Тема: ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗА «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК» Н. С. ЛЕСКОВА
Цели: -- помочь учащимся уяснить идейно-художественную ценность рассказа; - учить анализировать самостоятельно прочитанное произведение; - продолжить формирование культуры чувств учащихся. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Учитель. В 1883 году Н. С. Лесков пишет рассказ «Тупейный художник», основанный на преданиях Орловской старины, хотя для писателя это была не такая уж старина. Под заголовком рассказа посвящение: «Светлой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.». Посвятим и мы свой урок светлой памяти благословенной даты. А эпиграфом к уроку возьмем слова М. Горького: «Лесков понимал, как никто другой до него, что человек имеет право быть утешен и обласкан, человек должен уметь ласкать и утешать». Почему 19 февраля такой памятный день? Что же это за время, к которому обратился «прозеванный гений»? II. Формирование новых понятий. Учитель. Краткая историческая справка о крепостном праве. Заранее подготовленный ученик выступает с сообщением. Учитель. Откуда взялось это слово «крепостной»? Заглянем в этимологический словарь. Ученик читает определение. Учитель. О судьбах талантливых крепостных людей нам известны абсолютно достоверные факты: - судьба крепостной актрисы Параши Жемчуговой, хотя и вышедшей замуж по любви за графа Шереметьева, но отвергнутой обществом, оставшейся в глазах аристократов «наглой холопкой»; - судьба крепостного поэта и художника Т. Г. Шевченко, выкупленного из рабства и страдающего всю жизнь из-за своего таланта; - известно также, что русские писатели XIX века не обошли молчанием эту тему (открыть доску с портретами: А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, А. И. Герцена, Н. С. Лескова). Учитель. Всех имен мы не назовем, не успеем. Вспомним лишь некоторых. А. Н. Радищев о крепостном праве сказал словами, взятыми из «Телемахиды» в качестве эпиграфа к своему «Путешествию из Петербурга в Москву»: «Чудище обло, огромно, стозевно и лайяй». А. С. Пушкин в стихотворении «Деревня» нарисовал страшную картину крепостной России (читает подготовленный ученик): Здесь тягостный ярем До гроба все влекут, Надежд и склонностей В душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея.А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» поведал о судьбе крепостных актеров. (Зачитать отрывок.) А. И. Герцен в повести «Сорока-воровка» развил эту тему. (Подготовленный ученик кратко излагает сюжет.) О положении крепостных писали и Тургенев, и Некрасов, и Салтыков-Щедрин... Каждый, кто считал себя гражданином и понимал, что в стране «рабов и господ», по выражению Лермонтова, невозможно быть счастливым посреди всеобщего несчастья. Н. С. Лесков подхватил, продолжил и развил эту традиционную для русской литературы тему. III. Формирование умений и навыков. Учитель. Послушайте эту фразу: Повествование о крепостной актрисе и талантливом мастере «тупейного дела» обнаруживает замечательное композиционное искусство автора». Как вы ее поняли? Докажите правоту моих слов. (Подсказка: Как построен рассказ?) (Первые 3 главы — пролог от имени повествователя, которыЬ вспоминает свои отроческие годы. Повествование в последних 3 главах ведется также от лица автора. Центральная же часть произведения представляет собой историю, поведанную Любо- вью Онисимовпой, героиней рассказа. В художественное обрамление, как в рамку, заключен портрет минувшей эпохи.) Учитель. Что дает такой прием автору? (Достоверность рассказа от первого лица - излюбленный прием Лескова.) Учитель. Где происходит действие? Что представляет собой театр? Посмотрим, что говорит о нем Любовь Онисимовна? (Конец 3 главы.) Учитель. А что еще страшней? Каково положение крепостных актеров? (Глава 4 (конец), 11 глава.) Учитель. Камариновые серьги - это какие? Прекрасный подарок с зелено-голубым аквамарином, сейчас любая из девушек, наверное, порадовалась бы такому вниманию. Почему же Любовь Онисимовна говорит, что это было самое «ненавистное»? Какая нравственная проблема стояла за этим подарком? Было ли это то самое утешение, та ласка, о которой говорит Горький? (Эпиграф.) (Нет, это бесчеловечно. «Бесчувственная прихоть злодея».) Учитель. Да неужели же это правда? Неужели в самом деле люди подвергались таким унижениям и пыткам? Кто может подтвердить достоверность описанного? Не авторский ли это прием? (Воспоминания современников, можно зачитать.) Учитель. Исключительно одаренные люди, находясь на положении рабов, холопов, не имели права на любовь, свободу, известность. Они содержались взаперти, словно преступники, им постоянно угрожали запороть или отдать в солдаты, что и происходит с героем рассказа. Кто же хозяева этого театра? (Портреты братьев Каменских, главы 4, 6, договор.) Учитель. Вот перед нами портреты крепостников. Только гениальность художника могла скрыть безобразие и уродство облика. Поистине «чудище обло, огромно и лайяй». Кстати, интересное слово употребляет Любовь Онисимовна «заволохател».Как вы его понимаете? А что, на ваш взгляд, ярче характеризует брата Каменского? Зарос волосами или «заволохател»? (Второе: в этом есть еще и что-то нечистоплотное.) Учитель. Главный герой - тупейный художник (что значит тупейный) - кто это? Расскажите о нем. (Работа с этимологическим словарем.) Учитель. Не менее печальна участь главной героини, непревзойденной крепостной актрисы. Что стало с прекрасной, нежной, чистой любовью? Учитель. На мой взгляд (вы можете не согласиться), эта непобедимая и чистая любовь не уступает по силе любви Ромео и Джульетты. Она также бессмертна, но прошла такие испытания, которые и не снились ни Ромео, ни Джульетте. Вы согласны со мной? (Предательство священника - только это уже само по себе многого стоит.) Учитель. Кто в этом рассказе выражает идею автора? Как? Что стало с Любовью Онисимовной? («Бедных людей жалеть не нужно...») Учитель. Страдатели - что это за слово? Как вы его понимаете? - В качестве домашнего задания я просила выписать в тетрадь непонятные слова и попробовать дать им объяснение. Что узнали из примечаний? - Попытаемся определить литературное направление, стиль, в котором написан рассказ. Проверим по памятке, все ли мы поняли в этом рассказе, не осталось ли чего-то недосказанного? IV. Итог урока. Учитель. Ну вот и все, закончилась печальная история. Что скажете о ней? О Лескове? Посмотрите на эпиграф урока. Может быть, он вам что-то подскажет? - Кто в рассказе - нелюди? А сам автор? Зачитайте последний абзац рассказа. Сколько нежности, сострадания в отношении к своей няне! Так можно говорить о ребенке с чистой, безгрешной, праведной душой. - Постелька! Одно это слово доказывает бесконечное преклонение и любовь. В своем стихотворении «Завещание» Т. Шевченко просил: И меня в семье великой, В семье вольной, новой, Не забудьте, помяните Добрым, тихим словом. Сегодня мы вспомнили о талантливых людях России добрыми, тихими словами. Спасибо всем.
|