Конспект урока в форме деловой игры "Юный корректор"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Данный урок позволяет воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки правописания, формировать нормы правильной литературной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._rus_yaz.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЮНЫЙ КОРРЕКТОР»
Цель урока: в форме деловой игры воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки правописания, формировать нормы правильной литературной речи.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
- Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.
И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.
«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», -так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс - корректор по профессии.
- Определите по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составьте с ними словосочетания.
- В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Какими качествами должен обладать корректор?
Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.
Предлагаются следующие задания.
Задание 1.
- Выпишите из загадки, записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.
Цель работы - проверка орфографической зоркости.
На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть - не разберешь:
Не растение, а еж.
(Кактус.)
Задание 2.
- Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
1. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
Задание 3.
- Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:
Ф...ст...валь, пара...ели, а...орт...мент, а...игнование, д...фицит, р…нтабельность, ко...ерческий, д...тектив, р...клама, о...озиция.
(В процессе проверки выясняется значение указанных слов.)
Задание 4.
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.
- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. {Можно пользоваться словарем.)
1. Бу.. .он кури... ый с фрикадельками.
2. Ра.. .ольник с к.. .лбасой.
3. Котлеты сви...ные.
4. П...льмени.
5. Шамп.. ньоны в яично...масл...ом соусе.
6. К...мпот груш...во...алыч...вый.
7. Кисель клюкве... ый.
8. Коври...ка ржа...ая.
9. П...рожное б...сквитное.
10. Пиро...ки с печ...нкой.
Задание 5.
-Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.
Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа в парах).
Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, кому-то не по себе, несколько плодово-овощных баз, ни перед кем не пресмыкается, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.
Задание 6.
Расставьте знаки препинания (работа по карточкам, которые содержат предложения без знаков препинания).
Образцы карточек
Карточка № 1
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С. Маршак). Что ты тут написал Что это такое (И. Ильф, Е. Петров). Какие радости ты знала спрашивал он Чем ты можешь помянуть прожитое (М. Горький).
Карточка № 2
Каковы яблочки в этом году умиляясь, спрашивал он (В. Распутин). А Балда ему Глупый ты бес, куда ж ты за нами полез (А. Пушкин). Где Мересьев спрашивал раненый.
(Б. Полевой).
Карточка № 3
Кучер отвечал за доктора А вы кто такие Чей это дом на колесах (Ю.Олеша.) Почему я не могу тебе помочь - единственный раз в жизни Обещаю больше никаких посылок не посылать (В.Распутин.)
Задание 7.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне «пять».
Учитель: Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.
Работа Пети Ошибкина:
1. В слове дуб три звука: д, у, бэ.
2. (На) желтых (листьях) - прил., нач. форма - желтый, относит., употреблено в род. пад., мн. ч., м. р.
3. Разряды местоимений: мне (личное), себя (возвратное), такой (определительное), нечто'(отрицательное), некого (неопределенное), кто-то (неопределенное), твой (личное).
4. Фрагмент сочинения.
«Я участвовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу. «Кто-нибудь придёт ему на помощь», - подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь».
Заключительное слово учителя.
- Молодцы, ребята! Совершенно правильно! Будем как можно больше выполнять орфографических и пунктуационных упражнений, как можно чаще повторять орфографические и пунктуационные правила! Будем очень внимательны! И тогда всех вас можно назвать юными корректорами!
Подведение итогов урока:
- Ребята, какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили? Какими качествами должен обладать корректор? Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....
Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс
Урок в 11 классе обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение" по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...
План-конспект урока по теме "Деловая графика. Построение диаграмм". 9 класс
Урок на тему «Деловая графика. Построение диаграмм» разработан для учащихся 9 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ, 9 класс» (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Рус...
Конспект урока по теме "Деловая графика". Использование графиков и диаграмм в 9 -ом классе.
В конспекте урока есть цели и задачи, наглядный материал и практические задания....
Урок в форме деловой игры "Корректор"
Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?! Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бу...
Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор» 6 класс
Урок-практикум предназначен для учащихся 6 классов, освоивших раздел "Словообразование. Орфография"...