Уроки-практикумы по анализу лирического произведения
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Представлен материал к анализу стихотворений, работа с текстом, заполнение таблицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы к уроку                Фоменко Светлана Григорьевна                

« Край ты мой, родимый край...» (лирика XIX века)

Опорные вопросы:

1.   Что привлекает в стихотворении? Какое настроение оно выражает?

2.   На основании каких образов развивается художественный смысл стихотворения?

3.   Какими выразительными средствами и приемами пользуется при этом автор?

4.   Как ритмомелодический строй поддерживает образную направленность стихотворения?

5.   Чем необычно стихотворение? В чем его неповторимость?

В.А. Жуковский       « Приход весны»

 Анализ стихотворения

Какое настроение выражает это стихотворение? Какова его поэтическая тема?

Стихотворение передает легкое, радостное настроение. Его поэтическая тема - приход

весны -  выражена в заголовке.

Какие образы передают в стихотворении приход весны?

Для выражения прихода весны В. Жуковский в качестве ключевых выбирает образы нивы, рощи, жаворонка в небе, дождя и воды.

Образы названы не прямо, а через признаки. Что это за признаки? Как они выражены?

Явления, передающие приход весны, названы по характерным для весны признакам :

« зелень нивы», « рощи лепет », « жаворонка трепет », « теплый дождь », «сверканье вод». Эти признаки выполняют главную роль- все они представляют собой метонимию  ( кроме эпитета  теплый). За счет метонимии характеристика весны выдвигается на первый план.

Названа ли в стихотворении сама весна?

Весна названа не прямо, а через словосочетание, передающее главное в этом образе для автора : « Весны приход», - не случайно именно оно заканчивает стихотворение, образуя своеобразное кольцо ( кольцевая композиция )

Какой перифразой определяется в последней строке « весны приход »? Весны приход назван перифразой - « жизнь души »,- вот почему для человека так радостно возрождение весной природы. Чтобы подчеркнуть полноту и невыразимость чувств, охватывающих человека весной, автор прибегает к риторическим восклицаниям. Каким размером написано стихотворение. Как строится строфа ? Отражается ли в структуре строфы поэтическая тема?

Стихотворение представляет собой одну строфу - шестистишие, с парной рифмовкой : 1-2 и 4-5( рифма женская ) и опоясывающей - 3 и 6 ( рифма мужская ).Стихотворение написано четырехстопным хореем, а в 3 и 6 - по три стопы. Это придает стихотворению живость, динамизм. Во   2-й строке наблюдается пиррихий, за счет чего слово « жаворонка » выделяется переливчатой протяжностью. В чем своеобразие этого стихотворения?

В. Жуковскому удается лаконично, выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира, передать восхищение, радость человека.

Метонимия -   ( греч. - переименование ) -троп: замена в поэтической речи названия явления, понятия или предмета другим названием. Метонимия является одним из видов употребления слова в переносном значении. Например : « Я три тарелки съел », -восклицает Саша.( Съел он не три тарелки, а три тарелки щей ).

Дифференциация обучения на уроках-практикумах по анализу лирического произведения

Интерпретация стихотворения

А.А. Фет  «Скрип шагов вдоль улиц белых…»

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

                На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит и все немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

          На мороз дохнуть.

Вопросы и задания к стихотворению:

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Какими способами поэт создает это стихотворение? Какие языковые средства он для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?

В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?

Какие слова употреблены в переносном значении? Зачем?

Как вы думаете, какой смысл выявляется в том, что каждая вторая строка в стихотворении короче первой?

Есть ли в этом стихотворении человек? Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?

Обратите внимание на особенность построения стихотворения. Сколько в нем частей? Чем интересна каждая часть?

Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

В своих рассуждениях вы, ребята, должны отметить роль рифмы, ритма стиха, композиции, дифференцировать автора и лирического героя.

Приложение:  фрагменты ученических работ.

                                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

      Вот несколько фрагментов из ученических работ пятиклассников:

(А.А. Фет «Скрип шагов вдоль улиц белых…»)

Это стихотворение вызывает ощущение холода, тишины и неясной тревоги. Для создания этого ощущения поэт использует звуки (шипящие, звонкие согласные), усиливающие образ замерзшего, стеклянного города. Почти все слова короткие, как быстрые и четкие шаги ночного путника. Предложения различны по длине, и, может быть, именно эта особенность показывает, как прерывисто дыхание человека…

Это стихотворение вызывает грустное настроение. Когда его читаешь, то представляешь себе морозную, сверкающую зимнюю ночь. Образ ночи автор создает с помощью слов (оледенелых, хрустали, блещут), звуков и ритма. Предложения построены так, что кажется, что автору так холодно, что он старается меньше говорить. Поэтому каждая вторая строка в предложении короче первой. Кажется, что все замерло и не дышит в морозном воздухе. Ветру и воздуху приписаны человеческие свойства (ветер спит, воздух робеет). Мороз такой сильный, что даже воздух его боится...

Звуковая форма стихотворения помогает проникнуться тишиной и торжественностью. Каждая вторая строка стихотворения короче первой, что дает возможность более глубокого осмысления содержания, даже возможность представить себя в изображенной картине…

Поэт восхищается природой, он сравнивает обыкновенный лед с хрусталем, он называет иней на ресницах серебристым пухом, который не просто мешает глазам смотреть, а «нависнул в очи». Многие слова употреблены в переносном значении: «ветер спит», «воздух робеет на мороз дохнуть». Но я понимаю, что это означает: нет ветра, воздух неподвижный… Мне кажется, что каждая вторая, короткая строка стихотворения как бы замедляет ритм, создает впечатление, что все замирает, затихает в природе. В стихотворении ничего не говорится о каком-то конкретном человеке, но его присутствие чувствуется в каждой части: то он идет вдалеке по тихой улице, и под его ногами скрипит снег, то мы видим его как бы рядом: у него заиндевели ресницы и дыхание перехватывает от мороза. Автор так сумел описать впечатление от тихой морозной ночи, что я представляю, будто это я иду по улице и ощущаю все сам…

Дифференциация обучения на уроках-практикумах по анализу лирического произведения

Интерпретация стихотворения

И.А. Бунин «Ландыш»  

В голых рощах веял холод…

Ты светился меж сухих,

Мертвых листьев… Я был молод,

Я слагал свой первый стих –

И навек сроднился с чистой

Молодой моей душой

Влажно – свежий, водянистый,

Кисловатый запах твой!

Вопросы и задания к стихотворению:

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Какие образы и картины вам представились?

Какие краски, звуки, запахи вы почувствовали в этом стихотворении? Как они влияют на ваше настроение?

Найдите в тексте глаголы и попытайтесь объяснить их смысловую роль.

Найдите в тексте прилагательные. Все ли из них являются эпитетами? Какие образы они создают?

Какую роль играют в этом тексте многоточие в  третьем стихе и тире – в четвертом?

Что изменится в восприятии текста, если прочитать его без названия?

                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                     

Рабочий лист учени____________________________________________

краски

звуки

запахи

образы

ИВС

настроение

















Вывод:







Фрагмент сочинения

Цветок светится среди прошлогодних листьев голой рощи и источает необычный запах, такой же молодой и свежий, как душа у лирического героя (молодого поэта). И его первый стих подобен ландышу, хрупкому, нежному чуду, рожденному природой. Многоточие в третьем стихе как бы предвосхищает неожиданность рождения красоты: и цветка,  и стиха.

                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

Цветок светится среди прошлогодних листьев голой рощи и источает необычный запах, такой же молодой и свежий, как душа у лирического героя (молодого поэта). И его первый стих подобен ландышу, хрупкому, нежному чуду, рожденному природой. Многоточие в третьем стихе как бы предвосхищает неожиданность рождения красоты: и цветка,  и стиха.

В стихотворении дважды встречается многоточие. Интересно, связано ли это с воспоминаниями поэта, или сами паузы рисуют картину прозрачной голой рощи. Поэт был молод, и его первый стих не случайно родился именно весной. Чей же свет остановил поэта, чей же запах «влажно-светлый, водянистый, кисловатый» заставляет поэта вспомнить о молодости? Запах цветка сродни запаху весеннего воздуха и последнего снега…

Интересна композиция стихотворения. В первой строфе образы голой рощи и светящегося ландыша «не пересекаются» с образом поэта, первый стих которого еще не родился, а только еще рождается. Об этом напоминает нам глагол «слагал», вид которого указывает нам на незаконченность действия. А во второй строфе запах ландыша «сроднился», то есть соединился с молодой душой героя. Действие уже совершилось, и первый стих поэта, родившийся весной, подобен ландышу, пересилившему оцепенение мертвых листьев в холодной, голой роще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Анализ лирического произведения

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»

Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....