая беседа Аналитическая беседа, ролевое чтение | Викторина Сочинение «Имя моего любимца» |
Модуль « Учись постигать красоту природы» | Урок 1 1. Родная природа в художественной литературе и на полотнах художников. Урок 2 2. Поэты XIX века о Родине родной природе. А. Фет, Плещеев, Тютчев. Восприятие прекрасного. Урок 3 3. Поэты XX века о Родине и родной природе. Урок 4. Итоговая работа. Формулирование выводов по проблематике модулей | 1 час | Выразительное чтение Выразительное чтение Письменная работа | Мини-сочинение «Любимый уголок природы» Сочинение «Как вы, ваши друзья и взрослые относитесь ко всему, что нас окружает» |
6 класс
Учебный материал
1.Литература.
6 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение
2. 4 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
3Программа общеобразовательных учреждений.Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
Дидактический материал
1 Турьянская Б. И.
Литература в 6 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»
2.Егорова Н.В.
Литература 6 класс. Поурочные разработки- М. Вако
3 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
Учебно-тематический план
№ | Наименование блока | Лекция | Практика | Форма контроля |
Модуль « Человек- это величайшая ценность» | Урок1. Любовь к человеку, сострадание ко всему живому, доброе отношение к миру, взаимоотношения людей в литературе XX веке 2 Урок 2. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Душевная красота и щедрость. Идея доброты в рассказе. Урок 3 3. Б. Железников «Чучело» Эта девочка живет с улыбкой… Урок 4. На чем держится мир? Урок 5 4. В. Распутин «Уроки французского» Главный герой, жажда знаний у юного героя, чувство собственного достоинства, моральная стойкость. Урок 6 Духовные ценности, духовная память. Душевная щедрость учительницы. Урок 7 5. Рей Брэдбери «Зеленое утро». Мечта о чудесной победе добра. 6.Урок 8 Урок развития речи | 1 час - | Обращение к читательскому и жизненному опыту детей, сообщения учащихся Словарная работа, аналитическая беседа Обращение к жизненному опыту учащихся, сообщения учащихся, аналитическая беседа Составление понятийного словаря Беседа, пересказ, словесное рисование Составление понятийного словаря Словарная работа, аналитическая беседа Письменная работа | Задание на развитие творческого воображения «Что значит быть ответственным за тех, кто рядом» Мини-сочинение «Какие жизненные уроки дала мне эта повесть?» Сочинение «Все хорошее в этом мире от людской доброты» |
Модуль « Братья наши меньшие» | Урок 1. Платонов «Корова» «Весь мир ради меня и ради всех людей». Любовь человека к окружающему миру. Урок2 В. Астафьев «Зачем я убил коростеля» Урок 3. Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» Урок 4 Урок развития речи | Словарная работа; аналитическая беседа, самостоятельное формулирование вывода чтение обсуждение Урок-игра, соревнование команд письменная работа | Сочинение- миниатюра. «Милосердие, любовь ко всему живому-основа жизни» Викторина, конкурс Сочинение о домашнем животном «Случай в моей жизни» |
Модуль « Учись постигать красоту природы» | Тема 1. М. Пришвин «Кладовая солнца» Урок 1. Настя и Митраша наедине с природой Урок 2. «Кладовая солнца» Человек в окружающем мире Тема 2. К. Паустовский «Повесть о лесах» «Здесь надо всмотреться, а здесь вслушаться надо» Тема 3. Н.Рубцов «Звезда полей» Человек и природа в тихой «лирике» Рубцова Формулирование выводов по проблематике модулей | Комментированное чтение, аналитическая беседа словесное рисование, аналитическая беседа Выразительное чтение, словесное рисование Выразительное чтение, словесное рисование | Отзыв на сказку-быль Мини-сочинение «Любимый уголок природы» Тестирование |
7 класс
Учебный материал
1.Литература. 7класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение
2.Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
2 Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем , думаем, спорим…. : 5 класс- М. : Просвещение
3 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
Дидактический материал
1 Турьянская Б. И. Литература в 7 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»
2.Егорова Н.В. Литература 7 класс. Поурочные разработки- М. Вако
3 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование блока | Лекция | Практика | Форма контроля |
Модуль « Человек – это истинная ценность» | Урок1 Начало изучения темы. 1.Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы. Внимание к личности, гуманное отношение к человеку. Урок 2 «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности. 3 Урок 3 Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина Урок 4 4. А.Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Урок 5 5. Б.Екимов «Ночь исцеления». Урок 6 6. Е.Носов «Кукла» В чем внутренняя, духовная красота человека? Урок 7 7. Рей Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. Урок 8 8. Урок развития речи | 1 час | Составление понятийного словаря, аналитическая беседа чтение и обсуждение Словесное рисование, пересказ эпизодов, аналитическая беседа, составление понятийного словаря аналитическая беседа, выразительное чтение Аналитическая беседа, выразительное чтение Составление понятийного словаря, аналитическая беседа Чтение и обсуждение итоговая письменная работа | Ответ на вопрос: Чему учит нас А.Платонов? Сочинение «Будь человеком, человек» (по произведениям А. Платонова, Б. Екимова, Н.Носова) |
Модуль « Братья наши меньшие» | Урок 1 1. Любовь, милосердное отношение к животным. Ответственность за их судьбу. Боль за все живое. Урок 2 2. В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Урок 3 3. Л.Андреев «Кусака». Только человек ответственен за добро и зло. Урок 4 4. Ф.Абрамов «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | 1 час | Чтение стихов, посвященных животным Выразительное чтение Составление цитатного плана, аналитическая беседа Чтение и обсуждение | Отзыв на рассказ «Кусака» Сочинение «Мы в ответе за тех, кого приручаем» |
Модуль « Учись постигать красоту природы» | Урок 1 1. Стихотворения поэтов XIX и XX века о родной природе. Урок 2 2. В.Жуковский, И. Бунин. Поэтическое изображение природы, выражение авторского настроения, миросозерцания. Урок 3 3. В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий. Выражение душевных настроений через описание природы. Урок 4 4. Стихи о родной природе и «Времена года» Чайковского 5 Формулирование выводов по проблематике модулей | 1 час | Чтение любимых стихотворений выразительное чтение стихотворения, составление понятийного словаря Словесное рисование, выразительное чтение Словесное рисование, просмотр картин | Сочинение по музыкальным впечатлениям |
8 класс
УЧЕБНО_- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный материал
1.Литература 8 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1 ,2) / Авторы – составители В. Я. Коровина и др.- 3-е изд.- М. : Просвещение
2.Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
2 Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем , думаем, спорим…. : 8класс- М. : Просвещение
3 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 8 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.
Дидактический материал
1 Турьянская Б. И. Литература в 8 классе. Урок за уроком.- М. : «ТИД « Русское слово»- РС»
2.Егорова Н.В. Литература 8 класс. Поурочные разработки- М. Вако
№ | Наименование блока | Лекция | Практика | Форма контроля |
Модуль « Человек – это истинная ценность» | Урок 1. Тема добра и милосердия в литературе. Боль за все живое. Урок 2. Из древнерусской литературы. Житие Бориса и Глеба. Душевная чистота святых князей. Урок.3 Карамзин «Наталья, боярская дочь» Жизнь сердца «образ благовоспитанной девушки» Урок 4. А.Куприн «Куст сирени». Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Урок 5. А.Платонов «Третий сын» Свет в твоем окне» Урок 6 К.Паустовский «Телеграмма». Авторская позиция, композиция рассказа. Урок 7 Отношение Насти к матери. Проблема истинной человечности в рассказе. Урок 8 Урок развития речи. | 1 час | Чтение и обсуждение Аналитическая беседа, пересказ эпизодов Самостоятельная работа с текстом, рассказ учащихся, аналитическая беседа Рассказ учащихся, аналитическая беседа, сравнительная характеристика героев Рассказ учащихся, аналитическая беседа Составление понятийного словаря, сообщения учащихся аналитическая беседа, пересказ эпизодов Выявление микротем сочинения | Викторина Тестирование Сочинение «Милосердие начинается с собственной семьи» |
Модуль « Братья наши меньшие» | Урок 1 1. «Человек и природа» в лирике поэтов XX века. Урок 2 Н.Рубцов «Жеребенок» Урок 3 3. Н.Заболоцкий «Журавли». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Урок 4 4. Урок развития речи. | 1 час | Выразительное чтение Выразительное чтение, анализ Письменная работа | Тестирование Мини-сочинение «Почему так важно быть добрым ко всему живому?» Сочинение «Отражение глубокого единст ва природы и человека в произведениях искусства» |
Модуль « Учись постигать красоту природы» | Урок 1 Лирика Заболоцкого «Я воспитан природой суровой». Мысль о единстве всего мировоззрения. Лирика Н.Рубцова «Зимняя песня», «Журавли». Красота и величие природы. Урок 2 2. В.Астафьев «Хвостик» «Быть сопричастным ко всему живому» Урок 3 . В.А. Экзюпери «Маленький принц», «Зорко одно лишь сердце» 4 Урок. 4 Урок развития речи Формулирование выводов по проблематике модулей | Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ средств выразительности Аналитическая беседа, анализ средств выразительности Составление словаря изречений Письменная работа | Ответ на вопрос: «К чему призывает поэт в стихотворении» Сочинение «Главное – быть сопричастным ко всему живому » |
9 класс
Учебный материал
1. Литература. Русская классика. 9 класс. В двух частях. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2002 г.
2. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2005г., 479 стр.
Дидактический материал
1. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. (В помощь школьному учителю). М.: Вако, 2003 г., 400 стр.
2. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 кл.: Литература. Русская классика (избранные страницы). Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1999 г., 192 стр.
Учебно – тематический план
Наименование блока | Лекция | Практика | Форма контроля |
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов) | Урок 1 Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение обще-человеческих ценностей в повести. | Аналитическая беседа |
Урок 2 Н.В. Гоголь «Шинель». «Маленький человек» и его место в обществе. Горькое чувство от униженности и бесправия «маленького человека». Гуманистическая направленность повести. Акакий Башмачкин и Самсон Вырин. | Аналитическая беседа | Сравнительный анализ «маленьких людей» повести Н.В. Гоголя и поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» |
Урок 3 М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Война и дети. Гуманизм рассказа. Противостояние двух сил: жизни, природы, нрав-ственности, любви – и разрушение всех основ цивилизации, гуманизма. | Семинарское занятие | Тестирование |
Урок 4 В. Быков «Сотников». Наедине со своей совестью. Выявление духовной су-щности человека в бесче-ловечных обстоятельствах. | Семинар | Сочинение по теме: «Дороги, которые мы выбираем» |
Урок 5 А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» Траги-ческие страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». | Проблемный урок | Подготовить текст для выступления на семинарском занятии |
Урок 6 В. Кондратьев «Сашка». Гуманизм Сашки- солдата Великой Отечественной вой-ны. Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им. | Урок-размышление | Сочинение по теме: «Не будь «Сашки», мне чего-то бы не хватало в жизни» |
Урок 7 В. Распутин «Живи и помни». Любовь, терпение, самоотверженность и вер-ность русской женщины Настёны. Андрей, потеря-вший нравственные нормы, принятые в человеческом общении. | Аналитическая беседа | Письменный ответ на вопрос: «Как помогло мне произведение в становлении моего характера?» |
Урок 8 Б. Васильев «А зори здесь тихие…» Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия. | Семинар | Защита газеты «Женщина на войне» (работа в группах) |
Модуль « Братья наши меньшие» »(4часа) | Урок 1 Ф. Абрамов «Жила-была семужка», Гл. Горышкин «Лебединая жизнь». Варварское отношение к животному миру. Очеловечивание страдающих животных и потеря человеческого в людях. | Аналитическая беседа | Составление плана выступления на школьной конференции, посвящённой проблеме защиты животных. |
Уроки 2-3 А. Ким «Глаза бездомной собаки», Ю. Казаков «Арктур – гончий пёс», Мих. Миляков «Горний ветер», Ив Оганов «Собака нашей осени», Г. Семёнов «След собаки», Ион Друце «Баллада о пяти котятах». Ответственность человека за тех, «кого приручил». Человек – мера всего сущего на Земле. | Диспут |
Урок 4 С. Залыгин «Коровий век», В. Конецкий «Последняя ночь Бандита», Тимур Пу-латов «Владения». Человек-хищник. Благородство жи-вотных. Обречённость природы. | Аналитическая беседа |
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа) | Урок 1 Образы природы в лирике А.С. Пушкина. Принципы изображения природы. Гармоничный мир природы и его влияние на человека, его душевное равновесие. Философский и социальный пейзаж. | Семинар | Ответ на вопрос: «Какое душевное состояние переживает лирический герой данного стихотворения?» |
Урок 2 Природа в произведениях М.Ю. Лермонтова. Косми-ческое видение природы героем Лермонтова. Патрио-тизм стихотворений | Лекция | Защита литературных газет |
Урок 3 И.А. Бунин. Стихо-творения о родине, о природе. Загадки окру-жающего мира. «Радость бытия», переживаемая лирическим героем. | Урок-концерт | Анализ стихотворения: восприятие, истолкование, оценка. |
Урок 4 А.Т.Твардовский. Сти-хотворения о родине, о природе. Ощущение счастья. | Аналитическая беседа | Обобщение знаний. Развёрнутый ответ на вопрос: «Какие книги я бы хотела, чтобы прочитали мои дети?» |
10 класс
Учебный материал
- Русская литература XIX века. 10 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт.-сост Г.И. Беленький, Г.А. Красновский, С.А. Леонов и др. Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 1997г, 383 стр.
- Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2005г.
Дидактический материал
1. Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века. 10 класс. Методическое пособие. Серия «Поурочное планирование». - Санкт-Петербург: Паритет, 2001. – 128 с.
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. В двух частях. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2003 г.
Учебно – тематический план
№ | Наименование блока | Лекция | Практика | Форма контроля |
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов) | Урок 1 А.Н. Островский «Снегу-рочка». Поэтический мир берендеев, добрые и справедливые законы этого мира. Любовь – высшая ценность человеческой жизни. |
| Урок-экскурсия в царство берендеев | Тестирование |
Урок 2 Ф.М. Достоевский «Бедные люди». Судьба обездоленных людей в мире зла. Хрис-тианское смирение и все-прощение. Осознание необхо-димости сострадания и сопереживания. | Аналитическая беседа | Письмо-обращение к героям повести |
Урок 3 Л.Н. Толстой «Севастополь-ские рассказы». Осуждение войны, её антигуманности. | Аналитическая беседа |
Урок 4 Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Любовь, рвущаяся к свободе, стано-вится хищно-разрушительным началом. Сильные страсти, приводящие к преступлению. Праведники Н.С.Лескова («Левша», «Очарованный странник»). Способность «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слука-вив, не огорчив ближнего» | Семинар | Творческая работа. Вольная интерпретация произведений Н.С. Лескова и А.И.Солженицына в свете русской народной пословицы «Не стоит село без праведника» |
Урок 5 А.И. Солженицын «Матрё-нин двор». Нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Продолжение гума-нистических традиций русской литературы. | Урок памяти |
Урок 6 Б. Екимов «Возвращение». Смысл названия рассказа. Доброта, гуманность, чувство благодарности маленькому человеку за его дела. | Аналитическая беседа | Сочинение-рецензия |
Урок 7 А.П. Чехов. Рассказы («О любви», «Ионыч», «Человек в футляре»…) Гибель чело-веческой души под влиянием пошлого мира. Защита прав человека на духовно богатую, яркую жизнь. | Урок – презентация книги | Защита рефератов |
Урок 8 Ю. Бондарев «Горячий снег». Власть и нравствен-ность, долг и необходимость, человечность и «злая право-та». Трагизм одного из эпи-зодов войны. Смысл названия. | Аналитическая беседа | Тестирование |
Модуль « Братья наши меньшие» »(4часа) | Урок 1 А.П. Чехов. Рассказы. Новаторство А. Чехова в изображении природы и её связей с человеком (внимание к деталям, философская глубина, отношение к живот-ным как к равноправным участникам жизни) | Аналитическая беседа |
Уроки 2-3 Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Трагические отношения человека и природы. Невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека. | Урок-суд над браконьерами | Эссе |
Урок 4 В. Распутин «Продаётся медвежья шкура», А. Ска-лон «Живые деньги», С. Во-ронин «Убийство», Мих. Юхма «Шурсямга, молодой волк». Проблемы взаимо-отношения человека с живот-ными. Насилие над природой – это озверение одних и про-зрение других. | Диспут |
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа) | Урок 1 Ф.И. Тютчев. Стихотво-рения. Ф. И. Тютчев как певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека. | Урок-концерт | Сочинение-анализ любого стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка. |
Урок 2 И.С. Тургенев «Записки охотника». Живое ощущение России, русской природы. Мастерство в создании пейзажа. Детали лирических описаний. | Аналитическая беседа | Сочинение -анализ эпизода. |
Уроки 3-4 Ч. Айтматов «И дольше века длится день…» Судьба народа и судьба природы. По-иски гармонии и равновесия. | Лекция 1 час | Круглый стол 1 час | Обобщение знаний. Защита рефератов по тематике модуля. |
11 класс
Учебный материал
1.Русская литература XX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005.
Дидактический материал
1.Русская литература XX века. 11 класс. Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред Ю.И. Лыссого. - М.: Мнемозина, 1998. – 528 с.
2.Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. В двух частях. В помощь школьному учителю. – М.: ВАКО, 2004.
Учебно – тематический план
№ | Наименование блока | Лекция | Практика | Форма контроля |
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов) | Урок 1 Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. И. Я. Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу». Сопри-косновение культур. | Эксперт-семинар | Обращение к потомкам |
Уроки 2-3 В. Набоков «Приглашение на казнь». Е. Замятин «Мы». Защита прав человека на индивидуальность . | Аналитическая беседа | Эссе |
Урок 4 М.А. Шолохов «Донские рассказы». «Чудовищная неле-пица войны» в изображении М. Шолохова. | Лекция |
| Тестирование |
Урок 5 В. Быков «Карьер». Развитие гуманистических традиций русской литературы в изобра-жении войны и влияния её на человека. | Проблемный урок |
Урок 6 В.Г. Распутин «Последний срок». Высокая нравственность труженицы-матери и утеря нравственных ориентиров деть-ми, пьянство и корысть молодых, невнимание к человеку, давшему им жизнь. Проблески лучших челове-ческих черт в каждом. | Аналитическая беседа |
Урок 7 В. Астафьев «Людочка». Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. | Урок-размышление |
Урок 8 Дуэль в русской литературе (по произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Выстрел», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», А.П. Чехова «Дуэль», А.И. Куприна «Поединок») Дуэль как средство, пробуждающее человека от забытья жизни; дуэль как защита своей чести; дуэль как предрассудок; дуэль как социальная необходимость. Ценность человеческой жизни. | Семинар | Реферат о дуэли на основе произведений, изученных самостоятельно |
Модуль « Братья наши меньшие» »(4часа) | Урок 1 С. А. Есенин. Стихотворения. Любовь и сострадание «ко всему живому» | Путешествие души | Выучить наизусть одно из стихотворений по выбору. Обосновать выбор. |
Урок 2 В. П. Астафьев «Царь-рыба» Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнрав-ственность). | Аналитическая беседа | Сформулировать 10 заповедей человечества по отношению к животным |
Уроки 3-4 Ч. Айтматов «Плаха». Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление необратимого вмешательства в жизнь природы. | Аналитическая беседа | Сочинение-очерк на тему «Человек и природа» |
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа) | Урок 1 Н.М. Рубцов. Стихотворения. Основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова – Родина – Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания | Урок-презентация книги |
Урок 2 Н.А. Заболоцкий. Стихотво-рения. Человек и природа в поэзии Николая Заболоцкого. | Урок-концерт |
Урок 3 Б.Л. Пастернак Стихотво-рения. Философская насы-щенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы. | Философский стол | Выучить наизусть одно из стихотворений по выбору. Обосновать выбор. |
Урок 4 Рассказы В.М. Шукшина. Мастера и геростраты (рассказы «Крепкий мужик», «Мастер»). Гуманистическая направленность. Влияние тради-ций русской православной церкви на человека. | Аналитическая беседа | Сочинение-рецензия по рассказам В. М. Шукшина и на основе знаний, полученных при изучении модуля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурологический аспект преподавания литературы в школе.
О том как культурологический аспект влияет на восприятие материала учащимися....
Современные аспекты преподавания предмета "Физическая культура" в системе образования
Выступление на VIII Международной научно-практической конференции "Физкультурное образование детей и учащейся молодежи"...
Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.
Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением? Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...
Статья: "Методические аспекты преподавания математики в период перехода на стандарты второго поколения по стохастической линии".
Методические рекомендации по изучению основ комбинаторики, теории вероятностей, статистикиЦелесообразно проводить исследовательскую работу. Это позволит показать учащимся роль индукции, наблюдения, эк...
Проблемы методики преподавания литературы в аспекте современной школы
Проблемы методики преподавания литературы в аспекте современной школы...
Современные аспекты преподавания предмета «Физическая культура» в системе образования.
Нормативы с методическими рекомендациями...
Современные аспекты преподавания предмета «Физическая культура» в системе образования.
Нормативы с рекомендациями...