Урок-практикум в форме деловой игры
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в форме деловой игры позволит провести повторение материала в конце 1 четверти  7 класса в увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_v_7_kl.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок-практикум в форме деловой игры «В редакции газеты».                        Русский язык.   7 класс                                                                    Учитель Лоренц Н.Ф.

Тип  урока:  урок систематизации и обобщения изученного материала.

Цель урока: формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи; предупреждение орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок; развитие познавательного интереса к русскому языку.

   Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, карточки контроля

 Слайд 1.                                        Ход  урока

1.Оргмомент   Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.

И везде у нас порядок: в головах и на столе.

Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.

И с хорошим настроеньем наш  урок сейчас начнем.

Слайд 2. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность,» - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс, корректор по профессии. 

Слайд 3. Сегодня на уроке мы повторим и  обобщим  знания, но сделаем это в необычной форме. Нам предстоит стать сотрудниками редакции и провести этот урок в форме деловой игры.

- Представьте, что наш класс – редакция газеты. Здесь собрались журналисты, корректоры, редакторы. Роли работников редакции будете выполнять вы. Давайте забудем на время о том, что вы учащиеся школы. Сегодня вы – начинающие журналисты.

- Итак, отправляемся в редакцию газеты, но сначала надо придумать название газеты. Командам будут предложены задания, «Теоретический отдел» дополнит при необходимости ответы, «Справочное бюро» расширит ваши знания, а «Редакционная коллегия» оценит и прокомментирует  ответы.

 Слайд 4.   2. Словарная работа.

К сегодняшнему уроку я просила вас поработать с толковым словарём, найти и записать  значение слов: корректор, редактор, журналист.

Корректор – работник издательства, занимающийся  чтением текста, правкой.

Редактор – лицо, которое редактирует (проверяет, исправляет что- нибудь).

Журналист - литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах и газетах.

Слайд 5.

- Каким багажом знаний и умений должны обладать эти специалисты?

 - Назначим главного редактора  каждой газеты, который будет заполнять листок контроля.

                 3. Экспресс-интервью.

1. Какое слово состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы?

2. Какую часть слова можно найти в земле?

3. Назовите часть речи, у которой отец – Глагол, а мать -  Прилагательное.

4. Что принадлежит тебе, а пользуются им чаще всего другие

5. Родители этой части речи – Глагол и Наречие.

6. Что делает сторож,  когда у него на шапке воробей?

Слайд 6-7.      4. Корректура текста. 

В редакции газет приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, корректировать, так как в них много ошибок. Одно из таких писем передал нам болгарский поэт И.Босев.

                                     Жалоба.

Дядя, прашу тебя, памоги

Твоей племяннице Оли,

А то небудит ее наги

В этой пративной школи.

Мне вчера задиктант на слава

Учитиль поставил два.

А сам скозал, что мою работу

Даже несмог прочитать.

Попраси его, дядя, изправить двойку

И поставить мне пять.

Работа с текстом. Орфография. Задание для команд: исправить текст, сгруппировать орфограммы и объяснить их правописание.

Фонетика.  Задание командам на карточках:

1 команда. Выписать притяжательное местоимение, сделать фонетический разбор.

 2 команда.  Выписать личное местоимение, сделать фонетический разбор.

Словообразование. Выписать слово,  образованное  1) приставочным  способом

2) суффиксальным способом.

                           5. Орфографическая дуэль.

Задания командам:

Слайд 8. Найдите ошибку, объясните свой выбор

1 команда

2  команда

исправленая ошибка

прочитана книга

решенная проблема

путаный текст

красиво оформленна

изученное правило

Слайд 9. Найдите ошибку, объясните свой выбор.

1 команда

2 команда

видящий

колящий

строящий

читаемый

зависимый

видемый

Слайд 10. Найдите ошибку, объясните свой выбор.

1 команда

2 команда

несделав уроки вовремя

не терпящий возражений

негодующий от досады

не прочитав учебник

ошибка не исправлена

не выученное правило

                       6.  Какие еще бывают типы ошибок?

В каком предложении  допущена пунктуационная ошибка? Объясните свой выбор. Слайд 11. Задание общее для команд.

1) Туча, нависшая над горизонтом предвещала грозу.

2) Испуганный, я убежал из сада.

3) Вдруг, освещая все вокруг, вспыхнула молния.

В каком предложении  допущена пунктуационная ошибка? Объясните свой выбор. Слайд 12. Задание общее для команд.

1) По берегу, засыпанному галькой, шли три медведя.

2) Медведица  шлепая по воде, достигла середины реки.

3) Медвежонок, не решаясь идти, остановился.

*Сделать синтаксический разбор исправленных предложений.

           7. А какие типы ошибок встречаются не только в письменной, но и в устной речи?

 Работа с грамматическими ошибками. Задания общие для обеих команд.

Слайд 13. В каком предложении  допущена грамматическая  ошибка? Объясните свой выбор.

1) Путники не замечали ни лесов, ни озер, заросших кувшинками.

2) По краям дороги виднелись тополя с посеревшей от пыли листьями.

3) Мы подошли к стоявшему на поляне домику.

Слайд 14. В каком предложении  допущена грамматическая  ошибка? Объясните свой выбор.

1) Рассматривая снимки в альбоме, привлекают картины природы.

2) Анализируя стихотворение, помните о выразительных средствах.

3) Храня память о прошлом, монастыри стали неотъемлемой частью истории. 

Слайд 15.        8. Лексическая правка.

  1. Хороший корректор никогда не допустит, чтобы в тексте встречались речевые ошибки на повтор слов. А вы сможете исправить такие ошибки в тексте?

Отредактируйте текст, используя синонимы.

«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

                        (слова для справок: дворник, крестьянин)

Слайд 16.   2. Однажды корректору пришло письмо. Вскрыл он конверт, решил прочесть, а понять все не смог: часть текста оказалась залита водой. Корректор был мастером своего и дела и догадался, что же было написано в послании.

А вы сможете прочитать письмо? Даю подсказку: вспомните о словах с противоположным значением. Как они называются?

«Дорогой мой корректор!

Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я очень хочу. Чтобы все люди были … »

Слайд 17.               9.Воры в редакции.

 Однажды в редакцию проникли воры и перепутали материал, готовящийся к печати.

  Восстановите пословицы, части которых соединены неверно. Раскройте скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) Не стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Слайд 18.                          9. Рефлексия

  • Что нового мы узнали? Чему научились? Что нам удалось?
  • За что бы я похвалил своих товарищей?
  • За что бы я похвалил себя?

Слайд 19.                              10. Домашнее задание.

1) Параграф 7, упр. 143 (1-5, зад. 4 – корректура теста)

2)* Написать небольшую заметку о сегодняшнем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры

тема педсовета: "Диагноз : неуспеваемость. Пути решения проблемы"...

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор» 6 класс

Урок-практикум предназначен для учащихся 6 классов, освоивших раздел "Словообразование. Орфография"...