"Совесть, или суд над собой" Классный час на основе чтения литературных произведений
классный час (6, 7 класс)

Новикова Татьяна Геннадьевна

Методическая разработка является составной частью плана работы классного руководителя по формированию классного коллектива, а именно духовно-нравственной его составляющей.

Цель мероприятия:

воспитание гражданина с активной жизненной позицией на основе таких формируемых нравственных качеств личности как сочувствие, сострадание, понимание, умение слышать и взаимодействовать, работать в команде.

Задачи:

-сохранение российской культуры;

-профилактика буллинга, экстремизма;

-воспитание уважения к другим людям (разного возраста, социальных групп, народностей);

-бережного отношения к природе;

-вовлечение в творчество;

-формирование культуры здорового образа жизни

Планируемые результаты: знакомство с рассказами отечественных авторов по тематическому циклу: «Совесть, или суд над собой», анализ ситуаций, близких подросткам и рассмотрение вариантов выхода из сложившихся обстоятельств

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Совесть или суд над собой» Цикл классных часов 6-7 класс Обучающий курс по нравственному воспитанию подростков на материале чтения и обсуждения литературных произведений автора Тихомировой И.И. «Добру откроем сердце: школа развивающего чтения»

Слайд 2

Совесть, или суд над собой Юрий Нагибин «Старая черепаха» (видеофильм, киностудия Ленфильм» 4 Виктор Голявкин «Совесть» 1 Виктор Астафьев «Зачем я убил коростеля?» 2 Валентина Осеева «Бабка» (видеофрагмент) 3 Владимир Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» 5

Слайд 3

Виктор Голявкин «Совесть» Что побудило мальчика украсть классный журнал? Сравните переживания мальчика в начале рассказа и в конце, чем они отличаются ? Почему так круто изменились намерения мальчика ? Почему учителю не приходило в голову, что кто-то из учеников украл журнал ? Почему Алеша, когда ему не поверили «чувствовал себя в сто раз хуже …?» Согласны ли вы с мнением учителя, что Алеша еще «не совсем потерянный человек»? Почему рассказ называется «Совесть»?

Слайд 4

Виктор Астафьев «Зачем я убил коростеля?» Как вы оцениваете поступок мальчишки по отношению к раненой птице? Зачем он убил ее? В какой момент и почему ему стало жалко ее? Почему он каждое лето с особым нетерпением ждал прилета коростелей? Почему ему было важно, чтобы птица простила его? Как встречают прилет коростелей во Франции, в городе, на гербе которой изображена птица коростель? Почему, став взрослым и пройдя войну, где было много жестокости, писатель не может забыть убитого им в детстве коростеля? Почему каждый прилет птиц в его родные места вызывает в его душе мучение? Как называется у людей мучение из-за причиненного кому-то зла? Испытывали вы такое состояние когда-нибудь?

Слайд 5

Валентина Осеева «Бабка» Как вы представляете членов данной семьи? Что о каждом можно сказать? Ваше отношение к ним? Была ли бабка лишней в семье, как считали взрослые ее члены? В чем состояла ее роль кроме той, что она чистила, убирала, вязала? Почему так грустно звучат последние слова рассказа: «Не придет утром бабка?» Как она относилась к каждому члену семьи и как они к ней? Было ли равенство в семейных отношениях? Хорошо ли бабке жилось в этой семье? О чем говорит фраза: «бабка спала на сундуке»? Отец Борьки считал, что никто бабку не обижал? Так ли это?

Слайд 6

Валентина Осеева «Бабка» Как повлиял приятель Борьки на его отношение к бабушке? Почему содержание шкатулки, вскрытой после смерти бабушки, так растрогало Борьку? Как вы понимаете слова бабки: «обидеть, что ударить, приласкать-надо слово искать»? Какое отношение эти слова имеют к Борьке и самой бабке? Как вы думаете, раскаялся ли Борька в своем отношении к бабке? Чем это можно доказать? Какой завет отставила бабка внуку? А какой завет ваша бабушка или родители дают вам?

Слайд 7

Юрий Нагибин «Старая черепаха» Почему мама Васи была недовольна, что он променял старую черепаху на двух молодых, Оправдываете ли вы его поступок? Как вы понимаете пословицу: «Старый друг лучше новых двух?» Почему изменилось отношение Васи к самому себе, когда он понял, что поступил не так, как гласит пословица? Разделяете ли вы намерение Васи вернуть старую черепаху? Почему он решил это сделать? Что означают слова: «не только мир существует для тебя, но и ты- для мира?» Какое отношение они имеют к Васе? А может быть, они имеют отношение к каждому из нас?

Слайд 8

Юрий Нагибин «Старая черепаха» Что заставило Васю вскочить с кровати и идти по ночным улицам, чтобы вернуть черепаху? Почему мама не окликнула своего сына, а лишь издали охраняла его? Поддерживаете ли вы ее мысль, что сын совершил первый добрый подвиг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Сборник задач по физике на основе литературных произведений

Творческая проектная работа Ветошкина А. учащегося 10 класса   МОУ СОШ №4 г. Камышина Волгоградской обл., созданная под руководством учителя физики Ефимовой Н.Н, представляет собой сбо...

Статья "Формирование нравственных понятий у школьников в процессе чтения литературных произведений."

Чтение художественных произведений является важным шагом в формировании нравственных понятий у школьников....

Работа над чтением литературного произведения

Статья о методике работы с детьми над техникой речи...

Педагогические условия формирования ценностей школьников на основе изучения литературных произведений

Программа работы по формированию ценностей и читательской культуры....