Педагогические условия формирования ценностей школьников на основе изучения литературных произведений
учебно-методический материал по литературе

Колбасова Елена Васильевна

Программа работы по формированию ценностей и читательской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Программа  педагогического  исследования

Педагогические  условия

формирования   ценностей  школьников

на  основе  изучения литературных произведений

Колбасова Елена Васильевна,

 учитель русского языка и  литературы

 МБОУ «Гимназия №2» г.Октябрьский РБ

  1. Пояснительная записка

Важной идеей, лежащей в основе перестройки образования, является идея гуманизации  образования, то есть обращение его к человеку, установление связей между всеми  науками и человеком, стремление  интегрировать в какой-то степени все школьные предметы именно этим «очеловечиванием», общими надпредметными и межпредметными целями и компетенциями.   Становление мировоззренческой позиции происходит на основе формирования системы ценностей. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержат  требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, где в числе  первых называются «…сформированность … мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме».

   Роль уроков литературы в формировании мировоззренческой позиции учащихся особенно велика. Но низкий уровень читательской культуры, падение интереса к книге – одна из актуальных проблем современного общества. [20] Именно об этом говорил ещё 28 сентября 2011 года в Москве, в Российской государственной библиотеке на  VII съезд Российского книжного союза  В.В. Путин.  Он призвал «возродить потребность людей в книге», назвал это общенациональной задачей и подчеркнул, что сейчас важным моментом становится привлечь граждан к книгам. 21 ноября 2013 года Президент России выступил на Российском литературном собрании: «О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры, с сожалением об этом должен сказать, смещение, искажение ценностных ориентиров и скудость современного разговорного языка. При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона».

Таким образом, актуальность  темы исследования «Педагогические  условия  формирования   ценностей  школьников  на  основе  изучения литературных произведений» очевидна.

Ситуация  парадоксальна: уроки литературы являются обязательными, преподаются на протяжении всех учебных лет,  в программных произведениях, изучаемых в школе, заложен огромный воспитательный потенциал, но уровень нравственности и духовности в современном мире вызывает если не страх, то, по крайней мере, тревогу

Почему же, имея в арсенале такое мощное средство, как русская классическая литература, учителя-словесники, даже опытные профессионалы, владеющие технологиями, оказываются бессильными в решении задачи воспитания талантливого читателя, любящего книгу, думающего, рассуждающего, самостоятельно мыслящего? К сожалению, в последнее время телевидение, интернет всё более укрепляют свои позиции в деле «воспитания» личности, формирования системы ценностей подростков и  молодёжи.

Анализ ситуации, наблюдения, посещение уроков,   проведённое анкетирование, опросы, методы ранжирования, «недописанного тезиса» позволили выявить противоречия:

-    литература призвана способствовать формированию  нравственной личности, приобщать к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях, но интерес к книге катастрофически падает, классическая литература воспринимается большинством школьников как нечто оторванное от реальности, не имеющее отношения к жизни;

- уроки литературы являются обязательными, изучение  художественных произведений  осуществляется в рамках школьной программы, но учащиеся в лучшем случае читают произведения с целью получения хорошей оценки и большинство из них не возвращается к классике  уже никогда. Более того, у них вообще не формируется «вкус» к хорошей книге, и чтение воспринимается ими как развлечение, что и объясняет выбор книг для чтения (триллеры, детективы, любовные романы);

- формирование ценностей возможно лишь при условии личного, добровольного выбора, но на уроках литературы ценности  «провозглашаются» учителем как некие аксиомы.

В этом и заключается проблема исследования.

Объект исследования: образовательный процесс в МБОУ «СОШ№13» городского округа город Октябрьский РБ.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию у обучающихся системы ценностей  посредством художественных произведений.

На основании этих положений была выдвинута гипотеза: уроки литературы будут способствовать аксиологическому развитию обучающихся и формированию читательской культуры, если

  • произведения художественной литературы будут изучаться  на основе  деятельностного,  проблемно-исследовательского подходов  с выходом за пределы конкретного произведения,  на основе   активных и  интерактивных  технологий;
  • изменится педагогическая функция художественного текста, с которым ученик будет взаимодействовать как с равноправным субъектом диалога, осваивая алгоритмы и приёмы работы с текстами пошагово, системно и последовательно;
  • будет организовано поликультурное пространство литературного образования во внеурочной деятельности и обеспечены межпредметные связи.

            Цель исследования (эксперимента): разработать и апробировать в средней школе образовательные условия, способствующие  реализации  ценностно-смыслового (аксиологического) потенциала художественной литературы и формированию у учащихся читательской культуры.

           

Задачи:  

  • выявить специфику ценностно-смыслового подхода к литературному образованию в школе  на основе дефиниции   понятия «ценности», изучения и анализа  научной литературы по обозначенной теме;
  • дать определение пространства нового качественного литературного образования; сформулировать его цели, определить  педагогические принципы и  технологические особенности его организации;
  • проанализировать информацию о специфике активных и интерактивных  технологий и их роли в образовательном  процессе;
  • сделать анализ программных литературных произведений  с точки зрения  возможности обращения к жизненному опыту учащихся и связи с другими науками и произведениями искусства;
  • определить примерную систему работы (урочной и внеурочной, формы, методы и приёмы, технологии, способы организации, содержание), способствующую мотивации учащихся к чтению художественных произведений и активизирующих работу над произведением;
  •  провести опытно-экспериментальную проверку эффективности организации пространства литературного образования для обеспечения личностно-смыслового и читательского развития старшеклассников.

          Одной из задач данного исследования является создание модели организации образовательного пространства средней школы, обеспечивающего создание условий для формирования культуры чтения и ценностно-ориентационной работы, т.е. нового качества литературного образования, а также программ, методических рекомендаций по организации этого пространства. В этом видится новизна и практическая значимость исследования.

  1. Методы исследования
  1. Анализ философской, филологической, психолого – педагогической и социологической литературы.
  2. Системно – структурный анализ, проектирование, моделирование.
  3. Комплексная диагностика обучающихся.
  4. Научно – методический анализ действующих учебных программ, пособий по предмету.
  5. Анкетирование, тестирование, наблюдение.
  6. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
  7. Статистическая обработка данных.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

  • культурологическая концепция М.М. Бахтина — B.C. Библера;
  • концепция педагогической поддержки Газмана
  • теория интеграции образования (А.Я. Данилюк, В.Т. Фоменко);
  • фундаментальные психологические исследования, посвященные процессам познания и развития мышления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
  • теория компетентностного образования (И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, А.В. Хуторский, В.В. Сериков, Б.Д. Эльконин и др.)
  • концепции современного литературного образования (Т.Г. Браже, А.И. Княжицкий, В.Г. Маранцман и др.)
  1. Этапы исследования
  •  На первом этапе (2013-2014 учебный год) провести анализ философской, психолого-педагогической литературы, имеющейся опыт работы по данной теме других школ, с целью выявления состояния исследуемой проблемы и поиска путей её решения; определить творческие и методологические подходы к решению проблемы исследования; разработать программу для экспериментального класса, охватывающую учебную и внеурочную деятельность; оценить ресурсы, необходимые для реализации программы; провести отбор содержания (произведений литературы, других видов искусства, других областей науки и т.п.); провести стартовую диагностику обучающихся экспериментального и контрольного классов.
  • На втором этапе (2014-2015 учебный год) необходимо разработать критерии оценки уровня сформированности ценностей, отношения к чтению, читательской культуры; провести экспериментальную работу по апробации данной программы и её научного описания.
  •  На третьем этапе (2015-2016 учебный год) завершить реализацию экспериментальной программы; обработать и проанализировать экспериментальные данные; описать модель организации образовательного пространства; определить целесообразность и  перспективы внедрения программы; разработать методические рекомендации.

Этапы и

 их сроки

Содержание работы

Выход этапа

1

Первый этап - подготовительный (2013-2014)

Изучение литературы, рассматривающей вопросы аксиологии, философской, психолого - педагогической и методической литературы. Анализ  произведений, изучаемых с  точки зрения возможности обращения к жизненному опыту учащихся,  определение  постановки возможных проблем при изучении и обсуждении, форм работы, способствующих мотивации учащихся к самостоятельной работе над произведением. Выявление ресурсных условий для ценностно-ориентационной работы, отбор содержания и форм деятельности.

Критический анализ научной литературы.

Концептуальные основы   ценностно-ориентационной работы.

Теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов.

2

Второй этап – практическаий (2014 - 2015)

Осуществление диагностической и  исследовательской работы. Апробация модели образовательного пространства. Организация текущей рефлексии, корректировка  программы,  итоговая рефлексия субъектов образовательной деятельности.

Осуществление  ценностно-ориентационной работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности;

оценка  изменений  ситуации.

Разработки уроков, мероприятий, их анализ.

3

Третий этап - обобщающий  (2015-2016)

Уточнение, анализ и обобщение результатов проведенной работы.

Корректировка апробированных   технологий.  Разработка  рекомендаций по применению проблемно-диалоговых, проектных и   интерактивных технологий.

 Обобщенные результаты апробации экспериментальной модели. Описание модели образовательного пространства и практические рекомендации по её организации и внедрению.

  1. Концептуальные основы исследовательской

(экспериментальной)  работы

  Изучение  литературы по обозначенной теме, собственные наблюдения, анализ ситуации позволили  определить концептуальные основы  ценностно-ориентационной работы на уроках литературы. Процесс формирования ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов [3, с.96].

Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности [18,с.87].

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются основой и целью воспитания [1, с.75]. Ценностные ориентации – личностное образование, отношение личности к ценности, которое характеризуется осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, готовность реализовать ценность в деятельности [13,с.232]. Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [6,с.16].  С точки зрения В.Г.Алексеевой, система ценностных ориентаций – это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [8,с.356].    

Личностный смысл – это глубокое осознание человеком ценности получаемых знаний, осознание пришедшее через переживание и потому оно всегда окрашено эмоциями (когнитивные эмоции – познавательные), ощущением невозможности жить, действовать и работать без этих знаний.  Личностный смысл не может быть навязан извне. Он вырабатывается ребенком самостоятельно и является одним из главных факторов самостроительства  личности. [10, 62]

Ценности – это некие лично и добровольно  осознанные или неосознанно выбранные нравственные аксиомы, идеалы, признаваемее культурным сообществом, которые исповедуют и которыми руководствуются в своих поступках, действиях, оценках, решениях. [18] Ключевыми здесь являются слова «лично», «добровольно», «выбранные», т.е. эти ценности должны быть личностно значимыми, осознанными и добровольно выбранными. Их формирование должно происходить не «извне», а «изнутри».  

Ценностно-ориентационная (или аксиологическая) деятельность   направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, поднимающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений. Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значимость для себя. Именно это определяет различие познавательной и оценочной деятельности. Человеку для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведение. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о "социально полезном", идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться и чего следует избегать.         Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве.

Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т. п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу новых действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.).

Внутренней формой ценностно-ориентационной деятельности является ненаблюдаемая оценочная деятельность. Что касается внешних организационных форм, то они бесконечно многообразны – начиная с традиционных классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом совместного творчества педагогов и воспитанников.

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она так же, как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников. Известно, что общественные ценности автоматически не становятся личностными: человек подчас принимает за ценность то, что в действительности таковой не является, и не видит ценности там, где она есть. Задача школы в том и состоит, чтобы научить подрастающее поколение отбирать ценности, которые показали себя важными для общества. эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников.  

Структура общения диалогична (М. М. Бахтин, B. C. Библер, М. Бубер, О. С. Газман, Е. Н. Ильин, В. Н. Мясищев, Н. Ф. Радионова и др.). Диалог - форма существования человека в этом мире, способ выявления и проявления его сущности. Диалог представляет собой диалогические формы обмена идеями, позициями, ценностями, чувствами участников общения, он всегда направлен на другого человека. Это средство реализации духовно-нравственных ценностей личности. Диалог способствует формированию духовно-нравственных ценностей и выстраиванию внутреннего мира, ставит участников общения в позицию авторов нового личностного духовного содержания. [5]

Особое место в психолого-педагогической науке занимает теория диалога, созданная М. М. Бахтиным. Суть ее заключается в том, что единственно адекватной формой словесного выражения подлинной человеческой жизни является незавершенный диалог. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, где учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях. Работа на уроках литературы – это, прежде всего, работа с языковым материалом,       проводиться она  должна на основе деятельностного подхода.   Профессор Т.Н.Дорожкина справедливо заметила, что «отличительной чертой современной методики обучения…   является стремление приблизить  условия учебного процесса к условиям  естественной коммуникации» [2, 7] .

Однако при организации диалогового обучения существует опасность, когда учитель ограничивается лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т.п.), превращая его, как полагает Е.В. Коротаева, в вариант облегченной педагогики: процесс дается легко и свободно, а результаты на выходе часто оказываются неудовлетворительными.

Организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога. Технология организации таких занятий начинается с учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна.

Другой важный аспект – содержание диалога. Образовательная область «Литература» обладает в этом отношении широкими возможностями. Глубоко человечное содержание предметов данной области знания позволяет одновременно решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную.

Во-вторых, следует учитывать, что «талантливый читатель» должен воспринимать и логическое, и эмоциональное начало художественного текста, и чувствовать слово писателя, понимать его замысел.   Следовательно, когда говорят о восприятии произведения, речь должна идти не просто о понимании его содержания: подразумевается понимание замысла художника, идеи, художественного смысла и особенностей того, что он создал. То есть необходимо научить ученика воспринимать текст на всех его уровнях, во всей полноте и цельности.  Смысловая  невыраженность  - важная  черта художественного текста, критерий его художественности,    художественное произведение говорит всегда больше того, что сообщают прямые значения слов в их совокупности,  значение сочетания слов в контексте всегда больше суммы значений этих слов. В отечественной науке явление скрытого, тайного, явно или вербально не выраженного в тексте получило различное терминологическое обозначение  «подтекст», «имплицитный смысл», «скрытый смысл».    Как доказано в современной науке, текст нередко содержит в себе «скрытые» вопросы. При диалоге с текстом наша задача – их находить. 

Важным шагом на пути к определению характера педагогического воздействия для воспитания необходимых ценностей у учащихся должно быть выделение тех объектов, к которым нужно формировать ценностное отношение. Для выделения этих объектов необходимы некоторые дидактические основания – ориентиры. Ценности личности должны быть ориентированы на прогресс личности, ее саморазвитие и прогресс общества.  

  В самом содержании произведений русской литературы богатейший материал для размышлений о выборе каждого человека, о его личной ответственности за свои поступки. Начиная с русского фольклора (вспомним былинного богатыря на перепутье) и до современных произведений через нашу литературу проходят образы личностей, сомневающихся, мятущихся, ошибающихся и кающихся, недовольных собой и преодолевающих  собственные пороки.  Чтобы уроки литературы реализовали свой воспитательный потенциал, следует определить  формы работы над художественным произведением, продумать подходы к его изучению и анализу. «Новый подход к осмыслению художественного наследия гениев русской литературы, формирующейся сегодня, - это подход прежде всего ценностный, бытийный, онтологический. Конкретный историзм остаётся нашим руководящим  исследовательским  принципом, но он недостаточен. Аксиология, понимаемая как теория  ценностей, и в первую очередь духовных ценностей, вот то новое в современном научном постижении великого наследия русской литературы, что с особой силой  и отчётливостью проявляет себя в последнее время».  

Формирование ценностей (как личный, добровольный выбор учащихся) при обращении к произведениям литературы возможно  лишь  при  искренней  заинтересованности  и   «доверии» школьника к книге, желании думать о произведении, рассуждать о героях и авторе, а это возможно только в том случае, если содержание литературных произведений будет восприниматься ими как личностно значимое, жизненно важное.   Самый страшный враг уроков литературы - формализм в преподавании предмета, стремление «дать ученикам хорошие знания по предмету», уже сформулированные истины, которые они должны запомнить. При таком подходе школьники за сюжетами, образами, за композицией и стилистическими особенностями не видят реальные явления жизни, не находят связи с современностью, не испытывают личной заинтересованности.  

  Учитель должен ставить перед учеником не только конкретную учебную задачу, но и проблему жизни, приобщая к сложному искусству «думать о жизни», оснащая детей привычкой и умением размышлять о жизни как таковой.  Если читатель (ребенок, подросток, юноша)  внутренне ощутил свою причастность к художественному тексту и  разговор о произведении  стал разговором о жизни, о нем самом,   о проблемах,  личностно значимых для него. Здесь важно обращаться к жизненному опыту старшеклассников, актуализировать знания из других областей науки.  Поэтому изучение художественной литературы предполагает обобщения широкого мировоззренческого плана, выходящие далеко за рамки конкретного произведения. Этот уровень анализа требует от  учителя широкой эрудиции, осведомленности в вопросах эстетики, этики, истории и философии.

Диалог выступает ведущим механизмом в процессе формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Основой взаимоотношений между людьми является потребность в общении – одна из главных человеческих потребностей, которая с развитием человека претерпевает глубокие изменения как по форме, так и по своему содержанию. Общение на основе духовно-нравственных ценностей предполагает равноправную позицию общающихся, которые являются со-беседниками, со-участниками в со-бытии.

  1. Ожидаемые результаты, параметры, критерии оценки.

 

Ожидаемые результаты

Параметры

Критерии оценки

Дидактические

  Повышение уровня усвоения художественных произведений, программного материала по теории литературы

Положительная динамика качества обученности  по литературе, увеличение числа выбирающих литературу на итоговой аттестации и положительная динамика результатов  ГИА и  ЕГЭ по литературе, результаты участия в  олимпиадах, конкурсах

Воспитательные

Воспитание интереса к чтению, становление талантливого читателя.

Формирование системы ценностей: личностных, социальных, семейных.

Активная работа

на уроках литературы, наличие собственных взглядов на произведение, аргументированных выводов, интерпретаций; умение находить связи с другими произведениями, науками, явлениями действительности.

  Уровень  воспитанности (тестирование).

Сформированность системы ценностей (наблюдение за поведением, анкетирование, методики «Недописанный тезис», «Эссе», тестирование).

Участие в различных мероприятиях, акциях, работе самоуправления.

Развивающие

Развитие аналитических способностей, исследовательских и проектных умений,

развитие критического мышления; формирование мотивации к чтению художественной литературы, формирование читательской культуры

Умение производить разные виды анализа текста художественного произведения.

Качество  и количество исследовательских и проектных работ. Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения (наблюдения во время дискуссий, качество творческих работ).

Социализирующие

Развитие   коммуникативных навыков и умений, формирование   эмоциональных контактов между учащимися (умение жить в диалоговой среде), формирование ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование социальной активности, способности к саморазвитию, самообразованию.

  Принятие и присвоение системы общечеловеческих ценностей: личностных, социальных, семейных.

Участие   в школьной и

 внешкольной жизни.

Межличностные отношения в классе, школе, вне школы.

Сформированность системы ценностей (наблюдение за поведением, анкетирование, методики «Недописанный тезис», «Эссе», тестирование).

 Готовность к самообразованию, познавательная активность.

Результаты эксперимента можно будет оценить по следующим критериям:

  • продвижение обучающихся со стартового уровня по критериям обученности, воспитанности, сформированности ценностей, компетенций;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся (участие в НПК, работа в НОУ, в дистанционных конкурсах, олимпиадах и т.п.);
  • активизация читательской активности и самообразовательной деятельности обучающихся (посещение библиотеки, ведение читательского дневника, выбор литературы для чтения (в том числе современных авторов), обучение на дополнительных курсах, в т.ч. дистанционных, востребованность обучающимися индивидуальных консультаций, дополнительных заданий, использование сайтов Интернет с целью дополнительной информации по определенным темам, предметам);
  • результативность участия обучающихся экспериментальных классов в предметных и творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.п.;
  • уровень сформированности ценностных ориентаций личности;
  • положительное отношения обучающихся к образовательному процессу, повышение мотивации как у обучающегося;
  • социальная активность обучающихся (участие в социальных проектах, акциях, участие в диспутах, дискуссиях, затрагивающих социальные проблемы; заинтересованность делами школы, города, республики, страны; деятельность в органах самоуправления).   

Главным результатом эксперимента станет создание модели образовательного пространства в СОШ, обеспечивающего  условия для формирования культуры чтения и ценностно-ориентационной работы, т.е. нового качества литературного образования, а также программ, методических рекомендаций по организации этого пространства.

  1. Диагностические методики
  1. Анкетирование
  2. Наблюдение
  3. Тест Рокича  «Ценностные ориентации»
  4. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности
  5. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубнова
  6. Тренинг «Закончи предложения»  (Цель- выявление ведущих ценностных ориентаций).
  7. Нормативно-правовое обеспечение
  1. Декларация прав ребенка
  2. Закон  «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  4. «Национальная  программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством  по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом»
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  6. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан (новая редакция).
  1. Учебно-методическое обеспечение
  1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - Мн., 2007
  2. Дорожкина Т.Н. «Человек пишущий: лингвистические и методические аспекты формирования языковой личности учащегося: Монография.- Уфа: РИО БИРО, 2006.
  3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности.- М., 2006
  4. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. – СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997.
  5. Молчан Э.М. Технология диалогического общения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал» – CПб., 2009г. http://www.emissia.50g.com/offline/2007/1143.htm
  6. Матвеев П.Е. Ценностный подход в этике / Центросоюз РФ, автоном. неком. орг. высш. профес. образования «Рос. Ун-т кооперации», Владим. фил. – Владимир: ВФ РУК, Собор, 2009.
  7. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник, в 2 частях.- М.:ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003
  8. Основы психологии: Практикум/ ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс-2006
  9. Попова, Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества / Е.В. Попова. – Владикавказ, 2004.
  10. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическоее пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009.
  11. Русова Н.Ю. Кванты русской культуры. Культурологический комментарий поэтических текстов. Учебно-методическое пособие. М.: ООО «Издательство «Вербум-М», 2008.
  12.  Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений. – М. Издателский дом «Академия», 2003.
  13. Слотина Т.В. Психология личности: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008
  14. Технологии и методики обучения литературе: учеб. пособие / под ред. В.А.Кохановой. – М: ФЛИНТА: Наука, 2011.
  15. Факторович А.А. Особенности построения программы по литературе на основе интеграции с другими гуманитарными предметами. / Материалы научно-практического семинара «Оптимизация образовательного процесса в системе «школа-вуз»». Тезисы докладов. - Ростов-на-Дону, 1996 год
  16. Факторович А.А. Воспитательный потенциал русской литературы / Воспитательное пространство муниципального образовательного учреждения «Классический лицей №1 при Ростовском государственной университете». - Ростов-на-Дону, 2004.
  17.  Факторович А.А. Пространственный и системный подходы к организации литературного образования в современной общеобразовательной школе. / Наука и образование. Известия РГПУ и ЮО РАО. - №1. 2005.
  18. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. – М., 2004
  19. http://obrazcovoschol.ucoz.ru/potashnik-materialy_k_pedsovetu.pdf
  20. http://www.pro-books.ru/news/3/12562

  1. Приложения

Приложение 1

Тест Рокича «Ценностные ориентации»

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни

Бланк тестируемого (ФИО) ________________

Список А (терминальные ценности):

– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

– здоровье (физическое и психическое);

– интересная работа;

– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

– наличие хороших и верных друзей;

– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

– счастливая семейная жизнь;

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

– творчество (возможность творческой деятельности);

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– воспитанность (хорошие манеры);

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– жизнерадостность (чувство юмора);

– исполнительность (дисциплинированность);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– непримиримость к недостаткам в себе и других;

– образованность (широта знаний, высокая общая культура);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

– чуткость (заботливость).

Приложение 2

Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

Задание 1.

Ценностная ориентация

значимость

осуществление

Хорошее материальное благополучие

Саморазвитие личности

Известность, популярность

Уважение и помощь людям, отзывчивость

Физическая привлекательность, внешность

Теплые, заботливые отношения с людьми

Высокое социальное положение

Творчество

Роскошная жизнь

Любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задание 2.

Ценностная ориентация

Степень влияния.

Хорошее материальное благополучие

Саморазвитие личности

Известность, популярность

Уважение и помощь людям, отзывчивость

Физическая привлекательность, внешность

Теплые, заботливые отношения с людьми

Высокое социальное положение

Творчество

Роскошная жизнь

Любовь к природе и бережное отношение к ней.

Приложение 3

Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова».

Опросник.

1.Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2.Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3.Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

4.Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?

5.Считаете ли вы, что любовь – определяющее чувство в жизни?

6.Любите ли вы читать книги о чем-то новом и неизведанном вам?

7.Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

8.Хотите ли вы, чтобы вас уважали ваши друзья за ваши личные качества?

9.Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам населения?

10.Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

11.Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложиться?

12.Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

13.Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может приносить большой материальный заработок?

14.Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментов, рисовать и т.п.?

15.Если кто – то из ваших знакомых заболел, выберете ли время, чтоб его навестить?

16.Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

17.Любите ли вы читать научно-популярные книги?

18.Хотели ли вы в школе стать каким-либо организатором?

19.Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будите ли вы переживать по этому поводу?

20.Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

21.Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

22.Считаете ли вы, что необходимо каким – либо образом укреплять свое здоровье? (плавать, бегать, играть в теннис)?

23.Главное для вас – ваше настроение в данный момент, а что будет потом не важно?

24.Считаете ли вы, что главное – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

25.Любите ли вы гулять по лесу, по парку?

26.Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?

27.Любовь – это чувство, которое рождается и умирает?

28.Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?

29.Власть – это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?

30.Хотели ли вы, чтоб у вас было больше друзей?

31.Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной (клуба, консультационного пункта, института)?

32.Много ли вы свободного времени вы хотели бы уделять общению?

33.Часто ли вы задумываетесь о своём здоровье?

34.Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

35.Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?

36.Хотели бы вы заняться фотографией?

37.Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

38.Чувство любви для вас – это первооснова жизни или нет?

39.Часто ли вы задаете вопрос себе «А почему именно так?»

40.Хотели бы вы «делать» политику?

41.Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос «А уважают меня окружающие?»

42.Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения на работе или дома?

43.Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?

44.Катаетесь ли вы на лыжах, чтоб укрепить свое здоровье?

45.Часто ли вы подолгу мечтаете, лёжа с закрытыми глазами?

46.Главное в жизни – это делать деньги, создавать собственный бизнес?

47.Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

48.Если кто-то из ваших близких надолго заболел, будете ли вы без его обсуждений выполнять его обязанности по хозяйству?

49.Любите ли вы маленьких детей?

50.Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т.п.)?

51.Хотели бы вы быть похожим на кого- либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

52.Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?

53.Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

54.Вы человек решительный?

55.Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

56.Нормальный отдых- это чрезвычайно важно, не так ли?

57.Считаете ли вы, что очень важно накопить материальные средства и передавать их детям?

58.Хотелось бы вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

59.Когда маленький ребенок плачет – это «крик о помощи»?

60.Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

61.«Во всем хочется дойти до самой сути» - это про вас?

62.Вы хотели бы, чтоб ваши дети стали знаменитыми людьми?

63.Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане как к человеку?

64.В общественной жизни пусть остается все, так как есть?

65.Общение- это лишь пустая трата времени?

66.Здоровье – это не самое главное в жизни, не так ли?

Приложение 4

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-х-7-х классов)

Анкета

Дата                    Ф.И.                                                            Класс                                   .

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу; е) мои личные качества.

II                                                                                                             24

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим; е)        сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;                                                                                    25

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемойвеши;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие опенки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помогли друзей;                                                                         26

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.                                                     27

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны, и их можно выполнять по шаблону.

Бланк обследования школьной мотивации учащихся 6-х- 7-х классов

Дата_________________                                                      Класс________________

Фамилия, имя______________________________________________________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) саморазвития, чтобы быть образованным и  содержательным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не воля родителей;

г) мне не хотелось учиться;

д) мне не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не долг перед Родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия и трудолюбие;

в) мои способности;

г) выполнение домашнего задания;

д) хорошую работу;

е) мои личные качества.

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) мне пока неизвестна;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести пользу моей Родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал и понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б) тщательно продумываю все ее аспекты;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

7. Самое интересное па уроке — это...

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснения учителем нового материала;

в) изучение ноной темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е)общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они несложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

2

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) возможная покупка желаемойвеши;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие опенки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помогли друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

13. Мой успех в выполнении заданий

на уроке зависит от...

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных мной усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) однообразны, и их можно выполнять по шаблону.


Методика изучения мотивации обучения старших подростков

 (для учащихся 8-х - 9-х классов)

Анкета

Дата.                    Ф.                                                                   Класс                     .

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в) не воля родителей;

г) не получал знания;

д) не жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) закончить школу; в) доставлять пользу людям;              33

г) обучение.

5. Моя цель на уроке...

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать.

6. При планировании своей работы я...

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим; е) сначала отдыхаю.

7. Самое интересное на уроке — это...

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснения учителем нового материала;

д) получать хорошие отметки; е) отвечать устно.

III

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) ничто меня не отвлекает;

б) они несложные;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я хорошо понимаю тему

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя; в) чувство долга;

г) низкие отметки; д) желание получать знания;

е) общение.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) моей упорной работы;

б) заискивания перед учителем;

в) подготовленности и внимания на уроках;

г) моего везения;

д) получения качественных знаний;

е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от:

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) моего везения;

е) внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;                

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;               е)        отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) письменные;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;                                                      

е) однообразные и не требуют логического мышления.

Бланк для обследования учебной мотивации по « Методике  изучения мотивации обучения старших подростков     на этапе окончания средней школы»  (для учащихся 9-го класса)                                                   (1)

Дата.                    Ф.                                                                   Класс                     .

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

 1. Обучение в школе и знания  необходимы мне для...

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;                                    д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в) не воля родителей;

г) не получал знания;

д) не жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания; е) мои личные качества.

                                                                                                               

II

4. Мне кажется, что цель  моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) закончить школу;

 в) доставлять пользу людям;

г) обучение.

5. Моя цель на уроке...

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать учителя;

г) получить хорошую оценку; д) никому не мешать.

6. При планировании своей работы

 я...

а) тщательно обдумываю ее;

б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

в) сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы

работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыхаю.

    III

7. Самое интересное на уроке — это...

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) изучение новой темы;

г) объяснения учителем нового материала;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) мне не дают списать;

д) мне надо исправить плохую отметку;

е) я его хорошо понимаю.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) ничто меня не отвлекает;

б) они несложные;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я хорошо понимаю тему;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

     (2)

10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

д) желание получать знания;

е) общение.

11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна высокая отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки — это результат...

а) моей упорной работы;

б) заискивания перед учителем;

в) подготовленности и внимания на уроках;

г) моего везения;

д) получения качественных знаний;

е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от:

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) моего везения;

е) внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и                                 просматриваю записи, сделанные на уроке.

                                                                                                       

16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи у товарищей;

г) нервничаю;

д) продолжаю думать над ним;

е)отказываюсь от его выполнения.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а) обращаюсь за помощью к товарищам;

б) отказываюсь от его выполнения;

в) думаю и рассуждаю;

г) списываю у товарища;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) не требуют усилий;

в) письменные;

г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие;

е) однообразные и не требуют логического мышл



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИП "Общая схема композиции литературного произведения"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Примеры литературных произведений для аргументации

Аргументация собственного мнения при написании сочинения на ЕГЭ. Проблемы и литературные произведения с подобной проблематикой....

«Характер и образ в литературном произведении (на примере романа Фредерика Стендаля «Красное и черное»).

«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться». (Ф.Стендаль)      Мы продолжаем наше ...

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Литературный квест. Собаки - герои литературных произведений

Наши ребята любят все таинственное, любят искать вопрос, спрятанный в кабинете, чтобы потом ответить на него. Всё зависит от мастерства человека, который прячет вопрос: долго ли продлятся поиски.Мы бы...